Призма кинематографа

Продолжаю тему фильмов и управление сознанием.

Помните такие фильмы конца уже прошлого века как "Вспомнить всё","Разрушитель","Терминатор", "Хакер", "Джонни мнемоник", "Матрица" или даже "Новые амазонки или Сексмиссия". Подобные картины расценивались как сказка, маловероятные варианты будущего, авторы скорее подталкивали ментально выйти из зоны комфорта, задуматься о смысле жизни. Но в отличии от первых антиутопий, которые были скорее сарказмом и юмором, новые антиутопии основывались на вполне логичных вариантах развития будущего. От такой реалистичности достигался ещё более сильный эффект на состояние зрителя.
Дальше - больше. Получил свое развитие новый жанр - киберпанк ("Безумный Макс" "Водный мир" и пр.). За ними последовали "Бегущий по лезвию 2049" и "Голодные игры". Нас как будто готовят к такой жизни, как провозвестник Модерна Жюль Верн готовил к неизбежному торжеству развития прогресса. Благодаря массмедиа все ждут армагеддон, зомбоапокалипсис и конец света ("Рассвет мертвецов", "28 дней спустя","Ходячие мертвецы"). Цветёт бизнес на этом, люди скупают выживальщицкий хабар, зомбомачете и бутылкорезы, всё больше погружаясь в самообман собственной неуязвимости.
Ну чтож дождались, вот вам локдауны ("Эпидемия") вот вам зомби почище "Войны миров Z". Да-да, зомби вот-вот могли появиться, когда новости о том, что плазма переболевших ковидом может помочь в лечении новой болезни, в купе с данными о повреждении мозга и поведения больных вполне могли заставить малообразованных заражённых начать охотиться на носителей антител, сознание-то помутнено, паника, да и где уж им знать, что нужны ценрифуги и аппараты переливания (вот вам и сюжет для фильма)...
Но это то, что на виду. Главные распространители "повесточки" это детективы ("Обвиняемая"), триллеры ("Кожа, в которой я живу") и комедии. За комедии вообще стоит поговорить отдельно, так как юмор ослабляет внимание и способен как подменять понятия, так и сеять зёрна сорняков в умах широкой публики (к примеру "Чак и Ларри: Пожарная свадьба").

Даже в детективах жертвами все чаще станрвятся содомиты, подозреваемые также не отстают в этом плане ("Достать ножи", "Клошар")

А главные герои вообще стали навроде Хэнкока, неудачниками социопатами или больными какой либо неизлечимой болезнью (Третья часть "Хищника" - где все герои душевнобольные). Героика сюжетов сменилась дегенерацией. Это лишь отражение кризиса общества, кризиса капиталистической системы, проблем с экологией среды и перенаселением. Во главу угла ставится личность, эгоизм, меньшинства и субкультуры. Иституты семьи, брака и в целом традиционного уклада, в котором общее благо социума важнее личного постепенно изживаются ("Тайна семи сестёр") Система "разделяй и властвуй" набирает обороты. Раньше были герои одиночки навроде Чака Норриса и "Крепкого орешка", девиз и кредо которых "я работаю один", затем "Пристрели их" и "Убить Билла", теперь это трансформировалось в героев с самыми нелепыми "суперспособностями" и террористов, воюющих против всех и их девиз "я уничтожу этот мир".

Теперь раскроем тему гейства и феминисток ("Терминатор" пятая и шестая части, женоробот в "Хан Соло. Начало" и большинство фильмов от Нетфликс). Хитрый ход, господа, зачем устраивать войны и травить людей через добавки в пищу, вакцины и химтрейлы, затрачивая миллиарды долларей, если можно почти бесплатно подсунуть идею бездетности - однополые отношения и концепцию чайлдфри. Этим самым одним камнем убивается сразу пять зайцев - новый повод разделить людей, направить энергию агрессии в нужное русло (то есть против самих людей, таких же плебсов, а не власть придержащих), отвлечь внимание публики от насущных проблем на ненужную хрень, стравить энергию молодёжи в сексуальный разврат и, наконец, уменьшить рождаемость, ибо в перверсих и разврате если и рождаются дети то по большей части не совсем здоровые. Шуточки постмодернизма с его симулякрами девиантного поведения как раз способствовали окошечкам месье Овертона ("Джеки в стране женщин")

Отвлечемся ненадолго в философию.
Модерн начала века сменился Постмодерном. Лев Гумилев определил циклы рождения, расцвета и упадка цивилизаций в полторы тысячи лет, говорят он почерпнул эту идею из трудов Платона. Хотя у того вроде было меньше примеров для исследования. Для Гумилева же примеров же было поболее. Вавилон, Египет, Древняя Греция, Римская Империя - всё кончалось правами женщин, рабов и мигрантов, деградацией мужественности воинов и содомией. Но ирония истории в том, что последующая цивилизация перенимала все достижения предыдущей, вместе со всеми недостатками. Вспомните фильм "Калигула". Рим вот даже перенял всю мифологию греков, лишь немного её адаптировав (практически смена имен богов и только). А сейчас как раз таки полторы тысячи лет христианской нашей цивилизации, предыдущая-то в пятом веке сгинула вместе со своим пантеоном языческих богов.

Ничто не вечно под луной и кажется вообще нет ничего нового, замкнутый круг неизбежности, гнетущая перспектива неоварварства и темных веков (вспоминаем пьесы молодого Шекспира и фильм "Тит", "Книга Илая"). Но взглянем с другой стороны. Жизнь есть постоянное перерождение, смерть сменяется новой жизнью, "меняйся или сдохни", вот девиз эволюции. Девиз самой жизни (фильмы "Дыши во мгле" и "Новая эра Z").
Смерть это не небытие, это угасание ненужного и бесполезного, как если не сбросить балласт, воздушный шар постепенно упадёт и сдуется в бесформенную тряпку. Без смерти нет жизни, нет развития. Герой может каким-то образом выжить один, пожить какое-то время в гордом одиночестве ("Хроники Риддика", "Я легенда"), но он умрет, не оставив потомства, его личность тоже умрёт, не передав своего опыта следующим поколениям.

Тут на медийную сцену по логике вещей должен выйти его величество Метамодерн, концепции которого давно разработали философы. Мир уже устаёт от взбалмошного и эпатирующего Постмодерна ("Криминальное чтиво", "Пёс-призрак. Путь самурая", "Не грози южному централу..."). Ждём, надеемся, уповаем и любопытствуем, как проявит себя в искусстве, какие формы примет. Площадки проявления будут, естественно, в социальных сетях - век информации, как никак. Как скоро увидим перемены и в каких муках будут рождаться новые культурные установки, неизвестно. Сдаст ли так просто Постмодернизм свои позиции или мы увидим кровавые интерактивные шоу в стиле фильма "Смертельная гонка", "Клаустрофобы" или что-то похуже "Игр в кальмара". Предпосылки к новой культуре уже есть, пришли новые, молодые умы, заработали миллионы долларов на новых незанятых нишах и уже теснят старые одрябшие кланы типа Рокфеллеров и приносят свежие идеи и концепции. По сути что такое власть? И что такое деньги? Это же не физические вещи, это лишь понятия, существующие в головах людей. То есть, если имеешь влияние на умы людей, то влияешь и на власть и на деньги.
Приходит время власти информации, если у тебя есть информация (так называемая "Бигдата"), инструменты её обработки и ты в состоянии организовать новое виртуальное государство, то у тебя будут и власть, и деньги, и практически неограниченные возможности для воплощения своих идей.
Случайно ли Цукерберг проводит реформацию своих платформ и называет эту систему "Мета"?

Поживём - увидим.

Метки:
Предыдущий: Книжная полка. В. Демин. Андрей Белый
Следующий: Культурная жизнь кипит. 148. 2021