О добре, зле и графе де Бюсси
Представления наши о добре и зле донельзя субъективны. Начиная с того, что вообще считать таковыми (ведь делая что-то во благо себе, мы мало задумываемся о том, как наши поступки, слова, мысли воспримут окружающие) и до наших представлений о том, как должен выглядеть конкретный носитель добра или зла. Но, если какой-либо ангел всегда прекрасен ликом, то почему Люцифер, по сути являющийся таким же ангелом, представляется нам каким-то рогатым чудищем с отвратительным парфюмом в виде запаха серы? Почему наш яркий и разноцветный мир давно поделен нашим сознанием на черное и белое? Без оттенков. Как в старых американских вестернах, где злодей обязан носить черную шляпу, тогда, как благородный герой – только белую. Мы всегда ищем в тех, кого считаем злодеями какие-либо изъяны, даже тогда, когда отдаем должное их достоинствам. Какое-нибудь грязное пятно, шрам или другой изъян. Или просто добавляем пару десятков лет к их реальному возрасту. Ведь если представить противоборствующие стороны равными по обаянию, пропадает конфликт. Такие мысли пришли ко мне, когда, вконец ошалев от новогодних праздников, я, щелкая пультом от телевизора, ?набрел? на ?Графиню де Монсоро? с Домогаровым в роли Бюсси. Все четко, все по принятым сознанием стандартам. Бюсси благороден, влюблен, красив, ловок, верен любимой и друзьям, в ярком, или белоснежном колете, еще немного и нимб святости озарит чело ?последнего рыцаря Франции?. И граф де Монсоро – немолодой, жестокий и коварный, предпочитающий темные одежды. Все по канонам жанра, все по общепринятыми представлениями о добре и зле. И все прекрасно, если не знать, что реальный Луи де Клермон, сеньор д’Амбуаз граф де Бюсси во время Варфоломеевской ночи, как повар каплунов, прирезал пару своих родственников, с которыми у него были тяжбы из-за наследства, мотивируя свой поступок тем, что те бы были гугенотами, Если не знать, что ?последний рыцарь Франции? намного раньше встречался с графиней де Монсоро и она не произвела на него никакого впечатления и, только став губернатором Анжу, он стал от скуки волочиться за графиней, жившей неподалеку и тоже откровенно скучающей в отсутствии мужа, частенько отлучающегося по делам службы. А добившись своего, красочно описал в письмах друзьям, как ?чпокнул? Прекрасную Даму. Естественно, слухи об этом достигли мужниных ушей и тот, заставив написать жену письмо де Бюсси, заманившее того в ловушку, с десятком слуг и прирезал скучающего 30-летнего ловеласа. Справедливости ради стоит добавить тот дрался храбро и успел отправить большинство противников к праотцам, прежде, чем сам отправился туда же. Кстати, и де Бюсси, и де Монсоро были ровесниками. А избавившись от ухажёра, семейство Монсоро прожило долгую и счастливую жизнь, оставив после себя шестерых детей, и умерев практически одновременно. Как в хорошей доброй сказке. Но кому это интересно, если версия событий, изложенная Дюма-отцом, более соответствует нашим представлениям о том, ?что такое хорошо и что такое плохо??
Метки: