Рецензия на поэическое произведение

Если пользователь интернета когда-нибудь решит написать рецензию к поэтическому произведению, он не будет испытывать недостатка в рекомендациях – материала по данной теме на бескрайних просторах всемирной паутины предостаточно. Насколько этот материал качественен, зависит он многих параметров, главными из которых являются степень доверия к источнику и глубина требований рецензента к своей собственной работе.

Отчего-то бытует мнение, что написать рецензию на стихотворение легко. Между тем, настоящая рецензия подразумевает ряд правил, соблюдение которых требует не только определённых знаний и навыков, но и способностей. Рецензент – это не только внимательный читатель, но и критически настроенный писатель. Третьего, как говорится, не дано. Рецензия должна обладать рядом признаком, позволяющих именоваться ей рецензией , и чтобы выявить их, нужно для начала разобраться с самим термином.

С латыни ;рецензия; переводится как ;обследование, рассмотрение; и означает критический разбор и оценку художественных произведений, а так же жанр литературной критики. В литературной энциклопедии на ресурсе Фундаментальной Электронной Библиотеки (ФЭБ) приводится статья Д.П.Муравьёва, в которой кратко изложена история русского литературного рецензирования и обозначены некоторые основные виды рецензий в современной критике, а именно : 1) небольшая критическая или публицистическая статья полемического характера ; 2) развернутая аннотация, которая раскрывает содержание произведения, нередко самим отбором материала выражая оценку; 3) эссе, представляющее собой окрашенное лиризмом размышление, навеянное чтением; 4) авторецензия — излагает взгляд автора на свое произведение или полемизирует с толкованием его в критике.

Как мы видим, нам подходит первое определение, и действительно, основу рецензии, как аналитического жанра, составляет критический отзыв о произведении небольшого или среднего объёма (развёрнутая рецензия); рецензия большого формата является критической статьёй.

Что же касается правил написания рецензии, то они достаточно просты : стихотворение следует внимательнейшим образом восприять, то есть прочитать и осмыслить прочитанное, и ;разъять гармонию;, то есть осуществить анализ стихотворного текста – определить тему и идею произведения, его композиционные особенности, язык, стиль и систему образов, соотнести его с художественной традицией и попытаться определить его художественную ценность.

Но существуют и другие, не менее важные правила, которые обязательно следует соблюдать рецензенту – это этические правила, подразумевающие беспристрастное отношение к произведению со стороны критика, отражающие уровень его профессионализма.

Совершенно недопустимо пренебрежительное, насмешливое, снисходительное, а тем более агрессивное отношение к Автору – манера изложения критического анализа должна быть корректной и ни в коем случае не допускать перехода на личность Автора. Подход к Автору должен быть уважительным, не переступающим допустимые грани – имеется в виду и панибратское к нему отношение.

Критика не должна быть предвзятой и смешивать личность Автора и его произведение. Не надо забывать о психологической составляющей рецензии – для многих авторов критический разбор его произведения является самой настоящей проверкой на псих.устойчивость.

Словом, рецензирование – это процесс, требующий от рецензента аккумуляции всех его профессиональных и лучших человеческих качеств. Но рецензия, написанная по всем правилам, не менее полезна для рецензента, чем для Автора : рецензент (тоже Автор, а потому не стоит пренебрегать названием рецензии, ведь она сама является произведением!), что называется, набивает руку – оттачивает своё перо, тренирует глаз, и написание рецензий обязано благодатно сказаться на его собственных произведениях.

В качестве же совета при написании рецензии хочется вспомнить одно золотое правило, которое звучит примерно так : не уверен – не говори! То есть, если рецензент в чём-либо сомневается, едва ли ему стоит ступать на непрочный лёд, потому как, согласно классическим канонам, рецензия подразумевает диалог –она должна способствовать полемике, потому как критика без полемики бесцветна и безвкусна именно в условиях виртуальных пространств.

И здесь нельзя не вспомнить о таком виде рецензии, как рекламная, которой всё чаще пытаются подменить рецензию литературную. Исходя из выше изложенного, рецензия рекламного характера, призванная к перечислению одних достоинств товара с целью его продажи, имеет мало общего с рецензией литературной. Если читатель имеет желание выразить восторг от произведения либо иные чувства, то его мнение охарактеризовать, как отзыв.

Благодарю за внимание!
С уважением,
Марина Новикова-Шведт.

08.12.2021.

Ссылки:
1. Абдулаев Е. Взламывая нейтральность : https://znamlit.ru/
2. Григорьев А. Литературная критика : https://imwerden.de/
3. Муравьёв Д.П. Рецензия. ФЭБ : http://feb-web.ru/feb /
4. Рецензия. Литературная энциклопедия : https://gufo.me/dict/


Метки:
Предыдущий: Я бы хотела каждому из нас пожелать... Да пребудет
Следующий: Я, Эрвин Шрёдингер, Джеймс Уотсон и Френсис Крик,