Новый год в романе Мастер и Маргарита ч. 1
Новый год в романе ?Мастер и Маргарита?
В связи с наступившим Новым годом покажу несколько фокусов, связанных с этим праздником в романе М.А.Булгакова ?Мастер и Маргарита?.
Начну с самого очевидного, с даты посещения Иваном Бездомным (или Поныревым, кстати, роман построен на перевертышах, зеркальном коде, но все равно, к Задорнову Понырев не имеет никакого отношения).
1. Итак, что же это за дата? Пока Иван ныряет где-то в ледяную воду и разбирается с шапкой ушанкой на вешалке, все гости ждут и ждут чего-то в ресторане ?Грибоедов?. Смотрят на часы, в ожидании чего-то. Но кто-то все не идет. И наконец, 12 часов ночи! Все спускаются вниз и начинают бешено плясать. Праздновать и что-то отмечать. Нужно быть очень мудрым человеком, чтобы не догадаться, что это Новый Год (но если кому-то больше нравится песня "Семь сорок", то почему бы и нет, тем более, что адрес 47 там упоминается).
2. То, что в Новый год Иван немножко испортил настроение гостям своим известием про гибель Берлиоза не в счет, ведь, как говорил когда-то Макаревич, ?мы то ведь живы?, жизнь ведь не останавливается. Что же не отмечать что ли, пропадать что ли салату оливье? А то, что Новый год, бал у золушки, бал у сатаны в лунном романе, а также часы судного дня бьют в 12 часов, то это простое совпадение.
3. Теперь, нужно понять, по какому адресу бегал Иван в главе ?Погоня?, ибо это важно.
Дело в том, что красной нитью через историю Воланда проходит путаница с квартирами и адресами. Он так об этом сам и говорит, к большому удивлению Берлиоза.
Для начала, нужно понимать, что одним из прообразов Воланда у Булгакова был американский посол и его друг - Вильям Буллет. Он действительно заехал в бывший особняк Николая Второва, который погиб при неизвестных обстоятельствах. Само собой, что все его сожители вскоре также исчезли. Последним из этого особняка на улице Композиторов исчез Чичерин (нарком иностранных дел), который сбежал в Париж и слал оттуда очень странные телеграммы, как и положено Лиходееву (подобно Лиходееву имел склонность к пьянству и определенным мужским клубам, куда, как говорил Пилат, не то что женщина, но и мышь не проскочит ни в какую щель).
Вскоре Буллит расширил Спасо-Хауз и провел там несколько грандиозных балов, на одном из которых присутствовал Булгаков. То, что со Спасо-Хаузом связана история с жучком Термена Златоустом, который, как и барон Майгель шпионил там почти 10 лет, а также некой Маргаритой, которая скупала и вывозила в Америку разные картины и другие ценности, это просто совпадение.
Само собой, что это небольшая метафора, с который не разобрались многие, и по ошибке продолжают бегать в американское посольство даже в настоящее время. На самом деле немецкий шпион и убийца Воланд заселился в квартиру последнего российского Императора в Кремле, после чего и организовал там свое знаменитое шоу Варьете. Правда, там был один сожитель, его он отправил в Ялту.
Но нам нужен другой Спасо-Хауз, куда и бегал Иван, чтобы нырнуть ласточкой и искупаться. Этот адрес легко определить, если следовать маршруту, по которому двигался Иван. Открою по секрету, что маршрут этот совпадает с движением канала Черторый от Патриарших прудов до Чертова оврага, где и был расположен Храм Христа Спасителя. То, что Храм расположен на Чертовом овраге, это последствия очень странной истории, которая символизирует борьбу добра и зла в России. То, что Храм был разрушен и восстановлен через 70 лет, как и Иерусалимский храм, не берите в голову, это тоже совпадение.
Как и полагается Спасо-Хаузу, туда также хотел заселиться Воланд. Как мы уже знаем, поселиться на месте Бога у него не получилось (это сделают космонавты на МКС чуть позже), зато получился хороший бассейн под открытым воздухом, где и принял свое крещение Иван Бездомный.
От этого бассейна шел сильный пар, который был виден издалека. Так что, получается, что Ивана можно поздравить с легким паром.
4. Чтобы проверить, насколько эта версия с путаницей между Спасо-Хаузом и Храмом Христа Спасителя корректна, посмотрим описание дома, куда забегает Иван по мерзкому пустому переулку (речь идет о мерзости запустения). Дом явно запущен, какие-то потушенные примусы (это из притчи о 10 девах и их светильниках, они явно остались без масличка, почему все знают) и т.д.
В общем, остается повторить слова Ипполита, что ?какая гадость, это ваша заливная рыба? (поясняю, рыба, это первоначальный символ христианства).
5. На этом путаница не заканчивается. Нужно начать с того, что Иван Бездомный явно не трезв. Будем откровенны, если внимательно прочитать его действия в главе ?Погоня?, то он находится в активном поиске уборной. Само собой, что он бежит по совершенно определенному адресу. Это квартира 47 (не семь сорок), дом 13. Ему без вопросов открывают. Опять же нужен очень умудренный знаниями ум, чтобы не догадаться, что Иван бежит к себе домой, чтобы сгонять в уборную.
Он эту комнату, конечно же, находит. Только в уборной обнаруживает обнаженную Афродиту в мыльной пене. Та его не узнает и называет другим именем. Иван называет ее развратницей, так как другое слово цензура бы все равно не пропустила бы.
Независимо от отсылок к Ивану Грозному, Братьям Карамазовым, Я помню чудное мгновение…, Евгению Онегину, Фаусту и много чего еще, отмечаем следующее:
1) Иван сильно пьян, именно под Новый год;
2) Иван обвиняет кого-то в измене и сбегает из дома;
3) Происходит либо путаница с адресами (к примеру, Санкт-Петербург с Москвой, Спасо-Хауз с Храмом Христа Спасителя), либо с внешностью Ивана (то есть жениха).
4) Ивана сильно раздражает чья-то чужая зимняя шапка в прихожей (вообще-то, это шапка Мономаха).
5) Иван стащил какую-то фотокарточку (как и в фильме).
6) На кухне упоминаются 10 примусов, что является отсылкой к евангельской притче о 10 девах и 10 светильниках, что, как известно, связано со смотринами жениха. В данном случае, невеста явно пролетела, так как все примусы погашены, жениха не узнала, да и не подготовлена до сих пор.
6) Иван Грозный (поясняю, Федор Иванович, на которого ссылается гражданка, пришел после Ивана Грозного, голая гражданка в ванной отсылает нас к истории с последней женой Грозного - Марией Нагой) зачем-то убегает на реку и совершает там очень странные действия, в частности, купается зимой.
Само собой, что Ивана Грозного играл Яковлев, как, кстати, и Ипполита, да и Мефистофеля тоже. Само собой, что отсылки к ?С легким паром!? и ?Иван Васильевич меняет профессию?, это просто совпадения. Никаких двух демонов, один из которых плут, а другой лжецарь, в Кремле во времена Ивана Грозного быть никак не могло. И ?Демоны! Демоны!?, такого тоже не было. И хотя Булгаков написал пьесу ?Иван Васильевич?, к фильму ?С легким паром? он никакого отношения не имел.
Что касается многочисленных признаков конца света, которые перечислены в главах 1-4 романа ?Мастер и Маргарита?, то это тоже совпадение. Как знают все булгаковеды, лунный роман не связан с апокалипсисом, Иван Бездомный, это явно не Иоанн Воанергес (т.е. сын грома), который по Евангелию, должен появиться ближе к концу фильма, и к Ивану Грозному он никакого отношения не имеет.
Но вот, что касается параллелей между историей Ивана и ?С легким паром!?, то здесь совпадений достаточно.
6. Само собой, что все это мои додумки. Вот если бы в романе ?Мастер и Маргарита? мы смогли бы найти какого-нибудь пьяного мужика, который во-первых, купается, во-вторых, постоянно падает, хотя сильно желает познакомиться с Маргаритой, то совсем другое дело. Если же он будет без штанов, о чем ему и сообщит Маргарита, то было бы еще лучше.
В связи с тем, что роман разделен на 2 зеркально отражающие друг друга части, нужный момент находим без труда (эпизод с купанием Маргариты отражает эпизод с купанием Ивана). Это из главы ?Полет?.
?Маргарита выбежала на берег. Тело ее пылало после купанья. Усталости никакой она не ощущала и радостно приплясывала на влажной траве. Вдруг она перестала танцевать и насторожилась. Фырканье стало приближаться, и из-за ракитовых кустов вылез какой-то голый толстяк в черном шелковом цилиндре, заломленном на затылок. Ступни его ног были в илистой грязи, так что казалось, будто купальщик в черных ботинках. Судя по тому, как он отдувался и икал, он был порядочно выпивши, что, впрочем, подтверждалось и тем, что река вдруг стала издавать запах коньяку.
Увидев Маргариту, толстяк стал вглядываться, а потом радостно заорал:
– Что такое? Ее ли я вижу? Клодина, да ведь это ты, неунывающая вдова? И ты здесь? – и тут он полез здороваться.
Маргарита отступила и с достоинством ответила:
– Пошел ты к чертовой матери. Какая я тебе Клодина? Ты смотри, с кем разговариваешь, – и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство. Все это произвело на легкомысленного толстяка отрезвляющее действие.
– Ой! – тихо воскликнул он и вздрогнул, – простите великодушно, светлая королева Марго! Я обознался. А виноват коньяк, будь он проклят! – толстяк опустился на одно колено, цилиндр отнес в сторону, сделал поклон и залопотал, мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара, и про коньяк, и про то, что он подавлен грустной ошибкой.
– Ты бы брюки надел, сукин сын, – сказала, смягчаясь, Маргарита.
Толстяк радостно осклабился, видя, что Маргарита не сердится, и восторженно сообщил, что оказался без брюк в данный момент лишь потому, что по рассеянности оставил их на реке Енисее, где купался перед тем, но что он сейчас же летит туда, благо это рукой подать, и затем, поручив себя расположению и покровительству, начал отступать задом и отступал до тех пор, пока не поскользнулся и навзничь не упал в воду. Но и падая, сохранил на окаймленном небольшими бакенбардами лице улыбку восторга и преданности?.
То, что сцена отсылает нас к Библейской сцене встречи Адама и Евы, где они поняли, что обнажены, это совпадение. То, что Барбара Брыльска играла в свое время известном фильме ?Анатомия любви?, где сыграла Еву, это тоже совпадение.
7. Ну и уже для полного счастья было бы неплохо найти в фильме ?С легким паром!? что-нибудь недвусмысленно связанное с лунным романом и больным мастером, а также покинувшими землю мастером и маргаритой. Это стихи Цветаевой ?Мне нравится…..?.
В последующих частях я приведу более смешные примеры.
В связи с наступившим Новым годом покажу несколько фокусов, связанных с этим праздником в романе М.А.Булгакова ?Мастер и Маргарита?.
Начну с самого очевидного, с даты посещения Иваном Бездомным (или Поныревым, кстати, роман построен на перевертышах, зеркальном коде, но все равно, к Задорнову Понырев не имеет никакого отношения).
1. Итак, что же это за дата? Пока Иван ныряет где-то в ледяную воду и разбирается с шапкой ушанкой на вешалке, все гости ждут и ждут чего-то в ресторане ?Грибоедов?. Смотрят на часы, в ожидании чего-то. Но кто-то все не идет. И наконец, 12 часов ночи! Все спускаются вниз и начинают бешено плясать. Праздновать и что-то отмечать. Нужно быть очень мудрым человеком, чтобы не догадаться, что это Новый Год (но если кому-то больше нравится песня "Семь сорок", то почему бы и нет, тем более, что адрес 47 там упоминается).
2. То, что в Новый год Иван немножко испортил настроение гостям своим известием про гибель Берлиоза не в счет, ведь, как говорил когда-то Макаревич, ?мы то ведь живы?, жизнь ведь не останавливается. Что же не отмечать что ли, пропадать что ли салату оливье? А то, что Новый год, бал у золушки, бал у сатаны в лунном романе, а также часы судного дня бьют в 12 часов, то это простое совпадение.
3. Теперь, нужно понять, по какому адресу бегал Иван в главе ?Погоня?, ибо это важно.
Дело в том, что красной нитью через историю Воланда проходит путаница с квартирами и адресами. Он так об этом сам и говорит, к большому удивлению Берлиоза.
Для начала, нужно понимать, что одним из прообразов Воланда у Булгакова был американский посол и его друг - Вильям Буллет. Он действительно заехал в бывший особняк Николая Второва, который погиб при неизвестных обстоятельствах. Само собой, что все его сожители вскоре также исчезли. Последним из этого особняка на улице Композиторов исчез Чичерин (нарком иностранных дел), который сбежал в Париж и слал оттуда очень странные телеграммы, как и положено Лиходееву (подобно Лиходееву имел склонность к пьянству и определенным мужским клубам, куда, как говорил Пилат, не то что женщина, но и мышь не проскочит ни в какую щель).
Вскоре Буллит расширил Спасо-Хауз и провел там несколько грандиозных балов, на одном из которых присутствовал Булгаков. То, что со Спасо-Хаузом связана история с жучком Термена Златоустом, который, как и барон Майгель шпионил там почти 10 лет, а также некой Маргаритой, которая скупала и вывозила в Америку разные картины и другие ценности, это просто совпадение.
Само собой, что это небольшая метафора, с который не разобрались многие, и по ошибке продолжают бегать в американское посольство даже в настоящее время. На самом деле немецкий шпион и убийца Воланд заселился в квартиру последнего российского Императора в Кремле, после чего и организовал там свое знаменитое шоу Варьете. Правда, там был один сожитель, его он отправил в Ялту.
Но нам нужен другой Спасо-Хауз, куда и бегал Иван, чтобы нырнуть ласточкой и искупаться. Этот адрес легко определить, если следовать маршруту, по которому двигался Иван. Открою по секрету, что маршрут этот совпадает с движением канала Черторый от Патриарших прудов до Чертова оврага, где и был расположен Храм Христа Спасителя. То, что Храм расположен на Чертовом овраге, это последствия очень странной истории, которая символизирует борьбу добра и зла в России. То, что Храм был разрушен и восстановлен через 70 лет, как и Иерусалимский храм, не берите в голову, это тоже совпадение.
Как и полагается Спасо-Хаузу, туда также хотел заселиться Воланд. Как мы уже знаем, поселиться на месте Бога у него не получилось (это сделают космонавты на МКС чуть позже), зато получился хороший бассейн под открытым воздухом, где и принял свое крещение Иван Бездомный.
От этого бассейна шел сильный пар, который был виден издалека. Так что, получается, что Ивана можно поздравить с легким паром.
4. Чтобы проверить, насколько эта версия с путаницей между Спасо-Хаузом и Храмом Христа Спасителя корректна, посмотрим описание дома, куда забегает Иван по мерзкому пустому переулку (речь идет о мерзости запустения). Дом явно запущен, какие-то потушенные примусы (это из притчи о 10 девах и их светильниках, они явно остались без масличка, почему все знают) и т.д.
В общем, остается повторить слова Ипполита, что ?какая гадость, это ваша заливная рыба? (поясняю, рыба, это первоначальный символ христианства).
5. На этом путаница не заканчивается. Нужно начать с того, что Иван Бездомный явно не трезв. Будем откровенны, если внимательно прочитать его действия в главе ?Погоня?, то он находится в активном поиске уборной. Само собой, что он бежит по совершенно определенному адресу. Это квартира 47 (не семь сорок), дом 13. Ему без вопросов открывают. Опять же нужен очень умудренный знаниями ум, чтобы не догадаться, что Иван бежит к себе домой, чтобы сгонять в уборную.
Он эту комнату, конечно же, находит. Только в уборной обнаруживает обнаженную Афродиту в мыльной пене. Та его не узнает и называет другим именем. Иван называет ее развратницей, так как другое слово цензура бы все равно не пропустила бы.
Независимо от отсылок к Ивану Грозному, Братьям Карамазовым, Я помню чудное мгновение…, Евгению Онегину, Фаусту и много чего еще, отмечаем следующее:
1) Иван сильно пьян, именно под Новый год;
2) Иван обвиняет кого-то в измене и сбегает из дома;
3) Происходит либо путаница с адресами (к примеру, Санкт-Петербург с Москвой, Спасо-Хауз с Храмом Христа Спасителя), либо с внешностью Ивана (то есть жениха).
4) Ивана сильно раздражает чья-то чужая зимняя шапка в прихожей (вообще-то, это шапка Мономаха).
5) Иван стащил какую-то фотокарточку (как и в фильме).
6) На кухне упоминаются 10 примусов, что является отсылкой к евангельской притче о 10 девах и 10 светильниках, что, как известно, связано со смотринами жениха. В данном случае, невеста явно пролетела, так как все примусы погашены, жениха не узнала, да и не подготовлена до сих пор.
6) Иван Грозный (поясняю, Федор Иванович, на которого ссылается гражданка, пришел после Ивана Грозного, голая гражданка в ванной отсылает нас к истории с последней женой Грозного - Марией Нагой) зачем-то убегает на реку и совершает там очень странные действия, в частности, купается зимой.
Само собой, что Ивана Грозного играл Яковлев, как, кстати, и Ипполита, да и Мефистофеля тоже. Само собой, что отсылки к ?С легким паром!? и ?Иван Васильевич меняет профессию?, это просто совпадения. Никаких двух демонов, один из которых плут, а другой лжецарь, в Кремле во времена Ивана Грозного быть никак не могло. И ?Демоны! Демоны!?, такого тоже не было. И хотя Булгаков написал пьесу ?Иван Васильевич?, к фильму ?С легким паром? он никакого отношения не имел.
Что касается многочисленных признаков конца света, которые перечислены в главах 1-4 романа ?Мастер и Маргарита?, то это тоже совпадение. Как знают все булгаковеды, лунный роман не связан с апокалипсисом, Иван Бездомный, это явно не Иоанн Воанергес (т.е. сын грома), который по Евангелию, должен появиться ближе к концу фильма, и к Ивану Грозному он никакого отношения не имеет.
Но вот, что касается параллелей между историей Ивана и ?С легким паром!?, то здесь совпадений достаточно.
6. Само собой, что все это мои додумки. Вот если бы в романе ?Мастер и Маргарита? мы смогли бы найти какого-нибудь пьяного мужика, который во-первых, купается, во-вторых, постоянно падает, хотя сильно желает познакомиться с Маргаритой, то совсем другое дело. Если же он будет без штанов, о чем ему и сообщит Маргарита, то было бы еще лучше.
В связи с тем, что роман разделен на 2 зеркально отражающие друг друга части, нужный момент находим без труда (эпизод с купанием Маргариты отражает эпизод с купанием Ивана). Это из главы ?Полет?.
?Маргарита выбежала на берег. Тело ее пылало после купанья. Усталости никакой она не ощущала и радостно приплясывала на влажной траве. Вдруг она перестала танцевать и насторожилась. Фырканье стало приближаться, и из-за ракитовых кустов вылез какой-то голый толстяк в черном шелковом цилиндре, заломленном на затылок. Ступни его ног были в илистой грязи, так что казалось, будто купальщик в черных ботинках. Судя по тому, как он отдувался и икал, он был порядочно выпивши, что, впрочем, подтверждалось и тем, что река вдруг стала издавать запах коньяку.
Увидев Маргариту, толстяк стал вглядываться, а потом радостно заорал:
– Что такое? Ее ли я вижу? Клодина, да ведь это ты, неунывающая вдова? И ты здесь? – и тут он полез здороваться.
Маргарита отступила и с достоинством ответила:
– Пошел ты к чертовой матери. Какая я тебе Клодина? Ты смотри, с кем разговариваешь, – и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство. Все это произвело на легкомысленного толстяка отрезвляющее действие.
– Ой! – тихо воскликнул он и вздрогнул, – простите великодушно, светлая королева Марго! Я обознался. А виноват коньяк, будь он проклят! – толстяк опустился на одно колено, цилиндр отнес в сторону, сделал поклон и залопотал, мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара, и про коньяк, и про то, что он подавлен грустной ошибкой.
– Ты бы брюки надел, сукин сын, – сказала, смягчаясь, Маргарита.
Толстяк радостно осклабился, видя, что Маргарита не сердится, и восторженно сообщил, что оказался без брюк в данный момент лишь потому, что по рассеянности оставил их на реке Енисее, где купался перед тем, но что он сейчас же летит туда, благо это рукой подать, и затем, поручив себя расположению и покровительству, начал отступать задом и отступал до тех пор, пока не поскользнулся и навзничь не упал в воду. Но и падая, сохранил на окаймленном небольшими бакенбардами лице улыбку восторга и преданности?.
То, что сцена отсылает нас к Библейской сцене встречи Адама и Евы, где они поняли, что обнажены, это совпадение. То, что Барбара Брыльска играла в свое время известном фильме ?Анатомия любви?, где сыграла Еву, это тоже совпадение.
7. Ну и уже для полного счастья было бы неплохо найти в фильме ?С легким паром!? что-нибудь недвусмысленно связанное с лунным романом и больным мастером, а также покинувшими землю мастером и маргаритой. Это стихи Цветаевой ?Мне нравится…..?.
В последующих частях я приведу более смешные примеры.
Метки: