Глава Б3

– Если великие рассказы не вызывают доверия, то что может легитимировать маленькие рассказы? Если произведение не служит развитию духа, – индивидуального, общечеловеческого или мирового, – то в чем может заключаться его ценность? Здесь придется сослаться на ощущение: это произведение забавно, а это – приятно; это развлекает, а это успокаивает, увлекает, веселит, умиляет, пугает.
– Никаких принципов – только ощущения?
– Единственный критерий – воздействие на чувства читателя. А сумма проданных экземпляров – что-то вроде показания градусника. Или курса акций. Или индекса деловой активности.
– Значит, все сводится к деловитости?
– И к праздности. Человек не может всегда заниматься делом.
– Даже в Кремниевой долине? Там тоже что-то почитывают?
– Конечно. Но я понимаю твою иронию.
– Неужели и вправду не осталось ни одного великого легитимирующего рассказа?
– Ни одного. Но это не плохо. Это означает лишь, что не осталось универсальных рассказов, то есть рассказов размера 5XL. Зато появилось множество рассказов меньших размеров – L, M и даже S. Легитимирующие рассказы на любую фигуру и на любой вкус.
– Какой же из них мы выбираем?
– Ностальгию по модернизму, последней эпохе, когда существовали большие рассказы.
– Мы займемся тем, что будем делегитимировать модернизм, признаваясь в любови к нему?
– Делегитимация уже совершилась. Мы займемся вызыванием духа модернизма.
– Но не превратимся ли мы сами в ностальгирующие тени?
– Это не самое худшее из того, что может с нами приключиться.




––––––––––––––––––––––––––––––––––––
1) ?Упрощая до крайности, мы считаем "постмодерном" недоверие в отношении метарассказов?. – Ж.- Ф. Лиотар. ?Состояние постмодерна?.
2) ?Принципов вообще нет – ты об этом не догадался до сих пор! – а есть ощущения... Все от них зависит?. – И. Тургенев. ?Отцы и дети?.

Метки:
Предыдущий: Новые рефлексы
Следующий: Про удивление и еще одно разочарование...