Радуйся, Равви
?После сего куска вошёл в него сатана...
Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее?.
Евангелие от Иоанна
?Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать?.
Послание Святого Апостола Иакова
Радуйся, Равви,
целую тебя в уста,
мой поцелуй по любви
и совесть моя чиста.
Радуйся, Равви,
Иуда не виноват,
и деньги, что на крови,
ему не принадлежат.
Радуйся, Равви,
воле и чувствам вразрез
творятся дела мои
произволеньем небес.
Радуйся, Равви,
единственный изо всех
собою жертвую и
тем свой искупаю грех.
Радуйся, Равви,
донельзя любить нельзя,
к ненависти от любви
короче жизни стезя.
Радуйся, Равви,
терзаюсь душою, но
сколько её ни трави,
смиренье ей не дано.
Радуйся, Равви,
пусть горе мне одному,
а речи чудные твои
с собой заберу во тьму.
Радуйся, Равви,
отчаянье велико,
но в роще, где соловьи,
висеть на суку легко.
Радуйся, Равви,
на свой отправляясь крест,
тебе говорю – живи,
живи, если ты воскрес.
Радуйся, Равви,
что уготовано мне
исполню, а ты живи,
струись лозой по стене.
*****
Стихотворение ни в коем случае не оправдывает предательство Иуды. Существует много объяснений мотивов его поступка. Даже у евангелистов они разные. Мне кажется, объяснять всё сребролюбием Иуды неубедительно. Тридцать сребреников (цена раба на невольничьем рынке того времени) слишком мало для хранителя апостольской кассы пожертвований. Иоанн Богослов называл Иуду вором, не раз запускавшим руку в общую кассу, через которую зачастую проходили большие суммы денег. Но тогда нелогично предавать Учителя, заведомо зная, что пожертвования после предательства прекратятся.
Объяснить поступок Иуды можно только состоянием бесовского наваждения, овладевшим им на тайной вечере. Об этом прямо говорится в Евангелиях от Иоанна и Луки. Господь сам попустил помрачение одного из апостолов, дабы исполнилось Писание. Иисус говорил об этом ученикам: ?Чтобы зерно проросло, оно прежде должно умереть?. Только грандиозность произошедшей истории могла потрясти окаменевшие души апостолов и тех людей, до которых они ее позднее донесут.
В судьбе Иуды страшен не сам факт предательства. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, в той или иной мере предали Учителя. Предательство апостолов, как и предательство еврейского народа, отдавшего Иисуса на распятие, должно по Божьему замыслу привести к глубокому раскаянью. Однако после раскаянья у человека два пути – смирение или отчаянье. Апостол Петр пошёл по первому пути, Иуда по второму. Не впади Иуда в отчаянье от содеянного, встреться с Иисусом, попроси у него прощения, и Господь бы его простил.
Причиной выбора Иуды, на мой взгляд, может быть только гордыня. Именно она приводит его к самоубийству. Но повеситься просто Иуда не может, он должен оправдать себя даже в этом. Он должен уравнять свой поступок с самопожертвованием Иисуса. Такова его внутренняя мотивация.
Образ Иуды не нужно упрощать. Это сильная противоречивая трагическая личность, не выдержавшая непомерной тяжести той роли, которую он вынужден был играть. Именно это мне хотелось в стихотворении передать.
Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее?.
Евангелие от Иоанна
?Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать?.
Послание Святого Апостола Иакова
Радуйся, Равви,
целую тебя в уста,
мой поцелуй по любви
и совесть моя чиста.
Радуйся, Равви,
Иуда не виноват,
и деньги, что на крови,
ему не принадлежат.
Радуйся, Равви,
воле и чувствам вразрез
творятся дела мои
произволеньем небес.
Радуйся, Равви,
единственный изо всех
собою жертвую и
тем свой искупаю грех.
Радуйся, Равви,
донельзя любить нельзя,
к ненависти от любви
короче жизни стезя.
Радуйся, Равви,
терзаюсь душою, но
сколько её ни трави,
смиренье ей не дано.
Радуйся, Равви,
пусть горе мне одному,
а речи чудные твои
с собой заберу во тьму.
Радуйся, Равви,
отчаянье велико,
но в роще, где соловьи,
висеть на суку легко.
Радуйся, Равви,
на свой отправляясь крест,
тебе говорю – живи,
живи, если ты воскрес.
Радуйся, Равви,
что уготовано мне
исполню, а ты живи,
струись лозой по стене.
*****
Стихотворение ни в коем случае не оправдывает предательство Иуды. Существует много объяснений мотивов его поступка. Даже у евангелистов они разные. Мне кажется, объяснять всё сребролюбием Иуды неубедительно. Тридцать сребреников (цена раба на невольничьем рынке того времени) слишком мало для хранителя апостольской кассы пожертвований. Иоанн Богослов называл Иуду вором, не раз запускавшим руку в общую кассу, через которую зачастую проходили большие суммы денег. Но тогда нелогично предавать Учителя, заведомо зная, что пожертвования после предательства прекратятся.
Объяснить поступок Иуды можно только состоянием бесовского наваждения, овладевшим им на тайной вечере. Об этом прямо говорится в Евангелиях от Иоанна и Луки. Господь сам попустил помрачение одного из апостолов, дабы исполнилось Писание. Иисус говорил об этом ученикам: ?Чтобы зерно проросло, оно прежде должно умереть?. Только грандиозность произошедшей истории могла потрясти окаменевшие души апостолов и тех людей, до которых они ее позднее донесут.
В судьбе Иуды страшен не сам факт предательства. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, в той или иной мере предали Учителя. Предательство апостолов, как и предательство еврейского народа, отдавшего Иисуса на распятие, должно по Божьему замыслу привести к глубокому раскаянью. Однако после раскаянья у человека два пути – смирение или отчаянье. Апостол Петр пошёл по первому пути, Иуда по второму. Не впади Иуда в отчаянье от содеянного, встреться с Иисусом, попроси у него прощения, и Господь бы его простил.
Причиной выбора Иуды, на мой взгляд, может быть только гордыня. Именно она приводит его к самоубийству. Но повеситься просто Иуда не может, он должен оправдать себя даже в этом. Он должен уравнять свой поступок с самопожертвованием Иисуса. Такова его внутренняя мотивация.
Образ Иуды не нужно упрощать. Это сильная противоречивая трагическая личность, не выдержавшая непомерной тяжести той роли, которую он вынужден был играть. Именно это мне хотелось в стихотворении передать.
Метки: