Великий русский писатель

(Из книги Т. Володиной "И слово наше отзовется")

Как-то само собой так сложилось, что значительная часть моей книги посвящена поэзии и русским поэтам. Через их творения, через их судьбы прослеживается история нашей страны.
Любителей поэзии увлекает и необычный мир её, который очаровывает своей таинственностью, загадочностью, волнует душу, наполняя её любовью ко всему: к человеку, к природе, к родине.
Что такое стихотворение?
Стихотворное произведение - "это концерт для смысла с оркестром". Те же самые слова, посредством которых мы общаемся, в условиях "единства и тесноты стихового ряда" значат больше и звучат иначе, чем за его пределами. Эти приращения обеспечиваются "сводным оркестром" стихотворной формы: метрикой, ритмикой, рифмой и звуковой организацией текста. Ориентироваться в этих понятиях для культурного человека не менее важно, чем, например, знать назубок таблицу умножения… Так считал Юрий Тынянов.
Конечно, в отличие от лицеистов, нам не преподавали теорию стихосложения, риторику, танцы, фехтование и верховую езду. Но все дети, выросшие в советское время, в школьные годы литературное образование получили дворянское. Мы изучали творчество классиков, таких как Пушкин, Толстой, Тургенев, Достоевский, Куприн, Гоголь, Чехов, Лермонтов. А для кого писали они? Для дворян.
Из длинного списка великих русских писателей нельзя не выделить того, чьё творчество оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Любой год, оканчивающийся на единицу - это год Достоевского: писатель родился в 1821-м году, умер - в 1881-м. Но 2021-й особенный год - год его двухсотлетия. В настоящее время Достоевский самый читаемый в мире русский писатель. А сам Фёдор Михайлович своим любимым литератором считал Пушкина. Он много его произведений знал наизусть. Широко известна его речь, приуроченная к открытию в Москве в 1880 году памятника поэту.
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", - сказал Гоголь.
Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое...
Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда на русского человека.

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни,

сказал сам поэт по другому поводу, но эти слова его можно прямо применить ко всей его национальной творческой деятельности. И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин...
Не было бы Пушкина, не определилась бы с такой непоколебимою силой… наша вера в русскую самостоятельность, наша сознательная уже надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов...
Вижу следы сего в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина".
Достоевский был убеждён в том, что "хозяин земли Русской - есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус - всё одно), - и так будет навсегда". У Достоевского русский - имя собирательное и богатырское. Он видел назначение России в христианском служении всем народам. Это православный принцип политики России, которая никого не угнетает.
Он считал, что Христос - мера и человека, и явлений, и русской истории; "поиск человека в человеке" - это открытие в нём образа Божия. Достоевский верил, что даже самый последний человек может "восстановиться" и "воскреснуть", у каждого "золотой век в кармане", "каждый - гений, каждый - Шекспир".
"Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и все мирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите".
Это, пожалуй, ключевой тезис всей речи Достоевского.

В число самых известных произведений великого русского писателя входит роман "Бесы". Создан он Достоевским 150 лет назад, а кажется, что описан в нём сегодняшний день. Столько "бесов" и "бесенят" расплодилось!
Главный герой романа - Пётр Верховенский. Люди для него - своеобразный материал, который надо организовать для какого-то невнятного прогресса. В основе служения "бесенят" - презрительное разделение людей на имеющих право "гениев" и бесправную "толпу".
Один из героев романа предлагает "в виде конечного разрешения вопроса" - разделение человечества на две части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же "должны терять личность и обратиться вроде как стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать"… А его собеседник дополняет: "А я бы вместо рая… взял бы этих девять десятых человечества, если уж некуда с ними деваться, и взорвал их на воздух, а оставил бы кучку людей образованных, которые начали бы жить-поживать по-учёному"…
Роман "Бесы" пророчит нам не только наше историческое прошлое, но и будущее!
Но этот роман и о каждом из нас. По-прежнему нас водят бесы. Они многолики, но узнаваемы. Бесом может стать каждый, кто одержим ненавистью, сеет раздор, непримирим к ближнему, нетерпим к чужому мнению, кто готов избивать, лгать, обманывать, кто лишён любви, отказывается прощать, кто забыл Бога. И всё же Достоевский был убеждён, что Россия исцелится и припадёт к ногам Христа.
Ещё не потеряно время проверить, прав ли был Достоевский. По этому поводу вспомнились стихи Тютчева:

Не знаю я, коснётся ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдёт ли обморок духовный?

Похоже, что в "духовном обмороке" сегодня большинство из нас, русских людей.
А события последних двух лет повергли в настоящий обморок не только нашу страну, но и практически все государства и народы планеты. И роман Достоевского "Бесы" снова стал, как никогда, злободневным.

Метки:
Предыдущий: Синдром раздраженной властвующей элиты
Следующий: Щит Аврелия. Очередь