Русь утренняя. Предисловие четвёртое
РУСЬ УТРЕННЯЯ
История в стихах
Предисловие четвёртое
(прозаическое)
ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ
Тема этой поэмы настолько сложна и важна, что мне понадобилось еще и прозаическое предисловие.
Уже несколько лет подряд замечаю, что поэмы мои не пишутся сами по себе, а словно по тайной наводке свыше. И эта поэма не стала исключением.
Накануне перечитывал четырехтомник Хемингуэя, и снова встретилось его замечательное изречение: сочинять нужно только о том, что ты хорошо знаешь. В ту же ночь в каком-то полузабытье (это сном не было точно) я продолжал размышлять о высказывании писателя, и почему-то подумалось: а что бы я смог такое написать, о чем знаю досконально? Вспомнился ?ВЗОР? — выношенная за долгие годы теория о закономерном чередовании волнообразных триад, состояний сжатия и разжатия. И тут же мелькнуло, что можно было бы написать поэму по истории ранней Руси. Совершенно неожиданно пришёл в голову рассказ кого-то из русских историков о равноапостольной Ольге — как она, приняв христианство, умело поднимала экономику тех далёких лет. Но вот кто сказал об этом?
Сонливость как рукой сняло. Включил свет. Стал просматривать книжки предполагаемых авторов. Много пересмотрел. И всё-таки нашёл. Нечволодов! ?Сказание о русской земле?... Прочитал главку о княгине Ольге. И понял, что поэму буду писать. Загорелась душа. Да и тема-то какая благодатная. Рассказать о Руси через события православной жизни. Кто сейчас знает об этом?
На следующее утро сел за ноутбук. Хотел начать повесть с Ольги. Но что-то подсказало, что тут без предисловия не обойдёшься. Точнее без трёх предисловий (иронического, библейского и богословского). И я, помолившись, написал ироническое предисловие. Действительно, сколько можно терпеть насилие дурацкой атеистической выдумки о происхождении человека от обезьяны? Отсюда и два других предисловия логически вытекли. Мир создал Бог. Как создал — в богословской православной истине.
У меня сейчас правило — датировать написанное по церковному календарю. И как же я был удивлён поначалу, что окончанию третьего предисловия соответствовал день памяти равноапостольной княгини Ольги. Конечно, удивление моё тут же и прошло. Таких ?совпадений? было в моей практике вполне достаточно, чтобы убедиться в реальности духовной связи между теми, кто еще на земле, и теми, кто уже в мире ином.
И всё повторилось в работе над ?Русью утренней?. Через несколько дней, закончив очередную главу, я открыл календарь на дне памяти равноапостольного князя Владимира, того самого, Солнышка, который, продолжая дело бабушки Ольги, завершил крещение Руси. Всё перечислять не буду. Но отмечу, что закончил я третье послесловие в первый день новолетия, открывающий 7525-й год от сотворения мира.
Не дело поэта объяснять содержание своих сочинений. Но в данном случае мне кое-что пояснить придётся. Объясняя исторические события, я иронизирую над атеистическими объяснениями жизни земной. Ну, во-первых, над тем, что причинами тех или иных изменений являются экономические, политические или, скажем, социальные закономерности. Они, безусловно, среди тысяч других причин на изменения влияют, но сами являются вовсе не причинами, а лишь следствиями глубинных влияний, которые людям неверующим даже не видны и никоим образом не предполагаются.
Согласитесь, они ведь не имеют в виду, что всё, что происходит на земле, происходит по воле Божьей, по Его скрытым от нас планам ради точно так же тщательно скрытым целям. Нам кажется, что мы захотим, как мы сделаем, так всё и в жизни случится. Мы — творцы истории. Но осуществись всё это, бытие бы давным-давно прекратилось, люди погубили бы себя, точно так же, как губят ежедневно и ежеминутно. Так вот. Своим всемогуществом Господь исправляет наши непоправимые ошибки. Исправляет нашими же руками, о чём мы и не догадываемся.
Одним из механизмов этого чуда (об этом сообщил нам сам Христос) является искренняя вера в Бога. Человек в вере живёт по правилам, установленным Творцом, по которым только и можно жить правильно и плодотворно. Человек в вере всё делает так, как нужно Богу, и своими мыслями и делам помогает Ему вести мир к благодатной цели. Недаром все успехи в истории человечества связаны только с усилением православной (истинной) веры. В этом вы убедитесь, внимательно прочитав наше повествование.
И еще скажу об одном, не менее важном. Создавая мир, Вседержитель строил его по образу своему и подобию. Все видимые космические и земные законы Он придумал с учётом своих трехипостасных свойств. Вот почему всё держится на волнообразных (трехфазных) колебаниях. Их учёные давно уже открыли. Но есть и невидимые волнообразные изменения, которые происходят с помощью смены периодов сжатия и разжатия (каждый из них тоже троичен). Для чего этот закон? Единственно для того, чтобы жизнь продолжалась, а не превратилась в своем однообразии в загнившее, мёртвое болото. Как бы человек не отвергал это влияние свыше — оно осуществляется без его воли. То сжатие, то разжатие — рамки нашего ежедневного бытия. Сжатие — усиление диктаторско-обобществлённых свойств. Разжатие – усиление признаков анархии. Безбожный человек использует эти качества во вред и себе и другим. (Периоды смут и восстаний; эпохи диктата и насилия).
Но человеку глубоко верующему эти колебания не страшны. Он их использует для гуманных целей. Вот почему, когда сильна вера в народе, и во время сжатия и во время разжатия всё идёт на пользу обществу. Это вы так же заметите, читая поэму.
Всё остальное никакой трудности не составит. Все факты сверены с летописями и серьёзными исследованиями историков (Пимена, Нечволодова, Карамзина, Карташова и других). Лишь в редких случаях я позволил себе какие-то неясные детали домыслить.
Желаю вам благодатного чтения.
Надеюсь, что, с Божьей помощью, оно будет именно таким.
Борис ЕФРЕМОВ.
14.09.16 г.,
7525 год от сотворения мира
История в стихах
Предисловие четвёртое
(прозаическое)
ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ
Тема этой поэмы настолько сложна и важна, что мне понадобилось еще и прозаическое предисловие.
Уже несколько лет подряд замечаю, что поэмы мои не пишутся сами по себе, а словно по тайной наводке свыше. И эта поэма не стала исключением.
Накануне перечитывал четырехтомник Хемингуэя, и снова встретилось его замечательное изречение: сочинять нужно только о том, что ты хорошо знаешь. В ту же ночь в каком-то полузабытье (это сном не было точно) я продолжал размышлять о высказывании писателя, и почему-то подумалось: а что бы я смог такое написать, о чем знаю досконально? Вспомнился ?ВЗОР? — выношенная за долгие годы теория о закономерном чередовании волнообразных триад, состояний сжатия и разжатия. И тут же мелькнуло, что можно было бы написать поэму по истории ранней Руси. Совершенно неожиданно пришёл в голову рассказ кого-то из русских историков о равноапостольной Ольге — как она, приняв христианство, умело поднимала экономику тех далёких лет. Но вот кто сказал об этом?
Сонливость как рукой сняло. Включил свет. Стал просматривать книжки предполагаемых авторов. Много пересмотрел. И всё-таки нашёл. Нечволодов! ?Сказание о русской земле?... Прочитал главку о княгине Ольге. И понял, что поэму буду писать. Загорелась душа. Да и тема-то какая благодатная. Рассказать о Руси через события православной жизни. Кто сейчас знает об этом?
На следующее утро сел за ноутбук. Хотел начать повесть с Ольги. Но что-то подсказало, что тут без предисловия не обойдёшься. Точнее без трёх предисловий (иронического, библейского и богословского). И я, помолившись, написал ироническое предисловие. Действительно, сколько можно терпеть насилие дурацкой атеистической выдумки о происхождении человека от обезьяны? Отсюда и два других предисловия логически вытекли. Мир создал Бог. Как создал — в богословской православной истине.
У меня сейчас правило — датировать написанное по церковному календарю. И как же я был удивлён поначалу, что окончанию третьего предисловия соответствовал день памяти равноапостольной княгини Ольги. Конечно, удивление моё тут же и прошло. Таких ?совпадений? было в моей практике вполне достаточно, чтобы убедиться в реальности духовной связи между теми, кто еще на земле, и теми, кто уже в мире ином.
И всё повторилось в работе над ?Русью утренней?. Через несколько дней, закончив очередную главу, я открыл календарь на дне памяти равноапостольного князя Владимира, того самого, Солнышка, который, продолжая дело бабушки Ольги, завершил крещение Руси. Всё перечислять не буду. Но отмечу, что закончил я третье послесловие в первый день новолетия, открывающий 7525-й год от сотворения мира.
Не дело поэта объяснять содержание своих сочинений. Но в данном случае мне кое-что пояснить придётся. Объясняя исторические события, я иронизирую над атеистическими объяснениями жизни земной. Ну, во-первых, над тем, что причинами тех или иных изменений являются экономические, политические или, скажем, социальные закономерности. Они, безусловно, среди тысяч других причин на изменения влияют, но сами являются вовсе не причинами, а лишь следствиями глубинных влияний, которые людям неверующим даже не видны и никоим образом не предполагаются.
Согласитесь, они ведь не имеют в виду, что всё, что происходит на земле, происходит по воле Божьей, по Его скрытым от нас планам ради точно так же тщательно скрытым целям. Нам кажется, что мы захотим, как мы сделаем, так всё и в жизни случится. Мы — творцы истории. Но осуществись всё это, бытие бы давным-давно прекратилось, люди погубили бы себя, точно так же, как губят ежедневно и ежеминутно. Так вот. Своим всемогуществом Господь исправляет наши непоправимые ошибки. Исправляет нашими же руками, о чём мы и не догадываемся.
Одним из механизмов этого чуда (об этом сообщил нам сам Христос) является искренняя вера в Бога. Человек в вере живёт по правилам, установленным Творцом, по которым только и можно жить правильно и плодотворно. Человек в вере всё делает так, как нужно Богу, и своими мыслями и делам помогает Ему вести мир к благодатной цели. Недаром все успехи в истории человечества связаны только с усилением православной (истинной) веры. В этом вы убедитесь, внимательно прочитав наше повествование.
И еще скажу об одном, не менее важном. Создавая мир, Вседержитель строил его по образу своему и подобию. Все видимые космические и земные законы Он придумал с учётом своих трехипостасных свойств. Вот почему всё держится на волнообразных (трехфазных) колебаниях. Их учёные давно уже открыли. Но есть и невидимые волнообразные изменения, которые происходят с помощью смены периодов сжатия и разжатия (каждый из них тоже троичен). Для чего этот закон? Единственно для того, чтобы жизнь продолжалась, а не превратилась в своем однообразии в загнившее, мёртвое болото. Как бы человек не отвергал это влияние свыше — оно осуществляется без его воли. То сжатие, то разжатие — рамки нашего ежедневного бытия. Сжатие — усиление диктаторско-обобществлённых свойств. Разжатие – усиление признаков анархии. Безбожный человек использует эти качества во вред и себе и другим. (Периоды смут и восстаний; эпохи диктата и насилия).
Но человеку глубоко верующему эти колебания не страшны. Он их использует для гуманных целей. Вот почему, когда сильна вера в народе, и во время сжатия и во время разжатия всё идёт на пользу обществу. Это вы так же заметите, читая поэму.
Всё остальное никакой трудности не составит. Все факты сверены с летописями и серьёзными исследованиями историков (Пимена, Нечволодова, Карамзина, Карташова и других). Лишь в редких случаях я позволил себе какие-то неясные детали домыслить.
Желаю вам благодатного чтения.
Надеюсь, что, с Божьей помощью, оно будет именно таким.
Борис ЕФРЕМОВ.
14.09.16 г.,
7525 год от сотворения мира
Метки: