Дворцы Петербурга. 64. Павловский дворец

Павловский дворец - золотисто-белый дворец в красивейшем месте Павловска,
построен на высоком берегу Славянки, виден даже с дальних точек парка и Павловска.
Его трёхэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом
на шестидесяти четырех колоннах, свет от которого был виден вечерами вдалеке -
самый ранний по времени постройки и самый изысканный по отделке.
Он создан Чарльзом Камероном в 80-х годах XVIII века.
Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус, архитектурной основы,
со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы.
После вступления Павла I на престол в 96 году XVIII века
Павловск стал загородной императорской резиденцией,
придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна расширил дворец в 90-х годах XVIII века.
Он возвёл вторые этажи над служебными корпусами,
пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор -
таков был замысел архитектурного творца.
На один этаж выросли и галереи-колоннады.
Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца.
Основной элемент декора - белая колонна: колонны украшают фасады центрального корпуса,
образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца.
Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями аканта,
опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона на фасаде -
с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде.
В. Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной:
изображениями воинских доспехов и трофеев, вензелями и коронами владельцев дворца.
И только в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы,
как бы открывающие въезд на парадный плац дворца.
Такой композиционный прием позволил связать в единый ансамбль новые и старые здания.
В начале XIX века Андрей Воронихин и Джакомо Кваренги завершили отделку фасадов
со стороны Собственного садика, создав своё архитектурное послание:
появились мраморное крыльцо с балюстрадами, балкон,
застеклённый полукруг ?Фонарика? - кабинета здания.
В 1806-1807 годах П. Гонзага расписал фресками стену галереи, обращенную к Славянке.
На ней изображены наполненные светом и уходящие вдаль аркады -
и лестницы величественных зданий вдалеке.
В историю русского искусства эта галерея вошла под названием Галереи Гонзага.
В 1822 году К. Росси разместил над Галереей Гонзага библиотеку с арочными окнами
и бюстами философов между ними.
Созданием библиотеки было завершено формирование дворцового ансамбля -
Хохяева, гости и архитекторы восхищались творениями своими.
Формирование коллекций Павловского дворца было не в старинных годах -
Оно связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 годах.
Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, вазы,
скульптуру, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы.
Королевские особы преподносили им различные подарки,
которые вошли в убранство залов дворца, радующего взоры и чувства.
Музей славится уникальными коллекциями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Особое место занимает коллекция античного искусства:
римская мраморная скульптура, бронзовая пластика и стекло (I в. до н.э.- III век нашей эры).
Первоклассные образцы западноевропейской и русской скульптуры XVIII века
украшают залы дворца ландшафтные композиции парка – творения нашей эры!
В коллекции западноевропейской живописи представлены:
итальянская школа XVI-XVIII веков работами А. Бронзино, Г. Рени, Ф. Альбани,
Сассоферато, Ф. Гварди, П. Баттони;
голландская и фламандская школы XVI-XVIII веков картинами А. Остаде, К. Пуленбурга,
Марсеуса ван Скрика, Д. Тенирса, П. Рубенса;
французская школы XVII-XVIII веков произведениями Ш. Лебрена, П. Миньяра,
Г. Робера – собраны были художественные чудеса!
Богатством и разнообразием отличается коллекция русской портретной живописи
и русского пейзажа ХVIII - начала XIX веков.
Из музейных предметов декоративно-прикладного искусства наиболее полно
представлена коллекция фарфора тех же веков,
как западноевропейского, особенно Севрской фарфоровой мануфактуры, так и русского,
производства Императорского фарфорового завода – нигде не встретишь прекраснее такого.
Среди предметов мебели наиболее интересными являются работы
Давида Рентгена (Германия) и Анри Жакоба (Франция),
а также русская мебель по рисункам А. Воронихина (Россия).
В убранстве залов дворца большое место занимают, как и во все последующие века,
произведения французского декоративного искусства ХVIII века:
гобелены, шелка обивок мебели и драпировки, фарфоровые сервизы и гарнитуры,
светильники, бра, канделябры и часы художественной бронзы с фигурками, слепленными с натуры.
В музейных фондах имеются коллекции акварелей, рисунков, миниатюр,
костюмов, тканей, вышивок, кружев, вееров, редких книг, гравюр,
стекла, изделий из цветного камня, предметов быта,
фонд ?Особая кладовая?, которая талатливым архитекторам открыта.

Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и? всегда!
? ?На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов? Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Метки:
Предыдущий: Малый Киря постарался взявши в руки гвоздодер
Следующий: Семь котов