Что мне в стихе Твоем?
?Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом?.
А.С.Пушкин.
?Рукописи не горят, не умирают.
Ведь, только они и достойны
Вечной посмертной жизни?.
Андрей Поломошнов, доктор философии, автор на сайте Стихиру.
?Рукописи не горят? - это Воландовский парафраз афоризма А. Пушкина:
?Не продается вдохновение, но можно рукопись продать?.
Поэзия, легче всего избегает горения, потому что прочнее всего закрепляется в памяти человеческой, благодаря особым художественно - выразительным возможностям, дарованным свыше. ПОЭЗИЯ (от греч. – ?творчество, сотворение?) - особый способ организации речи.
Культура постижения ПОЭТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА формировалась в истории постепенно, и овладеть ею сейчас может любой человек, путем самообразования. Мне захотелось привести в систему свои познания в этом вопросе. Учитель во мне так и не ушел на пенсию, поэтому надеюсь, что юным влюбленным и глубоко чувствующим личностям пригодятся элементарные знания в практике стихосложения. Не учитываю здесь ремесленные, рифмованные опусы. ?Я решил научиться писать стихи?, - это не про поэзию. Радуюсь, складывая в свой ?сундучок? файлы с полюбившимися стихотворениями авторов ПрозаРу (там тоже печаnают свои стихи) и СтихиРу.
Я абсолютно убеждена, что поэтический талант - это прекрасный дар ТВОРЦА мира человеку. Те, кто ценят таланты от Бога и умножают их во благо человечества, по обетованию Божьему, обретают жизнь вечную в Царстве Небесном и получат в наследство обновленную Землю.
Притча Иисуса Христа о ТАЛАНТАХ:
?Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгому времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.
Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!?. Евангелие от Матфея,25:13-30.
Поэзия начинается с искры Божьей, которая внезапно вспыхивает в сознании человека – уже готовой ритмической фразой. Она располагается в одной или двух строках будущего стихотворения. Её надо сразу записать, потому что следующие рождающиеся СТРОКИ-СТИХИ внутренне подчиняются заданному в ней РИТМУ и РИФМЕ. Они формируют строфу стихотворения.
СТРОФА в стихосложении (греч. – ?поворот?) – это группа стихов, объединенных каким-то признаком, повторяющимся в следующих строфах стихотворения. Количество строф определяется воплощением поэтического вдохновения и авторского замысла пишущего. В русском стихосложении более распространены четверостишия, но форма сонета состоит из 14 строк-стихов, как и онегинская строфа у А. Пушкина. У наших читателей-современников очень популярны двустишия. Так что, не забудем наказ В. Маяковского: ?Больше стихов (поэтов) хороших и разных!?.
СТИХОТВОРЕНИЕ – произведение небольшого размера. Лирическая поэзия позволяет воплотить в слове ВНУТРЕННЮЮ ЖИЗНЬ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА, в ее изменчивых и многосторонних проявлениях. В каждом стихотворении обычно воспроизводится одно переживание.
В поэзии РИТМ важнее рифмы. Ритмичность в стихе создается СТОПАМИ, то есть тем или иным чередованием ударных и безударных слогов. Поэтому в записанной первоначальной фразе надо, прежде всего, графически обозначить её стихотворный МЕТР. (У меня обычно ударный слог это /, безударный - _ ). Размер стопы в каждом стихотворении может быть разным, но в конкретном - он сохраняется по первой строке.
В русском стихотворчестве популярны:
ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге;
хорей – двусложный, с ударением на первом слоге;
дактиль – стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним;
амфибрахий – образуется трёхсложными стопами с ударением на втором слоге;
анапест – метр, стопа которого состоит из двух безударных и третьего ударного слога.
?Что в имени тебе моем?? : _ /, _ /, _ /, _ /,
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом?.
Это стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Рифма – опоясывающая, женская.
РИФМА – созвучное окончание двух и более слов. В стихотворении такие слова помещаются на конец строки. При этом рифмоваться могут или соседние два стиха, или через один, реже - через два. У рифмы есть разновидности:
– Мужская – с ударением на последнем слоге.
– Женская – с ударением на предпоследнем слоге.
– Дактилическая – с ударением на третьем от конца слоге.
– Гипердактилическая – с ударением на четвертом и любых предыдущих слогах.
Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:
– Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно.
– Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой.
– Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей.
– Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.
– Точная рифма – в ней совпадает качество и количество послеударных согласных и гласных звуков. Чем их больше, тем рифма точнее.
Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку. Поэзия привлекает нас музыкальным звучанием, разнообразием человеческих чувств и переживаний, афористичностью выражения мысли, мудростью.
Стихи пробуждают автобиографические воспоминания, мы словно возвращаемся к своему прошлому и переосмысливаем его. Тем самым снимаем стресс, принимаем себя, любимого, наполняемся гормонами радости.
В поэзии накоплено много ТРОП: синекдоха, метонимия, метафора, ирония, литота, гипербола, перифраз, аллитерация, ассонанс. Эти изобразительно-выразительные средства, придают стихотворению экспрессивный эффект.
18 век – осваивал СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ стиховедение.
19 век – стремился к имитации античности и русских народных размеров.
20 век – увлекся свободным стихом – ВЕЛИБРОМ. Поэты осваивали тоническое стихосложение (А. Блок. ?Она пришла с мороза?).
Заинтересовавшиеся читатели найдут смысл всех этих понятий в интернете, прочтя статьи о системах стихосложения, о строфе в русском стихосложении. На этом и закончу восстанавливать начальные познания в поэтическом искусстве. Здесь речь шла только о СТИХОТВОРЕНИЯХ. Эти сведения для меня сейчас, по сути – всего лишь осмысление законов, которые сам Бог установил и в живой природе, и в физическом мире, и в развитии всех талантов, которыми Творец одарил каждого человека, замыслив проект его движения ?через тернии - к звёздам?.
Сама я любое свое дело начинаю с вопросов и просьб, обращенных к Отцу Небесному. И дожидаюсь ответа Духа Божьего.
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом?.
А.С.Пушкин.
?Рукописи не горят, не умирают.
Ведь, только они и достойны
Вечной посмертной жизни?.
Андрей Поломошнов, доктор философии, автор на сайте Стихиру.
?Рукописи не горят? - это Воландовский парафраз афоризма А. Пушкина:
?Не продается вдохновение, но можно рукопись продать?.
Поэзия, легче всего избегает горения, потому что прочнее всего закрепляется в памяти человеческой, благодаря особым художественно - выразительным возможностям, дарованным свыше. ПОЭЗИЯ (от греч. – ?творчество, сотворение?) - особый способ организации речи.
Культура постижения ПОЭТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА формировалась в истории постепенно, и овладеть ею сейчас может любой человек, путем самообразования. Мне захотелось привести в систему свои познания в этом вопросе. Учитель во мне так и не ушел на пенсию, поэтому надеюсь, что юным влюбленным и глубоко чувствующим личностям пригодятся элементарные знания в практике стихосложения. Не учитываю здесь ремесленные, рифмованные опусы. ?Я решил научиться писать стихи?, - это не про поэзию. Радуюсь, складывая в свой ?сундучок? файлы с полюбившимися стихотворениями авторов ПрозаРу (там тоже печаnают свои стихи) и СтихиРу.
Я абсолютно убеждена, что поэтический талант - это прекрасный дар ТВОРЦА мира человеку. Те, кто ценят таланты от Бога и умножают их во благо человечества, по обетованию Божьему, обретают жизнь вечную в Царстве Небесном и получат в наследство обновленную Землю.
Притча Иисуса Христа о ТАЛАНТАХ:
?Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгому времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью.
Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!?. Евангелие от Матфея,25:13-30.
Поэзия начинается с искры Божьей, которая внезапно вспыхивает в сознании человека – уже готовой ритмической фразой. Она располагается в одной или двух строках будущего стихотворения. Её надо сразу записать, потому что следующие рождающиеся СТРОКИ-СТИХИ внутренне подчиняются заданному в ней РИТМУ и РИФМЕ. Они формируют строфу стихотворения.
СТРОФА в стихосложении (греч. – ?поворот?) – это группа стихов, объединенных каким-то признаком, повторяющимся в следующих строфах стихотворения. Количество строф определяется воплощением поэтического вдохновения и авторского замысла пишущего. В русском стихосложении более распространены четверостишия, но форма сонета состоит из 14 строк-стихов, как и онегинская строфа у А. Пушкина. У наших читателей-современников очень популярны двустишия. Так что, не забудем наказ В. Маяковского: ?Больше стихов (поэтов) хороших и разных!?.
СТИХОТВОРЕНИЕ – произведение небольшого размера. Лирическая поэзия позволяет воплотить в слове ВНУТРЕННЮЮ ЖИЗНЬ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА, в ее изменчивых и многосторонних проявлениях. В каждом стихотворении обычно воспроизводится одно переживание.
В поэзии РИТМ важнее рифмы. Ритмичность в стихе создается СТОПАМИ, то есть тем или иным чередованием ударных и безударных слогов. Поэтому в записанной первоначальной фразе надо, прежде всего, графически обозначить её стихотворный МЕТР. (У меня обычно ударный слог это /, безударный - _ ). Размер стопы в каждом стихотворении может быть разным, но в конкретном - он сохраняется по первой строке.
В русском стихотворчестве популярны:
ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге;
хорей – двусложный, с ударением на первом слоге;
дактиль – стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним;
амфибрахий – образуется трёхсложными стопами с ударением на втором слоге;
анапест – метр, стопа которого состоит из двух безударных и третьего ударного слога.
?Что в имени тебе моем?? : _ /, _ /, _ /, _ /,
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом?.
Это стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Рифма – опоясывающая, женская.
РИФМА – созвучное окончание двух и более слов. В стихотворении такие слова помещаются на конец строки. При этом рифмоваться могут или соседние два стиха, или через один, реже - через два. У рифмы есть разновидности:
– Мужская – с ударением на последнем слоге.
– Женская – с ударением на предпоследнем слоге.
– Дактилическая – с ударением на третьем от конца слоге.
– Гипердактилическая – с ударением на четвертом и любых предыдущих слогах.
Строки в четверостишиях могут связываться четырьмя различными способами рифмовки:
– Смежная – рифмуются рядом стоящие строки попарно.
– Перекрёстная – рифмуются строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой.
– Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей.
– Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую.
– Точная рифма – в ней совпадает качество и количество послеударных согласных и гласных звуков. Чем их больше, тем рифма точнее.
Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку. Поэзия привлекает нас музыкальным звучанием, разнообразием человеческих чувств и переживаний, афористичностью выражения мысли, мудростью.
Стихи пробуждают автобиографические воспоминания, мы словно возвращаемся к своему прошлому и переосмысливаем его. Тем самым снимаем стресс, принимаем себя, любимого, наполняемся гормонами радости.
В поэзии накоплено много ТРОП: синекдоха, метонимия, метафора, ирония, литота, гипербола, перифраз, аллитерация, ассонанс. Эти изобразительно-выразительные средства, придают стихотворению экспрессивный эффект.
18 век – осваивал СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ стиховедение.
19 век – стремился к имитации античности и русских народных размеров.
20 век – увлекся свободным стихом – ВЕЛИБРОМ. Поэты осваивали тоническое стихосложение (А. Блок. ?Она пришла с мороза?).
Заинтересовавшиеся читатели найдут смысл всех этих понятий в интернете, прочтя статьи о системах стихосложения, о строфе в русском стихосложении. На этом и закончу восстанавливать начальные познания в поэтическом искусстве. Здесь речь шла только о СТИХОТВОРЕНИЯХ. Эти сведения для меня сейчас, по сути – всего лишь осмысление законов, которые сам Бог установил и в живой природе, и в физическом мире, и в развитии всех талантов, которыми Творец одарил каждого человека, замыслив проект его движения ?через тернии - к звёздам?.
Сама я любое свое дело начинаю с вопросов и просьб, обращенных к Отцу Небесному. И дожидаюсь ответа Духа Божьего.
Метки: