Надсон - поэт безвременья

"Как мало прожито — как много пережито!
Надежды светлые, и юность, и любовь…"
(Надсон)

Семён Яковлевич Надсон родился в Петербурге 26 декабря 1862 года. Отец, даровитый еврейский музыкант, умер в приюте для душевнобольных ещё в молодые годы. Мать - из дворян Мамонтовых, отличалась редкой красотой и сердечностью, содержала собственными трудами себя и двоих детей.

Семён очень рано выучился читать, и к 8 годам перечитал всё, что попало под руку: Гофмана, Толстого, Жуковского, Тургенева, Гончарова, Загоскина.
В Петербургской, а затем и в Киевской гимназии занимался с удовольствием, особо увлекаясь русской словесностью и историей.

Вследствие воспаления лёгких у Надсона стала развиваться чахотка, которая и погубила поэта непозволительно рано - в 24 года...

Второй муж, Николай Гаврилович Фомин, в припадке умопомешательства повесился, а сама Антонина Степановна на 31-м году жизни умерла от скоротечной чахотки...

Надсон разделял людей на живых и мёртвых. Живые - любящие природу, всё прекрасное, высшее. К таковы относил художников, писателей, поэтов и драматургов. Во главе списка: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Кольцов, Никитин.
Мёртвые: купцы и учёные. Средние же - пошлёпцы, не приносящие пользы.

"Моё правило - любить, пока можно любить, мечтать, пока мечтается, смеяться и плакать, пока есть смех и слёзы!"

Богато одарённый от природы юноша страстно любил музыку. Он обучился играть на скрипке, и уже никогда не расставался с ней. Играл также на рояле, неплохо пел.
Писать стихи Надсон начал с 9 лет. Первое стихотворение напечатали в журнале "Свет" В 1878Г. Было юноше на ту пору 16 лет.

Молодой поэт пылко увлекается сестрой своего товарища - Надеждой Михайловной Дешёвовой. Но вскоре его возлюбленная умирает от чахотки. Надсон едва не сводит счёты с жизнью...
Здоровье ухудшается: поэта мучает бессонница, обостряется чахотка, открывается фистула на ноге.

В то же время Надсон становится центром кружка начинающих литераторов. На собраниях читаются стихи, поются романсы, звучат гитара и скрипка.

Поэзия Надсона - пример декаданса, упадничества, меланхолии, что так нравилось экзальтированной молодёжи. Большинство стихов его о смерти, угасании, могилах, несчастной любви. Под стать и облик поэта - чахоточная бледность, болезненная худоба...

Поправила ситуацию операция и поездка за границу, устроенная его друзьями.
Поэта восхищают красоты Лазурного берега и Альп: Ницца, Берн, Висбаден, Ментона, Базель, Лозанна, Женева, Монако!..

Надсон возвращается в Петербург, устраивает литературный вечер, имевший блистательный успех: молодёжь устроила овацию и вынесла своего любимца на руках на эстраду.

По совету врачей Надсон уезжает в Ялту. Там его настигает приятная весть - Академия Наук присудила ему Пушкинскую премию в размере 500 рублей.

Но вскоре здоровье Надсона резко ухудшается,и 19 января 1887 года поэт умирает от туберкулёзного воспаления мозга - одной из самых мучительных форм смерти.

Тело покойного перевезли из Ялты в Петербург. В Одессе гроб встречали толпы молодёжи, равно как и в Петербурге. Во время похорон тело на руках вынесли из церкви, и так же на руках несли до Волкова кладбища; студенты хором пели "Святый Боже".
Было в ту пору Семёну Надсону всего 24 года...

Друзья и поклонники собрали средства на памятник поэту.

По отзывам хорошо знавших Надсона людей, он отличался необычайной душевной чистотой и благородством. Таковой была и его поэзия.

Он не довольствовался первою вылившеюся формой стиха, перерабатывал, пока стихотворение не приобретало певучести и сжатости.

Reverie
Посвящается артистке г-же Зейпт

Затих блестящий зал и ждет, как онемелый…
Вот прозвучал аккорд под опытной рукой,
И вслед за ним, дрожа, неясный и несмелый,
Раздался струнный звук – и замер над толпой.

То был родной мне звук: душа моя узнала
В нем отзвук струн своих, – и из моих очей,
Как отлетевший сон, исчезли стены зала,
И пестрота толпы, и яркий блеск огней!

Широко и светло объятья распахнувший
Иной, прекрасный мир открылся предо мной,
И только видел я смычок; к струнам прильнувший,
Да бледное лицо артистки молодой.

Как чудотворный жезл волшебницы могучей,
Он, этот трепетный и вкрадчивый смычок,
За каждой нотою, и нежной и певучей,
Ответных грёз будил в груди моей поток:

И шли передо мной в лучах воспоминанья,
Под звуки reverie, бежавшей, как ручей,
И светлая любовь, и яркие мечтанья,
И тихая печаль минувших, юных дней.
1883

* * *
"Завеса сброшена: ни новых увлечений,
Ни тайн заманчивых, ни счастья впереди;
Покой оправданных и сбывшихся сомнений,
Мгла безнадёжности в измученной груди…

Как мало прожито — как много пережито!
Надежды светлые, и юность, и любовь…
И все оплакано… осмеяно… забыто,
Погребено — и не воскреснет вновь!"

Однако отыскал я у Надсона несколько великолепных лирически-светлых стихотворений:

Грёзы (?Мне снилось вечернее небо…?)

Мне снилось вечернее небо
И крупные звёзды на нем,
И бледно-зелёные ивы
Над бледно-лазурным прудом,
И весь утонувший в сирени
Твой домик, и ты у окна,
Вся в белом, с поникшей головкой,
Прекрасна, грустна и бледна…

Ты плакала… Светлые слёзы
Катились из светлых очей,
И плакали гордые розы,
И плакал в кустах соловей.
И с каждою новой слезою
Внизу, в ароматном саду,
Мерцая, светляк загорался
И небо роняло звезду.

20 сентября 1881

Горячее солнце так ласково греет,
Так мирно горит голубой небосвод,
Что сердце невольно в груди молодеет
И любит, как прежде, и верит и ждет.

* * *
Сейчас только песни звучали
В саду над уснувшей рекой
И светлые звуки бежали
В погоню за светлой волной.

И там, где высокие ели
Беседкой сплелись над столом,
Беспечные гости сидели
Веселым и шумным кружком.

И вдруг всё уснуло глубоко,
Задумалась ночь над землей,
И в сад я схожу одиноко
И тихо брожу над рекой.

СТАРАЯ БЕСЕДКА
Вся в кустах утонула беседка;
Свежей зелени яркая сетка
По стенам полусгнившим ползет,
И сквозь зелень в цветное оконце
Золотое весеннее солнце
Разноцветным сиянием бьет.

В полумраке углов — паутина;
В дверь врываются ветви жасмина,
Заслоняя дорогу и свет;
Круглый стол весь исписан стихами,
Весь исчерчен кругом вензелями,
И на нем позабытый букет...
* * *
Омывшись на заре душистою росою,
Сегодня ясный день, как девушка, румян.
Едва колышется дремотною волною
Морская гладь, вдали переходя в туман…

В сияньи солнечном сады благоухают,
Прозрачна глубь небес – ни облачка кругом;
И только чайки в ней и вьются и мелькают,
Блестят снежинками в просторе голубом.
1883

МЕЛОДИИ
Погоди: угаснет день,
Встанет месяц над полями,
На пруду и свет и тень
Лягут резкими штрихами.

В сладкой неге сад заснет,
И к груди его, пылая,
Полночь душная прильнет,
Как вакханка молодая,—

И умчится смутный рой
Дум, страданья и сомненья,
И склонится над тобой
Этой ночи дух немой —
Тихий гений примиренья…

И,как назидание ныне живущим, а также потомкам, звучат замечательные строки Семёна Надсона:

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой, -
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!

Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!

Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;

Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.

Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим — руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

Метки:
Предыдущий: В споре о Нарусовой
Следующий: Под прикрытием псевдонима