Связь времён
Каким образом связаны между собой исторические эпохи? Существует ли вообще между ними связь, и как её почувствовать, если это в принципе возможно? Все мы воспринимаем окружающий мiр по-разному, хотя и кажется, что одинаково. Как нас учили в советское время, материальная реальность объективна и не зависит от нашего восприятия. Казалось бы с материальным мiром всё обстоит довольно просто. На поверку оказывается не совсем так, и не совсем просто. Куда, скажем, отнести мiр общественных отношений? Он материален или больше принадлежит к области метафизики? Если признать социальные связи между людьми в обществе материальными, (поскольку они возникают между людьми как материальными объектами), то вся модель человеческого общества приобретает несколько упрощённый вид. Ведь человека невозможно признать целиком и полностью материальным. И хотя все мы являемся стихийными материалистами, всё же, думаю, большинство из нас согласится с тем, что человек лишь наполовину материален, а на вторую свою половину принадлежит к мiру духовному. Ведь наши мысли, чувства, эмоции, переживания и пр., хотя и могут материализоваться при определённых услових, но сами по себе не относятся к области материи, пусть даже и не всегда принадлежат к сфере духа.
Итак, между наполовину материальными людьми, действующими в пространственно-временном измерении, возникают определённые отношения, создающие тот или иной уклад в обществе, который, естественно, тоже носит двойственную, материально-духовную природу. И если материальная часть подвержена энтропии, т.е. разложению, то духовная составляющая нашей жизни, (как личной, так и общественной), никакой такой энтропии не знает. Духовный компонент нашего бытия неразрушим, и именно он, как можно дагадаться, является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим человеческого общества.
Рассмотрим пример из русской истории. В 1613 году русский народ принёс документально оформленную клятву верности Дому Романовых. А в 1917 году этот же народ свою клятву нарушил. Спрашивается: несёт ли русский народ ответственность за своё клятвопреступление? Многие уверены, что никакой ответственности сегодняшние люди за действия тех, что жили в 17 веке или в 1917 году, не несут и нести не могут, ибо мы, сегодняшние, никак не связаны с теми, кто прошёл по жизни в далёкие от нас исторические эпохи. Но, увы, данное утверждение справедливо лишь для материальной стороны дала, и то отчасти, а не духовной. Духовно мы самым тесным образом связаны не только с отдалёнными событиями отечественной истории, но с куда более ?призрачными?, ?мифическими? событиями, такими как изнание Адама и Евы из Рая, (благодаря чему мы все живём нынче в падшем мiре).
Душа того или иного народа, как и отдельного индивида, нематериальна, и именно народная, коллективная душа, соборное сознание, служит объединяющим стержнем этноса на протяжении его бытия в истории. Беда только в том, что мы не чувствуем своей связи с этой духовной субстанцией, объединяющий нас в народ во времени и пространстве. В противном случае, когда бы мы чувствовали связь со своей коллективной душой, не ограниченной временными рамками, нам бы и в голову не пришло отстраняться от неё и заявлять, что мы, сегодняшние, никакого отношения к своему прошлому не имеем. Это было бы равносильно ежедневному нашему отречению от всех прожитых дней своей земной жизни.
Итак, между наполовину материальными людьми, действующими в пространственно-временном измерении, возникают определённые отношения, создающие тот или иной уклад в обществе, который, естественно, тоже носит двойственную, материально-духовную природу. И если материальная часть подвержена энтропии, т.е. разложению, то духовная составляющая нашей жизни, (как личной, так и общественной), никакой такой энтропии не знает. Духовный компонент нашего бытия неразрушим, и именно он, как можно дагадаться, является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим человеческого общества.
Рассмотрим пример из русской истории. В 1613 году русский народ принёс документально оформленную клятву верности Дому Романовых. А в 1917 году этот же народ свою клятву нарушил. Спрашивается: несёт ли русский народ ответственность за своё клятвопреступление? Многие уверены, что никакой ответственности сегодняшние люди за действия тех, что жили в 17 веке или в 1917 году, не несут и нести не могут, ибо мы, сегодняшние, никак не связаны с теми, кто прошёл по жизни в далёкие от нас исторические эпохи. Но, увы, данное утверждение справедливо лишь для материальной стороны дала, и то отчасти, а не духовной. Духовно мы самым тесным образом связаны не только с отдалёнными событиями отечественной истории, но с куда более ?призрачными?, ?мифическими? событиями, такими как изнание Адама и Евы из Рая, (благодаря чему мы все живём нынче в падшем мiре).
Душа того или иного народа, как и отдельного индивида, нематериальна, и именно народная, коллективная душа, соборное сознание, служит объединяющим стержнем этноса на протяжении его бытия в истории. Беда только в том, что мы не чувствуем своей связи с этой духовной субстанцией, объединяющий нас в народ во времени и пространстве. В противном случае, когда бы мы чувствовали связь со своей коллективной душой, не ограниченной временными рамками, нам бы и в голову не пришло отстраняться от неё и заявлять, что мы, сегодняшние, никакого отношения к своему прошлому не имеем. Это было бы равносильно ежедневному нашему отречению от всех прожитых дней своей земной жизни.
Метки: