Ещё немного о Венеции. О музыкантах и детдомах
по материалам книги А.Тозо Феи "Возможно, не все знают, что в Венеции..."
пер. с итальянского
... Возможно, не все знают, что старинные сиротские дома "Ospedali" Венеции
послужили моделью для первых европейских консерваторий.
Самый знаменитый "Pio Ospedale della pieta", был создан в 1346 году, благодаря
усилиям монаха Пьетро из Ассизи, который многие годы посвятил заботе о брошенных
на произвол судьбы новорождённых и маленьких детей. Многие богатые горожане
дарили на эти нужды апартаменты, монаху было дано разрешение собирать пожертвова-
ния для таких детей. Обычно такие просьбы сопровождались возгласами "pietA,
pieta", "милости, милости" - дав имя этому учреждению, которое закрепилось за
ним навсегда. Дети, которых приносили в "Pieta", были очень маленькими, но не все
были новорождёнными, обычно их украдкой оставляли в небольшой каменной нише
"scafetta" или рядом с ней; несколько веков позже вместо неё соорудят вращающийся
деревянный цилиндр( который можно увидеть и сейчас, поскольку он стал одним из
боковых окон бара в "Hotel Metropole").
Чтобы удерживать венецианцев от ужасного решения бросать своих детей, в церкви
и монастыре, которые тоже носят имя "Pieta", во время службы прибегали к угрозам
отлучения от церкви. До наших дней сохранилось на одной из стен Оспедале
мраморная доска со словами Папской буллы, которая гласит: "Пусть Господь поразит
проклятием и отлучением тех, кто приносит или позволяет отдавать своих деток,
законных или рождённых вне брака, в этот "Hospedale della Pieta"".
Приносимых детей обычно принимали монахини, которые записывали точную, вплоть
до указания часа дату прибытия малыша, подробно описывая одежду и все вещи, среди
которых часто присутствовали вешички( монеты, броши, крестики), разделённые
пополам. Видимо, мать или родители надеялись, таким образом в один прекрасный
день опознать и воссоединиться с покинутым ими ребёнком. Но такие воссоединения
случались очень редко. В Оспедале сейчас организован небольшой музей, который
сохраняет все эти опознавательные знаки, документы и музыкальные инструменты.
Воспитанники мальчики обучались различным ремёслам и по достижению 15 лет
покидали Оспедале. Некоторые оставались внутри монастыря в качестве рабочих.
Остальные отправлялись в сёла в провинциях, принадлежавшие Венеции и становились
крестьянами. Некоторые начинали работать на верфях Арсенала.
Девочки обучались ремеслу ткачихи, рукоделью и домашним работам.
Будущее, которое их ожидало - либо замужество, либо работа служанок в богатых
домах. Их называли "figlie di comune".
Но была среди девочек другая, более привилегированная группа "figlie di coro",
несколько десятков человек, которых с малых лет обучали музыкальной грамоте,
пению и игре на музыкальных инструментах. Среди их учителей были такие выдающие-
ся музыканты, как Антонио Вивальди и Бальдассар Галуппо.
Так учреждения для покинутых детей стали живыми центрами музыкальной культуры,
совершенно включёнными в общественную жизнь горожан, которые любили и ценили
прекрасное исполнение церковной музыки.
Воспитанницам Оспедале "putte del coro" было запрещено петь в театрах; это
делали и становились знаменитыми не сироты, а "приходящие"воспитанницы,
те, которых посылали семьи обучаться музыкальному искусству у знаменитых
наставников Оспедале. По факту, Pieta ,было единственным местом в Европе 17 и
18 века, где женщины могли петь, играть на музыкальных инструментах, преподавать
музыку и в некоторых случаях, даже дирижировать.
Первые консерватории в Париже, Лондоне и Берлине взяли за основу именно вене-
цианский Оспедале.
"Пение воспитанниц Оспедале" "La cantata delle putte dell'Ospedale"
Габриэле Белла. 1720 г.
пер. с итальянского
... Возможно, не все знают, что старинные сиротские дома "Ospedali" Венеции
послужили моделью для первых европейских консерваторий.
Самый знаменитый "Pio Ospedale della pieta", был создан в 1346 году, благодаря
усилиям монаха Пьетро из Ассизи, который многие годы посвятил заботе о брошенных
на произвол судьбы новорождённых и маленьких детей. Многие богатые горожане
дарили на эти нужды апартаменты, монаху было дано разрешение собирать пожертвова-
ния для таких детей. Обычно такие просьбы сопровождались возгласами "pietA,
pieta", "милости, милости" - дав имя этому учреждению, которое закрепилось за
ним навсегда. Дети, которых приносили в "Pieta", были очень маленькими, но не все
были новорождёнными, обычно их украдкой оставляли в небольшой каменной нише
"scafetta" или рядом с ней; несколько веков позже вместо неё соорудят вращающийся
деревянный цилиндр( который можно увидеть и сейчас, поскольку он стал одним из
боковых окон бара в "Hotel Metropole").
Чтобы удерживать венецианцев от ужасного решения бросать своих детей, в церкви
и монастыре, которые тоже носят имя "Pieta", во время службы прибегали к угрозам
отлучения от церкви. До наших дней сохранилось на одной из стен Оспедале
мраморная доска со словами Папской буллы, которая гласит: "Пусть Господь поразит
проклятием и отлучением тех, кто приносит или позволяет отдавать своих деток,
законных или рождённых вне брака, в этот "Hospedale della Pieta"".
Приносимых детей обычно принимали монахини, которые записывали точную, вплоть
до указания часа дату прибытия малыша, подробно описывая одежду и все вещи, среди
которых часто присутствовали вешички( монеты, броши, крестики), разделённые
пополам. Видимо, мать или родители надеялись, таким образом в один прекрасный
день опознать и воссоединиться с покинутым ими ребёнком. Но такие воссоединения
случались очень редко. В Оспедале сейчас организован небольшой музей, который
сохраняет все эти опознавательные знаки, документы и музыкальные инструменты.
Воспитанники мальчики обучались различным ремёслам и по достижению 15 лет
покидали Оспедале. Некоторые оставались внутри монастыря в качестве рабочих.
Остальные отправлялись в сёла в провинциях, принадлежавшие Венеции и становились
крестьянами. Некоторые начинали работать на верфях Арсенала.
Девочки обучались ремеслу ткачихи, рукоделью и домашним работам.
Будущее, которое их ожидало - либо замужество, либо работа служанок в богатых
домах. Их называли "figlie di comune".
Но была среди девочек другая, более привилегированная группа "figlie di coro",
несколько десятков человек, которых с малых лет обучали музыкальной грамоте,
пению и игре на музыкальных инструментах. Среди их учителей были такие выдающие-
ся музыканты, как Антонио Вивальди и Бальдассар Галуппо.
Так учреждения для покинутых детей стали живыми центрами музыкальной культуры,
совершенно включёнными в общественную жизнь горожан, которые любили и ценили
прекрасное исполнение церковной музыки.
Воспитанницам Оспедале "putte del coro" было запрещено петь в театрах; это
делали и становились знаменитыми не сироты, а "приходящие"воспитанницы,
те, которых посылали семьи обучаться музыкальному искусству у знаменитых
наставников Оспедале. По факту, Pieta ,было единственным местом в Европе 17 и
18 века, где женщины могли петь, играть на музыкальных инструментах, преподавать
музыку и в некоторых случаях, даже дирижировать.
Первые консерватории в Париже, Лондоне и Берлине взяли за основу именно вене-
цианский Оспедале.
"Пение воспитанниц Оспедале" "La cantata delle putte dell'Ospedale"
Габриэле Белла. 1720 г.
Метки: