18 января - Крещенский сочельник
День, предшествующий Богоявлению, мало чем отличался от рождественского сочельника. По существовавшим традициям, прибрав дворы, помыв избы и нарисовав мелом кресты по углам и притолокам, отправлялись православные христиане в храм на праздничную службу, возвращаясь домой с освященной в церкви водой. Ею полагалось умыться и окропить избу, хозяйственные постройки, скотину, птицу, улья, а так же погреба и подвалы.
Хотя, говорят, даже снег, выпавший в Крещенский сочельник, и речная вода, принесенная в полночь, обладали немалой целительной силой. Поэтому их старались сохранить подольше, потихоньку скармливали курам, чтобы лучше неслись, и, подмешивая в корм скоту, ?дабы были не зыбки коровки и лошадки?.
В общем, за хозяйством следили в этот день строго, а сами, как и в канун Рождества, постились до появления первой звезды. Только трапеза Крещенская была значительно скромнее Рождественской, её называли голодной кутьей, стараясь придерживаться строгих обрядов, заведенных в разных областях России. Например, в Тверской губернии на Крещенский сочельник пекли пресные сочни с ягодами, калужане толкли сырой ячмень, приправляя его медом и запаривая в крытой печи, а москвичи предпочитали пресные лепешки на конопляном масле.
В этот зимний день особенно внимательно за погодой следили. И если утром шел снег – надеялись на хороший урожай. А чтобы узнать, какой хлеб лучше уродится, оставляли на ночь на дворе по горсти разного зерна – на каком нарастало больше инея, тот и сеяли. Метель в канун Богоявления снежную масленицу предсказывала и доходный год для ?пчелиных старателей?. Ветер, с юга задувавший, грозовое лето ворожил, а звездная ночь сулила рождение белых ярочек (ягнят) и невиданный урожай гороха. А чтобы самое засушливое лето не губило ?ни зернышка, ни яблочка?, рачительные хозяева в этот день убирали со стогов снег, бросая его ?для спорины и подспорья? в колодцы.
Впрочем, судьба садов и урожая зернобобовых интересовала, в основном, степенных деревенских мужиков, а молодежь в Крещенский сочельник предпочитала ?о собственной доле узнать поболе?, потому что канун Богоявления считался в народе главным днем святочных гаданий.
Хотя, говорят, даже снег, выпавший в Крещенский сочельник, и речная вода, принесенная в полночь, обладали немалой целительной силой. Поэтому их старались сохранить подольше, потихоньку скармливали курам, чтобы лучше неслись, и, подмешивая в корм скоту, ?дабы были не зыбки коровки и лошадки?.
В общем, за хозяйством следили в этот день строго, а сами, как и в канун Рождества, постились до появления первой звезды. Только трапеза Крещенская была значительно скромнее Рождественской, её называли голодной кутьей, стараясь придерживаться строгих обрядов, заведенных в разных областях России. Например, в Тверской губернии на Крещенский сочельник пекли пресные сочни с ягодами, калужане толкли сырой ячмень, приправляя его медом и запаривая в крытой печи, а москвичи предпочитали пресные лепешки на конопляном масле.
В этот зимний день особенно внимательно за погодой следили. И если утром шел снег – надеялись на хороший урожай. А чтобы узнать, какой хлеб лучше уродится, оставляли на ночь на дворе по горсти разного зерна – на каком нарастало больше инея, тот и сеяли. Метель в канун Богоявления снежную масленицу предсказывала и доходный год для ?пчелиных старателей?. Ветер, с юга задувавший, грозовое лето ворожил, а звездная ночь сулила рождение белых ярочек (ягнят) и невиданный урожай гороха. А чтобы самое засушливое лето не губило ?ни зернышка, ни яблочка?, рачительные хозяева в этот день убирали со стогов снег, бросая его ?для спорины и подспорья? в колодцы.
Впрочем, судьба садов и урожая зернобобовых интересовала, в основном, степенных деревенских мужиков, а молодежь в Крещенский сочельник предпочитала ?о собственной доле узнать поболе?, потому что канун Богоявления считался в народе главным днем святочных гаданий.
Метки: