Начало песен вещих - Иаковлево предание

Издательский проект:


Евгений Овчинников

Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках
Древнерусского эпического стихосложения
____

ДОСТОЙНО СЛАВЫ
Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)

Серия:
?Начало П?сенъ В?щихъ?
Выпуск 6

МОСКВА ? 2021


? ? ?


ПОВЕСТЬ ?ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ
ВЛАДИМИРУ И КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ? ИАКОВА МНИХА


ПАСПОРТ ОБЪЕКТА

Этнос: Русские | Язык: Древнерусский | Автор открытия: Овчинников Евгений Евгеньевич,
собиратель и исследователь поэтического наследия древней Руси по письменным памятникам. |
Место фиксации: Россия | Место хранения: личный архив; e-mail: [email protected] |
История выявления и фиксации: в рамках осуществления Авторского историко-культурного проекта
?Прославь Отечество!?, инициатор проекта: Овчинников Е.Е. (восстановление эпических текстов
в изначально присущей им и неотъемлемой стихотворной форме и реконструкция памятников) |
Правовой статус: Все авторские права на открытие и произведения защищены, принадлежат Автору
(Е.Е. Овчинников) и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. электронных версий)
на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая – размещение в сети Интернет и в
корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного на то разрешения
владельца авторских прав. |
Резюме / Описание: ?Ancient Russian epic versification? ? Evgeny Ovchinnikov, – in original form:
?Древнерусское эпическое стихосложение? ? Евгений Овчинников. Впервые представлены данные
из новой сферы научного знания – ?древнерусского эпического стихосложения?. Это авторская
концепция, которая возникла в процессе исследования проблемы культурного наследования и
преемственности в древней Руси. Данная авторская концепция представляет собой категориальное
обобщение имеющихся эмпирических и теоретических данных, которые позволяют по-новому
взглянуть на рассматриваемую проблему и ?эпическое стихосложение? как – самостоятельное
направление в культурной традиции древней Руси. Также, большое внимание уделено раскрытию
значений основных терминов и понятий в тезаурусе языка эпоса. – Для студентов, преподавателей,
практических филологов, деятелей культуры.
Так, сверх известного о классическом эпосе как поэтическом искусстве и искусстве красноречия [1],
о ?древнерусском эпическом стихосложении? как самобытном явлении стоит вкратце добавить
следующее. Главное, это неотъемлемость стихотворной формы, присущей ударным тоническим
безрифменным свободным стихам, и обеспечивающая смыслообразующие связи в них структура
композиционных форм (строф). Синтаксически особенность такой строфы состоит в ее схожести –
с античным ?периодом?, используемым как художественно-композиционный прием для усиления
выразительности языка, т.к. построенная в виде ?периода? строфа характеризуется и законченностью
выражения мысли, и большей ритмической стройностью и разнообразием стихотворной интонации:
эмоционально – насыщенной и напряженной. Ритмичность, что является основным нормативным
требованием, достигается структурной ?круглостью? строф. Возникающей, с акцентом на тактовых
ударениях, системой интонационно-логических пауз (тактовых, стихо- и строфоразделов) строфа
членится на соразмерные строки, вследствие чего эпическая речь приобретает – ?волнообразное?,
согласованное с являющимся метрическим фактором дыхательным ритмом, ?течение?. Ритмичность
также обеспечивается соразмерностью самих строф в составе – более крупной композиционной
формы. Кроме того, перед строфой или вслед за ней могла быть использована по своему смыслу
примыкающая к ней ремарка в виде стихотворной строки или нескольких строк, самостоятельного
значения не имеющих. Тем самым, именно такая ?паузная периодическая? строфа, в силу своих
характерных особенностей задавая ритмико-мелодические и стилистические свойства свободного
стиха, и придает памятникам ?древнерусского эпического стихосложения? качество высокой
поэзии с присущим классическому красноречию патетическим звучанием.
Наконец, необходимо сделать пару замечаний о специфических особенностях чтения эпического
текста: 1. В разных парных комбинациях – безразлично, через какую букву написано одно и то же
слово, так как читаются они одинаково. Например: может быть написано – через ?ъ? вместо ?о?,
через ?ь? вместо ?е?, через ?е? вместо ???. 2. Язык эпоса – древнерусский, поэтому значения слов
текста эпоса легко объясняются средствами современного русского языка и перевода не требуют,
в других случаях целесообразно ориентироваться на данные Словаря И.И. Срезневского [2].
________

Справочная литература:
1. ?Поэтика? (?Art of Poetry?) и ?Риторика? (?Rhetorica?) Аристотеля / По переводам: М.Л. Гаспарова,
В.Г. Аппельрота, Н.И. Новосадского, С.С. Аверинцева, Н.Н. Платоновой. – http://stihi.ru/2012/08/27/277
2. Сpезневскiй И. И. Матеpiалы для Словаpя дpевнеpyсскаго языка по письменнымъ памятникамъ. //
Изданiе отдел?нiя русскаго языка и словесности Императорской Академiи Наукъ. – СПб., Т. I – 1893,
Т. II – 1902, Т. III – 1912.

Источниковая база:
Т.н. ?Соловецкий список? по акад. изданию – ?Память и похвала князю Владимиру и его
житие по списку 1494 г.? / Издал В. И. Срезневский. ?Записки Академии наук?, VIII серия,
по Историко-филологическому отделению, т. 1, № 6 (СПб., 1897), с раскрытием сокращений,
транслитерацией гражданским шрифтом (сохраняя i-десятиричное в двоегласных) и пунктуацией.

Объем восстановленного эпического текста: 314 стихотворных строк.

Условные обозначения: […] – ремарки (поздние правки – инверсии и вставки в стихотворный текст
книжного извода и привнесенный прозаический текст), {…} – конъектура, <…> – маркеры структуры
эпического текста с нумерацией фрагментов (1, … и т.д.), (…) – индексация композиционных форм
(авторских ремарок и строф), [М] – хронологические пометки на полях стихотворного текста.

Название по основному источнику:
?Память и похвала князю Рускому Володимиру?.

Авторское название объекта:
Повесть ?Память и похвала князю Русскому Владимиру и княгине Ольге? Иакова мниха.
(? Евгений Овчинников, Evgeny Ovchinnikov)


? ? ?


С О Д Е Р Ж А Н И Е:


I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПАМЯТНИКА (? Е. Е. Овчинников)
(критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст в составе ?списка 1494 г.?)

II. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ: ПОВЕСТИ ?ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА? ИАКОВА МНИХА (? Е. Е. Овчинников)
(реконструкция эпического текста и структуры исследуемого памятника; здесь – в объеме оглавления)


? ? ?


I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПАМЯТНИКА (? Е. Е. Овчинников)
(критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст в составе ?списка 1494 г.?)


Выявление ?строки? с характерной стихотворной интонацией с разбивкой исходного текста на строфы
и ремарки, выявление искажений целостной структуры эпического текста (? Е. Е. Овчинников):



< ПОВЕСТЬ ?ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ
ВЛАДИМИРУ И КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ? ИАКОВА МНИХА > (? Евгений Овчинников)



Память и похвала князю Рускому Володимиру.

Како крестися –

Володимеръ, и д?ти своя крести, и всю землю
Рускую – от конца и до конца, и како крестися –
баба Володимерова Олга преже Володимера, –
списано Iаковомъ мнихомъ. Отче, благослови!


< ПРОЛОГ >

(01) Паулъ – святыи апостолъ, церковныи учитель и св?тило всего
мiра, посылая къ Тимофею писанiе, глаголаше {ему, яко}: ?Чядо
Тимофею, еже слыша от мене многыми послухы, тоже предаи
в?рнымъ челов?комъ, иже доволн?и будуть и иныхъ научити!?

(02) И блаженыи апостолъ Лука евангелистъ –

(03) къ Феофилу писаше, глаголя: ?Понеже мнози начаша пов?сти
д?яти о изв?стныхъ вещехъ, бывшихъ въ насъ, изволися и мн?,
ходившю исперва, и по вс?хъ писати теб?, державныи Феофиле,
да разум?еши: о нихъже – начатъ Исусъ творити же и учити!?

(04) Къ тому Феофилу написа –

(05) Д?анiя апостольская и Еуангелiе святыи апостолъ Лука, –
потомъ многыхъ святыхъ писати начаша житiа и мученiя.


< ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ?ДОСТОЙНО ПОХВАЛЫ? >

1.

(01) Тако же и азъ,

(02) худыи мнихъ Iаковъ, слышавъ от многыхъ о благов?рнемъ
князи Володимери всея Рускiа земля, о сыну Святославл?!

(03) И мало събравъ от многыя,
доброд?тели его написахъ!

(04) И о сыну его, реку же 1 славную мученика Бориса и Гл?ба,
како просв?ти благодать божiя сердце {Володимеру} князю
Рускому, 2 сыну Святославлю, внуку Игореву, и {възлюби
и} 3 челов?колюбивыи богъ, хотяи спасти – всякого челов?ка
и въ разумъ истинныи прити, – и вжада святого крещенiя!

Ремарки: 1 – [святою] 2 – [Володимеру] 3 – [възлюбивый]

(05) Якоже жадаеть –

(06) елень на источникы водныа, тако вжада благов?рныи князь
Володимиръ святого крещенiя, и богъ сътвори хот?нiе его! –
пишеть бо {ся}: ?Волю боящихся его сътворить – и молитву
ихъ услышить и спасеть я!? – и самъ рече Господь: ?Просите
и прiимите, ищете и обрящете, толчете и отверзется вамъ!

(07) Всякъ просяи –

(08) прiиметь, ищаи обрящеть, толкущему отверзается!? – и паки
рече: ?Иже в?ру иметь, 1 и спасенъ будеть, а иже в?ры не имать, 2
осуженъ будеть!? – взиска спасенiа – и прiя о баб? своеи Олз?,
како шедши къ Царюгороду, и прiяла бяше святое крещенiе,
и пожи добр? предъ богомъ, 3 добрыми д?лы украсившися!

Ремарки: 1 – [и крестится] 2 – [не крестится уже] 3 – [всими]

(09) И почи –

(10) с миромъ о Христ? Исус? и въ блаз? в?р?! – {и} то все слышавъ
князь Володимеръ – о баб? своеи Олз?, наречен?и въ святомъ
крещенiи Елена, тоя и жизни подража святыя царица Елены,
блаженыа княгини Олги, то {все} слышавъ князь Володимеръ,
разгарашется святымъ Духомъ сердце, 1 хотя святого крещенiа!

Ремарки: 1 – [его]

2.

(01) Видя же богъ хот?нiе сердца его, провидя доброту его!

(02) И призри съ небес? милостью своею и щедротами, и –
въ Троицы славимыи 1 Отецъ, и Сынъ, и Святыи Духъ,
на князя Володимера, испытая сердца и утробы, богъ
праведенъ, вся прежев?дыи, и просв?ти сердце князю
Рускыя земля Володимеру – прiати святое крещенiе!

Ремарки: 1 – [богъ]

(03) Крести же ся самъ князь Володимеръ, и чада своя, и весь
домъ свои святымъ крещенiемъ, просв?ти и свободи всяку
душю, мужескъ полъ и женескъ, святого ради крещенiя! –
и възрадовася, и възвеселися о боз? – Давидьскы князь же
Володимиръ, и акы – святыи пророкъ дивныи Амбакумъ:

(04) о Господ? – веселяся и радуася, о боз? – Спас? своемъ!
о, блаженое время и дьнь добрыи! – исполненъ всего
блага, в он же крестися Володимеръ князъ, и нареченъ
бысть въ святомъ крещенiи – Василеи! – и даръ божiи –
ос?ни его, благодать святого Духа – осв?ти сердце его!

3.

(01) И навыче по запов?ди божiи ходити и жити добр? о боз?, и в?ру
тверду удержа и неподвижиму, крести же и всю землю Рускую –
от конца и до конца, и поганьскыя боги, паче же и б?сы, Перуна,
и Хъроса, и ины многы попра, и с{ъ}круши идолы, и отверже всю
безбожную лесть, – и церковь созда каменну во имя пресвятыа –
Богородица, приб?жище и спасенiе душамъ в?рнымъ, и {вда еи}
десятину, 1 т?мъ {бо} попы набд?ти и сироты, и вдовича, и нищая!

Ремарки: 1 – [еи вда]

(02) И потомъ 1 землю Рускую и грады 2 украси святыми церквами,
и отвержеся 3 дiаволя льсти, и прiиде от тмы дiаволя на св?тъ
съ чады своими, приде къ богу, крещенiе прiимъ, и всю землю
Рускую исторже изъ устъ дiаволь и къ богу приведе, и къ св?ту
истинному! – рече бо Господь пророкомъ: ?Изводяи от нечестiя
нечестиваго, акы уста – моа еси!? – и бысть князь Володимиръ –
акы уста божiа, и чело?екы от лести дiаволя – къ богу приведе!

Ремарки: 1 – [всю] 2 – [вся] 3 – [всея]

(03) О, колика радость –

(04) и веселiе бысть на земли! – ангели възвеселишася, и архангели,
и святыхъ дуси в{ъ}зыграшася, самъ {бо} рече Господь: ?Колика
радость бываеть на небес?хъ о единемъ гр?шници кающимся!?

(05) Толико бещисла душь по 1 земли Рускои приведены къ богу
святымъ крещенiемъ, похвалы всякыя д?ло 2 достоино створи
и радости духовныя полно, о блаженыи и треблаженыи княже –
Володимере! – благов?рне, и христолюбиве, и страннолюбче,
мъзда твоа многа 3 предъ богомъ! – то же {и} блаженыи Давидъ
глаголаше: ?Блаженъ челов?къ, егоже ты накажеши, Господи,
и от закона твоего научиши и, да укротиши и – от днiи лютъ!?

Ремарки: 1 – [всеи] 2 – [то] 3 – [з?ло]

(06) Блаженыи князь Володимеръ, уклонився от службы дiаволя,
и приде къ Христу богу, владыц? своему, и люди своя приведе,
и научи я служити богу, самъ бо Господь рече: ?Иже створить
и научить, се великъ наречеться въ Царствiи небесн?мъ!? – а ты,
о блаженыи княже Володимере, бысть апостолъ въ княз?хъ, всю
землю Рускую приведъ къ богу святымъ крещенiемъ, и научи 1
кланятися богу, славити и пети Отца, и Сына, и святаго Духа!

Ремарки: 1 – [люди своя]

4.

(01) И вси людiе Рускыя земля познаша бога тобою, божественыи
княже Володимире, възрадоваша 1 ся – ангельстiи чини, агнец?
честнiи: нын? {же} – радуются в?рнiи, и восп?ша, и въсхвалиша,
акы младенци Iевреистiи с в?твьми устр?тоша {Исуса} Христа,
вопiюще {Господу}: ?Осана Христу богу, поб?дителю смерти!?

Ремарки: 1 – [же]

(02) Тако и новоизбраннiи людiе Рускiя земля въсхвалиша владыку
Христа съ Отцемъ и святымъ Духомъ, и къ богу приближившеся, 1
и дiавола отврьгшеся, и службы его поругашася, и поплеваша –
б?сы, и познаша бога истиннаго, Творца и съд?теля всеи твари,
и поють по вся дни живота и на всякъ часъ п?снь чюдную, хвалу: 2

Ремарки: 1 – [святымъ крещенiемъ] 2 – [архангельскую]

(03) ?Слава в вышнихъ богу, и на земли –
миръ, въ челов?ц?хъ благоволенiе!?
________

(04) И ты, блаженыи княже Володимеру,
подобно Костянтину 1 {д?ло} сътвори!

Ремарки: 1 – [Великому]

(05) Якоже онъ в?рою великою и любовью божiею – подвигся: утверди
всю вселеную любовiю и в?рою, и святымъ крещенiемъ просв?ти
весь мiръ, и законъ божiи по всеи вселен?и запов?да, и раздруши
храмы идольскiя, 1 и святыя же церкви по всеи вселен?и постави
на хвалу богу в Троицы славимому Отцу, и Сыну, и святому Духу!

Ремарки: 1 – [съ лжеименьными богы]

(06) И крестъ обр?те, всего мiра спасенiе!

(07) С 1 богомудрою матерью своею святою Оленою, и съ чады многы
приведе къ богу святымъ крещенiемъ – бещисленое множество, 2
и храмы идольскыа раздруши, и церквами – украси всю вселеную,
и грады, и запов?да въ церквахъ – памяти святыхъ творити п?нiи
и молитвами, и празникы празновати – на славу и на хвалу богу!

Ремарки: 1 – [божественою и] 2 – [и требища б?совсьская потреби]

(08) Тако же –

(09) и блаженыи князь Володимиръ
с{ъ}твори съ бабои своеи Олгои!

5.

(01) Похвала княгин? Олги: како – крестися
и добр? поживе по запов?ди Господни!

(02) Та бо блаженая княгин? Руская Олга, по смерти –

(03) мужа своего Игоря, князя Рускаго, осв?щена бывши божiею
благодатiю и въ сердци прiимши божiю благодать! – о како
похвалю блаженую княгиню Олгу, братiе? не вид?, т?ломъ
жена сущи, мужеску мудрость им?ющи, просв?щена святымъ
Духомъ, разум?вши бога истиннаго, Творца небу и земли!

(04) Въставши, идо в землю Гр?чьскую, въ Царьград, идеже цесари
крестiанiи и крестьаньство утвердися, – и пришедши, проси
крещенiя, и прiимши святое крещенiе, възвратися – в землю
Рускую, в домъ свои и къ людемь своимъ съ радостiю великою,
осв?щена духомъ и т?ломъ, несущи знаменiе честнаго креста!

(05) И потомъ {Олга} требища б?совьская съкруши и нача жити
о Христе Исусе, възлюбивши бога всимъ сердцемъ и всею
душею, и поиде въ сл?дъ Господа бога, всими добрыми д?лы
осв?тившися и милостынею украшьшися: нагыя од?вающи,
жадныя напаяющи, и странныа покоивающи, – и нищаа,

(06) и вдовица, и сироть – вся милующи, и потребу дающи всяку
с{ъ} тихостiю и любовью сердца, и молящи бога день и нощь
о спасенiи своемъ! – и тако поживши и добр? славящи бога
въ Троици – Отца и Сына и святого Духа, почи въ блазiи в?р?,
сконча житiе свое с миромъ о Христе Исусе Господе нашемъ!

(07) И богъ прослави тело своеа си Олены, еи же имя въ святомъ
крещенiи наречено блаженыя княгини Олгы, и есть въ гробе
т?ло еа честное, и нераздрушимое пребываеть и до сихъ днiи!


< ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ?ЧУДО ДИВНОЕ? >

6.

(01) Богъ бо своя рабы – славить!

(02) Рече бо пророкомъ: ?Славящаа мя прославлю и укаряаи
бещести будеть!? – блаженая бо княгини Олга прослави –
бога всими д?лы своими добрыми, и богъ – прослави ю!

(03) И ино чюдо слышите о неи,
{яко}: въ гроб?, идеже лежить –

(04) блаженое и честное т?ло блаженыа княгин? Олгы, гробъ –
каменъ малъ въ церкви святыя Богородица, – ту церковь
създа блаженыи князь Володимеръ каменую въ честь свят?и
Богородици, и есть гробъ блаженыа Олгы и наверху гроба
оконце сътворено, и туда – вид?ти т?ло блаженыя Олгы,

(05) лежаще ц?ло! да иже с в?рою придеть, отворится оконче
и вид?ть честное т?ло, лежаще, 1 и дивяся чюду таковому:
толико л?тъ въ гроб? лежащю т?лу – не раздрушимуся! –
и челов?ц? же в?рн?и, вид?вше чюдо толико, славять бога,
дивящеся милости божiи, юже имать на святыхъ своихъ!

Ремарки: 1 – [ц?ло]

(06) О – дивное и страшное чюдо,
братiе, и преславно! Достоино –

(07) и похвалы всякоя т?ло то честное: въ гроб? ц?ло, акы спя –
почиваеть! поистин? дивенъ богъ въ святыхъ своихъ, богъ
Израилевъ! то видя, в?рн?и челов?ц? прославять бога,
прославляющаго рабы своя! а другымъ, иже не с в?рою
приходять, не отворится оконче гробное, и не видять т?ла

(08) того честнаго, но токмо гробъ! тако – 1 прослави рабу свою
Олгу, Рускую княгиню, нареченую въ святомъ крещенiи
Елена! по святомъ же крещеньи 2 блаженая княгини Олга
живе л?т 15, и угодивъ богу добрыми д?лы своими, и успе, [М]
душу свою честную предавши в руц? владыц? Христу богу!

Ремарки: 1 – [богъ] 2 – [си]
Пометки: [М: месяца июля въ 11 день въ л?то 6477-е]

7.

(01) Послушаите, възлюбленiи!

(02) Блаженыи же князь Володимиръ, внукъ Олжинъ, крестився самъ,
и чада своя, и всю землю Рускую крести от конца и до конца, храмы
идольскыя и требища всюду раскопа и пос?че, и идолы съкруши,
и всю землю Рускую и грады и честными церкви украси, и памяти
святыхъ въ церквахъ творяще п?нiемъ и молитвами, и празноваше –

(03) св?тло празникы Господьскыя!
________

(04) {И} три –

(05) трапезы поставляше: первую – митрополиту съ епископы,
и съ черноризц?, и с{ъ} попы, вторую – нищимъ и убогымъ,
третьюю – соб? и бояромъ своимъ, и всимъ мужемъ своимъ!

(06) Подобяся царемъ святымъ, блаженыи князь Володимиръ,
пророку Давиду, царю Езек?ю, и треблаженому Iос?ю, –
и 1 Костянтину, иже избраша и изволиша божiи законъ: 2
и послужиша богу всимъ сердцемъ, и получиша милость, 3
и насл?диша раи, и прiяша – Царство небесное, и почиша
съ вс?ми святыми, угожьшими богу! – тако же и блаженыи –

Ремарки: 1 – [великому] 2 – [боле всего] 3 – [божiю]

(07) князь Володимиръ, послуживъ –
богу всимъ сердцемъ и 1 душею!

Ремарки: 1 – [всею]

(08) Не дивимся, възлюблен?и, аще чюдесъ не творить по смерти
{Володимеръ}, мноз? бо святiи праведн?и не створиша чюдесъ,
но святи суть, рече бо н?гд? о томъ святыи Iоаннъ Златоусты:
?От чего познаемъ и разум?емъ свята челов?ка, от чюдесъ ли,
или от д?лъ?? – и {паки} рече: ?От д?лъ познати, а не от чюдесъ,
много бо и влъсви чюдесъ створиша б?совьскымъ мечтанiемъ!?

(09) И бяху свят?и апостоли, и бяху лжiи апостоли,
{и} б?ша свят?и пророци, и бяху лжiи пророци! 1
и самъ сотона преображается въ ангелъ св?телъ!

Ремарки: 1 – [слугы дiаволя ино чюдо]

(10) {Ино чюдо}, но от д?лъ разум?ти святого, яко же апостолъ рече:
?Плодъ духовныи есть – любы, {радость}, терп?нiе, благов?рiе,
благость, кротость и въздержанiе. На таковыхъ н?сть закона!?

(11) Блаженыи же князь Володимеръ
всимъ сердцемъ и всею душею –

(12) бога возлюби и запов?ди его взыска и схрани, – и вся страны –
боахуся его и дары приношаху, 1 и възвеселися, и възрадовася
о боз? и о свят?мъ крещенiи! – и хваляше{ся}, и славяше бога –
о всемъ томъ князь Володимеръ, и сице в радости смиренiемъ
сердца глаголаше: ?Господи владыко благыи, помянул мя еси,
и привел мя еси – на св?тъ, и познахъ тя – всея твари Творца!

Ремарки: 1 – [ему]

(13) Слава ти, боже вс?хъ, Отче Господа бога нашего Исуса Христа!
Слава ти съ Сыномъ и святымъ Духомъ, сице мя помиловавъ!
во тм? бяхъ, {служа} 1 б?сомъ, но ты мя 2 крещенiемъ просв?ти!
акы зв?рь бяхъ, многа зла творях въ поганьств?, и живяхъ, акы
скотина, но ты мя – укроти и наказа своею благодатью! Слава
ти, боже, в Троицы славимыи – Отче, и Сыне, и святыи Душе!

Ремарки: 1 – [дiаволу служа и] 2 – [святымъ]

(14) Троице Святая, помилуи мя, настави мя на Путь твои –
и научи мя творити волю твою, яко – ты еси богъ мои!?

8.

(01) Князь же –

(02) Володимиръ поревнова святыхъ мужь д?лу и житiю ихъ,
и възлюби Аврамово житiе и подража страннолюбiе его,
Iаковлю истину, Моис?ову кротость, Давидово безлобiе,
Костянтина, царя великаго, перваго царя крестiаньскаго!

(03) Того подражая –

(04) правов?рiе, боле же всего бяше – милостыню творя князь
Володимеръ: иже немощн?и и стар?и – не можаху доити
княжа двора и потребу взяти, то въ дворъ имъ посылаше,
немощнымъ и старымъ, – всяку потребу блаженыи князь –
Володимиръ даяше, и не могу сказати многыя 1 милостыня!

Ремарки: 1 – [его]

(05) Не токмо –

(06) в{ъ} дому своемъ милостыню творяше, но и по всему граду,
не {токмо} – въ Кiеви единомъ, но и – по всеи земли Рускои:
и въ град?хъ, и в{ъ} сел?хъ, везд? милостыню творяше, нагыа
од?вая, алчьныя кормя и жадныа напаяа, странныа покояа, 1
и любя, и милуя, подавая {имъ} требованiе, нищая и сироты,

Ремарки: 1 – [милостью церковникы чтя]

(07) и вдовица, и сл?пыа, и хромыа, и трудоватыа – вся милуя,
и од?ваа, и накормя, и напаяа, – такоже пребывающу князю
Володимеру въ добрыхъ д?лехъ, {и} благодать 1 просв?щаше
сердце его и рука Господня помогаше ему: и поб?жаше вся
врагы своа, и боахутся его вси! – ид?же идяше, одол?ваше!

Ремарки: 1 – [божiа]

9.

(01) Радимиц? поб?ди и дань на нихъ положи, Вятичи поб?ди
и дань на нихъ положи, 1 и Ятвягы взя, и сребреныа Болгары
поб?ди, и на Козары шедъ, поб?дiа и дань на нихъ положи!

Ремарки: 1 – [на обоихъ]

(02) Умысли же и на Гр?ческыи градъ Корсунь,
и сице – моляшеся князь Володимиръ богу:

(03) ?Господи боже, владыко вс?хъ, сего у тебе прошю: даси –
ми градъ, да прiиму и да приведу люди крестiаны и попы
на свою землю, и да научать люди закону крестiаньскому!?

(04) И послуша богъ молитвы его, и прiя градъ Корсунь, и вся –
съсуды церковныа, и иконы, и мощи –1 священномученика
Климента и иныхъ святыхъ! – и въ ты дни б?аста царя два –

Ремарки: 1 – [святого]

(05) въ Цариград?, Костянтинъ и Василеи, и посла к{ъ} нимъ
Володимиръ, прося у нихъ сестры оженитися, да ся бы –
болма на крестiанькыи законъ направилъ! – и даста ему –

(06) сестру свою!

(07) И дары многы присласта к{ъ} нему, и мощи святыхъ даста, 1
и тако – добр? поживе благов?рныи князь Володимиръ,
и сконча свое житiе въ правов?рн?и в?р? о Христ? Исус? –

Ремарки: 1 – [ему и положь]

(08) Господомь нашимъ!

< Вставка:
И съ благов?рною Олгою: и та бо, шедши къ Царюграду,
прiала бяше святое крещенiе, и много с{ъ}творивъ добра
въ житiи семь предъ богомъ, и сконча житiе свое въ добр?и
в?р?, и почи съ миромъ, в руц? божiи душю предавши! >

(09) И еще живу сущю Володимиру князю, {и сице} рать бяше
от Печен?гъ, Володимеръ же бяше болестью одержимъ,
в{ъ} тои же бол?зни предасть душю свою въ руц? Божiи!

10.

(01) Молитва –

(02) князя Володимера: Володимеръ князь, отходя
св?та сего, сице моляшеся, глаголя: ?Господи!

(03) Боже мои, не позналъ тебе бяху, но помиловал{ъ} мя еси
и святымъ крещенiемъ просв?тил{ъ} мя еси, и познахъ тя,
боже, 1 святыи Творче всея твари, Отче Господа нашего
Исуса Христа, Слава ти – съ Сыномъ и святымъ Духомъ!

Ремарки: 1 – [вс?хъ]

(04) Владыко боже, {моей} –

(05) не помяни 1 злобы: не позналъ есмь тебе в{ъ} поганьств?, –
нын? же тя знаю и вид?, Господи боже, 2 помилуи мя,
аще {же} мя хочеши – казнити и мучити за гр?хы моя,
казни самъ мя, Господи, б?сомъ не предаи же мене!?

Ремарки: 1 – [моеи] 2 – [мои]

(06) И сице глаголя и моляся Богу,

(07) преда душю свою съ миромъ – ангеламъ Господнимъ,
и успе! – ?Праведныхъ бо души в{ъ} руку – божiю суть! –
и мъзда имъ – от Господа, и строенiе имъ – от вышняго,
того ради прiимуть в?нець красоты от руку Господню!?

< В извлечении: >

(08) И съ благов?рною Олгою: и та бо, шедши къ Царюграду,
прiала бяше святое крещенiе, и много с{ъ}творивъ добра
въ житiи семь предъ богомъ, и сконча житiе 1 въ добр?и
в?р?, и почи съ миромъ, в руц? божiи душю предавши!

Ремарки: 1 – [свое]


< ЭПИЛОГ. >

(01) По святомъ 1 крещенiи поживе
блаженыи князь Володимиръ –

Ремарки: 1 – [же]

(02) 28 л?тъ.
________

(03) На другое л?то –

(04) по крещенiи к{ъ} порогомъ ходи, на третьее Корсунь городъ взя,
на четвертое л?то церковь камену святыа Богородица заложи,
а на пятое л?то Переяславль заложи, в{ъ} девятое л?то десятину
{от именiя своего} блаженыи христолюбивыи князь Володимиръ
вда церкови свят?и Богородиц?! – 1 о томъ бо – и самъ Господь
рече: ?Ид?же есть с{ъ}кровище ваше, ту и сердце ваше будеть!?

Ремарки: 1 – [и от именiя своего]

(05) Блаженыи {же} князь –

(06) Володимиръ имяше с{ъ}кровище свое на небес?хъ,
съкрывъ – милостынею и добрыми своими д?лы,
тамо {же} – и сердце его б? въ Царствiи небесн?мъ!

(07) И Богъ поможе ему, и с?де –

(08) в{ъ} Кiев? на м?ст? отца своего Святослава и д?да своего Игоря, –
а Святослава князя Печен?зи убиша, а Ярополкъ с?дяше въ Кiев?
на м?ст? отца своего Святослава, и Олегъ, идыи с{ъ} вои у Вруча,
града мостъ – ся обломи, 1 и удавиша Олга въ гребли, а Ярополка
убиша въ Кiев? – мужи Володимеров?, и с?де въ Кiев? князь
Володимеръ въ осмое л?то по смерти отца своего Святослава. [М]

Ремарки: 1 – [с вои]
Пометки: [М: м?сяца iюня в 11, въ л?то 6486.]

(09) Крести{лъ} же ся князь Володимиръ – въ 10-е л?то по убьенiи
брата 1 Ярополка, {и} каашется и плакашется блаженыи князь
Володимиръ всего, 2 елико створи – въ поганьств?, не зная бога, –
познав{ъ} же – бога истиннаго, Творца небес? и земли, покаявся – 3
и отвръжеся дьавола и б?совъ, и всея службы его, и послужи
богу добрыми д?лы своими и милостынею, успе – съ миромъ! [М]

Ремарки: 1 – [своего] 2 – [того] 3 – [всего]
Пометки: [М: м?сяца iюля в 15 дьнь, въ л?то 6523 о Христ? Исус? Господ? нашемъ.]


< КОНЕЦ ТЕКСТА >


? ? ?



II. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ: ПОВЕСТИ ?ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА? ИАКОВА МНИХА (? Е. Е. Овчинников)
(реконструкция эпического текста и структуры исследуемого памятника; здесь – в объеме оглавления)



ПОВЕСТЬ ?ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ
ВЛАДИМИРУ И КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ? ИАКОВА МНИХА



О Г Л А В Л Е Н И Е :


?Како крестися – // Володимеръ, и д?ти своя крести, и всю землю / Рускую…?


Пролог.
?Паулъ – святыи апостолъ, церковныи учитель и св?тило всего / мiра…?


Часть первая: ?ДОСТОЙНО ПОХВАЛЫ?

1. ?Тако же и азъ, // худыи мнихъ Iаковъ, слышавъ от многыхъ о благов?рнемъ…?
2. ?Видя же богъ хот?нiе сердца его, провидя доброту его! // И призри съ небес?…?
3. ?И навыче по запов?ди божiи ходити и жити добр? о боз?, и в?ру / тверду…?
4. ?И вси людiе Рускыя земля познаша бога тобою, божественыи / княже…?
5. ?Похвала княгин? Олги: како – крестися / и добр? поживе по запов?ди…?


Часть вторая: ?ЧУДО ДИВНОЕ?

6. ?Богъ бо своя рабы – славить! // Рече бо пророкомъ: "Славящаа мя прославлю…?
7. ?Послушаите, възлюбленiи! // Блаженыи же князь Володимиръ, внукъ Олжинъ…?
8. ?Князь же – // Володимиръ поревнова святыхъ мужь д?лу и житiю ихъ…?
9. ?Радимиц? поб?ди и дань на нихъ положи, Вятичи поб?ди / и дань на нихъ…?
10. ?Молитва – // князя Володимера: Володимеръ князь, отходя / св?та сего, сице…?

Эпилог.
?По святомъ крещенiи поживе / блаженыи князь Володимиръ – // 28 л?тъ…?



? ? ?



< ОГЛАВЛЕНИЕ > ( http://stihi.ru/... )


________

?Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках древнерусского эпического стихосложения?

?ДОСТОЙНО СЛАВЫ.
Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)?
? Евгений Евгеньевич Овчинников
? Evgeny Ovchinnikov


i.:

?Древнерусское эпическое стихосложение? ? Е. Е. Овчинников
?Ancient Russian epic versification? ? Evgeny Ovchinnikov (Russia)

Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих ?Поэтическое наследие
древней Руси? памятников ?Древнерусского эпического стихосложения? в культурный оборот.

?Ancient Russian epic versification? ? Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: ?Древнерусское
эпическое стихосложение?]. | First presented data from new sphere of scientific knowledge – ?ancient
Russian epic versification?. It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and ?epic versification?
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта ?Прославь Отечество!? –
Евгений Овчинников: ?Древнерусское эпическое стихосложение?
http://box0312.narod.ru
mailto:[email protected]

Книги:
?ПАМЯТЬ?. Стихи [?Академия поэзии?, 2002],
?ГОЛГОФА?. Стихи [?Академия поэзии?, 2006],
?ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА? [2010].

Серия: ?Начало Песен Вещих? [Осн. в 2014] /
?Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения?
Рунический эпос:
?ПУТНИК КНИГА? / ?ПУТЬНИКЪ КЪНИГА? [Вып. 1],
?ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА? [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
?ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей? [Вып. 2],
?СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных? [Вып. 3],
?ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)? [Вып. 4],
?РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)? [Вып. 5].
?ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)? [Вып. 6]

Метки:
Предыдущий: Вернись - не в Сорренто
Следующий: Человек