Тринадцать этажей

Misericordia e giustizia li sdegna:
non ragioniam, ma guarda e passa.*
Dante Alighieri

1.
Помнится сон: стою у лифта,
а в коридоре тянулись вдали
чьи-то лица, что вовсе размыты,
и по лестнице с чемоданами шли.

Однако, на месте топталось
это скопленье. Не то мухи,
не то черви, ждущая очередь
у кассы за билетом, после чего

на первом этаже я очутился вскоре...
Провёл по ветхим пыльным перилам
ладонью. Первая мысль: в музее!
И узрел я профили тех, что открыли

мне некогда Поэзии свет!
Стояли они на разных ступенях...
и каждый из них внёс лепту -
в жизнь мою! Ещё с юных лет.

И многих я средь них тогда узнал,
но более всех мне был виден он -
создатель "Комедии" и с лицом
обожжённым. С книгой стоял.

2.
И вновь я спускаюсь в смятении -
этаж второй*. Я был свидетелем
сцены одной, у самого входа
в квартиру, где было только двое

сидевших на сиреневом диване.
И молча сверлили друг друга глазами,
тогда как я, был в нескольких метрах
от них. И вот, она рассказывает историю

о слабых лёгких своих, об растлении.
В общем, сплошные страсти dans
l'esprit des romans fransais.* Всё равно,
что новая дама с камелиями!

И было в том облике её что-то от лисы,
на экране "Люблю-не могу" крутили.
Амур и Психея феерично сплелись,
у "Нептуна", в лиловом отеле.

Вино, бельё на полу, помутнение.
И потому преисполнились яда
ужасной неуверенности, и тоски,
и стены давили обоим на виски!

3.
А между тем, мне вспомнилась она!
Она, моя далёкая Beatrix Nova*,
рождённая под знаком Весов,
что есть "caritas" (наивысшая любовь),

тринадцатого числа и с ангельской душою...
И всё быстрей сменялось, как в калейдоскопе
мне представлялось. Этаж третий -
и передо мной сарай - зловонная кухня,

где неожиданно я для себя заметил
свиней, что силились набить фастфудами
своё брюхо. И в то же время
были не в состоянии его наполнить.

А на четвёртом - старик в облике волка,
трясущийся над своими деньгами
в кабинете. И расточитель с рогами
извечно рыщущий по шкафам, по полкам...

На пятом - некто с головой ослиной,
взирает на отражение своё
в зеркале уныло. Мыча рычит химера:
и бык, и лев - два зловещих зверя!

4.
А затем - шестой, на котором
доносились скрежет зубов,
и визг, и нечеловеческое роптанье -
за дверью, от которой я сначала,

признаться, отшатнулся. Но открыв её вскоре...
к своему ужасу, в небывалом дурдоме
оказался. Там обезьяны на ветках
по кругу, с пеной у рта бились об клетку,

что некогда по правую руку
от Создателя восседать желали,
и в бездну фанатизма многих ввергли!
Потом я очутился на седьмом...

и от ужаса вдруг прикрыл рот рукой,
и кровь стыла в моих жилах
при виде скорбных лиц с часами,
обречённых быть вросшими в стены!

что-то вроде оживлённых барельефов,
что затопили комнату горькими слезами.
А у входа надпись была, как на могиле:
"Здесь те, кто лишил себя жизни".

5.
Долго по тёмным уступам блуждал,
подобно пилигриму. А на восьмом
насильников над ближним я наблюдал...
И те, не в силах оторвать взора своего

от обагрённых кровью рук,
томились своим адом. Казалось, не было
ничего невыносимее этих мук,
если только не то, что я у подножия

лестницы встретил - на девятом,
где женщины в белых халатах
рыдали, как Медея*, в крови своих
нерождённых детей, чей тихий плач

им слышался везде... От чего даже
бились об ступени головами!
А в грязи лежали содомиты
на десятом, с бесстыдными блудницами,

от чёрных пауков и скорпионов
столь же пугающих выли
в городской серой пустыне,
что напоминала скорее психбольницу!

6.
А на одиннадцатом - святокупцы были
и прочие крысы, желавшие срубить куш:
от простых студентов, приобретающих
дипломы мнимые и до самых

мерзких чинуш. И те, и другие
мелькали в одном из темнейших ульев -
в помоях зловонных тонули
среди туч воронья, что их повсюду

клевало... И были вынуждены эти воры
всегда пожирать всё то горе,
на котором наживались
ещё вчера. Какое же омерзение

вызывало всё это, что даже плюнул
в одного из них (из чувства праведного гнева).
Затем - двенадцатый. И открыв одну из комнат,
я попал прямо в пасть к Левиафану*,

как бегущий от Божьего призвания Иона*,
где деспотов узрел в скованной льдом ванне,
и змеи в этом чреве кишили, и медузы,
и слышал стоны от их укусов.

7.
Но не успел оглянуться я, как уже ступил
на этаж тринадцатый. Не скрою,
хотелось тогда вернуться назад,
но меня до того ужас охватил

сильный, что всё существо моё застыло
у самых врат, как перед ликом Горгоны*,
и стоны мужчин, и крики младенцев доходили...
ибо за закрытыми дверями

была та, что всё зло в себе таит
со времён Эдема - и предо мной сама Лилит*
бледная предстала, будучи совсем нагая
и опутанная Змием, с глазами лисы,

плод в руке с червем держала...
То Вавилонская блудница* пила чью-то кровь,
тому свидетельство гора из черепов!
А в центре - Мировое Древо*. И качнулся

на нём один из соблазнённых ею,
в котором я себя узнал (висел вниз головой),
и смех роковой мою душу пронзал,
пока в ледяном поту я не очнулся.

*"Милосердие и справедливость презирают их: не рассуждай, а проходи." (итал.) - из поэмы Данте Алигьери "Божественная комедия": Ад - Песнь третья.

*Второй этаж представляет собой тюрьму для современных любовников, как это было у самого Данте во втором круге ада. Однако здесь показана профанация романтической любви, т.е. пародия на известных Паоло и Франческу, Абеляра и Элоизу ит.д.

*"В духе французских романов" (франц.)

*Имеется в виду новое воплощение Беатриче, которая родилась под созвездием Весов и тринадцатого числа.

*Медея - героиня трагедии Еврипида и одна из тех, чья страсть и жажда отмщения привели к ужасному детоубийству.

*Левиафан - морское чудовище, упоминаемое в Ветхом Завете.

*Иона - древнейший из еврейских пророков, писание которого дошло до нашего времени. И он же был единственным ветхозаветным пророком, который "попытался убежать от Бога".

*Медуза Горгона - существо из греческих мифов, о происхождении которого сохранилось несколько сказаний. Гомер называет её хранителем царства Аида, а Гесиод упоминает сразу трёх сестёр-горгон.

*Лилит?- происходит 1) от латинского "лилия", 2) еврейского ("ночь"), или "ночное привидение - филин".?Имя?Лилит восходит, по одним источникам, к группе месопотамских демонов под?названием?лилу, из которых демоны женского рода назывались лилиту.

*Вавилонская блудница - образ в христианской эсхатологии, основанный на книге Откровения Иоанна Богослова. Разброс мнений относительно того, кто или что скрывается за этим образом, весьма велик. Ряд религиозных мыслителей считает, что это обобщенный символ падения и развращенности мира перед концом света. По словам других, так будут называть страну - "империю зла", в которой будет править Антихрист. Однако есть и такие, кто уверен, что Вавилонская блудница - это и есть та самая пренебрегшая Богом и Раем Лилит.

*Иггдрасиль (Мировое Древо), пронизывающее Вселенную. Это центр мира, мировая ось, символизирующая постоянное обновление вселенной, как дерево сбрасывает листву осенью и вновь покрывается почками весной. Однако и у Древа Предела есть предельный срок - оно растёт и, постепенно, подгрызаемое змеями (т. е. мировой порядок испытывает непрестанное губительное влияние сил Хаоса), начинает умирать. Так в представлении древних и будет завершён очередной цикл вселенной: Древо падёт, и более нечему будет удерживать миры от хаоса.

26 янв 2021

Метки:
Предыдущий: Всех с праздником, друзья
Следующий: Продолжение