Божественные имена. Воплощение
Божественные Имена суть излияния Божественной Жизни; источает её Отец, нам же показывает Сын и сообщает Дух. Византийское богословие называет эти Божественные Имена энергиями. Теория нетварных энергий глубоко библейская по духу. Библия часто говорит о пламенеющей и гремящей славе, которая позволяет познать Бога вне Его Самого, сокрывая Его в потоках света.
Бесчислены имена Божии. Бог есть Мудрость, Любовь, Справедливость, Истина. Бог показывает Себя таким, каков Он есть. Мы не можем познать глубину Божественной сущности, но мы знаем то излучение славы, которое есть истинно Бог. " И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира".
Энергии-явления не зависят от творения, они суть то вечное сияние, которое нисколько не обусловлено бытием или небытием мира. Мы обнаруживаем их и в таврном мире, ибо невидимое Его, вечные Сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творения видимы. На тварном лежит печать Божества. Но это Божественное присутствие есть присносущная и вечная слава, ничем не обусловленное явление самой по себе непозноваемой сущности. Это свет, который превечно окружает совершенную в себе полноту Троичной Жизни.
Естество, или сущность - это общая для всех природа, указывающая на общность происхождения, на единство рода. Но существуют только реальные вещи и реальные люди - индивидуальности, или ипостаси. Естество (сущность) и ипостась относятся как общее и частное (единичное).
Ипостась означает прежде всего "самостоятельное существование" - существуют только ипостаси (особи), но не существует "безипостасной природы". Природа реальна только в "ипостасях", в "неделимых" ( в атомах или индивидах. Всё существующее ипостасно, то есть индивидуально.
В мире духовном ипостась есть лицо, само по себе существующее. Нет безыпостасной природы, однако существуют сложные ипостаси, в них при единстве ипостаси мы наблюдаем реальность двух или многих природ. При этом свойства различных природ сохраняются.
Леонтий Византийский назвал возникновение сложной ипостаси воипостазированием. Леонтий прямо говорит о втором рождении Слова - от Марии Девы, о втором рождении Слова, а не только человеческой природы (" Воплощённого Слова или лучше Воплощаемого). Ведь существует человечество именно "в Слове", - Леонтий не говорит "во Христе". И единство ипстаси Воплощённого Слова оправдывает "перенесение имён", как способ выражать взаимность свойств.
Можно назвать Слово Сыном человеческим. Можно сказать, что "Господа Славы" распяли, при этом в виду единства Ипостаси различие естеств вполне соблюдается, "Взаимность" никогда не превращается в "Слияние".
Взаимность возможна именно в "ипостасном" соединении, и не возможна при "разделительном соединении" ( по благоволению) несторианской доктрины, нм при "слиятельном соединении" монофизитов, ибо при единстве природы невозможно существование "противоположных" свойств, что предполагается "взхаимностью". Именно ипостась одна, при двойственности природ.
Леонтий подробно раскрывает учение о человечестве Слова. Он считает, что Первозданный Адам был создан в "тленной", то есть смертной плоти, и безсмертие было доступно для него только через вкушение от древа жизни, то есть являлось динамической возможностью, а не естественным состоянием. Это значит, что в грехопадении плоть человеческая не стала смертной впервые, но стала умирать, возможность безсмертия была утрачена, возможность тления проявилась.
Стало быть из того, что Христос имеет прнироду Первозданного Адама, ещё не следует, что плоть Его "нетленна" от самого Воплощения, При всей её непорочности и чистоте возможность смерти или тления в ней остаётся и снимается только действительную смерть, в воскрешении. По природе плоть Христа доступна страданию, не изъята от "безукоризненных страстей" или "страдательных" состояний.
Ипостасное единство не требует изменений в естественных свойствах человечества и не повреджается страдательностью плоти. Правда в силу ипостасного единства мера естества превышается, но законы естества не упраздняются. И для Спасителя нетление выше естества. До воскресения мера естества превышается лишь иногда. Именно чудеса суть исключение в Евангельской истории Воплощённого Слова, а не уничижение. Воплощение есть только начало, вся жизнь Спасителя имеет внутреннее единство и наростание. Нетление не есть некий исключительный дар, ибо оно обещано всем. Прирождённое нетление плоти не увеличивало славы Спасителя, напротив, вся жизнь Спасителя была бы тогда непонятной. Зачем Он страждал и умер на Кресте, если прославление и обожение человеческого естества уже свершилось в самом Воплощении? И если человеческие природа Спасителя обладает актуальным "безстрастием" и "нетлением" в силу ипостасного соединения, то не умаляется ли его полнота при каждом попущении страданий и немощи. Леонтий подчёркивает совершенную реальность телесной жизни Спасителя, исполняющейся через вольную смерть в воскресении, когда впервые тело Спасителя актуально облекается нетлением.
Леонтий резко различает обожение души и тела. Человеческое во Христе чисто от греха. Душа Спасителя от начала причастна всем благам Слова, причастна блаженству и всеведению, это изначальное обожение души связано с её безгрешностью и чистотой.
Однако это не приносит нетления плоти. Непорочность не исключает возрастания, и родился Спаситель как младенец. Смерть побеждается актуально через смерть. вольную (ибо "нас ради"), но естественную. И воскресение впервые актуализирует нетление. именно Воскресение становится источником жизни и нетления для всего рода человеческого, как единосущного со Христом по человеческому естеству. Это нетление и бесстрастие раскроются в последние дни природ во всей полноте их естественных свойств.
Например, любой человек есть единая ипостась из двух различных природ, из души и тела, определяемых разными "естественными" понятиями. В сложных ипостасях
одна природа осуществляется в ипостаси другой. Так Леонтий устанавливает понятие "воипостасности". "Воипостасность" есть один из возможных случаев соединения или взаимодействия природ. Соединение без слияния, без утраты или изменения существенных свойств соединяющихся природ. Таково единство души и тела в человеке, соединённых взаимной жизнью, это единство "в ипостаси" - ипостасное единство.
Воплощение Слова есть таинство и тайна. Оно явлено в историческом образе Богочеловека. Во Христе нераздельно открывается и созерцается двоякое; Он есть Бог и человек, "совершенный" Бог и "совершенный" человек, "Един от Святой Троицы" и "один из нас". Так открывается родство природ, которое не снимается соединением. Соединение предполагает соблюдение двойства; - соединяться могут только два, а если исчезнут соединяемые, прекратится само соединение. Например в человеческой ипостаси. Природы различны, но нераздельны. Сохранение двойства или пребывание природ в соединении без изменения в "естественных свойствах" нисколько не ослабляет единства. Природы различны, но нераздельны. Единство полагается соединением. В соединении Христос един - одна ипостась, или лицо, или индивид, или субъект. Это единство и означается именем Христа. Христос есть имя Слова в Его воплощении, имя Воплощённого Слова. В ней происходит соединение, в неё восприемлется и "олицетворяется" человеческое естество., при этом Божественная Ипостась остаётся простой и неизменной, как и до соединения. Соединение начинается с возникновения человеческого естества Слова, то есть с зачатия.
Бесчислены имена Божии. Бог есть Мудрость, Любовь, Справедливость, Истина. Бог показывает Себя таким, каков Он есть. Мы не можем познать глубину Божественной сущности, но мы знаем то излучение славы, которое есть истинно Бог. " И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира".
Энергии-явления не зависят от творения, они суть то вечное сияние, которое нисколько не обусловлено бытием или небытием мира. Мы обнаруживаем их и в таврном мире, ибо невидимое Его, вечные Сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творения видимы. На тварном лежит печать Божества. Но это Божественное присутствие есть присносущная и вечная слава, ничем не обусловленное явление самой по себе непозноваемой сущности. Это свет, который превечно окружает совершенную в себе полноту Троичной Жизни.
Естество, или сущность - это общая для всех природа, указывающая на общность происхождения, на единство рода. Но существуют только реальные вещи и реальные люди - индивидуальности, или ипостаси. Естество (сущность) и ипостась относятся как общее и частное (единичное).
Ипостась означает прежде всего "самостоятельное существование" - существуют только ипостаси (особи), но не существует "безипостасной природы". Природа реальна только в "ипостасях", в "неделимых" ( в атомах или индивидах. Всё существующее ипостасно, то есть индивидуально.
В мире духовном ипостась есть лицо, само по себе существующее. Нет безыпостасной природы, однако существуют сложные ипостаси, в них при единстве ипостаси мы наблюдаем реальность двух или многих природ. При этом свойства различных природ сохраняются.
Леонтий Византийский назвал возникновение сложной ипостаси воипостазированием. Леонтий прямо говорит о втором рождении Слова - от Марии Девы, о втором рождении Слова, а не только человеческой природы (" Воплощённого Слова или лучше Воплощаемого). Ведь существует человечество именно "в Слове", - Леонтий не говорит "во Христе". И единство ипстаси Воплощённого Слова оправдывает "перенесение имён", как способ выражать взаимность свойств.
Можно назвать Слово Сыном человеческим. Можно сказать, что "Господа Славы" распяли, при этом в виду единства Ипостаси различие естеств вполне соблюдается, "Взаимность" никогда не превращается в "Слияние".
Взаимность возможна именно в "ипостасном" соединении, и не возможна при "разделительном соединении" ( по благоволению) несторианской доктрины, нм при "слиятельном соединении" монофизитов, ибо при единстве природы невозможно существование "противоположных" свойств, что предполагается "взхаимностью". Именно ипостась одна, при двойственности природ.
Леонтий подробно раскрывает учение о человечестве Слова. Он считает, что Первозданный Адам был создан в "тленной", то есть смертной плоти, и безсмертие было доступно для него только через вкушение от древа жизни, то есть являлось динамической возможностью, а не естественным состоянием. Это значит, что в грехопадении плоть человеческая не стала смертной впервые, но стала умирать, возможность безсмертия была утрачена, возможность тления проявилась.
Стало быть из того, что Христос имеет прнироду Первозданного Адама, ещё не следует, что плоть Его "нетленна" от самого Воплощения, При всей её непорочности и чистоте возможность смерти или тления в ней остаётся и снимается только действительную смерть, в воскрешении. По природе плоть Христа доступна страданию, не изъята от "безукоризненных страстей" или "страдательных" состояний.
Ипостасное единство не требует изменений в естественных свойствах человечества и не повреджается страдательностью плоти. Правда в силу ипостасного единства мера естества превышается, но законы естества не упраздняются. И для Спасителя нетление выше естества. До воскресения мера естества превышается лишь иногда. Именно чудеса суть исключение в Евангельской истории Воплощённого Слова, а не уничижение. Воплощение есть только начало, вся жизнь Спасителя имеет внутреннее единство и наростание. Нетление не есть некий исключительный дар, ибо оно обещано всем. Прирождённое нетление плоти не увеличивало славы Спасителя, напротив, вся жизнь Спасителя была бы тогда непонятной. Зачем Он страждал и умер на Кресте, если прославление и обожение человеческого естества уже свершилось в самом Воплощении? И если человеческие природа Спасителя обладает актуальным "безстрастием" и "нетлением" в силу ипостасного соединения, то не умаляется ли его полнота при каждом попущении страданий и немощи. Леонтий подчёркивает совершенную реальность телесной жизни Спасителя, исполняющейся через вольную смерть в воскресении, когда впервые тело Спасителя актуально облекается нетлением.
Леонтий резко различает обожение души и тела. Человеческое во Христе чисто от греха. Душа Спасителя от начала причастна всем благам Слова, причастна блаженству и всеведению, это изначальное обожение души связано с её безгрешностью и чистотой.
Однако это не приносит нетления плоти. Непорочность не исключает возрастания, и родился Спаситель как младенец. Смерть побеждается актуально через смерть. вольную (ибо "нас ради"), но естественную. И воскресение впервые актуализирует нетление. именно Воскресение становится источником жизни и нетления для всего рода человеческого, как единосущного со Христом по человеческому естеству. Это нетление и бесстрастие раскроются в последние дни природ во всей полноте их естественных свойств.
Например, любой человек есть единая ипостась из двух различных природ, из души и тела, определяемых разными "естественными" понятиями. В сложных ипостасях
одна природа осуществляется в ипостаси другой. Так Леонтий устанавливает понятие "воипостасности". "Воипостасность" есть один из возможных случаев соединения или взаимодействия природ. Соединение без слияния, без утраты или изменения существенных свойств соединяющихся природ. Таково единство души и тела в человеке, соединённых взаимной жизнью, это единство "в ипостаси" - ипостасное единство.
Воплощение Слова есть таинство и тайна. Оно явлено в историческом образе Богочеловека. Во Христе нераздельно открывается и созерцается двоякое; Он есть Бог и человек, "совершенный" Бог и "совершенный" человек, "Един от Святой Троицы" и "один из нас". Так открывается родство природ, которое не снимается соединением. Соединение предполагает соблюдение двойства; - соединяться могут только два, а если исчезнут соединяемые, прекратится само соединение. Например в человеческой ипостаси. Природы различны, но нераздельны. Сохранение двойства или пребывание природ в соединении без изменения в "естественных свойствах" нисколько не ослабляет единства. Природы различны, но нераздельны. Единство полагается соединением. В соединении Христос един - одна ипостась, или лицо, или индивид, или субъект. Это единство и означается именем Христа. Христос есть имя Слова в Его воплощении, имя Воплощённого Слова. В ней происходит соединение, в неё восприемлется и "олицетворяется" человеческое естество., при этом Божественная Ипостась остаётся простой и неизменной, как и до соединения. Соединение начинается с возникновения человеческого естества Слова, то есть с зачатия.
Метки: