Вечер в художественном музее. А. Я. Басс



Наш художественный музей переживает Ренессанс, Возрождение, благодаря новому директору музея, недавно приступившему к этим обязанностям - Алле Леонидовне Шахматовой. Он ожил после долгих лет забвения, застоя и вялой, почти сошедшей на нет деятельности в последние годы с 2006-2018г. И одно из доказательств этому, вчерашнее событие в его стенах - вечер памяти Аннеты Яковлевны Басс, бывшего ранее директора музея, человека с большой буквы. При ней музей был действительно Меккой искусства. Её не стало в этот крещенский день- 19 января. И на это место сел человек, который помог забыть самарцам дорогу в этот прекрасный храм искусства. Всё решает личность, а её масштаб личности был велик. Сделать вечер А.Я.Басс -было верным приоритетным решением нового директора, начать свою деятельность с памяти о хорошем человеке, незаурядной личности, много сделавшей для культуры нашего города, для музея. Одно здание в стиле модерн чего стоит!
Сколько тёплых слов хочется сказать об этом человеке-легенде. Про таких, преданных своей профессии людях говорят: она - Гений Места. Она сумела музей сделать знаковым, важным и притягательным для жителей Самары и гостей города. Всю жизнь с первого и до последнего дня она отдала музею, развивая важные традиции музейного дела, которые были заложены её предшественниками. Это были подвижники и меценаты, любившие свой город и готовые жертвовать на его благо свои деньги. Вспомним Константина Головкина, который влюблён был в живопись, сам был художником, меценатом, архитектором,подвижником, помогал формировать коллекции музея. И для этого написал более 300 писем художникам России, просил картины для музея… Неожиданно, но картины прислали! И мы имеем счастье их созерцать!И даже экспонировать в Москву и другие города. Целая коллекция только его картин находится в стенах музея. Династия купцов Шихобаловых славились благотворительностью, подарила музею целый вагон утвари с Востока. И даже мумию, которую позднее отдали в Эрмитаж. У нас уникальная коллекция произведений из лака, шёлка, фарфора. Теперь это один из самых интересных залов музея. Много сделал и Пётр Алабин, он построил одно из зданий Иверского женского монастыря, занимался просветительством, строил больницы и учебные заведения, был главой города. Как много сделал архитектор Щербачёв! Мы и сегодня любуемся его шедеврами. Аннета Басс была наследницей этих традиций, которые она с успехом развивала и берегла, работая в музее. Она создала зал Головкина с его картинами в музее. Её мечтой было увековечить в памятниках историю нашего города, людей, которые собственно создали Самару - Засекина, Алабина, Головкина, Шихобалова, Щербачёва и тд. Об этом забывать нельзя!
Она была Человеком Мира,- мне кажется, что её знали все, и она всегда находила общий язык с любым человеком, чтобы развернуть его в сторону искусства. Была известным специалистом во всём мире, а не только в Самаре. Постоянно участвовала в международных симпозиумах. Её высоко ценили коллеги на всех уровнях и во всех странах. Сама уважала творческих людей, ценила их преданность искусству, завязывала связи, умела дружить и с музейщиками, и с художниками, вела огромную просветительскую работу среди молодёжи, со студентами и учениками школ(88 школа). Я была её студенткой в университете. А ёе дочь уже была моей студенткой. Так устроена жизнь... Благодаря связям среди своих коллег привозила уникальные выставки в наш город. Помню выставку Николая Рериха в 1980г и Святослава Рериха. Это были подлинники. Для нас в то время это было, как глоток свежего воздуха! На эту выставку выстраивалась такая очередь!!!, напоминающая огромную змею, которая занимала всю площадь перед музеем. Народ шёл "рекой". Такого я не видела даже в Третьяковской галерее или в Русском музее. Сколько она провела замечательных выставок и написала к каждой каталог, сделала незабываемых передач по телевидению об искусстве. Вспоминается выставка работ американского художника, писателя, путешественника Рокуэлла Кента. Советские люди знали его как Хемингуэя холста и кисти, или "Американского Рериха". Он был бесконечно влюблён в Север - места аскетичной и необыкновенно суровой красоты, располагающие к откровениям и к беседам с Богом... Недаром он написал книгу обращение- "Это я, Господи". От его суровых северных пейзажей таяло сердце... В стенах Русского музея Ирина Антонова, её друг и коллега, проводила "Рождественские вечера" с С.Рихтером, и Аннета Яковлевна стала в нашем музее тоже проводить музыкальные вечера. Она была готова ко всему новому и отличалась широтой взглядов. Не всем это нравилось, но она умела настоять на своём, понимая, что синтез искусства даст зрителю больше ярких и незабываемых впечатлений. Будучи членом ГМК, привозила в наш город писателей, поэтов, музыкантов - Аксёнова, Высоцкого, Городницкого, Кабалевского, Рождественского и многих других творческих личностей, любила джаз и поддерживала выступления джазменов, хотя партийное руководство смотрело на это косо. Известна фраза про увлечение этим буржуазным видом искусства в обществе. Тогда говорили: "Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!". Часто запрещали его, боясь тлетворного влияния Запада. Умела преодолевать чиновничьи преграды, бумажные волокиты и непонимание людей, сидевших во власти. Она находила часто другие пути: дороги любви и дружбы, поддержку понимающей публики и продвинутых коллег по профессии. Когда видишь такого энтузиаста перед собой - разве ему откажешь?
Однажды она сказала мне, что у неё есть мечта... вывезти всех на праздник в Ширяево к дому Репина на водном транспорте - журналистов,музейщиков, работников культуры, администрации, творческую молодёжь, но трудно найти транспорт, деньги на это, бумаг оформлять придётся кучу, и ещё не факт, что найдут его. Скорее нет, чем да. До этого не удавалось. Я работала тогда Главным специалистом по культуре администрации области и пообещала, что поговорю с народом, может, кто и поможет. Ведь мечты должны сбываться. Я попросила у Бориса Михайловича Волкова, мецената, любителя музыки и нашего симфонического оркестра, директора фирмы "Интенсивный корм" о возможности предоставить для поездки водный транспорт, и он не отказал мне. Отдал свой корабль для поездки. Надо было видеть её улыбку, когда я ей сообщила, что удалось! Она вся светилась. Мы свозили народ к Репину и были счастливы, что праздник состоялся.
Надо сделать в память об А.Басс - номинацию, конкурс, симпозиум, премию или что-то ещё, чтобы имя её звучало и его не забывали, как и имена её предшественников. Молодёжь должна знать тех, кто отдал свое сердце и душу, чтобы наш город процветал, чтобы росла духовность наших жителей. Город - это всегда люди! Будем же помнить тех, кто этого достоин. Светлая память этой прекрасной женщине-Аннете Яковлевне Басс!
19.01.2019.
Аннета Яковлевна Басс (16 апреля 1930, Самара — 19 января 2006 )Почётный гражданин города Самары. В 1953 г. по окончании университета вернулась в родной город на работу в Куйбышевский художественный музей. С 1958г назначена директором музея. Окончила искусствоведческое отделение исторического факультета Ленинградского университета, специализировалась по истории античного искусства Боспорского царства - интереснейший период древней истории полный тайн и легенд ,связанных с легендарным царём Понта - Митридатом VI Евпатором, о котором писали Пушкин и Моцарт, Скарлатти, Жан -Батист Расин, Бродский и многие историки описывали жизнь этого загадочного царя (Аппиан, Плутарх, Страбон) - воина,сильного и коварного, и образованного человека, знавшего 22-25 наречия и языка , любившего музыку и искусство. Он считал себя наследником великих родов и среди предков со стороны отца называл Кира и Дария, основателей Персидского государства, а со стороны матери он подчёркивал своё происхождение от Александра Великого и Селевка Никатора. Кого оставит равнодушным такая история? -Никого. Это было интересным и поэтам, и композиторам, и историкам. Его мать, желала править, властвовать и убила мужа - МитридатаV, затем старшего сына и на её пути уже стоял Митридат младший, сын... Ему, мальчику, как её конкуренту, грозила опасность попрощаться в детстве с этим миром, поэтому приходилось быть начеку -ведь его пытались много раз убить, отравить по приказу матери Лаодики VI, посадить на необъезженного коня в возрасте 7-8 лет. Он рано понял, что нужно самому выживать и исчез на семь лет до своего совершеннолетия, иначе он не дожил бы до него. Достигнув совершеннолетия он вернулся и стал управлять государством. С матерью пришлось расстаться, так как она продолжала строить заговоры против него. Он устроил её пышные похороны. Он обладал недюжинной силой - умел укрощать диких коней и управлять колесницей с 16-ю лошадьми, 40 лет воевал с Римом, расправлялся с предателями, заливая в глотку раскалённое золото, а все только металл. Он был очень богат, и до сих пор археологи ищут отлитого в золоте его любимого коня. У него была только одна слабость- в наслаждениях с женщиной. Любовницы говорили о его фантастической мужской силе. Он был и в этой области- Царь Царей... О нём ходили легенды. У него было 48 жён, которые родили много детей. Первой женой по персидским обычаям была его младшая сестра Лаодика, которая родила детей, была соправителем и могла защищать законные права детей на престол. Так сохранялась чистота династии. Самой верной его спутницей, охранявшей его повсюду, была скифская амазонка* Гипсикратия, его любимая женщина, он называл её мужским именем Гипсикрат - эту надпись нашли на мраморной глыбе, под которой она была похоронена в Фанагории на месте акрополя и пожара. Митридата всегда называли Царь Царей. Но... сын, Фарнак, на которого была вся надежда отца, предал его, сдался римлянам и перешёл на их сторону. Митридат, покинутый всеми хотел отравиться, дважды делал эту попытку, в рукоятке ножа он всегда носил яд на всякий случай. Но не смог, яд не действовал, так как всю жизнь, зная мамино желание отправить его в мир иной, она неоднократно пыталась его отравить, он принимал противоядия и организм дал осечку. Тогда он попросил верного слугу,своего телохранителя и друга галла Битоита убить себя мечом. Тот выполнил это приказание в страхе, и после убил себя тоже... Помпей ликовал, узнав об этом будучи в Петре, а затем Фарнак прислал ему трупы своих родственников из царской династии и тело отца- Митридата. Оно плохо сохранилось и его узнали по шрамам. Помпей не решился взглянуть на тело Митридата и приказал отправить в Синопу. Похоже, он его боялся и мёртвого...уж очень он был мощный враг.
В честь Митридата Евпатора названа гора Митридат в Керчи и город Евпатория в Крыму. Митридат VI имел сразу два прозвища: Евпатор с др.греч. — ?рождённый славным отцом?, и Дионис. Последнее имя обязано случаю из раннего детства царя: в его колыбель ударила молния, зажглись пелёнки, но не навредили младенцу. Это напоминало миф о древнегреческом боге Дионисе, а на память об этом происшествии у него остался маленький шрам на лбу. Митридат был великий правитель, правил более 53 лет, семь лет провёл в изгнании. Государство при нём расцветало и увеличилось территориально.
Вот какие истории вспоминаю, когда стою на берегу Чёрного моря,где родился Митридат, или в Керчи, когда брожу в Петре и рассматриваю древние мраморные осколки в коллекциях музеев, древние серебряные монеты тех времён с его изображением, которыми так интересовалась и Аннета Яковлевна ещё в молодости. Её интересовала не только античность, но и современное искусство тоже. Она даже его спасала в определённый момент, после известного постановления, когда было распоряжение сверху уничтожить безыдейные, идеологически вредные произведения абстрактного искусства, пагубно влияющее на советского человека. Приказано было сжечь. Такое привычное в истории занятие. Она унесла их домой, берегла, зная, что придут иные времена, а через много лет, когда разум всё-таки восторжествовал,(1988 г) то вернула музею эти картины.
Точнее сказать- её интересовало всё искусство, как человека широких взглядов и необыкновенной, энциклопедической эрудиции.

На фото портрет А.Я.Басс и я на вечере в музее.




Метки:
Предыдущий: Холодец из интернета
Следующий: Час моего времени прозаический сюжет