Царский посох
На северном ветру заранее опальный
Родился человек и крикнул: "Перестань!"
Убийце, но вокруг усиливалась брань,
И вырос без брони сей саженец миндальный.
Он выкорчеван был, в край выслан чужедальный
И в яму выброшен, хоть протянул им длань,
Где горстка буковок – дар, милостыня, дань
Тому, кого зовут "народ многострадальный".
Из ямы выходец, не слишком он тяжёл,
Но прочного прочней – на будущее посох,
Когда теряешься в разрозненных вопросах,
И слышится в ответ жужжанье чутких пчёл,
Которые поют, угадывая в росах
Мёд незаслуженный: а посох-то расцвёл!
28.05.1994.
Ось истории
Поэзия и судьба Осипа Мандельштама – проекция его имени и фамилии, развёрнутая в истории. ?Осип? - вариант библейского имени ?Иосиф?, а библейский Иосиф был продан своими братьями в рабство, оказался в Египте и спас тогдашнее человечество от надвигающегося голода. Мандельштам соотносит Иосифа и себя уже в стихотворении 1913 г.:
Отравлен хлеб и воздух выпит.
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать.
Для Мандельштама не могло не иметь значения совпадение его библейского имени с именем Сталина, что подразумевается стихотворением ?Когда б я уголь взял для высшей похвалы?, посвящённым Сталину, хотя имя ?Иосиф? там ни разу не названо. Но звукосимвол Мандельштама ?Иосиф-Осип-ось?, а герой стихотворения (Сталин) как раз и ?сдвинул мира ось?, тогда как поэт, его антипод, скорее поддерживает эту ось:
Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную, ось земную,
Я чую всё, с чем свидеться пришлось,
И вспоминаю наизусть и всуе.
Характерно, что это стихотворение пишется одновременно с попыткой воспеть Сталина: в феврале 1937 г.
А в 1914 г. Мандельштам пишет:
Есть ценностей незыблемая скАла
Над скучными ошибками веков.
Эта незыблемая скАла (шкала) ценностей – для Мандельштама ось истории, и этой оси Осип Мандельштам остаётся верен в эпоху, провозглашающую символом веры диалектическую изменчивость ценностей и принципов, откровенный конформизм или приспособленчество, переходящее в предательство.
Мандельштам заранее чувствует, что верность шкале ценностей трагична и влечёт за собой боль:
Как царский посох в скинии пророков,
У нас цвела торжественная боль.
В библейской Книге Чисел повествуется, как расцвёл жезл первосвященника Аарона, подтверждая его избранничество, и на жезле появились цветы и орехи (Числа, 17, 8). Орехи явно относятся к миндалю, и по преданию жезл первосвященника был из миндального дерева.
Не себя ли самого имеет в виду Мандельштам, упоминая в стихотворении в 1933 г. ?пасхальной глупостью украшенный миндаль?? А стихотворение посвящено голодомору начала тридцатых годов, происходившему как на Украине, так и в России:
Природа своего не узнаёт лица,
И тени страшные Украйны и Кубани –
На войлочной земле голодные крестьяне
Калитку стерегут, не трогая кольца.
Стихотворение это послужило одним из поводов для ареста и последующей гибели поэта, чья фамилия ?Мандельштам? означает царский посох, ось истории.
Родился человек и крикнул: "Перестань!"
Убийце, но вокруг усиливалась брань,
И вырос без брони сей саженец миндальный.
Он выкорчеван был, в край выслан чужедальный
И в яму выброшен, хоть протянул им длань,
Где горстка буковок – дар, милостыня, дань
Тому, кого зовут "народ многострадальный".
Из ямы выходец, не слишком он тяжёл,
Но прочного прочней – на будущее посох,
Когда теряешься в разрозненных вопросах,
И слышится в ответ жужжанье чутких пчёл,
Которые поют, угадывая в росах
Мёд незаслуженный: а посох-то расцвёл!
28.05.1994.
Ось истории
Поэзия и судьба Осипа Мандельштама – проекция его имени и фамилии, развёрнутая в истории. ?Осип? - вариант библейского имени ?Иосиф?, а библейский Иосиф был продан своими братьями в рабство, оказался в Египте и спас тогдашнее человечество от надвигающегося голода. Мандельштам соотносит Иосифа и себя уже в стихотворении 1913 г.:
Отравлен хлеб и воздух выпит.
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать.
Для Мандельштама не могло не иметь значения совпадение его библейского имени с именем Сталина, что подразумевается стихотворением ?Когда б я уголь взял для высшей похвалы?, посвящённым Сталину, хотя имя ?Иосиф? там ни разу не названо. Но звукосимвол Мандельштама ?Иосиф-Осип-ось?, а герой стихотворения (Сталин) как раз и ?сдвинул мира ось?, тогда как поэт, его антипод, скорее поддерживает эту ось:
Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную, ось земную,
Я чую всё, с чем свидеться пришлось,
И вспоминаю наизусть и всуе.
Характерно, что это стихотворение пишется одновременно с попыткой воспеть Сталина: в феврале 1937 г.
А в 1914 г. Мандельштам пишет:
Есть ценностей незыблемая скАла
Над скучными ошибками веков.
Эта незыблемая скАла (шкала) ценностей – для Мандельштама ось истории, и этой оси Осип Мандельштам остаётся верен в эпоху, провозглашающую символом веры диалектическую изменчивость ценностей и принципов, откровенный конформизм или приспособленчество, переходящее в предательство.
Мандельштам заранее чувствует, что верность шкале ценностей трагична и влечёт за собой боль:
Как царский посох в скинии пророков,
У нас цвела торжественная боль.
В библейской Книге Чисел повествуется, как расцвёл жезл первосвященника Аарона, подтверждая его избранничество, и на жезле появились цветы и орехи (Числа, 17, 8). Орехи явно относятся к миндалю, и по преданию жезл первосвященника был из миндального дерева.
Не себя ли самого имеет в виду Мандельштам, упоминая в стихотворении в 1933 г. ?пасхальной глупостью украшенный миндаль?? А стихотворение посвящено голодомору начала тридцатых годов, происходившему как на Украине, так и в России:
Природа своего не узнаёт лица,
И тени страшные Украйны и Кубани –
На войлочной земле голодные крестьяне
Калитку стерегут, не трогая кольца.
Стихотворение это послужило одним из поводов для ареста и последующей гибели поэта, чья фамилия ?Мандельштам? означает царский посох, ось истории.
Метки: