Мастер без Маргариты

Гюнтер Морр - Скильтон
-- МАСТЕР БЕЗ МАРГПРИТЫ
эссе

В один из апрельских дней 1968 года в Лувре на выставке великого грузинского художника Нико Пиросмани перед знаменитым портретом ?Актриса Маргарита? долго стояла старая женщина , а потом попросила сфотографировать её на фоне полотна, что и сделали работники Лувра и расплакавшись молча повернулась, и ушла. Это была та самая знаменитая Маргарита де Севр, которую Нико изобразил на картине. Та самая Маргарита, которую описал Константин Паустовский в своём рассказе ?Простая клеёнка? и о которой впоследствии спела Алла Пугачёва в своей знаменитой песне ?Миллион алых роз?.

?Внимание! Театр Бель вью! Только семь выступлений несравненной Маргариты де Севр, которая поёт шансон и одновременно танцует кекуок!?. Такими афишами летом 1906 года был обклеен весь Тифлис. У одной из них стоял мужчина в чёрном пальто и мягкой шляпе. Его взгляд был прикован к фотографии удивительной красоты женщины на афише. Изящная француженка с копной густых волос словно заворожила молодого человека. ?Несравненная Маргарита, несравненная Маргарита!?- стучало у него в висках
.
Мужчина этот был грузинский художник Нико Пиросманишвили (Пиросмани). В этот же вечер он нарисовал свою знаменитую картину ?Актриса Маргарита?, где изобразил девушку в свойственной ему манере примитивизма. Потом он долго стоял перед полотном в раздумьях и наконец решился…
Утром к дому актрисы стали съезжаться повозки нагруженные цветами. Розы, сирень, лилии, маки, гладиолусы падали к ногам изумлённой Маргариты. ?От кого??- спрашивала она на ломанном грузинском. ?Пиросмани?,-отвечали доставщики и кивали в сторону стоявшего неподалеку мужчины. Маргарита подошла к художнику, взяла за руку и благодарно поцеловала: ?Приходите я буду ждать?. Тот молча кивнул.
Он долго бродил по городу в задумчивости. Прийти к ней, не прийти? Но что он может предложить ей? Бедный художник, чтобы купить ей цветы, продавший единственное , что у него было-долю в молочной лавке , которую держал на пару с приятелем. О продаже не жалел: ему опостылела эта работа. Гораздо важнее для Нико был восторженный взгляд Маргариты, когда она прижимала к груди букет роз и её страстный поцелуй

Но эта ?love stori? закончилась, так и не начавшись. Когда Нико , всё таки решился и пришёл к дому Маргариты,выяснилось, что она уехала И не одна, а с богатым любовником, который совсем по другому ?оценил? её красоту.

Мир живописи всегда манил Пиросмани, хотя никакого образования ни академических знаний у него не было. Он был самоучкой , который просто не знал, что такое рисовать.

Говорили что однажды, во время владения лавкой, ему во сне явился святой Георгий с кнутом в руке и сказал всего лишь два слова: ? Не бойся!?. В то утро Нико рисовал с такой лёгкостью, будто высшие силы водили его рукой. С тех пор сны снились ему часто и минуты творческого подъёма стали единственной отдушиной в жизни художника.

Из –за таких утверждений многие окружающие относились к Пиросманашвили, как к психически нездоровому человеку, с которым невозможно иметь дело. Он даже заслужил такие прозвища как ?Семь пятниц на неделе? и ?Не от мира сего?. До конца жизни художник большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах. Чтобы заработать на хлеб и краски он брался за любую работу. Белил стены, расписывал вывески лавок и духанов рисовал картины на заказ. Но то ли природная скромность, то ли воспоминания о строгом взглядесвятого Георгия из сна, не позволяли ему назначить цену за свою работу .Деньгами он будто боялся запятнать дар данный ему свыше. .Чаще всего работал за пару бутылок вина и еду, а если получал от заказчиков намного денег, тратил их на краски.

Своего дома у Нико не было давно. Бывший компаньон приглашал ночевать его в лавке но он этим приглашением не пользовался. Чаще всего спал в духанах или у людей , на кого работал. А то и вовсе под открытым небом, долго глядя в небо и вспоминая детство.

Нико Пиросмани – художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил. Пока точно не удалось установить, в каком году родился грузинский художник Пиросмани. Искусствоведы предполагают, что это произошло в 1862-м. Нико Пироманишвили жил в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани. Он был самым младшим ребенком и помогал отцу по хозяйству. Однако работа на земле не захватывала его. Каждую свободную минуту он посвящал рисованию. Воссоздавал на старой оберточной бумаге с помощью огрызка карандаша все, что его окружало: гроздья винограда, треснувший кувшин, куцего пса…

В восьмилетнем возрасте мальчик теряет отца, а вскоре и мать со старшим братом. С тех пор он зарабатывал себе на жизнь сам. Ходит по окрестным селам и перебивается мелкими подработками. Естественно, что в такой сложной жизненной ситуации ни о каком образовании, а уж тем более художественном, и речи быть не могло. Однако Нико все же обучился читать на русском и грузинском языках. Еще с юности будущий художник Нико Пиросмани брал уроки живописи у странствующих мастеров. У них он перенял умение разрисовывать вывески для магазинов и трактиров. В восьмидесятых годах Нико предпринял попытку открыть мастерскую художественной росписи вместе со своим другом, тоже художником. Однако эта идея с треском провалилась: заказов практически не было и мастерскую пришлось закрыть.

Скопив небольшой капитал, работая кондуктором на железной дороге, Пиросмани вкладывает деньги в молочную торговлю. Однако Нико был человеком творческим, торговля была ему чужда. Но он получал небольшой доход от молочной лавки, который он тратил на еду и краски. Н однажды влюбившись в заезжую актрису продал свою долю и купил знаменитый ? миллтон алых рох?. На том и закончились его предпринимательские попытки.

Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Художник полностью посвящает себя искусству. Он вновь возвращается к изготовлению вывесок, а также увлекается созданием декоративных панно. Именно в этот период Нико много рисует на клеенке с помощью самостоятельно изготовленных красок. Особенно удачно ему удавалась черная. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Клеенки были белого или черного цвета. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки. Так художник выработал один из своих уникальных приемов. Особенно впечатляюще он смотрится на портретах, придавая картине необычайную глубину и пронзительность. Первые успехи В десятых годах XX века на Нико обращают внимание в профессиональных кругах. Художник-футурист Кирилл Зданевич приобретает большое количество картин Пиросмани, некоторые из них были написаны на заказ. Брат Кирилла, Илья, опубликовал о Нико статью ?Художник-самородок? в местной газете. И уже в марте 1913 года картины самоучки были выставлены на выставке в Москве. Конечно, это была не персональная выставка, но тем не менее личный грандиозный успех для бедного крестьянина из грузинского села.

В начале XX века примитивизм набирает обороты. Работы Пиросмани стали настоящим открытием для Общества грузинских художников. В 1916 году наконец удалось устроить выставку, где были представлены исключительно работы Пиросмани. Самородок получил определенную известность. Он был приглашен в Общество грузинских художников, его произведения стали покупать для частных коллекций. Однако, несмотря на это, художник Пиросмани, имя которого стало ассоциироваться с аутентичным творчеством, умер в нищете и бедности.

Примитивизм - стиль живописи, характерный для художника Пиросмани, – это художественное воплощение детских рисунков. Наивные по своему исполнению и честные по эмоциональной составляющей, эти картины не несут в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного. Лишь простота восприятия жизни, какой бы она ни была. Рисовал Нико быстро. Мог создать картину всего за несколько дней. Он не любил что-либо исправлять или дорабатывать в произведении – как вышло, так и вышло. Основные мотивы в творчестве Нико Пиросмани анималистические. Животных художник изображал со взглядом человеческих глаз, трогательных, на которые, кажется, вот-вот навернутся слезы. Друзья Нико утверждали, что, изображая животных, Пиросмани на самом деле больше рисует самого себя, нежели жирафа или барашка. Из-за того, что они были исполнены в самобытной технике, животные выглядели особенно беззащитными и одинокими.

Также одной из излюбленных тем было изображение пиров и застолий. Богатые столы ломятся от яств, вино льется рекой, люди веселятся, забывая о тяготах жизни. Все это имело огромный контраст с реалиями жизни художника – бедной, голодной, одинокой. Рисовал Пиросмани и портреты, но зачастую не с натуры, а просто перерисовывал изображение с фотографии. Сохранилось не так уж и много работ руки художника-самоучки. В основном мы можем оценить творчество Пиросмани по его вывескам для магазинов и таверен..

Слава , так внезапно обрушившаяся на Нико счастья не принесла. Выставки, собрания, долгие споры об искусстве …Это все было не для него. Лишь однажды Пиросмани посетил собрание художников. Он долго сидел молча в сторонке , наблюдая за жаркими спорами и вдруг тихо сказал: ?Братья, нам нужно построить большой, деревянный дом. Мы купим самовар , будем пить чай и говорить об искусстве. Но вы этого не хотите , я знаю. Вы совсем о другом говорите?. Он не чувствовал себя своим среди именитых художников. И бежал от их общества желая , чтоб его оставили в покое.

Скоро всеобщий восторг сменился насмешками, а Пиросмани стал в глазах коллег просто ?сумасшедшим примитивистом?. В газете вышла карикатура на картины его работы , заказанная кем – то из противников примитивизма. Обычные интриги. Но ранимый Нико болезненно воспринял этот удар. В сердцах он уничтожил свои любимые работы, закрылся и забылся в стакане вина.

Новым потрясением стало объявление ?сухого закона?. Один за другим закрывались духаны и трактиры – главные заказчики Пиросмани. Страна бурлила в котле Первоймировой войны, и сменившей её революции. Людям было не до искусства. Большуючасть времени он пил, а проснувшись от хмельного сна, брал уголь и рисовал на стенке подвала в котором коротал ночи. Некоторые сердобольные горожане подкармливали нищего художника, кто –то из жалости предлагал расписать стену своего дома за пару монет.

7 апреля 1918 года жилец дома, в подвале которого ночевал Пиросмани, заметил, что художник давно не выходит. Спустился в подвал и нашёл Нико в бреду. ?Мне плохо три дня лежу и не могу встать?, - прошептал художник. Его доставили в больницу, однако от голода и лишений в организме начались необратимые процессы. Пиросмани умер в тот же день и был похоронен на кладбище для бездомных. Впоследствии могила затерялась и никто не знает где она находится. В пантеоне на горе Мтацминда находится кенотаф Нико Пиросманишили.

?Актриса Маргарита? – это произведение, которое однажды было выставлено в Лувре в 1969 году среди других картин художника . Художник подчеркнул изящность ножки актрисы, тонкую талию девушки. С большой любовью он изобразил Маргариту, ради которой однажды пошел на отчаянный шаг… Сухие пеньки деревьев на заднем плане подчеркивают бессмысленность жизни, которую невозможно увековечить в потомках. В картине ?Сбор винограда? можно видеть художественное развитие Пиросмани. Он применил прием изображения перспективы – виноградники, уходящие вдаль, подчеркивающие плодородную, богатую грузинскую землю. Художник также нарисовал пробивающийся свет сквозь листья – попытка поиграть светом и тенью.

Каким он был Художник Пиросмани, имя которого теперь известно на весь мир? Остаётся загадкой для современников инеразгаданной тайной для нас. В конце 1910 годов поклонники творчества художника начали ходить по деревне и собирать о нем информацию, чтобы составить если не биографию, то хотя бы приблизительный портрет Нико.. Известно, что художник вел переписку со своей сестрой, но письма эти не сохранились. Их сожгла сама девушка, видимо, напуганная тем, что в близлежащих селах незнакомые люди все больше стали расспрашивать о брате. Говорят, что у Нико была тетрадь, с которой он никогда не расставался и постоянно делал в ней записи. Но еще при жизни художника эти заметки где-то затерялись. И только незадолго до смерти Пиросмани встретил образованных людей, которые понимали ценность жизни Нико и зафиксировали события встречи с ним и личные впечатления. Интересные факты о встречах сНико Пиросмани описали знаменитые грузинские художники Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе, Димитрий Шеварднадзе которыки молодыми художниками встречались с Пиросмани.

В 1968 году в Лувре состоялась персональная выставка Нико Пиросмани. История несчастливой любви бедного художника из песни ?Миллион алых роз? была взята из жизни Нико Пиросмани. Художник потратил все свои сбережения, чтобы одарить приехавшую в Тифлис французскую актрису Маргариту де Севр. Картина ?Арсенальская гора ночью? была продана за 1,2 млн долларов на аукционе Christie’s. Работа была представлена в разделе ?Русское искусство?, что вызвало недовольство грузинского сообщества.

Метки:
Предыдущий: Среди заключенных строгого режима
Следующий: И не будет больше агрессии и уныния!