Почему Христос одних учил прямо, других - притчами
"Почему Христос одних учил прямо, других – притчами? Это указание на эзотеричность христианства?"
И апостолов даже Христос учил притчами. Это видно из слов апостолов на прощальной беседе Христовой: ?вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой? (Ин. 16, 29). Да, конечно, случалось, Он отдельно объяснял им эти притчи, как например, притчу о сеятеле. Но, если рассмотрим, увидим, что и эти объяснения не окончательны. Требуется ещё усилие, чтоб пройти дальше, понять дальше.
Хотя бы в той же притче о сеятеле остаётся без объяснения, что такое есть дорога, при которой сеется семя в первом случае. Остаётся без объяснения, что такое каменистая земля, что такое камни в этой земле – во втором случае. Остаётся необъяснённым в третьем случае, с доброй землёй, что такое плодоношение ?во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать?...
Но собственно Христос Сам объясняет апостолам, отчего Он говорит притчами: ?для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют... ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их? (Мф. 13, 11-15). Огрубело сердце и не хотят ни слышать, ни видеть... Вот почему в ответ на такое произволение человека – притча.
А евангелист Лука ещё уточняет: ?Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь? (Лк. 8, 18).
Но что значит ?кто имеет – тому дано будет и приумножится?? Что значит это ?иметь?? Это значит, постоянно задействовать или, по образу евангельскому в притче о талантах, ?отдать серебро торгующим? (Мф. 25, 27). Вот, например, случится кому-нибудь не ответить грубостью на грубость, смирившись. Он таким образом ?заимел? эту добродетель. В другой раз он не сделал этого, не смирился. Но внутри себя словно говорит: ?ну, я же могу смиряться, вот, я уже делал так?. И когда многократно он не смирится, то вдруг окажется, что эта добродетель, которую дано ему было однажды исполнить, он уже потерял, она уже была незримо отнята у него – та, которую он ?мнил иметь?...
Но, собственно, все мы таковы. А потому и для всех нас Писание – Притча, требующая нашего личного труда, чтоб быть понятой, и понятой не рационалистически лишь, а жизненно.
И потому свт. Григорий Богослов говорит, что никто здравомыслящий не остановится на поверхности Писания, но пойдёт в глубину его. Так что недосказанность и неясность Писания – для личного нашего труда, это дань человеческой свободе, возможность для реализации, раскрытия её, человеческой свободы. И всякий человек выбирает то или другое, хорошее или иное, и оттого понимает Писание или нет. Живёт свою свободу на полную глубину или поверхностно.
И апостолов даже Христос учил притчами. Это видно из слов апостолов на прощальной беседе Христовой: ?вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой? (Ин. 16, 29). Да, конечно, случалось, Он отдельно объяснял им эти притчи, как например, притчу о сеятеле. Но, если рассмотрим, увидим, что и эти объяснения не окончательны. Требуется ещё усилие, чтоб пройти дальше, понять дальше.
Хотя бы в той же притче о сеятеле остаётся без объяснения, что такое есть дорога, при которой сеется семя в первом случае. Остаётся без объяснения, что такое каменистая земля, что такое камни в этой земле – во втором случае. Остаётся необъяснённым в третьем случае, с доброй землёй, что такое плодоношение ?во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать?...
Но собственно Христос Сам объясняет апостолам, отчего Он говорит притчами: ?для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют... ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их? (Мф. 13, 11-15). Огрубело сердце и не хотят ни слышать, ни видеть... Вот почему в ответ на такое произволение человека – притча.
А евангелист Лука ещё уточняет: ?Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь? (Лк. 8, 18).
Но что значит ?кто имеет – тому дано будет и приумножится?? Что значит это ?иметь?? Это значит, постоянно задействовать или, по образу евангельскому в притче о талантах, ?отдать серебро торгующим? (Мф. 25, 27). Вот, например, случится кому-нибудь не ответить грубостью на грубость, смирившись. Он таким образом ?заимел? эту добродетель. В другой раз он не сделал этого, не смирился. Но внутри себя словно говорит: ?ну, я же могу смиряться, вот, я уже делал так?. И когда многократно он не смирится, то вдруг окажется, что эта добродетель, которую дано ему было однажды исполнить, он уже потерял, она уже была незримо отнята у него – та, которую он ?мнил иметь?...
Но, собственно, все мы таковы. А потому и для всех нас Писание – Притча, требующая нашего личного труда, чтоб быть понятой, и понятой не рационалистически лишь, а жизненно.
И потому свт. Григорий Богослов говорит, что никто здравомыслящий не остановится на поверхности Писания, но пойдёт в глубину его. Так что недосказанность и неясность Писания – для личного нашего труда, это дань человеческой свободе, возможность для реализации, раскрытия её, человеческой свободы. И всякий человек выбирает то или другое, хорошее или иное, и оттого понимает Писание или нет. Живёт свою свободу на полную глубину или поверхностно.
Метки: