Назовите кошку Дымкой. Былинка
Назовите кошку Дымкой
Уже много лет назад в газете ?Православный Санкт-Петербург? была помещена заметка, которую я привожу ниже:
?Недавно довелось провести несколько погожих деньков на даче у друга. Вечером, когда мы сидели на лавочке и за разговором шлепали надоедливых комаров, с соседнего участка прибежал крошечный пудель на тонюсеньких ножках и начал попрошайничать. ?Филя, Филенька, Филиппок… — приятель погладил собачку. — Заходит к нам как-то кот Матвей, так этот Филька его лапой по носу. А кот прыгает и фыркает. Забавно!?
Нет, не забавляет эта история, а удручает. Неужели большинство людей утратило в последние годы подспудное, неосознанное чувство святыни? Ведь хозяева назвали собачку и кошечку именами святых Апостолов. Почему вдруг так много появилось владельцев домашних животных, называющих своих питомцев святыми для православного человека именами? Забыто напрочь, что в русском языке существует четкое разграничение между понятием ?имя? и ?кличка?. Раньше при крещении младенца ?дать имя?, ?наречь? и ?окрестить? значило одно и то же. При крещении, как известно, человек получает имя святого Православной Церкви и вместе с ним приобретает небесного заступника, который молит за него Господа. В то время как ?кличка? — это, согласно Толковому словарю русского языка, ?наименование домашнего животного?.
Кот Еврипид, пес Цезарь, попугай
Алкивиад… Обидно Еврипиду.
А Цезарю? Попробуй угадай,
Какую ждать жестокую обиду
Царь обречен, философ, дипломат.
Конь Бонапарт, морская свинка Сафо,
Слон Меттерних, умен и мешковат,
Раскланявшись налево и направо.
Легко ли в цирке радовать детей?
А через обруч прыгать Клеопатре?
Платон устал от суетных затей,
Ведь он медведь! Делить двенадцать на три?
И это рай? Элезиум теней?
Летейский сон? Загробное признанье?
Что слава? – дым. Вот именно – Бог с ней!
Рычанье, лай, мяуканье, мычанье.
Александр Кушнер, СПб
Куда исчезли вдруг Каштанки, Тобики, Барсики, Дымки? Назвав животное именем святого, мы совершаем кощунство, оскорбляем наших заступников перед Богом. Конечно, неверующий человек этого не понимает и называет своих подопечных, как ему заблагорассудится. Но православный христианин должен отнестись к выбору клички домашнего животного внимательно: и за это дадим ответ пред Господом?. Борис Семенов.
Конечно, мы отдавали себе отчет, что крохотная заметка вряд ли изменит отношение к кличкам животных – и больше к этой теме не возвращались. Мы с женой, да вы знаете, назвали наших котов Малыш и Мартюня, у батюшки, в подражание духовному отцу старцу Николаю – жила Липка, Рыжик, сейчас уже Бархотка, а остальные пусть называют, как совесть велит…
Но вот отправил я корреспондента в один дальний скит от Иоанновского монастыря на Карповке. Привезла она хороший материал, который мы и поставили в ближайший номер, проиллюстрировав фотографией начальницы скита с котом в руках по кличке Аминь. Благоглупость, подумал я, но монахам виднее. (?Аминь – истинно, да будет? (Втор.27,15) часто употреблялось Господом, когда Он изрекал какую-либо важную и тождественную истину. Между первенствующими христианами было обычным делом для всех присутствующих при Богослужении произносить: аминь! в конце каждой молитвы, или при принесении благодарения? (1 Кор.14,16). И почти сразу за выходом номера звонит батюшка, а в голосе слышны слезы.
- Сашенька, опять ты недоброе натворил, - вздыхает отец Иоанн. – Зачем ты фото с котом-то поставил? Мне игумения звонила, жаловалась.
- Батюшка, дорогой, а почему она вам позвонила? Почему мать игумения не позвонила в скит своей монахине, чтобы та впредь не называла животных неподобающим образом? Ведь мы, журналисты, не придумываем событий – мы их отражаем в силу наших способностей.
- Да не надо было тебе фотку ту ставить…
Так и не понял я, в чем же мы провинились. А вот несчастный безвинный кот хуже всех страдал: зимой он во время службы в храме, и как матушки запоют: ?Аминь!? - он уши торчком: привык к кличке своей; думал, наверное, его есть зовут. Теперь-то его, думаю, по-другому кличут… Еще одного кота – в другом монастыре назвали, не поверите, – Аллилуйчик…
О человеческой гордыне при названии домашних животных с присущим юмором написал американский писатель Т.С.Элиот ?1965 в поэтической книге ?Практическое котоведение? (М.,СПб, изд. Летний Сад, 2005).
КОШАЧЬИ ИМЕНА
Кота окрестить – не пустая забава,
Поверьте, задача не так уж проста.
?Свихнулся!? - вы скажете. Пусть! Только, право,
Три имени разных быть должно у кота.
Может имя домашнее быть безыскусным:
Что ж, семья об удобстве здесь печься вольна,
Скажем, Питер, Алонзо, Билл Бейли, Августа –
Вот разумные, будничные имена.
Ну, а впрочем, кому-то для пущего шика
И экзотика тоже, пожалуй, нужна:
Скажем, Зевс, иль Платон, иль Деметра, иль Ника –
Вот добротно-обыденные имена.
Только кошке нужно и особое имя,
Благородней, точней. Да и то ведь сказать,
Ей же нужно гордиться усами своими,
И держать хвост трубой, и себя уважать.
И подобных имен есть огромное множество:
Сладкоежка, Ревун, Полотер, Салабон,
Грозный рык, Сладкий лик или Пегая рожица –
Вот примеры таких уникальных имен.
И последнее имя. Заметим при этом:
Человеку его нипочем не узнать.
Никакая наука не даст вам ответа –
Кошка ж знает его, только будет молчать.
Если кошка сидит, погруженная в мысли,
То причина тому, уж поверьте, одна:
Размышляет она лишь об истинном смысле,
Что скрывают, таят и хранят имена.
Несказанно-сказанно-
Никем не узнанные
Сокровенно-особенные имена.
Перевод С.Г.Дубровицкой
Есть в книге и стихотворение, словно к нашему случаю написанное: ?Кот Второзаконие?. Оно большое, и я привожу из него лишь две строчки:
Второзаконие любит сидеть
На улице главной во дни торгов…
?И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым? (Быт.2,20).
И почему-то припомнился не к месту коротенький и очень грустный рассказик, похожий на ?былинку?, моего любимого писателя Владимира Николаевича Крупина.
МУСЬКА
Муська — это кошка. Она жила у соседей целых восемнадцать лет. И все восемнадцать лет притаскивала котят. И всегда этих котят соседи топили. Но Муську не выбрасывали: хорошо ловила мышей. Муська после потери котят несколько дней жалобно мяукала, заглядывала людям в глаза, потом стихала, а вскоре хозяйка или хозяин обнаруживали, что она вновь ждёт котят и ругали её: ?У, зараза!? Чтобы хоть как-то сохранить детей, Муска однажды окотилась в сарае, дырявом и заброшенном. Котята уже открыли глазки и взирали на окружающий их мусор, а ночью таращились на звёзды. Была поздняя осень. Пошёл первый снег. Муська испугалась, чтоб котята не замёрзли, и по одному перетаскала их в дом. Там спрятала под плиту в кухне. Но они же глупые, выползли. И их утопили, уже прозревшими. С горя Муська даже ушла из дому и где-то долго пропадала. Но всё же вернулась.
Хозяева надумали продавать дом. Муську решили оставить в дому, стара, куда её на новое место. Муська чувствовала их решение и всячески старалась показать, что она ещё нужна. Особенно сильно стала охотиться на мышей. Приносила мышей и подкладывала хозяевам на постель, чтоб видели. Её за это били.
Утром Муську увидела мёртвой. Она лежала рядом с огромной, тоже мёртвой, крысой. Обе были в крови. Крысу выкинули воронам, а Муську похоронили. Завернули в старое, ещё крепкое платье хозяйки и закопали.
Хозяйка перебирала вещи, сортировала, что взять с собой, что выкинуть, и напала на старые фотографии. Именно в этом платье, с котёнком на коленях она была сфотографирована в далёкие годы. Именно этот котёнок и стал потом кошкой Муськой. Владимир Крупин
ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ
?Нельзя! Ко мне! Назад!..? Не сберегли, однако –
Семь черненьких щенят нам родила собака.
Топила я щенков вот этими руками.
Ведро, вода, чулок. В чулке – щенок и камень.
Так нужно, только так. Не оставлять дворняжек -
Им хуже всех собак. Удел бедняжек тяжек.
Хорошеньким щенком потешатся немного
И выбросят потом. И заведут бульдога.
Последний… Он молчком пристраивался снизу,
Набухан молочком, за семерых облизан.
Как жаль, что не бульдог, ?Гулять пора! Светает?.
Ошейник, поводок и наша ложь святая.
Собака не шутя безумствовала в лифте:
?О, где мое дитя! Отдайте, не губите!?
… Собака смотрит вниз. А мы пред нею плачем.
Как облако повис щемящий писк щенячий.
Сил не было терпеть. Соски ее опухли.
Забыла все теперь среди костей на кухне.
Живется ей легко. И только писк похожий,
Услышанный мельком, всегда ее тревожит.
Зоя Эзрохи, СПб
Уже много лет назад в газете ?Православный Санкт-Петербург? была помещена заметка, которую я привожу ниже:
?Недавно довелось провести несколько погожих деньков на даче у друга. Вечером, когда мы сидели на лавочке и за разговором шлепали надоедливых комаров, с соседнего участка прибежал крошечный пудель на тонюсеньких ножках и начал попрошайничать. ?Филя, Филенька, Филиппок… — приятель погладил собачку. — Заходит к нам как-то кот Матвей, так этот Филька его лапой по носу. А кот прыгает и фыркает. Забавно!?
Нет, не забавляет эта история, а удручает. Неужели большинство людей утратило в последние годы подспудное, неосознанное чувство святыни? Ведь хозяева назвали собачку и кошечку именами святых Апостолов. Почему вдруг так много появилось владельцев домашних животных, называющих своих питомцев святыми для православного человека именами? Забыто напрочь, что в русском языке существует четкое разграничение между понятием ?имя? и ?кличка?. Раньше при крещении младенца ?дать имя?, ?наречь? и ?окрестить? значило одно и то же. При крещении, как известно, человек получает имя святого Православной Церкви и вместе с ним приобретает небесного заступника, который молит за него Господа. В то время как ?кличка? — это, согласно Толковому словарю русского языка, ?наименование домашнего животного?.
Кот Еврипид, пес Цезарь, попугай
Алкивиад… Обидно Еврипиду.
А Цезарю? Попробуй угадай,
Какую ждать жестокую обиду
Царь обречен, философ, дипломат.
Конь Бонапарт, морская свинка Сафо,
Слон Меттерних, умен и мешковат,
Раскланявшись налево и направо.
Легко ли в цирке радовать детей?
А через обруч прыгать Клеопатре?
Платон устал от суетных затей,
Ведь он медведь! Делить двенадцать на три?
И это рай? Элезиум теней?
Летейский сон? Загробное признанье?
Что слава? – дым. Вот именно – Бог с ней!
Рычанье, лай, мяуканье, мычанье.
Александр Кушнер, СПб
Куда исчезли вдруг Каштанки, Тобики, Барсики, Дымки? Назвав животное именем святого, мы совершаем кощунство, оскорбляем наших заступников перед Богом. Конечно, неверующий человек этого не понимает и называет своих подопечных, как ему заблагорассудится. Но православный христианин должен отнестись к выбору клички домашнего животного внимательно: и за это дадим ответ пред Господом?. Борис Семенов.
Конечно, мы отдавали себе отчет, что крохотная заметка вряд ли изменит отношение к кличкам животных – и больше к этой теме не возвращались. Мы с женой, да вы знаете, назвали наших котов Малыш и Мартюня, у батюшки, в подражание духовному отцу старцу Николаю – жила Липка, Рыжик, сейчас уже Бархотка, а остальные пусть называют, как совесть велит…
Но вот отправил я корреспондента в один дальний скит от Иоанновского монастыря на Карповке. Привезла она хороший материал, который мы и поставили в ближайший номер, проиллюстрировав фотографией начальницы скита с котом в руках по кличке Аминь. Благоглупость, подумал я, но монахам виднее. (?Аминь – истинно, да будет? (Втор.27,15) часто употреблялось Господом, когда Он изрекал какую-либо важную и тождественную истину. Между первенствующими христианами было обычным делом для всех присутствующих при Богослужении произносить: аминь! в конце каждой молитвы, или при принесении благодарения? (1 Кор.14,16). И почти сразу за выходом номера звонит батюшка, а в голосе слышны слезы.
- Сашенька, опять ты недоброе натворил, - вздыхает отец Иоанн. – Зачем ты фото с котом-то поставил? Мне игумения звонила, жаловалась.
- Батюшка, дорогой, а почему она вам позвонила? Почему мать игумения не позвонила в скит своей монахине, чтобы та впредь не называла животных неподобающим образом? Ведь мы, журналисты, не придумываем событий – мы их отражаем в силу наших способностей.
- Да не надо было тебе фотку ту ставить…
Так и не понял я, в чем же мы провинились. А вот несчастный безвинный кот хуже всех страдал: зимой он во время службы в храме, и как матушки запоют: ?Аминь!? - он уши торчком: привык к кличке своей; думал, наверное, его есть зовут. Теперь-то его, думаю, по-другому кличут… Еще одного кота – в другом монастыре назвали, не поверите, – Аллилуйчик…
О человеческой гордыне при названии домашних животных с присущим юмором написал американский писатель Т.С.Элиот ?1965 в поэтической книге ?Практическое котоведение? (М.,СПб, изд. Летний Сад, 2005).
КОШАЧЬИ ИМЕНА
Кота окрестить – не пустая забава,
Поверьте, задача не так уж проста.
?Свихнулся!? - вы скажете. Пусть! Только, право,
Три имени разных быть должно у кота.
Может имя домашнее быть безыскусным:
Что ж, семья об удобстве здесь печься вольна,
Скажем, Питер, Алонзо, Билл Бейли, Августа –
Вот разумные, будничные имена.
Ну, а впрочем, кому-то для пущего шика
И экзотика тоже, пожалуй, нужна:
Скажем, Зевс, иль Платон, иль Деметра, иль Ника –
Вот добротно-обыденные имена.
Только кошке нужно и особое имя,
Благородней, точней. Да и то ведь сказать,
Ей же нужно гордиться усами своими,
И держать хвост трубой, и себя уважать.
И подобных имен есть огромное множество:
Сладкоежка, Ревун, Полотер, Салабон,
Грозный рык, Сладкий лик или Пегая рожица –
Вот примеры таких уникальных имен.
И последнее имя. Заметим при этом:
Человеку его нипочем не узнать.
Никакая наука не даст вам ответа –
Кошка ж знает его, только будет молчать.
Если кошка сидит, погруженная в мысли,
То причина тому, уж поверьте, одна:
Размышляет она лишь об истинном смысле,
Что скрывают, таят и хранят имена.
Несказанно-сказанно-
Никем не узнанные
Сокровенно-особенные имена.
Перевод С.Г.Дубровицкой
Есть в книге и стихотворение, словно к нашему случаю написанное: ?Кот Второзаконие?. Оно большое, и я привожу из него лишь две строчки:
Второзаконие любит сидеть
На улице главной во дни торгов…
?И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым? (Быт.2,20).
И почему-то припомнился не к месту коротенький и очень грустный рассказик, похожий на ?былинку?, моего любимого писателя Владимира Николаевича Крупина.
МУСЬКА
Муська — это кошка. Она жила у соседей целых восемнадцать лет. И все восемнадцать лет притаскивала котят. И всегда этих котят соседи топили. Но Муську не выбрасывали: хорошо ловила мышей. Муська после потери котят несколько дней жалобно мяукала, заглядывала людям в глаза, потом стихала, а вскоре хозяйка или хозяин обнаруживали, что она вновь ждёт котят и ругали её: ?У, зараза!? Чтобы хоть как-то сохранить детей, Муска однажды окотилась в сарае, дырявом и заброшенном. Котята уже открыли глазки и взирали на окружающий их мусор, а ночью таращились на звёзды. Была поздняя осень. Пошёл первый снег. Муська испугалась, чтоб котята не замёрзли, и по одному перетаскала их в дом. Там спрятала под плиту в кухне. Но они же глупые, выползли. И их утопили, уже прозревшими. С горя Муська даже ушла из дому и где-то долго пропадала. Но всё же вернулась.
Хозяева надумали продавать дом. Муську решили оставить в дому, стара, куда её на новое место. Муська чувствовала их решение и всячески старалась показать, что она ещё нужна. Особенно сильно стала охотиться на мышей. Приносила мышей и подкладывала хозяевам на постель, чтоб видели. Её за это били.
Утром Муську увидела мёртвой. Она лежала рядом с огромной, тоже мёртвой, крысой. Обе были в крови. Крысу выкинули воронам, а Муську похоронили. Завернули в старое, ещё крепкое платье хозяйки и закопали.
Хозяйка перебирала вещи, сортировала, что взять с собой, что выкинуть, и напала на старые фотографии. Именно в этом платье, с котёнком на коленях она была сфотографирована в далёкие годы. Именно этот котёнок и стал потом кошкой Муськой. Владимир Крупин
ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ
?Нельзя! Ко мне! Назад!..? Не сберегли, однако –
Семь черненьких щенят нам родила собака.
Топила я щенков вот этими руками.
Ведро, вода, чулок. В чулке – щенок и камень.
Так нужно, только так. Не оставлять дворняжек -
Им хуже всех собак. Удел бедняжек тяжек.
Хорошеньким щенком потешатся немного
И выбросят потом. И заведут бульдога.
Последний… Он молчком пристраивался снизу,
Набухан молочком, за семерых облизан.
Как жаль, что не бульдог, ?Гулять пора! Светает?.
Ошейник, поводок и наша ложь святая.
Собака не шутя безумствовала в лифте:
?О, где мое дитя! Отдайте, не губите!?
… Собака смотрит вниз. А мы пред нею плачем.
Как облако повис щемящий писк щенячий.
Сил не было терпеть. Соски ее опухли.
Забыла все теперь среди костей на кухне.
Живется ей легко. И только писк похожий,
Услышанный мельком, всегда ее тревожит.
Зоя Эзрохи, СПб
Метки: