Убийца С

(пьеса для моноспектакля)
Эпилог
Если что-то очень кажется простым, берегись, оно может оказаться сложнее сложного.
Почти пустая комната, где-то валяется один стул, нож и бутылка вина. Света почти нет, окна занавешаны черной тканью. Повсюду разбросаны исписанные нотные листы, где-то вдалеке звучит Моцарт ?Маленькая ночная серенада (серенада №13)?.
С – Да, это замечательная музыка. Но можно ее играть не так громко или играть ее в другое время суток? Я понимаю что ты назвал ее ночной. Только ночью все нормальные люди спят. (пауза) У меня просто кошмарный сосед. Нет, он великий и талантливый. Но как сосед он совершенно невыносим. Он с утра до ночи играет на клавесине или на скрипке. Когда родители ходят поиздеваться над соседями и ребенком они отдают его на скрипку. А потом очень сильно жалеют, потому что или у него обнаруживается талант и это становится ежедневной мучительной рутиной, или он оказывается бездарным и тогда хоть и на короткое время но всем приходится слышать высокий протяжный писк скрипки, громкий бас недовольного отца и хор соседей жаждущих прекратить страдания деревянного инструмента. (пауза) Знаешь я давно хотел сказать что для ночной она слишком бодрая и активная. Словно призвана завершить перед сном все незаконченные дела. Сварить суп или кашу, откипятить вещи и уложить всех спать. Но в ней есть свой плюс. Знаешь какой? Когда она заканчивается тебе и правда хочется наконец-то уснуть. И сейчас я хочу одного чтобы ты перестал ее играть. (звучит соната для фортепиано №16 до мажор Моцарта) Теперь он играет ?простую?. В музыке вообще ничего не бывает просто. Впрочем как и в жизни. Музыка - это высшая математика из которой растут цветы. А простое – враг хорошего. С таким же успехом можно сочинять песенки для мейстерзингеров. Искусство не для народа. Чем выше музыка и искусство тем больше к нему тянется простой человек, тем больше он пытается ему соответствовать. А чем они ниже, тем более мешается с человеком. С его пороками, его недалекостью и приземленностью. Музыку должны сочинять боги иначе она станет слишком простой и пошлой как одежда крестьянина. Она станет грязной как исподнее. Нет, музыка не может быть такой. Ты слышишь? Музыка должна быть выше них, выше нас, выше всего, что только можно придумать иначе она превратиться в кампостную яму. Так что давай, заканчивай. (звучит концерт № 21 для фортепиано с оркестром) Это не закончится никогда. Он может играть всю ночь. Есть пословица: светя другим сгораю сам. Это про него, он настоящий фанатик. Ему повезло кроме меня в доме соседей больше нет. И он может творить и он творит, каждый день, каждую ночь. Одна за другой прогарают свечи, нотные листы пачками падают с клавесина. Но ему этого мало он все торопится, словно боится не успеть что-то сделать. Пишет для себя, для сцены, на заказ. Он весь с головы до ног в работе. Эта работа однажды его убьет, правда если он не будет работать он умрет значительно раньше. На днях к нему пришел новый заказчик. Странный молодой человек, печальный как Пьеро и весь в черном. Попросил написать для него Реквием. Видимо собрался отправить кого-то на тот свет, ну или отправиться туда сам. Он сел за него тот час же. О, это получалось нечто. (пауза) А сыграй его для меня. Он же почти готов! (играет Моцарт – Реквием Dies Irae) О, да вот это музыка бога. Подобно звуку иерехонской трубы. Словно сорваны все семь печатей с книги жизни и грядет час расплаты. Когда я впервые ее услышал я вспомнил все плохое, которое я когда-то сделал и мне стало страшно. Страшно от того что я не успел покаяться в том что сотворил. (Пауза) Знаешь, ты все таки гений, я часто это говорил раньше, правда тогда только для того чтобы тебя поддержать. Но сейчас, сейчас я предельно честен с тобой. Твоя музыка – это вершина божественных чувств. Но сам ты очень и очень от этого далек. (звучит Моцарт увертюра из Свадьбы Фигаро) Вот скажи мне на милость куда ты потом пропал? Раньше ты все писал в стенах этого дома. А здесь стал пропадать по целым дням. Ты стал возвращаться только утром, часто сильно выпивший а порой стал притаскивать с собой непонятных кабацких пьенчюг. Неужели ты поднимался так высоко для того чтобы так низко упасть? Эти люди также далеки от музыки как свинец далек от того чтобы стать золотом. И этих людей ты стал называть своими друзьями. Слава и признание вскружили тебе голову, ты как юнец впервые попробавший молодого вина. И у того и у другого последствия похожи. Сначала оно веселит, бодрит, кружит голову, бросает в необдуманные поступки, а на утро от нее тошнит и ты говоришь себе что больше не выпьешь ни капли, но вскоре это чувство проходит и все повторяется снова и снова. Ты стал мой друг запойным зазнайкой. Искусство это не прощает. (Звучит Моцарт –Реквием Лакримоза) Ты оставил ноты, я посмотрел, даже попробовал сыграть. Если бы я не знал что с тобой происходит в последние дни то подумал что эту и предыдущую часть писали два разных человека. А затем случилось еще более странное – ноты пропали. Все твои ноты этого злощастностого реквиема пропали. Тот юноша в черном перестал заходить, подозреваю что это дело его рук ну или твоих, ведь ты тоже пропал. Не захотел возвращать ему деньги? Устал от музыки? Видимо все было на столько плохо что ты придумал имитировать свою собственную смерть. (музыка перестала играть) И снова браво! Какой грандиозный ход! Написать реквием и умереть. Но тогда я не понимаю зачем ты сюда вернулся, тебя могут обнаружить, услышать. Я могу пойти и сдать тебя им.. Они ведь подозревают меня. Эти болваны уверены что я отравил Моцарта! А он сидит в это время в соседней комнате и играет на своем клавесине! Ты слышишь, Моцарт я тебя убил? Так что давай, прекращай играть и дай мне уже наконец нормально поспать! Знаешь это вторая самая дурацкая шутка после шутки с Адрианой Бене. Как же она тебе так насолила, что ты решил воспользоваться ее же особенностями? Да она действительно была похожа на курицу. (звучит Моцарт 23 концерт для фортепиано с оркестром) Вот только это твоя шутка затянулась. Пора бы раскрыть себя миру, ты так не считаешь? Люди на улице косо смотрят на меня, шепчуться, переглядываются я читаю на их губах и в их глазах ?Убийца?, ?Отравитель?. Я верный друг и преданный поклоник стал в один день Иудой. Я закрыл окна чтобы спрятаться от их глаз, от его глаз. А ты здесь живой и невредимый не хочешь избавить меня от мук, которые преследует меня по твоей вине. А может мне и в самом деле стоит отравить великого Моцарта? Тогда я буду точно знать что все эти разговоры, взгляды не лишены оснований. Я сам пойду в тюрьму и на виселицу. Ведь я убью Моцарта! (взял нож, метнулся, тут же вернулся, пауза) Его нет. Я был уверен что он здесь, что это он сидит и играет на клависине свои сонаты и прелюдии. Но его нет, нет (пауза) нет клавесина. Я совсем забыл что продал его и всю мебель (смотрит на стул) вернее почти всю чтобы платить за дом. Музыку мне почти перестали заказывать, а ученики разбежались одни за другим когда по городу пошел слух. Значит эта музыка звучит только в моей голове, а значит и тебя нет. Выходит что я и в самом деле убийца и отравитель? Неужели я мог отравить своего лучшего друга? Но зачем, а главное: как? (звучит Моцарт соната для фортепиано №11) Что они говорили? Кажется ничего, они только спрашивали, в доме ничего почти не осталось. Может я отравил его через стул? Но как? Нет, это не возможно. Может я отравил его через нотные листы? (пауза) Точно я измазал листы ядом, он в очередной раз обслюнявил палец, так я его и отравил. (пауза) Но реквием пропал чуть раньше, а все его записи они забрали себе и если бы там был яд, я бы уже был в тюрьме.(пауза) Я измазал ядом нотные листы, но не его, а свои…(пауза) Но он никогда не брал в руки моих записей. Надо вспомнить последний день до пропажи Моцарта в деталях. Утро, он позавтракал омлетом, омлет он приготовил сам, а молоко…(пауза) молоко он забрал с крыльца, я за молоком не выходил. Обедал он не дома, в трактире. Остается ужин. Он принес жаренных перепелок с собой из трактира, а я достал из погреба красное вино, сыр и хлеб. Мы ели перепелок с хлебом, сыр мы…Стоп... Вино…Я добавил яд туда, но где же бутылка…ее забрали? Нет, она должна быть где-то здесь (находит бутылку на дне которой осталось еще немного вина) Вот оно…(звучит Моцарт Увертюра из Волшебной флейты) Здесь немного осталось…Если это оно… Есть один способ проверить и наконец выяснить отравил ли Антонио Сальери Вольфганга Амадея Моцарта или нет. (открывает бутылку и выпивает остатки) Странно я ничего не чувствую. Надо подождать. Яду нужно время. Боже, как медленно течет время и как быстро оно заканчивается. Пока есть последние мгновения надо постараться вспомнить остаток вечера. Он по привычке сел за клавесин, но почти сразу швырнул партитуру на пол, кто-то испортил ему настроение. Сказал что за реквием нужно было больше просить, очень трудно он у него выходит, взбил подушку, лег на кровать и погасил свечу. Через какое-то время он нервно вскочил с кровати, собрал все листы с пола и снова сел за клавесин. Он много пил. Пиво, самогон. Я волновался за него он впервые был таким. Он стал мнительным и подозрительным. Ему везде виделся этот молодой человек в черном. Мне захотелось его поддержать и я выпил немного с ним…вина. Выходит если вино было бы отравлено я бы умер вместе с ним! (срывает черные занавесы и кричит в окна, затем в зал) Я не виновен! Я не убивал Моцарта! Я не травил его! Я пил вино вместе с ним и посмотрите я жив! Я его не убивал! Я не виновен! Антонио Сальери не убийца! На моих руках нет смерти! Я же говорил, я говорил вам всем что я невиновен! А вы сомневались, обвиняли меня! (хватается за сердце и падает. Выходит человек в черном с нотными листами в руках)
Человек в черном – Порой в нас самих есть яд, которым мы травим и травимся каждый день. Прескверный вышел реквием…(бросает нотные листы на пол)
Занавес
01.03.2021 г.Борисоглебск
Ред. 24.03.2021 там же


Метки:
Предыдущий: Пациент 150
Следующий: Снежная королева