Пространство общения
"Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви могли постигнуть со всеми святыми, что ширина и долгота, и глубина и высота."
Послание к Ефесянам святого Апостола Павла 3:18
Добро - есть знание истины, сказал Сократ. Стремление к познанию истины подразумевает также стремление к добру.
Между людьми существует своего рода пространство человеческого общения, у которого, по аналогии с физическим пространством окружающего мира, есть свои три измерения, свои высота, длина и ширина.
Высота человеческого общения измеряется степенью невмешательства в дела другого, в его личную жизнь, общественную и производственную деятельность. Вмешательство, агресcия, психологическое давление, упреки и обиды, напротив, снижают высоту человеческого общения.
Общение расширяется (ширина), если активно выслушать собеседника, попытаться его понять, искренне посочувствовать и стараться посильно помочь.
Длина измеряется степенью открытости, сообщением о себе, своих мыслях, переживаниях, ожиданиях.
В тоталитарном обществе пространство человеческого общения деформируется. Вмешательство осуществляется в личную жизнь, общественную и производственную деятельность. Обычны стенды "Не проходите мимо." Высота стремится к нулю.
Что касается ширины, то в тоталитарном обществе обычна глухота к обращениям. Сочувствие рассматривается, как потакание. Стремление понять осуждается, как заведомое согласие. Библию, как и западную идеологию, критиковали, не читая ее. В итоге ширина сокращается до предела.
Длина, то есть открытость, отсутствует. Главный лозунг - враг подслушивает, приводит к осуждению "длинного языка" и сокращает общение до полной закрытости.
Таким образом, в тоталитарном обществе простанство человеческого общения по всем измерениям сокращается, человек превращается в точку, песчинку. Все общество превращается в песок, который легко пересыпать в нужном направлении.
Иначе строит общение с человеком Господь Бог.
Творец поистине высок. Более чем кто-либо он предоставляет свободу человеку и практически не вмешивается в его деятельность. Он создал этот мир и дал его человеку, дал человеку жизнь, разум, совесть и свободу воли. В сущности, источником многих несчастий у человека, является его собственное неправильное поведение, а не какое-то прямое вмешательство и ограничение со стороны Творца.
Творец терпеливо ожидает от человека правильного поведения и менее, чем кто бы то ни было, непосредственно вмешивается в его дела.
По ширине. Господь всегда готов нас выслушать, принять наши молитвы, понять, посочувствовать и посильно помочь.
По длине. Его открытость беспредельна, всем устройством мира и каждым днем и событием он открывает свою волю. Он дал нам Библию, пророков. И только потому, что мы сами ленивы и нелюбопытны, мы порой не исполняем его ожиданий.
Кроме общения человека с человеком, человека с Богом, можно рассмотреть также общение человека со своим внутренним миром, со своей душой.
На практике мы достаточно нечутки к своему внутреннему миру и своим побуждениям, среди которых немало благородных. Мы достаточно грубо подавляем свой внутренний мир, совесть, свое подсознание, сами себя разочаровываем, что ослабляет нас, приводит к заболеваниям и расстройствам. Мы ленимся дать своим побуждениям социальную форму выхода.
Нарушение общения со своим внутренним миром создает хронический внутренний конфликт, проявляющийся в физических и моральных страданиях. Налаживание же общения со своим внутренним миром, гармония души, совести делает человека сильнее, крепче, здоровее.
Представление о трехмерном пространстве общения может быть полезно для анализа взаимодействия самых разных систем, открытых и закрытых.
Днем, заглянув внутрь колодца, в его глубине мы можем увидеть отражения звезд. Так, заглянув в свою душу, мы можем увидеть в ней отражение неба.
Можно сказать, что Творец жизнь человеку дает в долг. Поэтому каждая индивидуальная жизнь имеет свой индивидуальный долг, свою цель жизни. Приходя в этот мир, младенец знает и чувствует свою цель. Затем, обучаясь ходить и говорить, приобретая множество навыков, он порой забывает главное, то, для чего пришел в этот мир. Забывает исполнять свой долг. В этом причина того, что он чувствует себя несчастным. Его тянет на место своего рождения и детства, чтобы вспомнить что-то главное, что-то важное для него.
Тяжкий грех убийства, вдвойне более тяжек при самоубийстве, потому, что мы дурно распоряжаемся тем, что нам не принадлежит, нашей и чужой жизнью, которая лишь находится в нашем пользовании, взята в долг.
Имея свободную волю, мы отвечаем за свои поcтупки, так как способны отличать добро от зла, выбирая добро и развитие, уходя от зла и невежества.
Натура человека двойственна. Он - это нечто целое, ограниченное. И одновременно он неполон, а поэтому является частью чего-то намного большего, чем он сам по себе. Сознавая и сохраняя себя, как целое, с детства он является эгоистом, смертным, боящимся умереть. Взрослея же, приобретает самосознание, то есть возможность и способность видеть себя со стороны, в ряду таких же людей, преодолевает свой эгоизм, научается заботиться о других, понимая, что он лишь часть бессмертного продолжающегося общего. Таким образом, живущее в душе каждого ощущение бессмертия, является не ошибкой восприятия мира, а интуитивным прозрением, обосновывающим альтруизм, стремление к добру и самоотверженность. Добродетель внутренне присуща человеку, однако, для осознания ее требуется определенная степень зрелости самого человека и зрелости его общения с другими людьми.
Кроме пространства человеческого общения существует также многомерное пространство человеческого счастья. Однако дорога туда идет именно через трехмерное пространство нормального человеческого общения.
Послание к Ефесянам святого Апостола Павла 3:18
Добро - есть знание истины, сказал Сократ. Стремление к познанию истины подразумевает также стремление к добру.
Между людьми существует своего рода пространство человеческого общения, у которого, по аналогии с физическим пространством окружающего мира, есть свои три измерения, свои высота, длина и ширина.
Высота человеческого общения измеряется степенью невмешательства в дела другого, в его личную жизнь, общественную и производственную деятельность. Вмешательство, агресcия, психологическое давление, упреки и обиды, напротив, снижают высоту человеческого общения.
Общение расширяется (ширина), если активно выслушать собеседника, попытаться его понять, искренне посочувствовать и стараться посильно помочь.
Длина измеряется степенью открытости, сообщением о себе, своих мыслях, переживаниях, ожиданиях.
В тоталитарном обществе пространство человеческого общения деформируется. Вмешательство осуществляется в личную жизнь, общественную и производственную деятельность. Обычны стенды "Не проходите мимо." Высота стремится к нулю.
Что касается ширины, то в тоталитарном обществе обычна глухота к обращениям. Сочувствие рассматривается, как потакание. Стремление понять осуждается, как заведомое согласие. Библию, как и западную идеологию, критиковали, не читая ее. В итоге ширина сокращается до предела.
Длина, то есть открытость, отсутствует. Главный лозунг - враг подслушивает, приводит к осуждению "длинного языка" и сокращает общение до полной закрытости.
Таким образом, в тоталитарном обществе простанство человеческого общения по всем измерениям сокращается, человек превращается в точку, песчинку. Все общество превращается в песок, который легко пересыпать в нужном направлении.
Иначе строит общение с человеком Господь Бог.
Творец поистине высок. Более чем кто-либо он предоставляет свободу человеку и практически не вмешивается в его деятельность. Он создал этот мир и дал его человеку, дал человеку жизнь, разум, совесть и свободу воли. В сущности, источником многих несчастий у человека, является его собственное неправильное поведение, а не какое-то прямое вмешательство и ограничение со стороны Творца.
Творец терпеливо ожидает от человека правильного поведения и менее, чем кто бы то ни было, непосредственно вмешивается в его дела.
По ширине. Господь всегда готов нас выслушать, принять наши молитвы, понять, посочувствовать и посильно помочь.
По длине. Его открытость беспредельна, всем устройством мира и каждым днем и событием он открывает свою волю. Он дал нам Библию, пророков. И только потому, что мы сами ленивы и нелюбопытны, мы порой не исполняем его ожиданий.
Кроме общения человека с человеком, человека с Богом, можно рассмотреть также общение человека со своим внутренним миром, со своей душой.
На практике мы достаточно нечутки к своему внутреннему миру и своим побуждениям, среди которых немало благородных. Мы достаточно грубо подавляем свой внутренний мир, совесть, свое подсознание, сами себя разочаровываем, что ослабляет нас, приводит к заболеваниям и расстройствам. Мы ленимся дать своим побуждениям социальную форму выхода.
Нарушение общения со своим внутренним миром создает хронический внутренний конфликт, проявляющийся в физических и моральных страданиях. Налаживание же общения со своим внутренним миром, гармония души, совести делает человека сильнее, крепче, здоровее.
Представление о трехмерном пространстве общения может быть полезно для анализа взаимодействия самых разных систем, открытых и закрытых.
Днем, заглянув внутрь колодца, в его глубине мы можем увидеть отражения звезд. Так, заглянув в свою душу, мы можем увидеть в ней отражение неба.
Можно сказать, что Творец жизнь человеку дает в долг. Поэтому каждая индивидуальная жизнь имеет свой индивидуальный долг, свою цель жизни. Приходя в этот мир, младенец знает и чувствует свою цель. Затем, обучаясь ходить и говорить, приобретая множество навыков, он порой забывает главное, то, для чего пришел в этот мир. Забывает исполнять свой долг. В этом причина того, что он чувствует себя несчастным. Его тянет на место своего рождения и детства, чтобы вспомнить что-то главное, что-то важное для него.
Тяжкий грех убийства, вдвойне более тяжек при самоубийстве, потому, что мы дурно распоряжаемся тем, что нам не принадлежит, нашей и чужой жизнью, которая лишь находится в нашем пользовании, взята в долг.
Имея свободную волю, мы отвечаем за свои поcтупки, так как способны отличать добро от зла, выбирая добро и развитие, уходя от зла и невежества.
Натура человека двойственна. Он - это нечто целое, ограниченное. И одновременно он неполон, а поэтому является частью чего-то намного большего, чем он сам по себе. Сознавая и сохраняя себя, как целое, с детства он является эгоистом, смертным, боящимся умереть. Взрослея же, приобретает самосознание, то есть возможность и способность видеть себя со стороны, в ряду таких же людей, преодолевает свой эгоизм, научается заботиться о других, понимая, что он лишь часть бессмертного продолжающегося общего. Таким образом, живущее в душе каждого ощущение бессмертия, является не ошибкой восприятия мира, а интуитивным прозрением, обосновывающим альтруизм, стремление к добру и самоотверженность. Добродетель внутренне присуща человеку, однако, для осознания ее требуется определенная степень зрелости самого человека и зрелости его общения с другими людьми.
Кроме пространства человеческого общения существует также многомерное пространство человеческого счастья. Однако дорога туда идет именно через трехмерное пространство нормального человеческого общения.
Метки: