Канонарх 18
В воскресный день Торжества Православия, решено было постригать послушника Петра. Братия монастыря стягивалась в Успенскую церковь на повечерье, Старшие из монахов готовились в притворе сопровождать брата "по пути плача". На солее стояла тумбочка с подносом, на котором лежало новое облачение будущего монаха. В храме, потрескивая, горели свечи, тем самым разрывая благодатную тишину, которой был наполнен воздух.
После возгласа священника, чтец затянул повечерие, и с этим началом у Петра чаще забилось сердце. Он стоял в притворе, окружённый старейшими монахами обители. Одетый в длинную, белую сорочку, прежнее облачение он снял, символично знаменуя тем "совершенное отложение порочных дел", оставшись "не опоясан, не обувен и главою откровенен". Братия с зажжёнными свечами, выстроились в два ряда вдоль "пути плача и сердечного покаяния", по которому, стремящийся к монашеской ...жизни должен даже не пройти, но, умалившись, и приняв "рабий зрак", проползти. В знак смирения и покорности, поскольку, как говорит Священное Писание: "унижающий себя возвысится". Пётр лежал в притворе на полу, лицом вниз, его чёрные волосы развивались по плечам, а руки были раскинуты в стороны. Братский хор запел "Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою".
Братия монахи растянулись по всей длине пути от притвора к солее, замыкая рука к руке мантиями, как бы укрывая ползущего брата. Как блудный сын, плача и каясь о своей прошлой жизни, он ползёт к тихому пристанищу спасения. Там, на солее ждёт его отец Августин, как любящий отец, с распростёртыми объятиями, принимая в лоно святой обители, в братство святого воинства.
Пётр, растроганный молитвенной атмосферой в храме, не мог сдерживаться, из его больных глаз лились покаянные слёзы. В голове не было мыслей убежать отсюда во что бы то ни стало, как это обычно бывает у некоторых новоначальных. Он полностью погрузился в происходящее, ощущая благодать, которой покрыла его Матерь Божья, взяв под Свой омофор.
Приблизившись к солее, он снова растянул руки в стороны и лежал так, пока отец Августин не дал знак подняться. Братия помогли встать и батюшка начал его вопрошать:
-Что пришел еси, припадая к святому жертвеннику и святей дружине сей?
Пётр отвечал:
-Желая жития постнического, честный отче.
-Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти лику инокующих?
-Ей, Богу содействующу, честный отче.
Затем последовало несколько вопросов игумена, отвечая на которые, постригаемый должен произнести три основных обета монашества: целомудрия, нестяжания и послушания. Эти три обета направлены против трех основных страстей, которые перечисляет святой апостол Иоанн Богослов, -"похоти плоти, похоти очес и гордости житейской".
Отец Августин зачитывал, в чём состоит смысл монашеского подвига, проверяя решимость, и убеждаясь в добровольном желании Петра. После этого, "взяв ножницы, как бы от руки Самого Христа", игумен крестообразно стал постригать волосы "в знамение отрицания мира и вся яже в мире, и во отрезание своей воли и всех плотских похотей".
-Брат наш, Прохор, постризает власы главы своея, в знамение отрицания мира, и всех яже в мире, и во отвержение своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.
Братия дружно запели сугубую ектенью.
Пётр всё гадал до этого события, какое же имя дадут ему при постриге. И вот, отец Августин дал ему имя преподобного Прохора Лебедника, монаха Киево-Печерской Лавры. Имя Прохор, переводится, как "стоящий впереди хора, запевала", очень символично подходило для умершего для мира Петра. В прошлой жизни он был канонархом в церковном хоре, так и в новой жизни, иноческой, отец Августин мудрым провидением нарёкает нового монаха, именем Прохор. В будущем его имя отразится в духовном делании, хорошо держаться и уметь управлять эмоциями. Он так же будет управлять, но уже не хором, а словесным стадом овец православных.
Дальше, отца Прохора стали облачать в монашеские одежды: власяницу (подрясник), параман -как напоминание о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом, рясу (верхняя одежда с широкими рукавами), клобук -надеваемое на голову облачение монаха. Символизирующее собою терновый венец Иисуса Христа -"одежду смирения" и "шлем спасения", защищающие от "стрел лукавого", чётки - как "меч духовный".
Облачение в монашеские одежды – это таинство, как и возлагание венцов в браке. Монашеское одеяние, вместо венцов.
Закончив чин монашеского пострижения, отец Августин обратился с приветсвенным словом к новому монаху.
-Дорогой наш брат, монах Прохор!
Ты воспринял ангельский образ, вошёл в лик иночествующих в день Торжества Православия. Праздник, совершаемый в первое воскресенье Великого поста, установленный в связи с событиями Константинопольского собора в девятом веке, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. Осудив иконоборцев и восстановив иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Вот и сейчас, мне хочется пожелать тебе Торжества Православия, в первую очередь, в твоей душе. На этом скорбном, крестном пути, пусть этот день сохранит память в твоём сердце на долгие годы, до гроба, даже если на это понадобится пролить свою кровь. Будь верен Господу нашему Иисусу Христу, даже до смерти. Крест — это суть монашеского пути! Об этом нужно помнить всегда. Особенно, когда Господь, испытывая тебя, будет посылать скорби и искушения. Всё горестное, всё тяжелое, что выпадет на пути, нужно претерпевать с упованием на обетование Господне: "Радуйся, - рече Господь, - яко мзда твоя многа на небесех". Сегодня ты, отец Прохор, не только дал обещания, обеты Богу, но и вступил на путь их исполнения. Да хранит тебя Господь и Матерь Божья!
Слова игумена, очень глубоко проникли в сердце отца Прохора, и поддержали его в будущем. Отец Августин первый подошёл к новому монаху и произнёс:
-Что ти есть имя, брате?
-Монах Прохор, -ответил новопостриженный.
-Спасайся о Господе в ангельском чине.
После этого вся братия чинно подходила к монаху Прохору, и каждый так же спрашивал его "что ти есть имя?".
Отец Прохор стоял в полном монашеском облачении, с крестом и свечой в руках и кротко отвечал на поздравления. В сердце его царил покой, и в то же время, -восторг от всего с ним происходящего. Было ощущение, что это не с ним, что он спит и вот-вот проснётся. Ноги были ватные, тихая радость переполняла душу, и желание постоянно пребывать в храме Божьем. После пострига, новоначальный монах целых пять дней пребывает в церкви, совершая бдение и непрестанно молясь. Потому, желание отца Прохора совпадало с уставом Церкви.
После возгласа священника, чтец затянул повечерие, и с этим началом у Петра чаще забилось сердце. Он стоял в притворе, окружённый старейшими монахами обители. Одетый в длинную, белую сорочку, прежнее облачение он снял, символично знаменуя тем "совершенное отложение порочных дел", оставшись "не опоясан, не обувен и главою откровенен". Братия с зажжёнными свечами, выстроились в два ряда вдоль "пути плача и сердечного покаяния", по которому, стремящийся к монашеской ...жизни должен даже не пройти, но, умалившись, и приняв "рабий зрак", проползти. В знак смирения и покорности, поскольку, как говорит Священное Писание: "унижающий себя возвысится". Пётр лежал в притворе на полу, лицом вниз, его чёрные волосы развивались по плечам, а руки были раскинуты в стороны. Братский хор запел "Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою".
Братия монахи растянулись по всей длине пути от притвора к солее, замыкая рука к руке мантиями, как бы укрывая ползущего брата. Как блудный сын, плача и каясь о своей прошлой жизни, он ползёт к тихому пристанищу спасения. Там, на солее ждёт его отец Августин, как любящий отец, с распростёртыми объятиями, принимая в лоно святой обители, в братство святого воинства.
Пётр, растроганный молитвенной атмосферой в храме, не мог сдерживаться, из его больных глаз лились покаянные слёзы. В голове не было мыслей убежать отсюда во что бы то ни стало, как это обычно бывает у некоторых новоначальных. Он полностью погрузился в происходящее, ощущая благодать, которой покрыла его Матерь Божья, взяв под Свой омофор.
Приблизившись к солее, он снова растянул руки в стороны и лежал так, пока отец Августин не дал знак подняться. Братия помогли встать и батюшка начал его вопрошать:
-Что пришел еси, припадая к святому жертвеннику и святей дружине сей?
Пётр отвечал:
-Желая жития постнического, честный отче.
-Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти лику инокующих?
-Ей, Богу содействующу, честный отче.
Затем последовало несколько вопросов игумена, отвечая на которые, постригаемый должен произнести три основных обета монашества: целомудрия, нестяжания и послушания. Эти три обета направлены против трех основных страстей, которые перечисляет святой апостол Иоанн Богослов, -"похоти плоти, похоти очес и гордости житейской".
Отец Августин зачитывал, в чём состоит смысл монашеского подвига, проверяя решимость, и убеждаясь в добровольном желании Петра. После этого, "взяв ножницы, как бы от руки Самого Христа", игумен крестообразно стал постригать волосы "в знамение отрицания мира и вся яже в мире, и во отрезание своей воли и всех плотских похотей".
-Брат наш, Прохор, постризает власы главы своея, в знамение отрицания мира, и всех яже в мире, и во отвержение своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа; рцем вси о нем: Господи, помилуй.
Братия дружно запели сугубую ектенью.
Пётр всё гадал до этого события, какое же имя дадут ему при постриге. И вот, отец Августин дал ему имя преподобного Прохора Лебедника, монаха Киево-Печерской Лавры. Имя Прохор, переводится, как "стоящий впереди хора, запевала", очень символично подходило для умершего для мира Петра. В прошлой жизни он был канонархом в церковном хоре, так и в новой жизни, иноческой, отец Августин мудрым провидением нарёкает нового монаха, именем Прохор. В будущем его имя отразится в духовном делании, хорошо держаться и уметь управлять эмоциями. Он так же будет управлять, но уже не хором, а словесным стадом овец православных.
Дальше, отца Прохора стали облачать в монашеские одежды: власяницу (подрясник), параман -как напоминание о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом, рясу (верхняя одежда с широкими рукавами), клобук -надеваемое на голову облачение монаха. Символизирующее собою терновый венец Иисуса Христа -"одежду смирения" и "шлем спасения", защищающие от "стрел лукавого", чётки - как "меч духовный".
Облачение в монашеские одежды – это таинство, как и возлагание венцов в браке. Монашеское одеяние, вместо венцов.
Закончив чин монашеского пострижения, отец Августин обратился с приветсвенным словом к новому монаху.
-Дорогой наш брат, монах Прохор!
Ты воспринял ангельский образ, вошёл в лик иночествующих в день Торжества Православия. Праздник, совершаемый в первое воскресенье Великого поста, установленный в связи с событиями Константинопольского собора в девятом веке, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. Осудив иконоборцев и восстановив иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Вот и сейчас, мне хочется пожелать тебе Торжества Православия, в первую очередь, в твоей душе. На этом скорбном, крестном пути, пусть этот день сохранит память в твоём сердце на долгие годы, до гроба, даже если на это понадобится пролить свою кровь. Будь верен Господу нашему Иисусу Христу, даже до смерти. Крест — это суть монашеского пути! Об этом нужно помнить всегда. Особенно, когда Господь, испытывая тебя, будет посылать скорби и искушения. Всё горестное, всё тяжелое, что выпадет на пути, нужно претерпевать с упованием на обетование Господне: "Радуйся, - рече Господь, - яко мзда твоя многа на небесех". Сегодня ты, отец Прохор, не только дал обещания, обеты Богу, но и вступил на путь их исполнения. Да хранит тебя Господь и Матерь Божья!
Слова игумена, очень глубоко проникли в сердце отца Прохора, и поддержали его в будущем. Отец Августин первый подошёл к новому монаху и произнёс:
-Что ти есть имя, брате?
-Монах Прохор, -ответил новопостриженный.
-Спасайся о Господе в ангельском чине.
После этого вся братия чинно подходила к монаху Прохору, и каждый так же спрашивал его "что ти есть имя?".
Отец Прохор стоял в полном монашеском облачении, с крестом и свечой в руках и кротко отвечал на поздравления. В сердце его царил покой, и в то же время, -восторг от всего с ним происходящего. Было ощущение, что это не с ним, что он спит и вот-вот проснётся. Ноги были ватные, тихая радость переполняла душу, и желание постоянно пребывать в храме Божьем. После пострига, новоначальный монах целых пять дней пребывает в церкви, совершая бдение и непрестанно молясь. Потому, желание отца Прохора совпадало с уставом Церкви.
Метки: