Моё отношение к квадрату
…нетленный образ спрятан в склепе
непроницаемой ночи,
и созерцатель сути слепнет
от света смоляной свечи
А. Берлин
Первый вариант эссе на тему “Квадрат Малевича?, самым мистическим образом вдруг сложившийся в моём сознании, также непонятно какими силами был удалён из моего компьютера, будто эти силы решили проверить, на самом ли деле подаренное мне видение закрепилось в памяти, превратилось в стойкую позицию.
Итак, я постараюсь по крупицам воссоздать вчерашнее просветление на тему, от которой я был весьма далёк, над которой никогда не задумывался всерьёз и не пытался не только вникнуть в глубину вопроса, но даже поинтересоваться мнением тех, кто ?по умолчанию? должен его, это мнение, иметь.
Иными словами, каким бы созвучным с ?официальной? точкой зрения ни оказался ход моих мыслей, я утверждаю, что приводимые мной выкладки лишены какого-либо влияния извне и являются личным ?девственным? откровением.
Начну с практически всем известного наблюдения: изображение женщины, лишь слегка прикрытой одеянием, волнует особей мужского пола с гораздо большей интенсивностью, чем просто созерцание обнажённой натуры. Некая ?недосказанность? провоцирует воображение и заставляет ?домыслить? образы скрытых частей тела. Пространства для игры воображения, прямо скажем, немного, но каждый, тем не менее, видит что-то своё…
Перейду к более сложной задаче, явившейся триггером на моём увлекательном пути к ?прозрению?, и поделюсь логическим ходом своих мыслей, перекинув ?мостик? от первого примера к, собственно, самому предмету обсуждения – ?Чёрному квадрату?.
Вообразим себе выставленную в музее неоконченную (не исключено, что намеренно) работу скульптора, представленную в виде куска мрамора, на котором проработаны всего лишь несколько отдельных деталей тела человека: большой палец правой ноги, левый локоть и левое ухо, нижняя часть спины… Вероятно, большинство посетителей музея пройдут мимо подобного экспоната, не задерживая на нём своего внимания и лишь немногих он ?притянет? к себе надолго. Эти немногие, остановившись, пытаются проделать грандиозную работу по воссозданию в своём воображении возможных вариантов обозначенной несколькими штрихами скульптуры. Процесс созидания высвобождается из оков инерции мышления и овладевает творческой личностью. Воображаемое изваяние в своей конечной фазе зависит от личных качеств, опыта, предпочтений, художественного вкуса и пр., и пр.
Вот мы, наконец, и добрались до гениальной работы Казимира Малевича – гениальной, естественно, не по художественной сложности выполненного рисунка: подобную работу (заметьте, я даже ни разу не назвал её картиной) мог бы выполнить любой из нас, вооружившись школьной линейкой. Гениальность состоит в философской сути этой картины, мимо которой до недавнего времени и я прошёл бы в потоке созерцателей, пожимающих в недоумении плечами.
?Чёрный квадрат?!?
В его пространстве способно спрятаться зловещее и привлекательное, чудовищное и красивое, доброе и злое… Любые химеры, уместившиеся в конечный результат, – это не что иное, как творение человеческого воображения, творчества, фантазии, способных простираться бесконечно. Я бы нисколько не удивился проявлению ?воли? избранного числа наблюдателей, мысленно проникнувших в третье измерение квадрата, в глубине которого можно плутать бесконечно.
Именно в этом открылась для меня Истина Квадрата, и пусть каждый увидит в Нём своё!
P.S.
Интересно, что ?квадрат? в строгом понимании геометрической науки таковым не является: это четырёхугольник, очень близкий к квадрату. Заметить погрешность может лишь тренированный наблюдатель, а потому осмелюсь предположить, что такое преднамеренное искажение геометрии ?абсолютного? квадрата имело целью создать ещё большую неопределённость, подсознательное беспокойство…
Post Post Scrip-tum
?Если… представить Квадрат как поле для воображения, фантазий и поисков скрытого смысла, то зачем Квадрат?.. Ведь всегда можно дать волю пылкой фантазии и неуёмному воображению?…
- Можно, и мы нередко это делаем… На ?местном? уровне… Малевич спровоцировал весь мир!..
Шуточный разговор, как нельзя близко отражающий вышеизложенное:
Ты чего боишься больше всего ?
- Дантистов! А ты?
А я больше всего на свете боюсь темноты…
- Почему?
А ты представляешь себе, сколько в темноте прячется дантистов?!
непроницаемой ночи,
и созерцатель сути слепнет
от света смоляной свечи
А. Берлин
Первый вариант эссе на тему “Квадрат Малевича?, самым мистическим образом вдруг сложившийся в моём сознании, также непонятно какими силами был удалён из моего компьютера, будто эти силы решили проверить, на самом ли деле подаренное мне видение закрепилось в памяти, превратилось в стойкую позицию.
Итак, я постараюсь по крупицам воссоздать вчерашнее просветление на тему, от которой я был весьма далёк, над которой никогда не задумывался всерьёз и не пытался не только вникнуть в глубину вопроса, но даже поинтересоваться мнением тех, кто ?по умолчанию? должен его, это мнение, иметь.
Иными словами, каким бы созвучным с ?официальной? точкой зрения ни оказался ход моих мыслей, я утверждаю, что приводимые мной выкладки лишены какого-либо влияния извне и являются личным ?девственным? откровением.
Начну с практически всем известного наблюдения: изображение женщины, лишь слегка прикрытой одеянием, волнует особей мужского пола с гораздо большей интенсивностью, чем просто созерцание обнажённой натуры. Некая ?недосказанность? провоцирует воображение и заставляет ?домыслить? образы скрытых частей тела. Пространства для игры воображения, прямо скажем, немного, но каждый, тем не менее, видит что-то своё…
Перейду к более сложной задаче, явившейся триггером на моём увлекательном пути к ?прозрению?, и поделюсь логическим ходом своих мыслей, перекинув ?мостик? от первого примера к, собственно, самому предмету обсуждения – ?Чёрному квадрату?.
Вообразим себе выставленную в музее неоконченную (не исключено, что намеренно) работу скульптора, представленную в виде куска мрамора, на котором проработаны всего лишь несколько отдельных деталей тела человека: большой палец правой ноги, левый локоть и левое ухо, нижняя часть спины… Вероятно, большинство посетителей музея пройдут мимо подобного экспоната, не задерживая на нём своего внимания и лишь немногих он ?притянет? к себе надолго. Эти немногие, остановившись, пытаются проделать грандиозную работу по воссозданию в своём воображении возможных вариантов обозначенной несколькими штрихами скульптуры. Процесс созидания высвобождается из оков инерции мышления и овладевает творческой личностью. Воображаемое изваяние в своей конечной фазе зависит от личных качеств, опыта, предпочтений, художественного вкуса и пр., и пр.
Вот мы, наконец, и добрались до гениальной работы Казимира Малевича – гениальной, естественно, не по художественной сложности выполненного рисунка: подобную работу (заметьте, я даже ни разу не назвал её картиной) мог бы выполнить любой из нас, вооружившись школьной линейкой. Гениальность состоит в философской сути этой картины, мимо которой до недавнего времени и я прошёл бы в потоке созерцателей, пожимающих в недоумении плечами.
?Чёрный квадрат?!?
В его пространстве способно спрятаться зловещее и привлекательное, чудовищное и красивое, доброе и злое… Любые химеры, уместившиеся в конечный результат, – это не что иное, как творение человеческого воображения, творчества, фантазии, способных простираться бесконечно. Я бы нисколько не удивился проявлению ?воли? избранного числа наблюдателей, мысленно проникнувших в третье измерение квадрата, в глубине которого можно плутать бесконечно.
Именно в этом открылась для меня Истина Квадрата, и пусть каждый увидит в Нём своё!
P.S.
Интересно, что ?квадрат? в строгом понимании геометрической науки таковым не является: это четырёхугольник, очень близкий к квадрату. Заметить погрешность может лишь тренированный наблюдатель, а потому осмелюсь предположить, что такое преднамеренное искажение геометрии ?абсолютного? квадрата имело целью создать ещё большую неопределённость, подсознательное беспокойство…
Post Post Scrip-tum
?Если… представить Квадрат как поле для воображения, фантазий и поисков скрытого смысла, то зачем Квадрат?.. Ведь всегда можно дать волю пылкой фантазии и неуёмному воображению?…
- Можно, и мы нередко это делаем… На ?местном? уровне… Малевич спровоцировал весь мир!..
Шуточный разговор, как нельзя близко отражающий вышеизложенное:
Ты чего боишься больше всего ?
- Дантистов! А ты?
А я больше всего на свете боюсь темноты…
- Почему?
А ты представляешь себе, сколько в темноте прячется дантистов?!
Метки: