Наше путешествие в Куркиеки

Экскурсия в Куркиеки 28.09.2020

28 сентября Валерий Хюркес решил сделать нам сюрприз – экскурсию в Куркиёки. Название места в переводе с финского означает Журавлиная река. Мы, трое представительниц прекрасного пола, под руководством опытного гида погрузились в таинственный мир Калевалы. Наше путешествие началось со знакомства с новой трассой из Приозерска в Сортавалу. В этом году на радость всем выдалось очень тёплое для конца сентября ?бабье лето?. Из машины, которой мастерски управлял Валерий, мы любовались скалистыми пейзажами, высокими могучими соснами, отдельными рощицами чуть-чуть тронутыми осенью, ещё цветущими и зеленеющими лугами и полями. По дороге нам встречались места добычи гранита, похожие на развороченные большие каменные муравейники. За посёлком Хийтола свернули с трассы на незнакомую грунтовую дорогу в Куркиёки. Подъезжая к музею, мы сразу обратили внимание на появившиеся по сторонам необычные для наших мест деревья: пихты, кедры, голубые ели…
На пороге музея нас уже ждали добродушные хозяева, а точнее хозяйки – Любовь и Надежда (жаль, что мы не взяли с собой Веру). Наш экскурсовод, Надежда Анатольевна Бахметьева, оказалась мастером на все руки. Оказывается, она не только многие годы изучает разные направления истории и искусства, но и сама своими руками ремонтирует и украшает музей. Художник по профессии, она освоила немало видов прикладного искусства и в строительном деле добилась высшего пилотажа: изящные резные наличники, деревянные скульптуры, элементы декора и композиции залов. Она не только положительно реагировала на наши реплики и эмоции во время экскурсии, но и отвечала на попутно возникающие вопросы, касающиеся разных областей деятельности. Из-за нахлынувших вопросов мы иногда не очень тактично прерывали рассказ, превращая его в диалог, но хозяйка не обижалась и более подробно останавливалась на интересующих нас темах.

Попробуем рассказать некоторые сведения, которые нас удивили, потрясли или вызвали восторг.
Эти края были заселены очень давно. Живописные шхеры, удобства промыслов… В Новгородской летописи в 1396 году был упомянут древний карельский торговый центр Кирьяж. Названия поселения менялось в зависимости от того, в чьи руки переходила земля после сражений: Кирьяж (карельское), Кроноборг (шведское), Куркиёки (финское). Многочисленные археологические раскопки дали достаточно материала для того, чтобы хорошо представить быт народов, здесь проживавших.
Территорию Карельского перешейка населяли карелы, финны, вепсы, ижора, саамы, а позже славяне. Традиции карел отличались от традиций других народов. Карелы жили общинами, занимаясь рыболовством, охотой, земледельчеством, держали домашних животных. Ближайшие соседи, метелиляйнены и саамы, жили уединённо, хуторами. На эти земли периодически делали набеги викинги. Для предупреждения об опасности была придумана система оповещения с мест наблюдения. Обнаружив опасность, сторожевой разводил костёр. Увидев костёр, следующий наблюдатель вслед за ним зажигал свой костёр. Викинги передвигались по воде и нападали со стороны Ладоги, поэтому цепочка костров шла от входа в шхеры до поселений. Увидев огонь, местные жители понимали, что враг напал, и успевали спрятаться (схему расположения сигнальных точек можно увидеть на карте в отдельном зале).



Согласно преданиям, севернее этих мест жили метелиляйнены-великаны. Рост их был примерно в 2 раза больше обычного. Про великанов ходило много легенд. Метелиляйнены отрицали использования недр земли, а пропитание получали собирательством и рыбалкой. В эпосе Калевалы есть сведения о них. Раскопки показали реальность данных рассказов.
При входе в просторную прихожую, похожую на веранду, посетитель сразу встречается с героем Калевалы – Випуненом. Как рассказывает легенда, много веков назад этот великан, бывший рунопевец и колдун, заснул. За много лет земля и камни скрыли его тело, а на поверхности осталась только голова. Огромная голова из дерева, мастерски вырезанная, напоминает о прошедших временах, так как в голове есть тайники, хранящие высказывания книги мудрости.

Випунен, певец заклятий,
Этот старец, полный силы,
На уста выносит песни,
Силой грудь переполняет,
Отпер ящик песнопений,
Отворил ларец заклятий,
Чтобы спеть получше песни,
Наилучших песен выбрать:
О вещей начале первом,
О вещей происхожденье.


Напомнив историю о Вяйнямёйнене и Випунене из Калевалы, экскурсовод Надежда предложила познакомиться с важными в те времена знаниями предков, согласно которым в окружающем мире выделялись следующие основные элементы: огонь, вода, дерево, земля, металл. Мы заглядывали в тайники и находили там различные предметы и записки для размышления.
Обходя голову мудреца, читая висящие рядом таблички последовательно, представляли главные события в истории края:
IX-XI века. Многочисленные набеги и захваты земель викингами.
XII-XIV века. Расцвет карельской культуры, союз с Новгородом. Карельские купцы контролировали водные пути до Ботнического залива и Белого моря и вели торговлю с Новгородом.
1396 год. Первое упоминание Кирьяжа (Куркиёки) и Кюлолакши (Хийтола) в Новгородской летописи. Берестяные грамоты с сообщением о нападении и разграблении шведами.
1478 год. Вхождение в состав России во времена правления Великого князя Ивана III (Ивана Великого).
Понять существенные изменения в связи с войнами, миграцией и другими передвижениями народов помогали сдвигающиеся карты, по которым можно было сравнить территории государств, мест проживания народов, названия поселений. Не раз территория поселения переходила в состав Швеции и Финляндии. И вот, что удивляет даже при поверхностном изучении…
Край, когда-то богатый, процветающий, ведущий насыщенную культурную жизнь, отличающийся находками мастеров своего дела, интересными постройками и произведениями искусства, достижениями в хозяйстве, с ухоженными домами в маленьких городах и активной жизнью, сейчас заброшен и разорён. В самом посёлке большей частью старые дома и садовые участки, на которых не живут постоянно, а владельцы их приезжают сюда отдохнуть.
Следующая за верандой – музыкальная гостиная. Здесь можно увидеть в стене рожки-трубочки. Если послушать трубочку, нажав кнопку, то можно услышать мелодии кантеле, йоухикко, народные песни и говор карел. В этом зале интересно воссоздаются звуки Калевалы: шум кузнечного горна, ветра, дождя, волн, рык медведя, вой собак и т.д.


Большой зал организован как учебный кабинет. Посередине зала стол с объёмной картой. В столе потайные ящички с пояснениями. Хорошо изображены шхеры и сигнальные маяки. У окна в шкафчике старинные вещи и их современные аналоги, закрытые дверцей. Предлагается отгадать назначение и подтвердить догадки открыванием дверцы. Есть доска со специальной картой промыслов и торговли, на которой можно устанавливать таблички с картинкой. На карте, рядом с названием Куркиёки, стоит табличка с изображением сокола, которая указывает на то, что здесь разводили ловчих соколов и получали хорошие деньги от их продажи.
Начиная с 17 века эти земли стали заселять финны. Некоторые финские названия мест, сохранившиеся до сих пор, имеют русское происхождение. Например, Вяттикя. В этом месте жил святой Донку Самуилов. Его стали называть Святик, но финны с трудом произносили две согласные подряд. Так появилось Вяттикя. От имени Микита появилось название Миккели. Вот Хелминселкя чисто финское название, которое раскрывает главный промысел, ведь ?хелми? в переводе с финского – жемчуг. В этих местах Ладоги собирали раковины-жемчужницы. Для того, чтобы они не были испорчены и не потускнели от воздуха, ловцы держали их во рту во время сбора.
Позже большой участок земли рядом со шхерами был подарен под имение графу Воронцову. Тогда здесь была построена усадьба. Уже с 19 века в усадьбе было открыто училище земледельчества. Училищу принадлежал участок реки с водопадом, где в 1919 году построили электростанцию. Позже здесь расположился сельскохозяйственный институт, который существовал до 1940 года. В институт приехал преподавать химию и биологию доктор Вели Рясянен (1888-1953). Он стал исследовать местные лишайники и открыл около 350 новых видов. Лишайникам он дал названия. Некоторые из них представлены в музее. В комнате лишайников есть не только образцы их, но и то, что можно из них получить. Например, в прозрачном цилиндре целительный напиток. Здесь можно ознакомиться и с рецептом его изготовления. Доктор Рясянен посвятил лишайникам много лет жизни и опубликовал свои труды. Около 70 изданий его работ были переведены на разные языки. В мире он получил оригинальный титул – король лишайников.



Наше знакомство с музеем началось именно с "Королевства лишайников". В уютной комнате с бревенчатыми стенами и высоким потолком мы обратили внимание на большие фигуры по углам и множество экспонатов и фотографий. Один из загадочных персонажей в углу, как оказалось, изображал короля лишайников – Вели Рясянена. Конечно, эта мягкая игрушка с седой бородой из лишайников была больше похожа на героя мультфильма. Фотографию самого доктора Рясянена и его родственников мы увидели на стене. Уже в преклонном возрасте посетила эти места его дочь, о чем также осталось подтверждение в виде фотографии.
Очень быстро благодаря Надежде мы погрузились в таинственный мир лишайников и мхов. Лишайники являются отдельным классом растений, но обладают некоторыми свойствами, которые встречаются у водорослей и грибов. Считается, что они появились на планете 350 млн лет назад. Они могут прожить до 5 тысяч лет. Питаются лишайники энергией и водой. Самые первые лишайники жили на камнях, гораздо позже они приспособились жить на почве и потом уже на деревьях. Кажется, что лишайник высох и умер, но часто это ошибочное мнение. Оказывается, они могут быть в зАмершем состоянии. Изменятся условия и станут благоприятными – лишайник восстановится и будет расти дальше. Процесс роста очень медленный. Например, уснея увеличивается на 1,5 м за 300 лет.



Названия лишайников не очень простые: ризокарпон географический, стереокаулон пальчатолистный (кудряшка), цетрария исландская… "Кудряшку" использовали в щи, хлеб, салаты, фарш. Цетрарию использовали для приготовления киселя. Её отмачивали в содовом растворе, чтобы не было горечи, отваривали на медленном огне 30-40 минут с ягодами. Очень полезными в цетрарии являются белок, йод, витамин С, усниновая кислота. Некоторые лишайники используются как сильные антисептики. Особенно живительными навыками знаменита уснея, хотя цитрария тоже используется для обеззараживания ран.


Несколько лет уже существуют прогулочные экскурсии по маршрутам, проложенным для ознакомления с мхами и лишайниками. Тропы проходят по острову Койонсаари в дельте древней ледниковой реки. Этот проект был оценен премией Владимира Потанина.
Доктор Вясянен вместе со студентами сажал редкие породы деревьев, не характерные для здешних мест. Он заказывал саженцы и семена в разных питомниках. Так здесь появились лиственницы, кедры, пихты, заказанные в Сибири. Большой голый скалистый холм рядом с центральным домом был засажен руками доктора Рясянена и его воспитанников. На острове посреди пруда Кушелев-Безбородко посадил чёрную ольху. Это очень редкий вид ольхи в наших краях. Сейчас ствол этого дерева огромен. Три человека могут встать вокруг дерева и обхватить его, взявшись за руки.
В 1940-1975 годы здание музея было отдано начальной школе, а потом сельскохозяйственной конторе. В 2007 году совхоз закрыли, здание обветшало, на ремонт не хватало денег. Когда дом передали музею, проблем оказалось очень много. Прогнили стены и пол. Причиной стали и протечки котла, расположенного наверху. Здание не отапливалось. На настоящий момент в холодное время года посетители ходят в верхней одежде, так как комнаты отапливаются только обогревателями. Постепенно, участвуя в конкурсах и получая гранты, чтобы иметь деньги на ремонт и реконструкцию, а также собственными силами, сотрудники восстанавливают музей.
Сейчас зданию уже 130 лет. Многие комнаты приведены в порядок, в них оборудованы из дерева необычные столы, скамьи, средства для интерактивных познавательных игр и мастер-классов. Есть несколько специальных мастерских со станками, прялками и другими приспособлениями, которые используются мастерами и их подопечными. Отдельные комнаты выделены для работы с соломкой и шерстью. Переплетения, которые используют современные мастера, отличаются от того, что было полвека назад. Внесены оригинальные новые приёмы украшения изделия. Миниатюрные рисунки, нежные витиеватые элементы узоров дают возможность автору передать восхитившие его образы, трогательное "живое слово", свою неповторимую гамму чувств.
В здании музея действует художественная школа, в которой наш экскурсовод Надежда принимает самое активное участие.
Продумана система для насыщенного самостоятельного знакомства с бытом, обычаями, культурой населения этого края, с историей, природой.
Активный директор, Петрова Марина Игоревна, и мастера-многостаночники оборудовали помещения под мастер-классы, создали разные проекты, некоторые из которых уже получили гранты. В музее проводятся конкурсы, ведётся обучение прикладному искусству, восстановлены ткацкие станки, прядильные устройства, разная утварь и инструменты, приспособления для плетения поясов, по сохранившимся образцам сделаны новые станки, а также изобретаются новые инструменты и устройства.
Поразило нас то, что малым составом коллектив ведёт такую разную, подчас мужскую, профессиональную работу. Качество этой работы видно и по результатам, и по тем советам, которые они дают.
Например, мы узнали, как можно красить пряжу народными средствами, как приготовить напиток из лишайника, как сделать изгородь без инструментов и гвоздей, чем отличается финский ткацкий станок от русского и т. д.



Интересен и насыщен был рассказ о разных сторонах жизни казалось бы удалённого от цивилизации поселения. В представленной экспозиции освещен опыт нескольких народов и людей разных профессий.
В отдельных комнатах представлена утварь и разные инструменты деревенского дома. На ткацких станках (финских и русских) мастера делают половички. Есть у местных идея создания станка в виде вертикальной рамки, которая может вешаться на стену. Такая модель может напоминать шведский вариант. Тогда станок не будет занимать много места, а значит, многим будет доступно ткацкое творчество.

Откуда появилось выражение "на халяву"?
Нам показали сапоги, которые опытный сапожник шил около 2 лет. Носили такие сапоги лет двадцать. Нижняя часть делалась отдельно из крепкой кожи, а верхняя - из мягкой. Мягкая называлась "халява", она быстрее изнашивалась, чем нижняя. Поменять её было дешевле, чем починить нижнюю. Денег на халяву нужно было меньше, вот и стали говорить "на халяву".
Кошель раньше шили определённой формы и размера. В такой кошель умещалось определённое количество монет. Если нужно было заплатить за лошадь или корову, то называли не сумму, а количество кошелей.
?Ежовая рукавица? на самом деле плелась большой деревянной иглой из конного волоса. Она была необходима в хозяйстве. Чтобы тянуть рыболовецкую сеть и не повредить руки, чтобы верёвка не скользила, требовалась шершавая поверхность. Вот конский волос и подошёл как нельзя лучше.



Финский приём украшения зданий деревянными тетеревиными хвостами и образами совы применён Надеждой к разным постройкам, в том числе и к туалету. Здесь такое необходимое для туристов учреждение выглядит сказочным домиком.
Маленькие журавлики украшают вход с названием "Калитка в Карелию", а журавлиное крыло – изгородь.
В этих местах существует форелевое хозяйство, в котором выращивают раковины-жемчужницы. Оказывается, раньше в Куркиёки из поколения в поколения передавались навыки ловцов таких раковин. Занятие это было непростое. В особенности появления жемчужин и некоторые сложные моменты необычного труда по их сбору мы были посвящены во время экскурсии.
Много интересного существует вокруг музея. Уже проложены новые тропы для знакомства с историей края и изучения природного богатства.
Мы порадовались, что скоро выйдет биологическая программа для самостоятельного изучения посадок на территории усадьбы Куркиёки и окрестностей, которая будет запускаться по QR - коду на смартфоне. Данная программа поможет легко найти редкие виды растений. Именно здесь есть такие интересные "иммигранты":
сосна Банкса (шишечки букетом), Веймутова, кедровая сосна, остролистный клён, дуб черешчатый, 3 вида лиственниц.
Главная напасть этих мест – шершни. При встрече с ними надо быть предельно осторожным. Двигаться нельзя! Шершни реагируют на движение. Для них движущийся объект опасен, поэтому защищаясь от опасности они кусают. Укусов нескольких шершней достаточно, чтобы человек не выжил.
Надежда рассказала о некоторых особенностях жизни шершней, которые показывают, что как и в мире людей у них не всё безобидно. В природе, где действует коллективное мышление, всегда существуют кроме мирных трудяг варвары, бандиты, воры. Самая неблаговидная роль досталась в мире насекомых шершням. Они воруют мёд у пчёл. В сражении с шершнем многие пчёлы погибают. Защищая своё жилище, пчёлы проявляют коллективное мышление. Перед ограблением улья шершни выделяют 2-3 разведчиков. Заслышав их, пчёлы вылетают и облепляют шершня со всех сторон и сильно жужжат. От продолжительного трения крыльев их температура увеличивается, и они, как раскаленные угли, сжигают шершня. Он сваривается и погибает, так как температура выживания у шершня ниже, чем у пчелы. Подробно о жизни насекомых рассказывают уже на специальных занятиях и экскурсиях по окрестностям.
Ещё несколько комнат посвящены советскому времени. В классе со старыми партами мы с удовольствием посидели и пофотографировались, вспомнив школьные годы.
Рассмотрев образцы камней, нашли самый древний – соскуа. В войлочной сказочной шляпе загадали желание – ещё раз приехать сюда.



Много различных построек раньше было здесь. На горе Линнамяки стояла деревянная кирха, была построена гостиница, позже появился клуб.
В 90-е годы кирха, гостиница и клуб сгорели. Как ни странно, но кирха загорелась сразу после посещения церкви финнами, которые не хотели мириться с решением властей о перестройке её в православный храм.
В Куркиёки сохранился дом, где провёл детство второй президент Финляндии Лаури Кристиан Реландер, отец которого был директором местного сельскохозяйственного училища. Для построения некоторых сооружений в те времена был приглашён самый прославленный архитектор неоренесанса Теодор Хойер.
Деревянный дом на горе Андерсиненмяки был построен в 1914 году для агронома Карла Сонка по проекту его брата, архитектора Ларса Сонка. Этот дом является единственной сохранившейся постройкой финского архитектора в России.
Недалеко от усадьбы в стороне от дороги есть возвышенность, на склоне которой расположен лабиринт. Он выложен из камней. Раньше лабиринт использовали не для развлечения, а как ритуал духовного взросления, выход на новый этап миропонимания. Хитросплетения лабиринта символизировали трудности жизни, а нахождение выхода – преодоление преград явных и духовных.



На вершине скалы мы отдохнули, осмотрели окрестности. Снизу красовались леса в жёлтых кружевах берёз, в малиновых сполохах рябины и в изумрудных веерах сосен. Вот в таком величественном краю, полным тайн, на берегу Ладоги, уютно расположилась усадьба с её удивительными посадками, прудом, беседкой, скамьёй, местами древних городищ, экологическими тропами.

Более подробную информацию можно найти на сайте kirjazh.spb.ru
Куркиёкский краеведческий центр: Подорожник aroundspb.ru\
Nord-ursus.livejournal.com Куркиёки (Кирьяж, Кроноборг) -Записки северного медведя
Семь морей Ладоги Юха Таскинен
1879 год. Собрание легенд об этом крае Теодором Швиндтом.


Метки:
Предыдущий: Царь за сценой
Следующий: О клюкве 19 12 2021 About cranberries