Продолжение истории села Старого Кондаля
Я уже упоминал о том, что в наше 4-е отделение совхоза "Лопуховский" входило три села - Ст. Кондаль, Нов. Кондаль и Терёхино. Эти три села(как зафиксировано в истории) кровно-родственны и по человечески жаль что с. Терёхино я не отыскал даже в довольно подробном атласе автомобильных дорог Волгоградской области. А ведь мы Старо- Кондальские ребятишки приезжали в Терёхино играть в футбол. Тогда мне казалось, что это село пусть не слишком большое, но и не маленький хуторок.
Но снова обращаюсь к истории села Ст. Кондаль. Итак, по земской переписи 1886 г. въ с. Старомъ Кондале считалось наличныхъ: 183 домохозяевъ, 484 д.м.п., 519 женскаго, всего 1003 души об. пола крестьянъ бывшие государственныхъ, великороссовъ, православныхъ, кроме того 54 семьи постоянно отсутствующих и 12 семей въ 37 душъ об. пола посторонняго населения; грамотныхъ считалось въ селе 102 мужчинъ и 3 женщины. Всехъ жилых избъ считалось 196, изъ нихъ 194 деревянныхъ и 2 мазанковыя, крыты тесомъ 1, остальныя все-соломою; промышленныхъ заведений-2. У крестьянъ было 48 плуговъ, 176 сохъ, 2 веялки, 1 молотилка; лошадей и жеребятъ 254, воловъ 64, коровъ и телятъ 252, овецъ 503, свиней 58, козъ 73, пчельниковъ 2-въ 17 колодъ пчелъ. Всех платежей и повинностей. кроме страховыхъ, приходилось въ годъ на 1885 г. съ общества 5136 рублей; доходныхъ статей на 132 рубля. Надельной земли, сообща съ с. Терехинымъ, по даннымъ казенной палаты
__ __ __ __ __ __ __ __ __
*) Село Кондаль, или Кандаль. въ Петровскомъ уезде,-старое, поселенцое до ревизии 1721 года и значилось на р. Кондале (или Кандале). Узипскаго стана. Пензенскаго уезда, помещичьимъ.
**) Это явная ошибка, такъ какъ въ 1804 году въ Кондале есть уже церков.
***) По 10 ревизия 1857 года и списку населенных местъ центр. стат. комитета 1862 года, нынешняго села Терехина не существовало и, перешедшее туда впоследствии, население показано было въ с. Старом Кондале, Терехино, или Терешкинъ хуторъ, ныне село, лежит въ 21 версте к западу отъ Стараго Кондаля, на границе Области Донскихъ казаковъ и выселилось после ревизии на Кондальском наделе.
Вот такая история небоьшого села. Остаётся только предположить, что мои предки были вольнолюбивыми людьми и бежали от барского гнёта, поближе к Дону, где было в избытке свободной земли и, где они создавали общины взаимопомощи и взаимовыручки. До следующей встречи.
Но снова обращаюсь к истории села Ст. Кондаль. Итак, по земской переписи 1886 г. въ с. Старомъ Кондале считалось наличныхъ: 183 домохозяевъ, 484 д.м.п., 519 женскаго, всего 1003 души об. пола крестьянъ бывшие государственныхъ, великороссовъ, православныхъ, кроме того 54 семьи постоянно отсутствующих и 12 семей въ 37 душъ об. пола посторонняго населения; грамотныхъ считалось въ селе 102 мужчинъ и 3 женщины. Всехъ жилых избъ считалось 196, изъ нихъ 194 деревянныхъ и 2 мазанковыя, крыты тесомъ 1, остальныя все-соломою; промышленныхъ заведений-2. У крестьянъ было 48 плуговъ, 176 сохъ, 2 веялки, 1 молотилка; лошадей и жеребятъ 254, воловъ 64, коровъ и телятъ 252, овецъ 503, свиней 58, козъ 73, пчельниковъ 2-въ 17 колодъ пчелъ. Всех платежей и повинностей. кроме страховыхъ, приходилось въ годъ на 1885 г. съ общества 5136 рублей; доходныхъ статей на 132 рубля. Надельной земли, сообща съ с. Терехинымъ, по даннымъ казенной палаты
__ __ __ __ __ __ __ __ __
*) Село Кондаль, или Кандаль. въ Петровскомъ уезде,-старое, поселенцое до ревизии 1721 года и значилось на р. Кондале (или Кандале). Узипскаго стана. Пензенскаго уезда, помещичьимъ.
**) Это явная ошибка, такъ какъ въ 1804 году въ Кондале есть уже церков.
***) По 10 ревизия 1857 года и списку населенных местъ центр. стат. комитета 1862 года, нынешняго села Терехина не существовало и, перешедшее туда впоследствии, население показано было въ с. Старом Кондале, Терехино, или Терешкинъ хуторъ, ныне село, лежит въ 21 версте к западу отъ Стараго Кондаля, на границе Области Донскихъ казаковъ и выселилось после ревизии на Кондальском наделе.
Вот такая история небоьшого села. Остаётся только предположить, что мои предки были вольнолюбивыми людьми и бежали от барского гнёта, поближе к Дону, где было в избытке свободной земли и, где они создавали общины взаимопомощи и взаимовыручки. До следующей встречи.
Метки: