Это страшное слово Графоман
"Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей…"
А.П.Чехов
Меняется время, меняемся мы - изменяются и наши приоритеты, идеалы, мечты. Претерпевают изменения слова в смысловом содержании своём или в форме, и осознание инверсионности процесса представляется делом трудным и многим попросту не нужным.
Возьмём, к примеру, слово графоман - уж куда как широко используемый термин на просторах современной литературы! Это слово с негативным оттенком подобно гладко шлифуемому временем камню – если раньше оно встречалось на литературных просторах не так часто, то ныне этим камнем вымощены все мостовые Рулинета. Материал, из которого выполнен этот камушек, многослойный, вбирающий в себя множество понятий, только отчего же его в сети так много? Попробуем разобраться.
Этимологически понятие графоман образовано из двух слов греческого происхождения : ;;;;;; — писа;ть, чертить, изображать; и ;;;;;; — страсть, безумие, влечение;, и в психологическом контексте означает болезненную, выходящую за рамки общепринятых представлений непрерывную тягу к сочинительству. Психиатрическая наука соотносит данный термин к исследуемым заболеваниям, например, шизофрении и другим расстройствам психики. Современная литература, в пределах которой широко бытует термин, с удовольствием включает в него все качества из вышеназванных определений, и традиционно называет графоманом пишущего человека, чьи труды не несут в себе ценного с точки зрения её процессуальных правил.
Психология и психиатрия представляются нам узко специализированными областями , в которых графомания является диагнозом. Что же касается литературы, то здесь не всё так просто. Страсть к сочинительству не обязательно должна являться синонимом бездарности, и к чести современных литераторов будет сказано, что многие из них достаточно корректны в своих суждениях, как и положено культурным людям.
Осознавая закономерность современных общественных процессов, они прекрасно понимают разницу между массовой культурой и культурой элитарной. Литература ещё не так давно была уделом избранных, являя себя массам в окончательном варианте, предлагая свои имена для народной любви. Автор для масс был недосягаем, а его литературный быт представлялся священнодействием.
Но вот загромыхал по рельсам истории XX век, отмеченный чередой революций в самых разных областях человеческой жизни, и в конце его забрезжил свет бескрайних интернет – галактик, ставших обиталищем народных масс – вся жизнь перебирается в виртуальное пространство. И элитарность литературы стала стремительно тускнеть – блеск её определялся количеством устремлённых на неё восторженных глаз.
Нет-нет, литературные идеалы в виртуальной галактике остались прежними. Они даже сошли за ориентиры, но виртуальный автор подошёл к ним своеобразно, согласно правил сетевого пользования, легко решающих один из основных вопросов человечества, сформулированных Ф.М.Достоевским :
-Тварь я дрожащая или право имею?
Слово, отлитое в золоте, про которое так метко сказал сам народ – мол, написанное пером не вырубишь топором, теперь легко изменяется одним нажатием кнопки.
Нынешним авторам не нужно корпеть в библиотеках или даже за партами – достаточно нажать кнопку и перейти по ссылке, и вся сокровищница человеческой мысли готова настежь распахнуть свои двери перед пользователем, переставшим дрожать от страха, благоговения и прочих чувств.
И вот новоиспечённый Автор творит, используя все предоставленные ему возможности, ударными темпами создавая себе авторское имя, развлекая и будоража воображение зрителей-по-читателей, которые, в свою очередь, испытывают истинное удовольствие от сопричастности к творческому процессу, представляемому ими как литературный, и названный внесетевыми литераторами сетературным.
-И где же здесь место таланту, орудиями творчества которого испокон веку было перо и лист бумаги? – скромно спрашивает Литератор, стыдливо пряча за спину ноутбук.
-Вот именно! – кивает сетературный Автор и недоумённо пожимает плечами, - Ты подумай, Пушкин ни разу не был в Бахчисарае, а вон сколько начесал! А Серёга Есенин? Ваще алкаш! А Шпаликов? Мало ли, что там песню написал! Ты человеком будь - сначала долги отдай, а потом вешайся!
Вот она - сермяжная правда народа, вырвавшаяся в конце XIX века на страницы интернет-блогов. В ней всё просто – добро должно восторжествовать над злом, дело мастера боится, и лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной сволочью.
Народ сам стал автором, испытывая непреодолимую тягу к самовыражению, справедливо полагая, что талантлив если не в массе своей, то по отдельности до чрезвычайности. Программисты и прочие инернет - кудесники в поте лица обустраивают виртуальный быт виртуального автора.
-Игра! – презрительно фыркает Литератор, - Сетература!.. Графоманы!
Но народное творчество игнорировать невозможно – на бесхитростной и простой ниве фольклора взращена, вскормлена большая, художественная литература (безобидное название болитура – небольшая ответочка сетераторов за графомана). Не под таким ли углом следует смотреть на сетературу? Но что же тогда остаётся в камушке?
Неграмотность? Ну, это дело поправимое. Бездарность? А вот это уже ближе, и если мы прибавим к этому критерию ещё один – превращение написания произведения в коллективную игру, то получим самое точное определение графомана.
Однако, кто будет определять наличие или отсутствие авторского таланта, или же измерять его уровень? Сам народ, профессиональные литераторы, либо они сделают это сообща, почтительно выждав время? Бог весть, пока же ясно одно – камушки летят с целью побольнее ударить. И как бы не понимали данное слово авторы, думается, каждый из них относится к нему с чувством, которое можно выразить словами одного из киногероев, немного перефразировав :
-Это слово ругательное, и ко мне его прошу не применять!
Благодарю за прочтение!
С уважением,
Марина Новикова-Шведт)
07.12.2021г.
Ссылки :
1. Главные цитаты Достоевского : https://arzamas.academy/mag/
2.Графомания : https://ru.wikipedia.org/
3. Иван Васильевич меняет профессию : https://ru.wikiquote.org/
4. Цитаты известных личностей : https://ru.citaty.net/tsitaty/
5. 40 превосходных цитат от неподражаемой Фаины Раневской : https://woman.rambler.ru/
А.П.Чехов
Меняется время, меняемся мы - изменяются и наши приоритеты, идеалы, мечты. Претерпевают изменения слова в смысловом содержании своём или в форме, и осознание инверсионности процесса представляется делом трудным и многим попросту не нужным.
Возьмём, к примеру, слово графоман - уж куда как широко используемый термин на просторах современной литературы! Это слово с негативным оттенком подобно гладко шлифуемому временем камню – если раньше оно встречалось на литературных просторах не так часто, то ныне этим камнем вымощены все мостовые Рулинета. Материал, из которого выполнен этот камушек, многослойный, вбирающий в себя множество понятий, только отчего же его в сети так много? Попробуем разобраться.
Этимологически понятие графоман образовано из двух слов греческого происхождения : ;;;;;; — писа;ть, чертить, изображать; и ;;;;;; — страсть, безумие, влечение;, и в психологическом контексте означает болезненную, выходящую за рамки общепринятых представлений непрерывную тягу к сочинительству. Психиатрическая наука соотносит данный термин к исследуемым заболеваниям, например, шизофрении и другим расстройствам психики. Современная литература, в пределах которой широко бытует термин, с удовольствием включает в него все качества из вышеназванных определений, и традиционно называет графоманом пишущего человека, чьи труды не несут в себе ценного с точки зрения её процессуальных правил.
Психология и психиатрия представляются нам узко специализированными областями , в которых графомания является диагнозом. Что же касается литературы, то здесь не всё так просто. Страсть к сочинительству не обязательно должна являться синонимом бездарности, и к чести современных литераторов будет сказано, что многие из них достаточно корректны в своих суждениях, как и положено культурным людям.
Осознавая закономерность современных общественных процессов, они прекрасно понимают разницу между массовой культурой и культурой элитарной. Литература ещё не так давно была уделом избранных, являя себя массам в окончательном варианте, предлагая свои имена для народной любви. Автор для масс был недосягаем, а его литературный быт представлялся священнодействием.
Но вот загромыхал по рельсам истории XX век, отмеченный чередой революций в самых разных областях человеческой жизни, и в конце его забрезжил свет бескрайних интернет – галактик, ставших обиталищем народных масс – вся жизнь перебирается в виртуальное пространство. И элитарность литературы стала стремительно тускнеть – блеск её определялся количеством устремлённых на неё восторженных глаз.
Нет-нет, литературные идеалы в виртуальной галактике остались прежними. Они даже сошли за ориентиры, но виртуальный автор подошёл к ним своеобразно, согласно правил сетевого пользования, легко решающих один из основных вопросов человечества, сформулированных Ф.М.Достоевским :
-Тварь я дрожащая или право имею?
Слово, отлитое в золоте, про которое так метко сказал сам народ – мол, написанное пером не вырубишь топором, теперь легко изменяется одним нажатием кнопки.
Нынешним авторам не нужно корпеть в библиотеках или даже за партами – достаточно нажать кнопку и перейти по ссылке, и вся сокровищница человеческой мысли готова настежь распахнуть свои двери перед пользователем, переставшим дрожать от страха, благоговения и прочих чувств.
И вот новоиспечённый Автор творит, используя все предоставленные ему возможности, ударными темпами создавая себе авторское имя, развлекая и будоража воображение зрителей-по-читателей, которые, в свою очередь, испытывают истинное удовольствие от сопричастности к творческому процессу, представляемому ими как литературный, и названный внесетевыми литераторами сетературным.
-И где же здесь место таланту, орудиями творчества которого испокон веку было перо и лист бумаги? – скромно спрашивает Литератор, стыдливо пряча за спину ноутбук.
-Вот именно! – кивает сетературный Автор и недоумённо пожимает плечами, - Ты подумай, Пушкин ни разу не был в Бахчисарае, а вон сколько начесал! А Серёга Есенин? Ваще алкаш! А Шпаликов? Мало ли, что там песню написал! Ты человеком будь - сначала долги отдай, а потом вешайся!
Вот она - сермяжная правда народа, вырвавшаяся в конце XIX века на страницы интернет-блогов. В ней всё просто – добро должно восторжествовать над злом, дело мастера боится, и лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной сволочью.
Народ сам стал автором, испытывая непреодолимую тягу к самовыражению, справедливо полагая, что талантлив если не в массе своей, то по отдельности до чрезвычайности. Программисты и прочие инернет - кудесники в поте лица обустраивают виртуальный быт виртуального автора.
-Игра! – презрительно фыркает Литератор, - Сетература!.. Графоманы!
Но народное творчество игнорировать невозможно – на бесхитростной и простой ниве фольклора взращена, вскормлена большая, художественная литература (безобидное название болитура – небольшая ответочка сетераторов за графомана). Не под таким ли углом следует смотреть на сетературу? Но что же тогда остаётся в камушке?
Неграмотность? Ну, это дело поправимое. Бездарность? А вот это уже ближе, и если мы прибавим к этому критерию ещё один – превращение написания произведения в коллективную игру, то получим самое точное определение графомана.
Однако, кто будет определять наличие или отсутствие авторского таланта, или же измерять его уровень? Сам народ, профессиональные литераторы, либо они сделают это сообща, почтительно выждав время? Бог весть, пока же ясно одно – камушки летят с целью побольнее ударить. И как бы не понимали данное слово авторы, думается, каждый из них относится к нему с чувством, которое можно выразить словами одного из киногероев, немного перефразировав :
-Это слово ругательное, и ко мне его прошу не применять!
Благодарю за прочтение!
С уважением,
Марина Новикова-Шведт)
07.12.2021г.
Ссылки :
1. Главные цитаты Достоевского : https://arzamas.academy/mag/
2.Графомания : https://ru.wikipedia.org/
3. Иван Васильевич меняет профессию : https://ru.wikiquote.org/
4. Цитаты известных личностей : https://ru.citaty.net/tsitaty/
5. 40 превосходных цитат от неподражаемой Фаины Раневской : https://woman.rambler.ru/
Метки: