Когда рифмует грамматика
Поговорим немного о грамматической рифме – параллельной рифме, при которой привлекаются слова, принадлежащие к одной и той же части речи.
У них похожее строение основы: общие суффиксы и окончания или однотипные корни слова (имеются в виду существительные без окончаний и суффиксов: крик – блик, шум – ум и т. п.).
Рекомендуется избегать рифмовать глаголы, существительные, прилагательные и т.д. в одинаковой грамматической форме:
плыву – живу, крыша – ниша, платом – садом, голубая – золотая. Такие рифмы просты, доступны и всегда находятся под рукой.
Если чуть подумать, можно найти вариант поинтереснее:
плыву – наяву, крыша – лишний, платом – богатый, голубая – стая.
На худой конец, если рифмуются существительные, взять хотя бы их разные падежи, или глагол и прилагательное или наречие, местоимение и т. д.:
марта – старты, пух – вдруг, деньком – вдвоём, мучит – трескучий,
– из моего стихотворения "Пришла в ночи невестушкой".
Но всё это без фанатизма, по преимуществу.
Рифма – не только мелодические созвучия, одинаковые окончания. Она зачастую несёт огромную смысловую нагрузку: или ассоциацию, или противопоставление. Пример последнего из моего стихотворения "Прощание с осенью":
В листьях белка закопала
мой орех, видать, сыта.
Осени осталось мало –
две недели до поста.
(сыта – поста, противопоставляются сытость и голод).
Пример соответствия, сопоставления из моего стихотворного переложения притчи "Мудрец и бабочка":
– Пусть догадается хитрец,
что у меня в руках.
Великий весь его почёт
сметёт лишь крыльев взмах.
(руках – взмах, ведь махнуть можно и руками, а не только крыльями).
Такие содержательные рифмы останавливают внимание читателя, быстро и легко запоминаются.
Красивой и изысканной может быть и простая грамматическая рифма, если она углубляет смысл или создаёт эмоциональный настрой стихотворения. К примеру, рифма кров – зов (тяга к родному дому).
У настоящего поэта и глагольная рифма может быть ничем не хуже усеченной, составной и т. д.
Наши классики Пушкин, Некрасов оставили великолепные образцы мастерского применения простых рифм. Каждый знает наизусть некрасовское:
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам – с ноготок...
Однако "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку" ( крылатое латинское выражение).
У искусного художника в арсенале не только рифма, но и ряд других интересных стихотворных приёмов.
Стихотворение ?Мужичок с ноготок? украшает и делает напевным великолепный трехсложный размер амфибрахий (схема –/– , ударение на втором слоге), повторы (лошадку и лошадка, больших), характерные для народной песни и не только это.
Кстати, в том числе точные рифмы пору – гору, чинном – овчинном.
Грамматические рифмы хороши только в умелых руках, у начинающих они сразу обнаруживают бедность и скудость языка.
У них похожее строение основы: общие суффиксы и окончания или однотипные корни слова (имеются в виду существительные без окончаний и суффиксов: крик – блик, шум – ум и т. п.).
Рекомендуется избегать рифмовать глаголы, существительные, прилагательные и т.д. в одинаковой грамматической форме:
плыву – живу, крыша – ниша, платом – садом, голубая – золотая. Такие рифмы просты, доступны и всегда находятся под рукой.
Если чуть подумать, можно найти вариант поинтереснее:
плыву – наяву, крыша – лишний, платом – богатый, голубая – стая.
На худой конец, если рифмуются существительные, взять хотя бы их разные падежи, или глагол и прилагательное или наречие, местоимение и т. д.:
марта – старты, пух – вдруг, деньком – вдвоём, мучит – трескучий,
– из моего стихотворения "Пришла в ночи невестушкой".
Но всё это без фанатизма, по преимуществу.
Рифма – не только мелодические созвучия, одинаковые окончания. Она зачастую несёт огромную смысловую нагрузку: или ассоциацию, или противопоставление. Пример последнего из моего стихотворения "Прощание с осенью":
В листьях белка закопала
мой орех, видать, сыта.
Осени осталось мало –
две недели до поста.
(сыта – поста, противопоставляются сытость и голод).
Пример соответствия, сопоставления из моего стихотворного переложения притчи "Мудрец и бабочка":
– Пусть догадается хитрец,
что у меня в руках.
Великий весь его почёт
сметёт лишь крыльев взмах.
(руках – взмах, ведь махнуть можно и руками, а не только крыльями).
Такие содержательные рифмы останавливают внимание читателя, быстро и легко запоминаются.
Красивой и изысканной может быть и простая грамматическая рифма, если она углубляет смысл или создаёт эмоциональный настрой стихотворения. К примеру, рифма кров – зов (тяга к родному дому).
У настоящего поэта и глагольная рифма может быть ничем не хуже усеченной, составной и т. д.
Наши классики Пушкин, Некрасов оставили великолепные образцы мастерского применения простых рифм. Каждый знает наизусть некрасовское:
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам – с ноготок...
Однако "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку" ( крылатое латинское выражение).
У искусного художника в арсенале не только рифма, но и ряд других интересных стихотворных приёмов.
Стихотворение ?Мужичок с ноготок? украшает и делает напевным великолепный трехсложный размер амфибрахий (схема –/– , ударение на втором слоге), повторы (лошадку и лошадка, больших), характерные для народной песни и не только это.
Кстати, в том числе точные рифмы пору – гору, чинном – овчинном.
Грамматические рифмы хороши только в умелых руках, у начинающих они сразу обнаруживают бедность и скудость языка.
Метки: