От души к душе. Книга о поэзии. Пролог
КНИГА О ПОЭТИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ
ВСТУПЛЕНИЕ-пролог
Когда раскрывают мой томик
На столике в тишине,
Я душу кладу на ладони
Пришедшему в гости ко мне.
С.Щипачёв
?Подумай об этом? - так назвал своё стихотворение бельгийский поэт Констан Бюрньо (1892-1975). Я прочла его в сборнике ?Начало света? (Москва: ?Правда?, 1990) и … задумалась. Странно: за долгую жизнь через моё сердце прошло множество разных стихов, но это действительно заставило взглянуть на поэзию по-другому. Впрочем, прочитайте и вы эти строки:
Подумай об этом безумии,
таком очевидном,
таком безобидном
безумии человека,
который в уединении
пишет стихотворение.
Подумай, в какое он ставит себя положение!
Он мог бы в карты сыграть,
или выпить,
или пойти танцевать,
или в кино
отправиться… Но
в каком-то самозабвении
он пишет стихотворение.
Подумай также о долготерпении
бедняги, который
не знает, как скоро
современники признают его дарование,
и тем не менее
пишет стихотворение.
Подумай о мании,
такой очевидной,
такой безобидной человека, которого даже
не одобряет жена
и который в случае её одобрения
пришёл бы в смущение.
Подумай о том,
кто в поэзию верит,
кто с нею в дружбе
и кого неприятности,
по всей вероятности,
по этой причине
ожидают по службе.
Подумай о том,
кто терпит лишения
и кто тем не менее
(это в наши-то дни!)
пишет стихотворение. (Перевод М.Кудинова)
А подумала я вот о чём: действительно, почему, оставшись наедине с листом бумаги, кто-то вдруг начинает заполнять его строчками, чтобы рассказать о своих чувствах. Перечитывает написанное, исправляет (или не исправляет), недовольно хмурится (или радостно улыбается), нервно комкает лист (или бережно прячет его)… У каждого по-своему. Общее лишь одно: непреодолимое желание выразить себя не привычной прозой, а с помощью Поэзии.
ПРОЗА И ПОЭЗИЯ… Это виды искусства слова. Что же их различает?
Большинство людей скажут: ?Проза – это обычная речь, а поэзия – стихи, там есть рифма, куплеты?. Наверное, они в чём-то правы, но хочу добавить: есть в поэзии не разгаданная до сих пор тайна. Даже ?тайна тайн? - как сказала Анна Ахматова:
А сам закат в волнах эфира
Такой, что мне не разобрать,
Конец ли дня, конец ли мира,
Иль тайна тайн во мне опять.
(?Земля хотя и не родная, но памятная навсегда…?)
Об этой тайне она задумывалась не раз. Вот её мнение о Борисе Слуцком: ?Поэзия его лишена тайны?. А вот - о стихах Арсения Тарковского в рецензии на сборник ?Перед снегом?(1963): ?…стихи поражают рядом редчайших качеств. Из них самое поразительное то, что слова, которые мы как будто произносим каждую минуту, делаются неузнаваемыми, облечёнными в тайну и рождают неожиданный отзвук в сердце?. Согласитесь ли вы с ней?
Прежде чем ответить, перечитайте стихи этих авторов.
Конечно, и среди поэтических строк есть поверхностные, но настоящая поэзия всегда касается тонких сердечных струн. В одной из современных песен я услышала слова: ?Есть дорога от души к душе...?.
Разве не в этом глубинная суть поэзии – быть такой дорогой, стать тропинкой, ведущей в таинственную страну, где рождаются по-особому чуткие сердца? Только они способны увидеть и по-детски искренне удивиться каким-нибудь мелочам, мимо которых равнодушно пройдёт погружённый в житейскую прозу обычный человек.
Подумайте ещё вот о чём. Почти все дошедшие до нас древнейшие произведения (молитвы, заклинания, песни) создавались в ритмической, то есть поэтической форме. Поэзией древние греки называли вообще всё искусство человеческой речи - священный дар богов, отделивший людей от животного мира. Древние китайцы и римляне тоже считали Поэзию величайшим видом из искусств. Вот такое уважение!
Когда же утвердилась художественная проза, термин ?поэзия? закрепился лишь за стихотворными произведениями, получив дополнительное значение высокого и прекрасного - и не только в литературе. Мы можем встретить такие выражения, как ?поэтическое восприятие жизни? (в отличие от ?прозы жизни?), ?поэтический склад характера?, ?поэзия труда?, вовсе не в связи с поэтическим творчеством. Но они объединены другим – отношением к миру и людям.
Не зря и очень верно великий француз Оноре де Бальзак подчеркнул: ?В прозе мы остаёмся на твёрдой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты?. Конечно, он имел в виду высоты человеческого духа и чувств.
На сайте есть замечательные поэты, понимающие душой значение Поэзии.
Невзучьев Александр
Поэты пишут не стихи,
Не гладят нежным словом уши.
Они самим себе враги,
Для нас выкладывая душу.
И не пытайтесь их понять,
Зачем вскрывают себе вены
И падают,чтобы взлетать,
Увековечивая время.
Не обвиняйте их в грехах:
Они все с Господом общаются.
Рождённые на небесах -
На небо снова возвращаются.
Поэты пишут не стихи,
Они нас учат правде верить.
Для них противна роль слуги -
Им легче роль шута примерить.
Синоним поэзии - лирика, название одного из трёх родов художественной литературы. Эпос, лирика, драма – понятия, знакомые из школьного курса литературы. Увы, только знакомые, потому что времени на их более глубокое изучение школьные программы не предусматривают. Да, может, и не всем это надо, скажете вы. Но как тут не вспомнить слова Валерия Брюсова, одного из замечательных поэтов Серебряного века. В статье ?Об искусстве? он заметил:
?Чтобы истинно наслаждаться искусством, надо учиться и вдумываться… Необходимо быть знакомым с внешними приёмами художественного творчества?.
?Приёмы художественного творчества?… Если вы не закончили специальный вуз, то предчувствую: для вас это сложно. Отсюда у некоторых – отрицание поэзии, или поэтическая глухота, или сотни ?рифмованных стишат?, имя которым – графомания. Но неумеренное тщеславие и, что не менее важно, наличие средств дают возможность графоманам и при отсутствии таланта всё-таки ?прислониться? к миру поэзии.
Книга никоим образом не претендует на учебник поэзии, тем более что и в самом литературоведении до сих пор ещё нет чётких критериев некоторых понятий.
Имейте в виду ещё вот что: если вы уже пишете стихи, нет никаких гарантий, что, прочитав эту книгу, вы сразу станете высококлассным поэтом - творческий процесс создания стихов гораздо сложнее, чем простая сумма знаний. Общеизвестна истина об ?искре божьей?. Именно о ней - стихи француза Раймона Кено (перевод М.Кудинова):
Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово,
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звёзд, немного перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз всё это.
Теперь пишите! Но сперва
Родитесь всё-таки поэтом.
Вот тут вы можете заметить: а зачем тогда весь сыр-бор и все теории?
Нет, нет, друзья, не торопитесь делать выводы. Представьте: вы приехали в незнакомый город. Можно просто бродить по улицам – вы, конечно, многое увидите. Но если у вас есть путеводитель, то, согласитесь, путешествие станет гораздо интереснее.
Возможно, таким путеводителем по прекрасному миру Поэзии станут для вас страницы этой книги. К тому же – поэтами, да, рождаются, но поэтическому мастерству – учатся.
Продолжение на http://www.stihi.ru/2019/01/01/2158
ВСТУПЛЕНИЕ-пролог
Когда раскрывают мой томик
На столике в тишине,
Я душу кладу на ладони
Пришедшему в гости ко мне.
С.Щипачёв
?Подумай об этом? - так назвал своё стихотворение бельгийский поэт Констан Бюрньо (1892-1975). Я прочла его в сборнике ?Начало света? (Москва: ?Правда?, 1990) и … задумалась. Странно: за долгую жизнь через моё сердце прошло множество разных стихов, но это действительно заставило взглянуть на поэзию по-другому. Впрочем, прочитайте и вы эти строки:
Подумай об этом безумии,
таком очевидном,
таком безобидном
безумии человека,
который в уединении
пишет стихотворение.
Подумай, в какое он ставит себя положение!
Он мог бы в карты сыграть,
или выпить,
или пойти танцевать,
или в кино
отправиться… Но
в каком-то самозабвении
он пишет стихотворение.
Подумай также о долготерпении
бедняги, который
не знает, как скоро
современники признают его дарование,
и тем не менее
пишет стихотворение.
Подумай о мании,
такой очевидной,
такой безобидной человека, которого даже
не одобряет жена
и который в случае её одобрения
пришёл бы в смущение.
Подумай о том,
кто в поэзию верит,
кто с нею в дружбе
и кого неприятности,
по всей вероятности,
по этой причине
ожидают по службе.
Подумай о том,
кто терпит лишения
и кто тем не менее
(это в наши-то дни!)
пишет стихотворение. (Перевод М.Кудинова)
А подумала я вот о чём: действительно, почему, оставшись наедине с листом бумаги, кто-то вдруг начинает заполнять его строчками, чтобы рассказать о своих чувствах. Перечитывает написанное, исправляет (или не исправляет), недовольно хмурится (или радостно улыбается), нервно комкает лист (или бережно прячет его)… У каждого по-своему. Общее лишь одно: непреодолимое желание выразить себя не привычной прозой, а с помощью Поэзии.
ПРОЗА И ПОЭЗИЯ… Это виды искусства слова. Что же их различает?
Большинство людей скажут: ?Проза – это обычная речь, а поэзия – стихи, там есть рифма, куплеты?. Наверное, они в чём-то правы, но хочу добавить: есть в поэзии не разгаданная до сих пор тайна. Даже ?тайна тайн? - как сказала Анна Ахматова:
А сам закат в волнах эфира
Такой, что мне не разобрать,
Конец ли дня, конец ли мира,
Иль тайна тайн во мне опять.
(?Земля хотя и не родная, но памятная навсегда…?)
Об этой тайне она задумывалась не раз. Вот её мнение о Борисе Слуцком: ?Поэзия его лишена тайны?. А вот - о стихах Арсения Тарковского в рецензии на сборник ?Перед снегом?(1963): ?…стихи поражают рядом редчайших качеств. Из них самое поразительное то, что слова, которые мы как будто произносим каждую минуту, делаются неузнаваемыми, облечёнными в тайну и рождают неожиданный отзвук в сердце?. Согласитесь ли вы с ней?
Прежде чем ответить, перечитайте стихи этих авторов.
Конечно, и среди поэтических строк есть поверхностные, но настоящая поэзия всегда касается тонких сердечных струн. В одной из современных песен я услышала слова: ?Есть дорога от души к душе...?.
Разве не в этом глубинная суть поэзии – быть такой дорогой, стать тропинкой, ведущей в таинственную страну, где рождаются по-особому чуткие сердца? Только они способны увидеть и по-детски искренне удивиться каким-нибудь мелочам, мимо которых равнодушно пройдёт погружённый в житейскую прозу обычный человек.
Подумайте ещё вот о чём. Почти все дошедшие до нас древнейшие произведения (молитвы, заклинания, песни) создавались в ритмической, то есть поэтической форме. Поэзией древние греки называли вообще всё искусство человеческой речи - священный дар богов, отделивший людей от животного мира. Древние китайцы и римляне тоже считали Поэзию величайшим видом из искусств. Вот такое уважение!
Когда же утвердилась художественная проза, термин ?поэзия? закрепился лишь за стихотворными произведениями, получив дополнительное значение высокого и прекрасного - и не только в литературе. Мы можем встретить такие выражения, как ?поэтическое восприятие жизни? (в отличие от ?прозы жизни?), ?поэтический склад характера?, ?поэзия труда?, вовсе не в связи с поэтическим творчеством. Но они объединены другим – отношением к миру и людям.
Не зря и очень верно великий француз Оноре де Бальзак подчеркнул: ?В прозе мы остаёмся на твёрдой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты?. Конечно, он имел в виду высоты человеческого духа и чувств.
На сайте есть замечательные поэты, понимающие душой значение Поэзии.
Невзучьев Александр
Поэты пишут не стихи,
Не гладят нежным словом уши.
Они самим себе враги,
Для нас выкладывая душу.
И не пытайтесь их понять,
Зачем вскрывают себе вены
И падают,чтобы взлетать,
Увековечивая время.
Не обвиняйте их в грехах:
Они все с Господом общаются.
Рождённые на небесах -
На небо снова возвращаются.
Поэты пишут не стихи,
Они нас учат правде верить.
Для них противна роль слуги -
Им легче роль шута примерить.
Синоним поэзии - лирика, название одного из трёх родов художественной литературы. Эпос, лирика, драма – понятия, знакомые из школьного курса литературы. Увы, только знакомые, потому что времени на их более глубокое изучение школьные программы не предусматривают. Да, может, и не всем это надо, скажете вы. Но как тут не вспомнить слова Валерия Брюсова, одного из замечательных поэтов Серебряного века. В статье ?Об искусстве? он заметил:
?Чтобы истинно наслаждаться искусством, надо учиться и вдумываться… Необходимо быть знакомым с внешними приёмами художественного творчества?.
?Приёмы художественного творчества?… Если вы не закончили специальный вуз, то предчувствую: для вас это сложно. Отсюда у некоторых – отрицание поэзии, или поэтическая глухота, или сотни ?рифмованных стишат?, имя которым – графомания. Но неумеренное тщеславие и, что не менее важно, наличие средств дают возможность графоманам и при отсутствии таланта всё-таки ?прислониться? к миру поэзии.
Книга никоим образом не претендует на учебник поэзии, тем более что и в самом литературоведении до сих пор ещё нет чётких критериев некоторых понятий.
Имейте в виду ещё вот что: если вы уже пишете стихи, нет никаких гарантий, что, прочитав эту книгу, вы сразу станете высококлассным поэтом - творческий процесс создания стихов гораздо сложнее, чем простая сумма знаний. Общеизвестна истина об ?искре божьей?. Именно о ней - стихи француза Раймона Кено (перевод М.Кудинова):
Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово,
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звёзд, немного перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз всё это.
Теперь пишите! Но сперва
Родитесь всё-таки поэтом.
Вот тут вы можете заметить: а зачем тогда весь сыр-бор и все теории?
Нет, нет, друзья, не торопитесь делать выводы. Представьте: вы приехали в незнакомый город. Можно просто бродить по улицам – вы, конечно, многое увидите. Но если у вас есть путеводитель, то, согласитесь, путешествие станет гораздо интереснее.
Возможно, таким путеводителем по прекрасному миру Поэзии станут для вас страницы этой книги. К тому же – поэтами, да, рождаются, но поэтическому мастерству – учатся.
Продолжение на http://www.stihi.ru/2019/01/01/2158
Метки: