Если вы не бывали в Гандане
На фото статуя Будды и субурган.
Сегодня воскресенье, общий выходной день и самое время познакомиться поближе с Улан-Батором. Сам по себе город не очень интересен, но и у него есть несколько достопримечательностей, среди них Музей Религии и единственный в стране действующий буддийский храм – Гандан. Всегда интересно – во что верит и чему поклоняется народ, а потому поспешим сначала в Гандан. Кого не интересуют религиозные обряды и мои впечатления от них, те могут смело прекращать чтение – оставшихся приглашаю последовать за мной.
Итак, Гандан на настоящий момент (середина 80-х) является единственным в стране действующим буддийским храмом. Почему? В 1938 году во время подавления пресловутого ?ламаистского восстания? с религией, выступившей на стороне китайской и местной знати, было покончено решительно и без затей – разбомбили и уничтожили практически все религиозные постройки – около 900 монастырей. Заодно перебили почти всех монахов, уничтожив, таким образом, практически треть мужского населения страны – ведь по традиции монголы одного из сыновей в семье обязательно отдавали в ламы. Мы еще вернемся к этому прискорбному событию, а пока поспешим в Гандан.
Буддийский монастырь Гандан (Гандантекчинлинг), названный в честь одноименного монастыря в Тибете, основан в 1809 году. Он стоит на горе, как бы возвышаясь над городом, резко контрастируя с кварталами одноэтажной и юрточной застройки. Главные ворота монастыря по традиции обращены на юг. Постройки типа пагод, из дерева, очень красиво раскрашены и много резьбы. Фигурки зверей и божеств на крышах призваны охранять храм от злых духов. В конце 19-го века монастырь занимал обширную территорию, на которой проживало 14 тысяч служителей-лам.
Как раз в воскресенье проводится служба, а потому особенно много туристов, многие с фото и кинокамерами. Снаружи разрешается снимать все, внутри храмов – ничего, но проходить можно почти везде. Служба идет в двух храмах – ламы более высокого и более низкого уровней. В храмах полумрак и воздух насыщен благовониями. Сами храмы небольшие, от двери ведет центральный проход к статуе Будды, а по бокам своеобразные диванчики, украшенные коврами. Они стоят несколькими рядами и на них за низкими столиками располагаются ламы в соответствии со своим саном, как в ряду, так и в глубину рядов.
Служитель разносит завернутые в яркие ткани священные книги, перевязанные лентами. Ламы разворачивают их и находят нужную страницу. При этом сами книги, как сегодня бы сказали, не книжного, а альбомного формата, но не с боковым, а верхним переплетом. На каждой узкой странице получается не так уж много очень длинных строк.
Старший лама – унзад, сидящий у алтаря, и выше всех (на его сидении, согласно сану, подушек больше, чем у остальных лам) подает знак и кто-то из лам начинает, а остальные подхватывают молитву, и минут десять все бормочут довольно стройно и, можно даже сказать, мелодично. Мелодичность придает молитвам определенный эффект, заставляя прихожан благоговейно вслушиваться в звуки молитв, но не в слова – слова молитв на санскрите, а его в Монголии мало кто знает. В первом ряду у каждого из лам по обе стороны прохода есть какие-то музыкальные инструменты. При этом симметрично через проход инструменты одинаковые.
Во время молитвы, по знаку верховного служителя первые двое лам ударяют негромко в литавры, наклоняя их, относительно друг друга. Получается звук разной тональности, его подхватывают ламы с колокольцами. Крайний лама трубит в рог, сделанной из большой морской раковины, и два других ламы ударяют в барабаны. Большие, красочные барабаны подвешены у них над головами и ламы длинными палочками с красными набалдашниками ударяют в них. Причем ударяют, не глядя, поднимая руки над собой и немного за спину. Все это, вместе взятое, производит определенное впечатление. Стихают литавры, рог и барабаны, но звонят колокольцы в такт напевной молитвы, а потом и они смолкают. Минут на 5 – 10 все замолкает – перерыв. А потом все повторяется снова.
Ламы молятся, но они не сидят неподвижно – их руки и пальцы все время в движении, складываются в какие-то комбинации, фигуры, вполне определенные по ходу молитвы. Время от времени лама в центре ряда разбрасывает ячмень. Перед ним кучка ячменя, и в определенный момент молитвы он сметает немного ячменя на пол быстрым и точным движением, причем движения эти по ходу молитвы разные, и что-то определенно характеризуют. По преданию, где есть ячмень, там есть и хорошая жизнь. Разбрасывая ячмень, лама как бы призывает хорошую жизнь.
Так циклически служба и идет. Идет до двенадцати часов дня. Потом начинается диспут. Двое лам всходят на возвышения и начинают дискутировать. Сначала один задает вопросы, другой отвечает. Потом они меняются местами.
В храме очень красочно, с потолка свисают яркие ткани, кисти, шторы, кругом резьба, статуэтки и маски, фигура Будды и его апостолов и т.д. Горят свечи, курится дым от палочек из можжевельника (архи), стоят чаши с ячменем – это для жертвоприношений и подношений. Кто побогаче – кладет бумажные тугрики, победнее – монеты. Самые, наверно, бедные – спички, кто коробок, кто несколько спичек, а кто и одну спичку. Вдоль стен храма, мимо всех божеств есть проход, и можно не торопясь обойти все это действо и все посмотреть. Так и идут по кругу, и монголы (старые и молодые, штатские и военные), и туристы, и верующие, и просто зеваки (вроде нас). Монголы преклоняют колена и лбом обязательно дотрагиваются до какого-либо предмета в храме: будь то угол скамьи, расписанная подпорка, или спинка дивана.
Конечно, многое и в ритуалах и в поведении верующих не понятно, и объяснить некому, но мы надеемся, что дальнейшее посещение Музея Религии нам многое разъяснит. Но об этом потом, а пока …
Перед храмом расположены наклонные каменные лежанки для молящихся, такие же лежанки перед статуей Будды. На каждой лежанке по две атласные подушечки. Молящийся встает коленями на одну подушечку, руки упираются в другую, и подушечка эта скользит вверх по камню до тех пор, пока молящийся не опускается весь на лежанку. Молятся по-разному: одному достаточно полежать немного и он уходит, другие (по-видимому, более религиозные, или грешные) встают, читают священные мантры, вздымают руки, складывают их лодочкой под подбородком, и ложатся опять - самые ретивые проделывают это многократно.
Входы в храмы охраняют каменные львы. У каждого входа стоит что-то вроде большой чаши, или кубка выше роста человека и с окошками вверху. Верующие обязательно касаются их лбами, что-то кладут в окошки, вероятно подношения. Женщины обходят чаши и прикладываются лбом. Мужчины, особенно ?интеллигентные?, в шляпах, снимают шляпу и прикладывают ее к чаше.
Вдоль стены одного храма расположены молитвенные цилиндры самых разных размеров, и из различного материала. Все они вращаются. На каждом своя молитва. Если тебе не хочется молиться, или ты просто не умеешь это делать, ты можешь вращать все эти большие и маленькие цилиндры, не обходя ни одного. Вращать надо справа налево – по ходу движения солнца. Если есть какие-либо пожелания, или просьбы к Всевышнему, то можно написать их на бумажке, приклеить ее к одному из цилиндров, и покрутить его. Таких бумажек там множество.
За храмом во дворе располагаются статуя Будды и субурган (1), а возле алтаря вкопан священный столб, украшенный ленточками и тряпочками. Его надо обходить, касаясь одной рукой. Пока я там все фотографировал, одна монголка обходила этот столб, а затем алтарь несчетное число раз – видно много грехов накопилось за всю ее жизнь, или многого она желала от Всевышнего.
Ламы одеты красочно – ярко-красные плащи, одно плечо открыто, через другое перекинут край плаща, на ногах толстые (типа войлочных) и красиво украшенные сапоги с загнутыми носами (монгольская земля священна и простой смертный не должен ковырять ее носками своих сапог). Ламы в основном обритые, некоторые даже в очках. Есть и совсем молодые и очень старые – похоже, религия восстанавливает свои ранее очень прочные позиции.
Тьма голубей, но на площади перед храмом чисто. Время от времени священнослужитель выносит из храма в чашечке что-то белое (мне показалось, что это остатки свечей) и бросает на площадь. Мигом слетается масса голубей и все склевывается в момент. Крыши храмов резные и окрашены в различные яркие (преобладает красный) цвета. Чтобы не засиживались голубями, снизу вся эта красота закрыта мелкой сеткой.
Невозможно за полдня осмотреть и осмыслить все многообразие служб, ритуалов и построек Гандана., познакомиться со всеми особенностями священнослужения. Но в нашем распоряжении только один день, и мы торопимся как можно больше посмотреть. Ведь неизвестно, удастся ли нам выбраться сюда осенью. А потому мы торопимся в Музей Религии, возможно там более понятны станут ритуалы Гандана.
1) Субурган – буддийское мемориально-культовое сооружение, в котором хранятся либо священные реликвии, либо прах или мощи лам.
Сегодня воскресенье, общий выходной день и самое время познакомиться поближе с Улан-Батором. Сам по себе город не очень интересен, но и у него есть несколько достопримечательностей, среди них Музей Религии и единственный в стране действующий буддийский храм – Гандан. Всегда интересно – во что верит и чему поклоняется народ, а потому поспешим сначала в Гандан. Кого не интересуют религиозные обряды и мои впечатления от них, те могут смело прекращать чтение – оставшихся приглашаю последовать за мной.
Итак, Гандан на настоящий момент (середина 80-х) является единственным в стране действующим буддийским храмом. Почему? В 1938 году во время подавления пресловутого ?ламаистского восстания? с религией, выступившей на стороне китайской и местной знати, было покончено решительно и без затей – разбомбили и уничтожили практически все религиозные постройки – около 900 монастырей. Заодно перебили почти всех монахов, уничтожив, таким образом, практически треть мужского населения страны – ведь по традиции монголы одного из сыновей в семье обязательно отдавали в ламы. Мы еще вернемся к этому прискорбному событию, а пока поспешим в Гандан.
Буддийский монастырь Гандан (Гандантекчинлинг), названный в честь одноименного монастыря в Тибете, основан в 1809 году. Он стоит на горе, как бы возвышаясь над городом, резко контрастируя с кварталами одноэтажной и юрточной застройки. Главные ворота монастыря по традиции обращены на юг. Постройки типа пагод, из дерева, очень красиво раскрашены и много резьбы. Фигурки зверей и божеств на крышах призваны охранять храм от злых духов. В конце 19-го века монастырь занимал обширную территорию, на которой проживало 14 тысяч служителей-лам.
Как раз в воскресенье проводится служба, а потому особенно много туристов, многие с фото и кинокамерами. Снаружи разрешается снимать все, внутри храмов – ничего, но проходить можно почти везде. Служба идет в двух храмах – ламы более высокого и более низкого уровней. В храмах полумрак и воздух насыщен благовониями. Сами храмы небольшие, от двери ведет центральный проход к статуе Будды, а по бокам своеобразные диванчики, украшенные коврами. Они стоят несколькими рядами и на них за низкими столиками располагаются ламы в соответствии со своим саном, как в ряду, так и в глубину рядов.
Служитель разносит завернутые в яркие ткани священные книги, перевязанные лентами. Ламы разворачивают их и находят нужную страницу. При этом сами книги, как сегодня бы сказали, не книжного, а альбомного формата, но не с боковым, а верхним переплетом. На каждой узкой странице получается не так уж много очень длинных строк.
Старший лама – унзад, сидящий у алтаря, и выше всех (на его сидении, согласно сану, подушек больше, чем у остальных лам) подает знак и кто-то из лам начинает, а остальные подхватывают молитву, и минут десять все бормочут довольно стройно и, можно даже сказать, мелодично. Мелодичность придает молитвам определенный эффект, заставляя прихожан благоговейно вслушиваться в звуки молитв, но не в слова – слова молитв на санскрите, а его в Монголии мало кто знает. В первом ряду у каждого из лам по обе стороны прохода есть какие-то музыкальные инструменты. При этом симметрично через проход инструменты одинаковые.
Во время молитвы, по знаку верховного служителя первые двое лам ударяют негромко в литавры, наклоняя их, относительно друг друга. Получается звук разной тональности, его подхватывают ламы с колокольцами. Крайний лама трубит в рог, сделанной из большой морской раковины, и два других ламы ударяют в барабаны. Большие, красочные барабаны подвешены у них над головами и ламы длинными палочками с красными набалдашниками ударяют в них. Причем ударяют, не глядя, поднимая руки над собой и немного за спину. Все это, вместе взятое, производит определенное впечатление. Стихают литавры, рог и барабаны, но звонят колокольцы в такт напевной молитвы, а потом и они смолкают. Минут на 5 – 10 все замолкает – перерыв. А потом все повторяется снова.
Ламы молятся, но они не сидят неподвижно – их руки и пальцы все время в движении, складываются в какие-то комбинации, фигуры, вполне определенные по ходу молитвы. Время от времени лама в центре ряда разбрасывает ячмень. Перед ним кучка ячменя, и в определенный момент молитвы он сметает немного ячменя на пол быстрым и точным движением, причем движения эти по ходу молитвы разные, и что-то определенно характеризуют. По преданию, где есть ячмень, там есть и хорошая жизнь. Разбрасывая ячмень, лама как бы призывает хорошую жизнь.
Так циклически служба и идет. Идет до двенадцати часов дня. Потом начинается диспут. Двое лам всходят на возвышения и начинают дискутировать. Сначала один задает вопросы, другой отвечает. Потом они меняются местами.
В храме очень красочно, с потолка свисают яркие ткани, кисти, шторы, кругом резьба, статуэтки и маски, фигура Будды и его апостолов и т.д. Горят свечи, курится дым от палочек из можжевельника (архи), стоят чаши с ячменем – это для жертвоприношений и подношений. Кто побогаче – кладет бумажные тугрики, победнее – монеты. Самые, наверно, бедные – спички, кто коробок, кто несколько спичек, а кто и одну спичку. Вдоль стен храма, мимо всех божеств есть проход, и можно не торопясь обойти все это действо и все посмотреть. Так и идут по кругу, и монголы (старые и молодые, штатские и военные), и туристы, и верующие, и просто зеваки (вроде нас). Монголы преклоняют колена и лбом обязательно дотрагиваются до какого-либо предмета в храме: будь то угол скамьи, расписанная подпорка, или спинка дивана.
Конечно, многое и в ритуалах и в поведении верующих не понятно, и объяснить некому, но мы надеемся, что дальнейшее посещение Музея Религии нам многое разъяснит. Но об этом потом, а пока …
Перед храмом расположены наклонные каменные лежанки для молящихся, такие же лежанки перед статуей Будды. На каждой лежанке по две атласные подушечки. Молящийся встает коленями на одну подушечку, руки упираются в другую, и подушечка эта скользит вверх по камню до тех пор, пока молящийся не опускается весь на лежанку. Молятся по-разному: одному достаточно полежать немного и он уходит, другие (по-видимому, более религиозные, или грешные) встают, читают священные мантры, вздымают руки, складывают их лодочкой под подбородком, и ложатся опять - самые ретивые проделывают это многократно.
Входы в храмы охраняют каменные львы. У каждого входа стоит что-то вроде большой чаши, или кубка выше роста человека и с окошками вверху. Верующие обязательно касаются их лбами, что-то кладут в окошки, вероятно подношения. Женщины обходят чаши и прикладываются лбом. Мужчины, особенно ?интеллигентные?, в шляпах, снимают шляпу и прикладывают ее к чаше.
Вдоль стены одного храма расположены молитвенные цилиндры самых разных размеров, и из различного материала. Все они вращаются. На каждом своя молитва. Если тебе не хочется молиться, или ты просто не умеешь это делать, ты можешь вращать все эти большие и маленькие цилиндры, не обходя ни одного. Вращать надо справа налево – по ходу движения солнца. Если есть какие-либо пожелания, или просьбы к Всевышнему, то можно написать их на бумажке, приклеить ее к одному из цилиндров, и покрутить его. Таких бумажек там множество.
За храмом во дворе располагаются статуя Будды и субурган (1), а возле алтаря вкопан священный столб, украшенный ленточками и тряпочками. Его надо обходить, касаясь одной рукой. Пока я там все фотографировал, одна монголка обходила этот столб, а затем алтарь несчетное число раз – видно много грехов накопилось за всю ее жизнь, или многого она желала от Всевышнего.
Ламы одеты красочно – ярко-красные плащи, одно плечо открыто, через другое перекинут край плаща, на ногах толстые (типа войлочных) и красиво украшенные сапоги с загнутыми носами (монгольская земля священна и простой смертный не должен ковырять ее носками своих сапог). Ламы в основном обритые, некоторые даже в очках. Есть и совсем молодые и очень старые – похоже, религия восстанавливает свои ранее очень прочные позиции.
Тьма голубей, но на площади перед храмом чисто. Время от времени священнослужитель выносит из храма в чашечке что-то белое (мне показалось, что это остатки свечей) и бросает на площадь. Мигом слетается масса голубей и все склевывается в момент. Крыши храмов резные и окрашены в различные яркие (преобладает красный) цвета. Чтобы не засиживались голубями, снизу вся эта красота закрыта мелкой сеткой.
Невозможно за полдня осмотреть и осмыслить все многообразие служб, ритуалов и построек Гандана., познакомиться со всеми особенностями священнослужения. Но в нашем распоряжении только один день, и мы торопимся как можно больше посмотреть. Ведь неизвестно, удастся ли нам выбраться сюда осенью. А потому мы торопимся в Музей Религии, возможно там более понятны станут ритуалы Гандана.
1) Субурган – буддийское мемориально-культовое сооружение, в котором хранятся либо священные реликвии, либо прах или мощи лам.
Метки: