Фаина Раневская и Владимир Высоцкий
"Есть три человека – Высоцкий, Раневская и
Ефремов. Это люди, о которых я не могу писать
и не могу говорить. Мой лексикон не может
охватить масштаб их дарования и таланта".
(Ия Саввина)
"Что Вы говорите?"
(Ф. Г. Раневская)
Фаина Георгиевна Раневская (наст. имя и фамилия – Фаня Гершевна Фельдман) (1896 – 1984) – великая русская театральная и киноактриса, Народная артистка СССР. Помимо обладания актерским талантом она была мудрой и весьма остроумной женщиной: многие ее высказывания еще при жизни Раневской стали афоризмами и анекдотами, и, что называется, ушли в народ.
Актриса не оставила мемуаров. Жаль... Ей, безусловно, было о ком вспомнить и о чем рассказать!
В частности, на ее жизненном пути были встречи, работа и общение с Владимиром Высоцким.
Существует несколько журналистских и актерских описаний знакомства уже известной, блистающей на сцене и в кино Раневской и недавнего выпускника театрального училища, начинающего поэта Володи Высоцкого. Все они разнятся лишь деталями, сочиненными, по всей видимости, теми, кто об этом знакомстве писал или рассказывал.
Рассмотрим все существующие версии.
Рассказ № 1, журналистский. ?Молодого актера-выпускника приняли в Театр имени Пушкина. Но роли давали маленькие, очень маленькие, проходные. Это не могло не отразиться на настроении. Часто Высоцкий бывал нетрезв, даже на сцене и главреж Равенских несколько раз увольнял его, потом восстанавливал, делал выговоры. Фаина Георгиевна Раневская, работавшая тогда в том же театре, рассказывала, что однажды стояла перед доской приказов и читала о бесконечных выговорах одному и тому же актеру за разные провинности: "Боже, кто же это такой смельчак?" – "Это я", – ответил худенький мальчик, стоявший рядом. Потом "эпопея" с приказами повторилась и на "Таганке"...?(1)
Вторая история, тоже – от журналиста. ?А Фаина Раневская знала совсем другого Высоцкого. Одно время они вместе работали в театре. Подойдя однажды к доске объявлений, Раневская увидела несколько десятков приказов, в которых Владимиру Высоцкому объявляли выговоры за различные нарушения дисциплины. "Кто же этот бедный мальчик?" – огорченно спросила актриса. Стоящий рядом невысокий стройный юноша тихо ответил: "Я". С тех пор Фаина Георгиевна взяла над Высоцким шефство и постоянно заступалась за него перед начальством?.(2)
Или вот – еще, версия № 3: из воспоминаний Нины Кузьминичны Никишевой, ныне пенсионерки, в прошлом – главного бухгалтера Одесской киностудии. Нина Кузьминична – собиратель материалов о жизни и творчестве Владимира Высоцкого. К ней приезжают на консультацию авторы фильмов о Поэте, составители сборников воспоминаний. Она много знает не только о самом Владимире Семеновиче, но и о его друзьях. Волею судьбы Никишева оказалась хранительницей многих семейных тайн Всеволода Абдулова. Бухгалтерша вспоминала: ?Обе женщины (Раневская и Абдулова. – А. С.) часто ходили друг к другу в гости. Однажды Елизавета Моисеевна (мать друга Высоцкого, актера Всеволода Абдулова. – А. С.) пригласила с собой и меня (к Раневской. – А. С.). Фаина Георгиевна приняла нас радушно, много рассказывала, в том числе и о Высоцком, с которым вместе играла в Театре им. Пушкина.
О первой с ним встрече она вспоминала так: "Прихожу как-то в театр, на доске объявлений приказ: "За опоздание на репетицию объявить выговор артисту Высоцкому". Прихожу второй раз – новый выговор, в третий раз – опять выговор. Посмотрев в очередной раз на доску объявлений, воскликнула: "Господи, да кто же это такой, кому объявляют бесконечные выговоры?!" Стоявший рядом юноша повернулся ко мне и сказал: "Это я". Смотрю, стоит передо мной мальчик-малышка. Говорю ему: "Милый мой Володечка, не опаздывай на репетиции, а то тебя обгадят так, что не отмоешься!"?.(3)
Вариант 4-й, вспоминает Всеволод Абдулов: ?Когда Володя попал в театр Пушкина, он познакомился там с Народной артисткой СССР Фаиной Григорьевной Раневской. (Да, да – таково настоящее отчество актрисы. Но устоявшееся в народе и привычное слуху – Георгиевна. – А. С.) Их разделяла невероятная дистанция, хотя сама Фаина Григорьевна славилась своей коммуникабельностью и демократичностью. А в этот дом (квартиру Абдуловых. – А. С.) она была более чем вхожа, приходила на все семейные праздники. И когда Володя появлялся, то заставал ее здесь. Они могли общаться на равных.
Нынешним актерам наплевать, какое у них имя, какой авторитет! А для нас в то время имена старых актеров звучали свято и торжественно: Раневская, Абдулов, Вершилов!.. Просто послушать их казалось счастьем, а тут была возможность посидеть рядом в неформальном общении?.(4)
История № 5 от журналиста В. Перевозчикова: ?Фаина Георгиевна не раз рассказывала, как они познакомились с Володей. Она проходила мимо доски приказов в Театре имени Пушкина, почему-то взглянула на нее, увидела пять или семь выговоров с последним предупреждением некоему актеру Владимиру Высоцкому и воскликнула:
- Боже мой! Кто этот бедный мальчик?
- Фаина Георгиевна, это я, – стоит маленький человечек. Так они познакомились, и она стала первой заступницей и просительницей за Володю в этом театре?.(5)
Версия № 6. Рассказывает сын Поэта Никита Высоцкий: ?Первым местом работы отца был Пушкинский театр. Его оттуда убирали, выгоняли. Почему — не знаю. Опять же, легенда не легенда, но рассказывают такую историю. Фаина Раневская в Пушкинском театре читает на доске объявлений: "Выговор артисту Высоцкому", "Артиста Высоцкого лишить всего на свете", "За пререкания артисту Высоцкому дать то-то, то-то". Удивляется: "Что же это за чудовище? Кто это?" А отец стоит рядом, говорит: "Это я". Она его с сочувствием обнимает: "Мальчик мой!" Она называла так — "мальчик мой" — только Станиславского, Пушкина и свою любимую собаку. С Высоцким у Раневской сохранились теплые отношения, он навещал ее в больнице?.(6)
Седьмая версия. Газета ?Комсомольская правда? в номере за 25 июля 2016 года публикует стенограмму беседы корреспондента Радио ?КП? Наталии Андреассен с гидом Общества пеших прогулок ?МоскваХод?, библиофилом Михаилом Мишиным. Названа публикация претенциозно: ?Владимир Высоцкий: Зачем пел на Лубянке, как прощался с Каретным и спасался песнями по телефону?. В интервью г-н Мишин словно дает свидетельские показания: ?И вот он (Высоцкий. – А. С.) заканчивает Школу-студию МХАТ и пробуется, едет в Ленинград в театр к Акимову, но он там не нужен, играет в Москве в Театре миниатюр у Полякова в саду ?Эрмитаж? (рядом с Большим Каретным) маленькие роли. Затем – Театр на Бронной, где он знакомится с Фаиной Георгиевной Раневской. Это очень известный эпизод. Как-то Фаина Георгиевна после отпуска пришла в театр, посмотрела на доску объявлений, а там было одновременно четыре выговора актеру Владимиру Высоцкому, которого она не знала. И она якобы в сердцах воскликнула: ?Кто же этот бедный молодой человек?? – ?Это я, Фаина Георгиевна?, – сказал Высоцкий, который был ниже ее ростом. Там они познакомились, а потом много общались у Всеволода Абдулова?.(7)
История под № 8. В книге ?Раневская Фаина Георгиевна – философ с папиросой в зубах? (Изд-во "Зебра-Е", 2012 г.) читаем: ?В начале 1960-х годов вместе с Раневской в Театре им. Пушкина служил молодой Высоцкий. Но на сцене они не пересекались: Фаина Георгиевна была уже ?народной?, а Владимир Семенович играл в массовке. Так, в спектакле про колхозную жизнь ?Свиные хвостики? он изображал пятидесятилетнего председателя колхоза, хотя самому актеру в ту пору было 22. Конечно, таких ролей для него было мало, и это приводило к депрессии, неверию в свои силы... И тогда Высоцкий срывался и не приходил в театр неделями, а на сцене иногда бывал нетрезв. Режиссер Борис Равенских за это несколько раз грозился выгнать актера из театра, строчил ему выговоры... От увольнения Высоцкого спасало только заступничество Фаины Георгиевны – она, едва ли не единственная в те времена, верила в него, считая очень талантливым человеком.
Как рассказывала актриса Алла Демидова, познакомились Раневская и Высоцкий случайно.
Фаина Георгиевна как-то стояла в вестибюле Театра им. Пушкина перед доской приказов и читала о бесконечных выговорах одному и тому же актеру за разные провинности.
- Бог мой, кто же это такой смельчак?! – громко на весь холл восторженно воскликнула она.
- Это я, - скромно ответил худенький юноша, который случайно оказался рядом. Это был Владимир Высоцкий?.(8)
С вариантами (версиями) знакомства Раневской и Высоцкого – разобрались.
И, кстати, приведенная выше цитата из книги содержит в себе немало ошибок, главная из которых – смелое утверждение о том, что Раневская и Высоцкий не пересекались на сцене. Это не так. Из другой замечательной документальной книги авторства Нины Цыркун ?Раневская?, написанной с использованием редких архивных документов и материалов, выясняется: ?В 1953 году художественным руководителем театра имени А. С. Пушкина был назначен Иосиф Михайлович Туманов, и по его приглашению в 1956 году Фаина Раневская поступила в его труппу... Сыграла здесь Раневская немного – всего три роли за десять лет, зато это был достойный репертуар. <...> Монахиня Прасковья Алексеевна в ?Изгнании блудного беса? Алексея Толстого. В спектакле была занята вся труппа, в том числе недавно принятый в театр Владимир Высоцкий – правда, в массовке, в толпе монахинь, странников, богомольцев прочего ?народа?. (Раневская, кстати, была чуть ли не единственной, кто уже тогда разглядел в нем талант, и благодаря ее заступничеству Высоцкого оставил в театре – его собирались увольнять за нарушение дисциплины, он ее действительно нарушал, не чувствуя себя нужным в этой толпе.)?.(9)
?Там почти вся труппа была занята – колоссальная массовка. Все мы прыгали – изгоняли беса. И выше всех Ф. Г. Раневская – она вообще как бы возникала над толпой. У нее была центральная роль. А ни у кого из нас ролей не было – абсолютно бессловесное присутствие на сцене, вроде мебели?, – вспоминала 7 января 1988 года в интервью Борису Акимову актриса Московского театра им. Пушкина Елена Борисовна Ситко (Б. Акимов, О. Терентьев, ?Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы?, глава ?Годы 1960-1961?, интернет-сайт libking.ru).
Продолжим дальше изучать историю взаимоотношений наших героев.
Из интервью высоцковеда Марка Цыбульского с коллегой Владимира Высоцкого по Театру имени Пушкина актрисой Еленой Попенко:
?М. Ц.: - Как говорят, Фаина Георгиевна Раневская очень благоволила к Высоцкому...
Е. П.: - Она ко всем нам, молодым, благоволила. В ней был нерастраченный запас доброты и нежности?.(10)
В связи с этим украинская журналистка Людмила Грабенко пишет: ?К удивлению родных, в Школу-студию МХАТ Высоцкий поступил с первого раза и без особого труда. А вот с ролями ему в начале актерской биографии отчаянно не везло: первой ролью Высоцкого в кино стал крошечный эпизод в картине "Сверстницы", и это на многие годы определило отношение к нему режиссеров – Высоцкий чуть было не стал актером на эпизодические роли: несколько лет он выходил на сцену в массовке, что приводило к депрессии, неверию в свои силы. И тогда Высоцкий срывался и не появлялся в театре неделями. От увольнения его спасало только заступничество Фаины Георгиевны Раневской – она, едва ли не единственная в те времена, верила в Высоцкого, считая его талантливым человеком, старалась всегда выслушать и чем возможно – помочь...?(11)
Ростовская журналистка Анастасия Рычагова в статье, посвященной памяти первой супруги Поэта Изы Константиновны Высоцкой, пишет: "Судьба Изы?Высоцкой отчасти была связана и с известной актрисой, уроженкой Таганрога, Фаиной Раневской. Она помогала Владимиру разрешать неурядицы в театре им. Пушкина, где он работал в молодости.?
?Увольняли (из этого театра. – Прим. ред.) его не раз. Но у него была заступница – великая женщина и великая актриса, единственная женщина, к которой я по молодости ревновала Володю. Это Фаина Григорьевна Раневская. Они обожали друг друга. И как только его увольняли, Фаина Григорьевна брала его за руку и вела к главному режиссеру. Видимо, она чувствовала в этом?тогда еще, по сути дела, мальчишке, который в театре-то ничего не сделал, большой неординарный талант?, – отмечала Высоцкая".(12)
?Уступать Высоцкий не любил, да и не умел – тормозов у него в ту пору было мало. Когда у них с главным режиссером возникали разногласия (назовем это так), то нам приходилось Володю отстаивать. Особенно защищала его Фаина Георгиевна Раневская. <…> Так что существование Володи у нас в театре не было безоблачным. И те два года (с перерывами), что он у нас работал, Высоцкий, не считая отдельных удач в эпизодах, как актер практически не раскрылся?, – вспоминала артист Московского театра им. Пушкина Симон Каренович Бубнов (Б. Акимов, О. Терентьев, ?Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы?, глава ?Годы 1960-1961?, интернет-сайт libking.ru).
Весьма интересные рассуждения. Но лучше всего узнать о творческих отношениях Фаины Георгиевны Раневской и Владимира Высоцкого, что называется, из первых уст – из дневников, разрозненных записок самой актрисы. Таковые, к счастью, сохранились, и опубликованы в уникальной книге ?Наедине с собой. Исповедь и неизвестные афоризмы Раневской?, вышедшей в 2015 году в московском издательстве ?Яуза?. Итак: ?В 1960 году в Московский театр имени Пушкина пришел главным режиссером Борис Равенских. Но в его спектаклях я не сыграла ни одной роли. А ведь Равенских ставил очень интересно. <...>
С приходом Равенских как обрезало: для меня ролей нет! Неужели потому, что я заступалась за Володьку Высоцкого?
Равенских сначала его поставил на главную роль, мальчишку, едва пришедшего в театр, а потом вдруг снял, хотя Высоцкий репетировал очень хорошо, замечательно. Мало того, что снял, пригласив более взрослого, чужого актера, так ведь еще и оставил в той же пьесе в массовке!
Это какой надо быть сволочью, пусть и гениальной, чтобы так сломать парня! Володя не сломался, но запил. А ведь Высоцкий, насколько я помню, мог выбирать между театрами, его еще во время учебы заметили?.(13)
И еще: ?А потом в Московский театр имени Пушкина, где ни от Пушкина, ни от московского театра и так уже почти ничего не осталось, пришел Равенских.
Не спорю: талантливый, интересный, мыслящий, но настолько не считающийся с актерами, что работать рядом с ним я просто не могла. А он и не настаивал.
Придя главным режиссером после Туманова, Равенских получил карт-бланш, чем немедленно воспользовался: разогнал половину труппы! Меня тронуть не рискнул, понимал: высмею так, что вся Москва пальцем будет показывать. Издевался над другими, то давал главную роль в спектакле, то низводил до уровня массовки, то увольнял, то принимал обратно Володю Высоцкого...
Если режиссер приглашает к себе, суля золотые горы, эти самые горы мысленно следует заменить серебряным пригорком, но уж хотя бы им. А вот когда этот же режиссер в одном спектакле ставит молодого, амбициозного и талантливого мальчика сначала на главную роль, а потом безо всяких на то оснований переводит в массовку просто потому что подвернулся кто-то постарше, это уже непорядочно. Поставил бы в очередь, пусть бы Высоцкий показал себя.
Но Равенских предпочел гноить Высоцкого несколько лет, держа его на эпизодических ролях. Я знаю, что это такое, сама много лет сидела. Но когда на эпизодах сидит провинциалка, не имеющая ни образования, ни внешних данных, да еще и в период, когда в театрах раздрай, – это одно, а когда талантливого мальчика держат в массовке, предварительно пригласив в театр, – совсем иное.
Он не просто украл у Высоцкого несколько лет, но и уничтожил у того доверие к театру. Потерять первые годы, когда становится характер актера, когда крепнет его вера в собственные силы...?(14)
Или – вот такая удивительная история, записанная Фаиной Георгиевной и опубликованная в ее кинге "Мой кот и пес. ?Они живут как Сара Бернар, а я сама – как собака?" (Изд-во "Яуза-пресс", 2016 г.). История называется "Высоцкий и кот".
"Никому не рассказывала, но был смешной случай с Володей Высоцким.
После окончания учебы он служил (как и я) в Театре им. Пушкина (бывший таировский Камерный). Молодой парень, талантливый актер, глаза горели на работу по-хорошему, а ему давали эпизодические роли. Даже не второй план, а массовка. Есть актеры, которых дальше массовки пускать не стоит, но Володя не из таких. Этого режиссеры не понимали, а актеры, нутром чувствуя конкурента, всячески подчеркивали его необязательность и ?невидность?. Да, у Высоцкого внешность не двухметрового героя-любовника, но она ни к чему, для таланта внешность не всегда важна.
А кот здесь вот при чем.
Володя страшно переживал свою ?ненужность? и?в конце концов запил, мог не появляться в театре несколько дней. Массовка обходилась и без него, но сам факт нарушения решили пресечь на корню – ?пропесочили?, речь шла даже об увольнении. Выговор следовал за выговором, после третьего положено уволить. Что такое быть уволенным из московского театра? Больше никуда не возьмут.
Терпеть не могу, когда талант сначала гнобят, а потом укоряют за то, что тот плюет в ответ!
Я за Володю заступилась, после чего тоже попала в разряд неугодных старух, но мне-то не привыкать. Высоцкий потом перешел в Театр на Таганке, где и работал весьма счастливо, одно его имя на афише собирало полные залы.
А тогда в благодарность за заступничество он подарил мне котенка! Сделал это немного неуклюже, смущаясь – сунул в руки, пробормотав: ?Это Вам. Спасибо?.
Котенок был хорошенький-прехорошенький, пушистый комочек с доверчивыми глазками. Но взять его я не могла: серьезно болела Белла, переехавшая ко мне из Стамбула, не до кота. И не взять невозможно – Володя дарил от души, обидишь парня на всю жизнь.
Выручила проходившая мимо местная прима, ее возглас был неожиданным:
–?Ой, какая прелесть!
Высоцкий смутился, не зная, как реагировать. N. склонилась над котенком в его руках. Я поверх ее головы показала глазами, Володя понял, взгляд заискрился смехом сквозь прищур.
–?Это Вам. Я только что говорил Фаине Георгиевне, что Вам понравится…
Я кивнула: молодец мальчик, все правильно сделал.
Прима подарок приняла, растроганно поблагодарила и удалилась, со счастливым видом прижимая пушистый комочек к груди. Мы переглянулись. Вот что делают с людьми кошки – вчера еще совершенно непримиримая фифа, готовая лично выгнать Высоцкого из театра, ныне с котенком в руках стала нормальной душевной женщиной.
Судьба Володи была спасена, но из этого театра он все же ушел. Впрочем, как и я. От Таировского театра осталась лишь оболочка, может, там и хорошо, но не по мне. Володя нашел себя на Таганке, а я тогда вернулась в Театр им. Моссовета к Завадскому (куда же еще!)".(15)
В письме к тогдашней супруге Людмиле Абрамовой, написанном молодым актером 13 июля 1962 года и направленном в Москву из Свердловска во время гастролей там Театра им. Пушкина, Высоцкий, описывая закулисные интриги, по-доброму упоминает в нем в том числе и Фаину Георгиевну: ?<Гастроли> прошли здесь очень здорово, но в конце появились ругательные статьи, Раневская притворилась, что вывихнула ногу, и уехала в Москву, Чирков тоже уезжает. Дирекция бегает, высунув язык, и поддерживает порядок...?(16)
Любопытно, что первый приезд Владимира Высоцкого в Свердловск состоялся 20 февраля 1962 года, но с другим театром. В городе он пробыл до 12 марта. Экскурсовод Екатеринбургского музея Поэта?Татьяна Мусихина рассказала: "Во время гастролей с Московским театром миниатюры будущий любимец миллионов остановился в маленькой комнате под номером 464 в гостинице "Большой Урал". В номере их поселили вдвоем с начинающим артистом Рудиным (Рудольф Рудин (Айзеншток), известен ролью пана Гималайского в телевизионном сериале-спектакле ?Кабачок ?13 стульев“?. – А. С.).
Добивали Высоцкого в тот период бытовые неудобства, пусть он и был неприхотлив в быту. Свой номер в гостинице он характеризовал как мизерную комнатку в коридоре с мизерными удобствами и душем только в подвале.
Да и творческие дела, откровенно говоря, не шли: в театре ему дают крохотную роль в духе "кушать подано". Представьте себе! При своем таланте у Высоцкого 20 дней - эпизодические выходы в одном и том же спектакле под названием "Вокруг смеха". В первой миниатюре у него была роль любовника, который прячется в шкафу, когда появляется муж. Во второй он выпивает воду из вазы с цветами.
Бытовые неудобства, а особенно мизерность творческой реализации, а точнее, практически полное ее отсутствие доводили Высоцкого до сильных нервных срывов. Параллельно ему стали неприятны люди, которые его окружали в коллективе театра. Когда театр не процветает, то в нем кругом интриги.
Владимир Семенович терпел все это, но в какой-то момент не выдержал и запил во время гастролей. Хотя давал слово режиссеру Полякову, что не будет увлекаться алкоголем. В итоге гуляка-артист был уволен из театра и снят со спектакля "Вокруг смеха" с формулировкой: "За полное отсутствие чувства юмора". Разъяренный руководитель театра приказал ему идти пешком до Москвы прямо по шпалам.
Осрамленный Высоцкий за два дня до окончания гастролей покинул Свердловск и вернулся в столицу.
По возвращении он устроился в Московский театр имени Пушкина. Именно в тот, где выступала великая актриса Фаина Раневская.
В новом театре ему дали много ролей. Он стал играть больше десятка различных персонажей в постановках. Например, в спектакле "Дневник женщины" у актера - одна из главных ролей. В спектакле участвовала сама знаменитая актриса.
Высоцкий не писал ничего о ней, а вот театральная прима запечатлела общение с ним.
"Пришел в театр молоденький мальчишка Вовка Высоцкий. Щеки розовые, росточка невысокого. В углу губ цигарка, а за плечом гитарка. Говорят, что он хулиган. Дай-ка, думаю, посмотрю на него поближе. Спросили у него: "Что он любит?". Высоцкий ответил: "Котлеты", - гласит дневник Раневской.
Тогда великая Раневская надела передник и настряпала целый таз котлет. И 24-летний Высоцкий просидел у нее аж 12 часов (с 3 дня до 3 ночи).
В завершение она написала: "Котлеты съедены. Восторг!"
Встреча состоялась аккурат в перерыве между свердловскими гастролями".(17)
К этому периоду – 1962 году – относится следующий текст. В 2014 году вышла книга воспоминаний родной сестры Фаины Георгиевны Изабеллы Аллен-Фельдман ?Моя сестра Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой?. Нам она интересна воспоминаниями француженки о роли Владимира Высоцкого в кино. Речь идет о картине реж. Г. Никулина ?713-й просит посадку? (1962, ?Ленфильм?), в который молодой актер сыграл американского морского пехотинца...
?Смотрели картину про самолет, в котором злоумышленники усыпили экипаж. Действие происходит в капиталистическом мире, все, конечно же, представлено совсем не так, как на самом деле, да и вообще картина неинтересная, но мы ходили посмотреть не столько на саму картину, сколько на Володю, молодого актера из театра сестры. Володя играл американского моряка. Сыграл хорошо, несмотря на то, что роль была хоть и небольшой, но сложной – бедного Володю по ходу фильма то и дело избивали. Сестра очень высоко отзывается о его способностях и обвиняет театральное начальство в невнимании к талантливым молодым актерам. Володю довели до нервного срыва, сначала дали ему хорошую роль, а потом отобрали, ?засунули в массовку?, как выражается сестра.
– Сначала царь Борис решил, что чешская комедия, это для него слишком мелко, и отдал постановку Власову, – рассказывала сестра после сеанса. – Но когда понял, что спектакль будет аншлаговым, решил заняться им сам. Убрал Власова (не знаю, дождался ли Власов благодарности), перетряс весь актерский состав. Володе обещали эту роль, когда брали в труппу. Ну и что, что его председателю пятьдесят лет? Почему Любка может в свои шестьдесят играть комсомолок, а Володя в свои двадцать пять не может сыграть пятидесятилетнего мужика? Тем более что он такой коренастый, голос хриплый, настоящий мужик, а не юноша бледный. И почему, если он не подходит, об этом не подумали раньше, когда утверждали первый состав? Кто его утверждал? Пушкин? Нет, я все понимаю, но так же нельзя! Это у меня можно отобрать все – роль, путевку, еще что-нибудь, и я переживу, потому что я уже тертый калач, прошла огонь, воду и медные фанфары! Я все видела, ко всему привыкла и ничему не удивляюсь. Но Володя! Он же только пришел в театр! У него же восторг на лице был написан вот такими буквами! И так его обидеть! Обломать крылья в самом начале полета! ?Вы хотите, чтобы люди не пили? – спросила я на собрании. – Так не делайте им горя, потому что пьют всегда с горя, на радостях только слегка выпивают. Относитесь к людям по-человечески на деле, а не только на словах. А то как с трибуны вещать, так у нас каждый паразит добрый и чуткий товарищ, а как до дела дойдет, так ни одного товарища вокруг, одни паразиты!? Роль, конечно, Володе не вернули, но и из театра не выгнали, хоть какая-то польза от моего выступления?.
Некий Юрий из Киева, комментируя данный отрывок из мемуаров на liveinternet.ru, пишет: ?...Закончил читать дневники сестры Раневской. Их только недавно нашли. Очень интересные высказывания Раневской о Высоцком. Это 1962 и она уже понимала, что он талант?.
К этому периоду – 1962 году – относятся следующий текст. В 2014 году вышла книга воспоминаний родной сестры Фаины Георгиевны Изабеллы Аллен-Фельдман ?Моя сестра Фаина Раневская..Жизнь, рассказанная ею самой?. Нам она интересна воспоминаниями француженки о роли Владимира Высоцкого в кино. Речь идет о картине реж. Г. Никулина ?713-й просит посадку? (1962, ?Ленфильм?), в который молодой актер сыграл американского морского пехотинца,...
?Смотрели картину про самолет, в котором злоумышленники усыпили экипаж. Действие происходит в капиталистическом мире, все, конечно же, представлено совсем не так, как на самом деле, да и вообще картина неинтересная, но мы ходили посмотреть не столько на саму картину, сколько на Володю, молодого актера из театра сестры. Володя играл американского моряка. Сыграл хорошо, несмотря на то, что роль была хоть и небольшой, но сложной – бедного Володю по ходу фильма то и дело избивали. Сестра очень высоко отзывается о его способностях и обвиняет театральное начальство в невнимании к талантливым молодым актерам. Володю довели до нервного срыва, сначала дали ему хорошую роль, а потом отобрали, ?засунули в массовку?, как выражается сестра.
– Сначала царь Борис решил, что чешская комедия, это для него слишком мелко, и отдал постановку Власову, – рассказывала сестра после сеанса. – Но когда понял, что спектакль будет аншлаговым, решил заняться им сам. Убрал Власова (не знаю, дождался ли Власов благодарности), перетряс весь актерский состав. Володе обещали эту роль, когда брали в труппу. Ну и что, что его председателю пятьдесят лет? Почему Любка может в свои шестьдесят играть комсомолок, а Володя в свои двадцать пять не может сыграть пятидесятилетнего мужика? Тем более что он такой коренастый, голос хриплый, настоящий мужик, а не юноша бледный. И почему, если он не подходит, об этом не подумали раньше, когда утверждали первый состав? Кто его утверждал? Пушкин? Нет, я все понимаю, но так же нельзя! Это у меня можно отобрать все – роль, путевку, еще что-нибудь, и я переживу, потому что я уже тертый калач, прошла огонь, воду и медные фанфары! Я все видела, ко всему привыкла и ничему не удивляюсь. Но Володя! Он же только пришел в театр! У него же восторг на лице был написан вот такими буквами! И так его обидеть! Обломать крылья в самом начале полета! ?Вы хотите, чтобы люди не пили? – спросила я на собрании. – Так не делайте им горя, потому что пьют всегда с горя, на радостях только слегка выпивают. Относитесь к людям по-человечески на деле, а не только на словах. А то как с трибуны вещать, так у нас каждый паразит добрый и чуткий товарищ, а как до дела дойдет, так ни одного товарища вокруг, одни паразиты!? Роль, конечно, Володе не вернули, но и из театра не выгнали, хоть какая-то польза от моего выступления?.
Некий Юрий из Киева, комментируя данный отрывок из мемуаров на liveinternet.ru, пишет: ?...Закончил читать дневники сестры Раневской. Их только недавно нашли. Очень интересные высказывания Раневской о Высоцком. Это 1962 и она уже понимала что он талант?.
А как Владимир Высоцкий относился к театральному и кино- творчеству Фаины Георгиевны? Об этом в беседе с высоцковедом Львом Черняком поведала давняя подруга Поэта еще по дому на Большом Каретном переулке Инна Крижевская (Кочарян), вдова друга Владимира Семеновича кинорежиссера Левона Кочаряна:
?Л. Ч.: - Вы не помните его (Высоцкого. – А. С.) впечатлений от каких-то спектаклей, фильмов?
И. К.: - Конечно, что-то нравилось, что-то нет... Он был в совершеннейшем захлебе от спектакля "Деревья умирают стоя", с Раневской, он весь был поглощен Фаиной Георгиевной. Это действительно был феерический спектакль.
Л. Ч.: - Об отношениях Высоцкого и Раневской вы что-нибудь можете еще рассказать?
И. К.: - Она вообще была странный человек. Наш близкий друг Валя Кулик тогда работал вместе с Володей и Валя много и интересно рассказывал и о Фаине Георгиевне, и о Володе, как они в театре Пушкина... Сам Володя не очень любил рассказывать (о театре Пушкина) – тем более, что тогда у него было достаточно минорное настроение?.(18)
Некоторые мемуаристы, а за ними – исследователи-высоцковеды утверждают, что именно будучи в гостях у Фаины Георгиевны в начале 1960-х Володя Высоцкий не только познакомился с поэтессой Анной Ахматовой, но и пел для нее!
Отрывок из беседы журналиста Владимира Румянцева с уже упоминавшейся актрисой Людмилой Абрамовой, второй женой Поэта.
?Вл. Румянцев: – Павел Леонидов (знаменитый импресарио, родственник В. Высоцкого. – А. С.) утверждал, что якобы Высоцкий спел "Парус" Анне Ахматовой, что уж совсем невероятно и относит ее к зиме 64/65-го!
Л. Абрамова: – В этой книге (?Владимир Высоцкий и другие?, книга воспоминаний Леонидова. Вышла в США в конце 1980-х, переиздана в России в 1992 году. – А. С.) Пашка путает.
Вл. Р.: – А что же он мог ей "проорать" (на самом деле "тихонько прохрипеть")? Ведь похоже, что встреча была на самом дела!
Л. А.: – Позже было дело. Во-первых, это было не у Ахматовой и не у Ардовых, а у Фаины Георгиевны (Раневской). Там были Пашка и кто-то еще из (московских) "друзей последнего призыва" – Пашка-то, он такого возраста, он Володе уже… И какие-то журналисты или кто. Севка был Абдулов, может быть даже – Севкина мать. И Ахматову Володя видел один-единственный раз – вот именно там, у Фаины в гостях. И Ахматова там была… Думаю, вот это было как раз никак не раньше 66-го года. Это период, когда возобновляются отношения с Пашкой, он пытается снова какие-то эстрадные и композиторские "телеги"... А Володя ведь с Фаиной был знаком по Пушкинскому (театру)! (Или это не у Фаины было? Нет, у Фаины!) У Фаины это и было – один-единственный раз. Сказать, что Ахматова чем-то Володю потрясла – нет... Его, как всегда потрясла, Фаина. Думаю, что он не пел специально поразить Ахматову?.(19)
Валерий Перевозчиков писал: ?И еще одно важное обстоятельство. Как известно, Иосиф Бродский впервые услышал песни Владимира Высоцкого от Анны Андреевны Ахматовой. И можно предположить, что Анна Андреевна узнала о Высоцком от Раневской, своей близкой подруги?.(20)
Через всю жизнь пронес благодарность к своей заступнице и любовь к ее актерскому таланту Владимир Высоцкий... Тому – масса свидетельств.
Вспоминает бывший муж актрисы Ларисы Лужиной кинооператор Алексей Чердынин: ?У Абдуловых на день памяти Осипа Наумовича – отца Севы – собирались старые актеры. И если там Володю просили спеть Фаина Георгиевна Раневская или Ростислав Янович Плятт, то он никогда не отказывался?.(21)
А вот – рассказ о том же Владимира Шехтмана, двоюродного брата Всеволода Осиповича: ?Володя обычно не пел по заказу. Но если в доме Абдуловых собирались знаменитые друзья Осипа Абдулова – в том числе и Раневская, то им он отказать не мог. Тем более, если рядом была Марина, которая просто обожала Фаину Георгиевну?.(22)
Шехтман продолжает: ?В Театре Пушкина Володя выпивший – упал в оркестровую яму... – его хотели выгнать из театра. Но заступилась Раневская – оставили...?(23)
Вновь процитируем Валерия Перевозчикова: ?Именно Фаина Георгиевна Раневская после рассказов Высоцкого о детстве сказала: "Володя, вы должны об этом написать"?.(24)
О чем написать, что рассказывал Высоцкий? Завеса тайны приоткрылась через много лет. В 2019 году сын Поэта Никита, выступая в Дагестане на вечере в Театре поэзии, рассказал: "?Баллада о Детстве?. Почти все песни Высоцкого – очень личностные, у него вообще было мало проходных вещей, он всегда делал то, что его по-настоящему волновало. В разговоре с Раневской Высоцкий вспоминает о детстве, и она ему говорит: ?Володя, вы обязаны написать, потому что это не только ваше, это принадлежит всему поколению?. Может быть, с ее легкой руки, может быть, просто время подошло, он действительно эту песню написал. Он очень серьезно к ней относился".(25)
27 августа 1971 года Фаине Георгиевне исполнилось семьдесят пять лет. В это время она находилась в больнице в связи с травмой плеча. На следующий день Высоцкий и Марина Влади решили навестить ее, но в палату их не пустили. И они оставили актрисе такую записку,(придуманную и написанную Владимиром Семеновичем. – А. С.):
?Дорогая наша, любимая Фаина Георгиевна!
Выздоравливайте! Уверен, что Вас никогда не покинет юмор, и мы услышим много смешного про Вашу временную медицинскую обитель. Там ведь есть заплечных дел мастера, только наоборот.
Целую Вас и поздравляю, и мы ждем Вас везде – на экране, на сцене и среди друзей.
Володя?.(26)
Журналист с Радио ?Эхо Москвы? Антон Кравченко (ОрехЪ) утверждает, что Влади и Высоцкому не удалось поздравить Раневскую лично. Они ?передали через врачей несколько строк? – ту самую записку с подбадривающим тесктом.(27)
После женитьбы на французской киноактрисе, с середины 70-х годов Владимир Высоцкий получает возможность выезжать за границу. Неоднократно Поэт посещает столицу Франции, где живет Марина Влади...
Народный артист России Юрий Доронин собрал уникальные сведения о семье, друзьях, коллегах, возлюбленных и детях поэта и артиста, а также редкие видеофрагменты фильмов, концертных записей и просто любительских съемок.
?Я познакомился с Высоцким, когда пришел в Театр на Таганке. Я был тогда начинающим актером, молодым, бестолковым и неопытным. Играл в массовках. И, к сожалению, тогда, как и все мы, еще не понимал, кто рядом со мной, ведь Владимир Семенович стал таким великим все-таки уже после смерти. У него было громадное мужское обаяние. И это покоряло. Такое мужское обаяние я мало у кого встречал в своей жизни.
После окончания вуза Высоцкий поступил в Театр имени А. С. Пушкина, где познакомился с Фаиной Раневской, с которой они быстро подружились. Молодой артист постоянно попадал в ситуации, за которые ему выписывали выговоры, а Фаина Георгиевна его защищала и жалела. А когда Раневская заболела, Высоцкий привозил ей лекарства из Парижа?, — рассказал Доронин.(28)
Из интервью Валерия Перевозчикова с художником Михаилом Шемякиным:
?- Нашумевшая перестрелка в ресторане "Распутин" случилась в ваш загул?
- Да. Тогда в "Распутине" еще пели настоящие русские цыгане, блистал замечательный Владимир Поляков, доживший до 107 лет. Это ему Фаина Раневская всякий раз передавала через Высоцкого в подарок какую-нибудь милую безделушку?.(29)
Этот факт подтверждает сам художник в другой беседе – с Дмитрием Гордоном, излателем и редактором киевского еженедельника ?Бульвар Гордона? (№ 51, 21 декабря 2010 г.): ?- Раневская всегда передавала ему через Володю Высоцкого привет и маленькие подарки, потому что еще гимназисткой она бегала тайком слушать этого красавца-цыгана и смотрела на него влюбленными глазами...
- В ?Яре??
- Да?.(30)
Шемякин, удовлетворяя любопытство корреспондента, дополняет: ?Володя Поляков. Его Высоцкий обожал, всегда называл его "старик" – наш старик... У нас было два старика, первый – буддист, учитель – "далай-лама", к которому мы ездили... (Тибетский монах Вен Калу Ринокх был не "далай-ламой", а лишь его наставником. – А. С.) А второй – это "наш старик", знаменитый цыганский певец, который пел еще в ?Яре? – Владимир Поляков! Володя всегда привозил ему приветы от Раневской, которая еще студенткой бегала любоваться им, потому что в молодости Поляков был красавцем... Он и в старости был красив. Он был родным братом знаменитого нашего художника-абстракциониста Сержа Полякова, который до того, как заняться живописью, пел в кабаках... Володя обожал "старика".
Я сделал пластинку "Володя Поляков" (в 1978 году, полное ее название "Владимир Поляков. ?Цыганские и русские песни?". – А. С.), и когда она вышла, ему было 96 лет... (Красавец – дико похожий на Хичкока. У меня в мастерской в Нью-Йорке висит его портрет, и все американцы спрашивают: ?Это Хичкок??) Так вот, вышла пластинка, он мне говорит, басом таким: "Миша, пожалуйста, не пиши на пластинке, что мне 96 лет... Сделай 94! Я же пою. А то публика придет и скажет... Ну, ты понимаешь..."?.(31)
Несомненно, о тайном увлечении Фаины Георгиевны в молодые годы красивым цыганом Поляковым Шемякин узнал от Владимира Высоцкого. А тому, в свою очередь, об этом поведала сама великая актриса...
Были ли у Раневской магнитофонные записи или пластинки ее ?любимых Володь? – Высоцкого и Полякова? Владимира Семеновича точно – были! Близкая знакомая актрисы, московская литераторша Мария Иосифовна Глицкер (1903-2008), дружившая с актрисой и вхожая в ее дом, вспоминала: ?Магнитофон у нее был. Несколько катушек с эстрадными записями к нему. Но с техникой Фая была не в ладах: если хотела что послушать – просила того, кто оказывался рядом, помочь ?завести пластиночки?. Из того записанного на пленках, что я слышала, периодически бывая у нее в гостях, – Володя Высоцкий звучал точно, вперемежку с другими гитаристами. Кажется, Саша Галич пел... Так вот – Высоцкий. Фаина им восхищалась, но записи были хриплые и некачественные...?(32)
Очень интересное и главное – важное свидетельство Марии Иосифовны! (Огромнейшая благодарность ее внучке Риве Яковлевне Зон-Ступикиной за предоставленные эксклюзивные материалы из личного архива бабушки, а также публикатору мемуаров М. И. Глицкер Ефиму Давыдовичу Процентеру!)
Подытожим написанное. Любовь и нежность к ?милому Володеньке? Фаина Георгиевна пронесла и хранила в сердце до конца своих дней... Нонна Голикова, внучатая племянница другой великой советской актрисы Любови Орловой, в опубликованных воспоминаниях о встречах с Фаиной Георгиевной, озаглавленных ?Почему Высоцкий ушел от Раневской в 3 часа ночи?, подтверждает этот факт: ?Дома у Фаины Георгиевны стены были увешаны фотографиями. Покупные открытки с умильными собачками перемежались с фотопортретами знаменитейших современников. На всех – дарственные надписи: Ахматовой, Качалова, Шостаковича, Твардовского... ?На первый взгляд выглядело как странная мешанина. Но если присмотреться, то можно было уловить некоторое сходство между людьми и соседствующими с ними собаками. В этом была очень тонкая ирония, характерная для Раневской. Помню, меня еще потрясло, что среди портретов признанных корифеев встречались и фотографии молодых артистов, например Владимира Высоцкого. А ведь Раневской шел уже девятый десяток. Спрашиваю: ?Фуфочка, откуда у вас тут Высоцкий?? Она объяснила: ?Мальчик приходил ко мне обедать. Пришел в три часа дня, а ушел в три часа ночи?. И я подумала, что действительно талантливый человек воспринимает чужой талант по другим законам. Им было о чем поговорить!?(33)
Что же объединяло Владимира Высоцкого и Фаину Георгиевну Раневскую еще, помимо театра, взаимного глубокого уважения, сердечной любви друг к другу и ?пластиночек?? А вот что... Душевная боль! Светлана Аннапольская, режиссер театра и телевидения, работавшая в начале 1960-х в московском Театре им. А. С. Пушкина и общавшаяся с обоими героями этой главы, в книге автобиографических дневников и воспоминаний пишет: ?Я не согласна с Мариной Влади, когда она говорит, что его (Высоцкого. – А. С.) пьянство было болезнью. Это не болезнь, это боль. Он так же, как Фаина Георгиевна Раневская, не мог выплеснуть всего того, что было в нем. И это счастье, что он писал стихи. Фаина Георгиевна живет только в фильмах и наших устных рассказах. А он живет в стихах, песнях, книгах?.(34)
Прекрасное, тонкое и точное наблюдение!
Из интервью биографа В. С. Высоцкого Льва Черняка с актрисой Ией Сергеевной Саввиной, хорошо знавшей обоих героев этой главы, работавшей с ними в театре и кино: ?Л. Ч.: А вот Высоцкий с Фаиной Георгиевной... у них какие-то встречи...
И. С.: Они же приходили с Мариной. Она торговала какой-то мебелью ее подруги, красного дерева. И они общались, и все. И потом же, я говорила, что Фаина, когда Володи не стало, она страшно переживала, она говорит: ?Ну, какой же это кошмар! почему я жива, а такой молодой, такой талантливый, такое чудо природы – умер?!? Она его... просто в него влюбилась, вот сходу влюбилась, Фаина! А она очень была такая суровая женщина-то в этом смысле!
Л. Ч.: Да?.(35)
...В 1981 году Раневская переписывает со слов Маргариты Алигер четверостишие из последнего стихотворения Высоцкого.(36)
Эрзац-внук актрисы А. В. Щеглов в книге об эрзац-бабушке ?Раневская. Фрагменты жизни? (1998) пишет: "А дома, на Котельнической, Раневская написала в дневнике: ?Володя Высоцкий. Он был у меня – он был личность?".(37)
Вот практически и все, что известно о взаимоотношениях великих людей и актеров – Фаины Георгиевны Раневской и Владимира Семеновича Высоцкого...
1. "Имена"; № 1; январь 2008 г.;
2. "Gala-Биография"; № 7-8; июль-август; 2005 г.;
3. "АиФ – Супер-Звезды"; № 17; сентябрь 2003 г.; гл. "Раневская и Высоцкий";
4. ?ВЫСОЦКИЙ: время, наследие, судьба?; ?О В. Высоцком вспоминает Всеволод Осипович АБДУЛОВ?; информация с сайта http://otblesk.com/vysotsky/abdulov-.htm;
5. В. Перевозчиков; ?"Ну здравствуй, это я!": Владимир Высоцкий и Марина Влади: воспоминания, интервью?; М.; ?Вагриус?; 2006 г.; стр. 79-80; Часть первая; гл. "Абдулов Сева – Севу каждый знает...";
6. ?AMIC?; "?Юрий Любимов сжег трудовую книжку Высоцкого?: Никита Высоцкий о себе и своем знаменитом отце": интервью; информация с сайта http://www.amic.ru/news/232443/;
7. ?Комсомольская правда?; 25 июля 2016 г.;
8. ?Раневская Фаина Георгиевна – философ с папиросой в зубах?; гл. ?Смельчак?; ссылка: https://unotices.com/book.php?id=102104&page=13;
9. Н. А. Цыркун; ?Раневская?; М.; ?Эксмо?; 2011 г.; стр. 363, 365; гл. ??Вишневый сад? с мордобоем?; (серия ?Современные и классические бестселлеры?);
10. ?Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи?; ?О Владимире Высоцком вспоминает Елена Павловна ПОПЕНКО? (интервью брал М. И. Цыбульский); информация с сайта http://v-vysotsky.com/vospominanija/Popenko/text.html;
11. ?Факты и комментарии? (г. Киев, Украина); 25 февраля 2002 г.;
12. "DON 24.RU"; А. Рычагова;?"Играла в Ростове и ревновала к Раневской: умерла первая жена известного поэта Иза Высоцкая", 20 июля 2018 г.; ссылка:
13. ?Наедине с собой. Исповедь и неизвестные афоризмы Раневской?; М.; Изд-во ?Яуза?; 2015 г.; гл. ?На сцене играть нельзя!?; ссылка:
14. ?ЛИТМИР. Электронная библиотека?; Ф. Г. Раневская; ?Наедине с собой. Исповедь и неизвестные афоризмы Раневской?; ссылка: https://www.litmir.me/br/?b=542260&p=13;
15. "KARTASLOV.RU —?Карта слов и выражений русского языка"; Ф. Г. Раневская; "Мой кот и пес. ?Они живут как Сара Бернар, а я сама – как собака?"; гл. "Высоцкий и кот"; ссылка: https://kartaslov.ru///6;
16. В. С. Высоцкий; ?Роман о девочках?; М.; ?Эксмо?; 2011 г.; стр. 370; гл. ?Письма?; (?Красная книга русской прозы?);
17. "Наканнуне.RU"; П. Пивоваров; ?Съел у Раневской тазик котлет: о Высоцком на гастролях в Свердловске и после турне?, 25. 01. 2020 г.; ссылка: https://www.nakanune.ru/articles/115798/;
18. "Инна Кочарян (Москва): ?Это был мой Каретный...?" (окончание) (интервью брал Л. Черняк); ?В поисках Высоцкого?; № 19; июнь 2015 г.; Пятигорск; Изд-во ПГЛУ; стр. 60-61;
19. Вл. Румянцев; ?Фрагменты беседы с Людмилой Абрамовой (Ленинград, 11 декабря 1990 г.)?; ?В поисках Высоцкого?; № 24; июль 2016 г.; Пятигорск; Изд-во ПГЛУ; стр. 108;
20. См. № 5;
21. См. № 5;
22. См. № 5;
23. В. Перевозчиков; ?Фаина Георгиевна Раневская?; ?В поисках Высоцкого?; № 13; апрель 2014 г.; Пятигорск; Изд-во ПГЛУ; стр. 116;
24. См. № 5;
25. ?Молодежь Дагестана?; П. Амирбекова; ?Высоцкий о Высоцком. Встреча в Театре поэзии?; гл. ?Баллада о детстве?; ссылка: https://md-gazeta.ru/kultura/62152;
26. См. №№ 5 и 14; стр. 439;
27. Радио ?Эхо Москвы?; ?Один Высоцкий?; А. ОрехЪ; Гл. 174 ?День рождения лейтенанта милиции?; ссылка: https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2579378-echo/;
28. Российчкая Государственная библиотека для молодежи; "Разговоры о Высоцком", 31. 01. 2020 г.;
29. "Труд"; 25 января 2012 г.;
30. ?Бульвар Гордона?; № 51; 21 декабря 2010 г.;
31. В. Перевозчиков; ?Владимир Высоцкий. Правда смертного часа. Посмертная судьба?; М.; ?Политбюро?; 2000 г.; стр. 312; гл. ?Посмертная судьба?; ?Михаил Шемякин?;
32. М. И. Глицкер; ?Мои воспоминания о людях искусства? (рукопись из домашнего архива Р. Я. Зон-Ступикиной, г. Москва);
33. ?7 дней?; ?Почему Высоцкий ушел от Раневской в 3 часа ночи. Племянница Любови Орловой открыла неизвестные факты из жизни артистов?; ссылка:
34. С. И. Аннапольская; ?Акватория любви: Театр – моя душа, телевидение – жизнь?; М.; ?Звонница-МГ?; Курск; ?ФГУИПП?; 2002 г.; стр. 115; гл. "Наша легендарная ?Молодежная?"; (серия ?ХХ век: культура. Лики, лица, личины?);
35. Л. Черняк (Брянск); ?Ия Сергеевна САВВИНА (окончание)?; ?В поисках Высоцкого?; № 7; январь 2013 г.; Пятигорск; Изд-во ПГЛУ; стр. 117;
36. См. № 5;
37. А. В. Щеглов; ?Раневская. Фрагменты жизни?; М.; ?Захаров?; 1998 г.; стр. 234; гл. ?Котельническая набережная. 1953-1973?.
Метки: