Гении музыкального мира Часть 5

Сегодня исполнители музыки Баха разделены на два лагеря: предпочитающих
аутентичное исполнение(или "исторически ориентированное исполнение),то есть с
инструментов и методов эпохи Баха и исполняющих Баха на современных
инструментах.Во времена Баха не было таких больших хоров и оркестров,как
например,во времена Брамса,и даже наиболее масштабные его произведения,
такие,как меса си минор и пассионы,не предполагают исполнения большими
коллективами.Кроме того,в некоторых камерных произведениях Баха вообще
не указана инструментовка,поэтому сегодня известны разные версии исполнения
одних и тех же произведений.В органных произведениях он почти никогда не
указывал регистровку и смену мануалов.Из струнных клавишных инструментов Бах
предпочитал Клавикорд.Он встречался с Зильберманом и обсуждал с ним устройство
его нового инструмента,внеся вклад в создание современного фортепиано.Музыка
великого композитора для одних инструментов часто перекладывалась для
других.Например Бузони переложил органную токкату и фугу ре минор и некоторые
другие произведения фортепиано.

В популяризацию музыки Баха в 20 веке внесли свой вклад многочисленные
"облегченные" и "современные" версии его произведений.Среди них - широко
известные сегодня мелодии,исполненные Swingle Singers,и запись Венди Карлос
1968 года "Switched - On Bach",где использовался недавно изобретенный
синтезатор.Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты,такие как Жак Лусье.
Обработку Гольдберг - вариаций в стиле нью - вариации нью - эйдж исполнил
Джоэль Шпигельман.Среди российских современных исполнителей отдать должное
великому композитору попытался Федор Чистяков в своем альбоме 1997 года "Когда
проснется Бах".

В последние годы жизни и после смерти Баха его известность,как композитора
стала уменьшаться:его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим
классицизмом.Его больше знали и помнили,как исполнителя,педагога и отца Бахов -
младших,в первую очередь Карла Филиппа Эммануила,музыка которого была
известнее.Однако многие крупные композиторы,такие как Моцарт и Бетховен - знали
и любили творчество Иоганна Себастьяна.В России начала 19 века,как знатоки и
исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Шимановская и
Александр Грибоедов.Например,при посещении школы Св.Фомы Моцарт услышал один из
мотетов(BWV 225) и воскликнул: "Здесь есть чему поучиться!" - после чего
попросив ноты,долго и упоённо изучал их.Бетховен очень ценил музыку Баха.В
детстве он играл прелюдии и фуги из "Хорошо темперированного клавира",а позже
назвал Баха истинным отцом гармонии" и говорил,что "не Ручей,а Море ему имя."
(Слово Bach по - немецки значит "ручей").Произведения Иоганна Себастьяна
оказали влияние на многих композиторов.Некоторые темы из произведений Баха,
например тема токкаты и фуги ре минор - были многократно использованы в музыке
20 века.

Биография,написанная в 1803 году Иоганном Николаусом Форкелем - подстегнула
интерес широкой публики к его музыке.Все больше людей открывали для себя его
творения.Например Гёте,довольно поздно в своей жизни,познакомившийся с его
произведениями(в 1814 и 1815 годах в городе Бад - Берка - были исполнены
некоторые его клавирные и хоровые сочинения),в письме 1727 года сравнил
ощущение от музыки Баха с "Вечной гармонией в диалоге с самим собой".
Но,настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения Страстей по
Матфею в 1829 году в Берлине,организованное Феликсом Мендельсоном.Гегель,
посетивший концерт,позже назвал Баха "великим истинным протестантом сильным и
так сказать,эрудированным гением,которого мы только недавно вновь научились
ценить в полной мере".В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по
популяризации музыки Баха и рост известности композитора.В 1850 году было
основано Баховское общество,целью котрого являлись сбор,изучение и
распространение произведений великого композитора.В последующие полвека этим
обществом была проведена значительная работа по составлению и публикации
корпуса произведений гения.

В 20 веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его
сочинений.Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей:
широкое распространение получила идея аутентичного исполнения.Такие
исполнители,например используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры
меньшего размера,чем это было принято принято в 19 и начале 20 века, желая в
точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Некоторые композиторы выражали свое почтение Баху,включая в темы своих
произведений мотив BACH (си бемоль - ля - до - си в латинской нотации).Например
Лист написал прелюдию и фугу на тему BACH,а Шуман написал 6 фуг на ту же тему.
Эту же тему использовал и сам Бах,например,в 14 контрапункте из "Искусства
фуги".Многие композиторы брали пример с его произведений или использовали темы
из них.Примерами являются вариации на тему Диабелли Бетховена,прототипом,
которых являются "Гольдберг - вариации",24 прелюдии и фуги Шостаковича,
написанные под впечатлением от "хорошо темперированного клавира",и соната для
виолончели ре Мажор Брамса,в финал которой вставлены музыкальные цитаты из
"Искусства фуги".Хоральная прелюдия Ich ruf zu Dir,Herr Iesu Christ"(BWV 177) в
исполнении Гарри Гродберга звучит в фильме "Солярис"(1972 год).Музыка Баха в
числе лучших творений человечества записана на золотой диск "Вояджера".

Иоганн Себастьян Бах возглавил десятку самых великих композиторов всех времен и
народов(New York Times).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

************ ************

16.12.2021

Метки:
Предыдущий: Он омикрон... палиндромы
Следующий: Мысли хх 17 12 2021