11. Лепесток сакуры. Кованое золото в хайку
Дорогие друзья!
Чем поэзия отличается от прозы? Важно остановится именно на этом. Потому что многим непонятно, как можно тремя строчками, написанными без рифмы, описать увиденную пейзажную картинку так, чтобы это стало настоящей поэзией. В связи с этим хочется для начала привести цитату из статьи Е.М. Дьяконовой "Вещь в поэзии трёхстищий (хайку)":
"Следует отметить "культурность" Хайку, ее вторичность по отношению к первичным образам - природа, мир, люди - хотя слова для их обозначения выбираются те же. Создается своего рода рефлексия на уже оформившуюся культурную среду, в частности, нередки, видимо, случаи, когда стихотворение-Хайку - не результат непосредственного восприятия картины природы, а поэтическое "воспоминание", до тонкостей воспроизводящее реальный мир.
Вместе с тем, вещи в Хайку должны быть сплавлены между собой: "Хайку - это не собрание двух-трех вещей, это - кованое золото", - так поучал Басё своего ученика Сядо. Кроме простоты Басё ценил цельность, стихотворение не должно распадаться на отдельные части. Хайку понимается Басё как пропетая поэтом единая фраза, произнесенная в момент наивысшего напряжения, вместе с тем стихи должны свободно изливаться. Момент постижения истины краток, он требует простоты, цельности, легкости, "незаменимых" слов."
Кованое золото, сплав, цельность, единая фраза, момент наивысшего напряжения. И при этом свобода лёгкости произнесения, певучесть фразы, вмещающей в себя целый мир в общем и в частности увиденного момента. Когда мы видим молнию, она поражает нас и притягивает. Вряд ли можно в этот момент смотреть в сторону. Всё происходит искромётно и одномоментно. Но после, через несколько секунд, доносятся до нас раскаты грома, ошеломляющие своей внушительностью и величием. И только потом приходит долгожданное освежение и лёгкость, и кажется, как-будто уходит с этим всё ненужное и гнетущее. Недаром гроза способствует оживлению природы и, видимо, не только её, но и внутреннего состояния человека... Всего этого можно достичь и при написании хайку. Не забываем полярность двух частей, создающее напряжение в хайку, важность хорошо выстроенного ритма без фонетических стыков. И ещё... Давайте на этот раз, добиваясь певучести, обратим внимание на фонетические подходящие созвучия в словах и фразах. Какие у нас есть возможности?
1)Аллитерация - повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Примеры из классической поэзии:
И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.
(Б.Пастернак)
И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то..
(М.Светлов)
2)Ассонанс - многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков.
Примеры:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
(Михаил Юрьевич Лермонтов)
И пример совместного применения ассонанса и аллитерации:
По небу голубому
Проехал грохот грома.
(С. Я. Маршак)
Ниже приведём результаты конкурса, когда авторы работали над ЦЕЛЬНОСТЬЮ И ЕДИНСТВОМ В СПЛАВЕ ОБРАЗОВ, ЛЁГКОСТЬЮ И ПЕВУЧЕСТЬЮ В ПРОИЗНОШЕНИИ.
1-Е МЕСТО
9) в росе стрекоза
среди густой осоки
капроновый бант (Арина Шик)
2-Е МЕСТО
19) Шалаш у склона
Сверкающие брызги
Прозрачной речки (Наталия Белоус)
4)Увядший цветок
В пыли на обочине
Усталый старик. (Татьяна Русанова)
3-Е МЕСТО
18) на излучине
вёсла в ладонях дрожат –
ласточкин берег (Рь Голод)
4-Е МЕСТО
22) пустые пляжи
в кресле под пледом старик
с булкой для чаек (Мари Полякова)
Иллюстрация: И.И. Шишкин "Ручей в Гурзуфе"
__________________
Продолжение следует...
Чем поэзия отличается от прозы? Важно остановится именно на этом. Потому что многим непонятно, как можно тремя строчками, написанными без рифмы, описать увиденную пейзажную картинку так, чтобы это стало настоящей поэзией. В связи с этим хочется для начала привести цитату из статьи Е.М. Дьяконовой "Вещь в поэзии трёхстищий (хайку)":
"Следует отметить "культурность" Хайку, ее вторичность по отношению к первичным образам - природа, мир, люди - хотя слова для их обозначения выбираются те же. Создается своего рода рефлексия на уже оформившуюся культурную среду, в частности, нередки, видимо, случаи, когда стихотворение-Хайку - не результат непосредственного восприятия картины природы, а поэтическое "воспоминание", до тонкостей воспроизводящее реальный мир.
Вместе с тем, вещи в Хайку должны быть сплавлены между собой: "Хайку - это не собрание двух-трех вещей, это - кованое золото", - так поучал Басё своего ученика Сядо. Кроме простоты Басё ценил цельность, стихотворение не должно распадаться на отдельные части. Хайку понимается Басё как пропетая поэтом единая фраза, произнесенная в момент наивысшего напряжения, вместе с тем стихи должны свободно изливаться. Момент постижения истины краток, он требует простоты, цельности, легкости, "незаменимых" слов."
Кованое золото, сплав, цельность, единая фраза, момент наивысшего напряжения. И при этом свобода лёгкости произнесения, певучесть фразы, вмещающей в себя целый мир в общем и в частности увиденного момента. Когда мы видим молнию, она поражает нас и притягивает. Вряд ли можно в этот момент смотреть в сторону. Всё происходит искромётно и одномоментно. Но после, через несколько секунд, доносятся до нас раскаты грома, ошеломляющие своей внушительностью и величием. И только потом приходит долгожданное освежение и лёгкость, и кажется, как-будто уходит с этим всё ненужное и гнетущее. Недаром гроза способствует оживлению природы и, видимо, не только её, но и внутреннего состояния человека... Всего этого можно достичь и при написании хайку. Не забываем полярность двух частей, создающее напряжение в хайку, важность хорошо выстроенного ритма без фонетических стыков. И ещё... Давайте на этот раз, добиваясь певучести, обратим внимание на фонетические подходящие созвучия в словах и фразах. Какие у нас есть возможности?
1)Аллитерация - повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Примеры из классической поэзии:
И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.
(Б.Пастернак)
И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то..
(М.Светлов)
2)Ассонанс - многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков.
Примеры:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
(Михаил Юрьевич Лермонтов)
И пример совместного применения ассонанса и аллитерации:
По небу голубому
Проехал грохот грома.
(С. Я. Маршак)
Ниже приведём результаты конкурса, когда авторы работали над ЦЕЛЬНОСТЬЮ И ЕДИНСТВОМ В СПЛАВЕ ОБРАЗОВ, ЛЁГКОСТЬЮ И ПЕВУЧЕСТЬЮ В ПРОИЗНОШЕНИИ.
1-Е МЕСТО
9) в росе стрекоза
среди густой осоки
капроновый бант (Арина Шик)
2-Е МЕСТО
19) Шалаш у склона
Сверкающие брызги
Прозрачной речки (Наталия Белоус)
4)Увядший цветок
В пыли на обочине
Усталый старик. (Татьяна Русанова)
3-Е МЕСТО
18) на излучине
вёсла в ладонях дрожат –
ласточкин берег (Рь Голод)
4-Е МЕСТО
22) пустые пляжи
в кресле под пледом старик
с булкой для чаек (Мари Полякова)
Иллюстрация: И.И. Шишкин "Ручей в Гурзуфе"
__________________
Продолжение следует...
Метки: