Глава 14. Литературные забавы. Ч. 2
Иллюстрация из интернета.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЗАБАВЫ, НОВШЕСТВА, ИГРЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ЧАСТЬ 2
Нашла в интернете интересный конкурс по теме и статью
?Экспериментальная поэзия - обзор наших достижений?. Возможно, цитаты из статьи помогут и авторам Прозы. Итак,
Первый Конкурсный Проект
В завершение Конкурса Занимательного Стихосложения обзор проектных достижений в экспериментальной (комбинаторной) поэзии, потому как в эту область практически не ступает нога большинства авторов стихиры. Авторы Проекта, конечно, охватили не все многообразие подобных поэтических упражнений, но похвастаться все-таки есть чем. А заодно и мини-ликбез провести для тех, кто не слишком в курсе этого туманного трюкачества.
В обзоре использованы материалы следующих ресурсов:
Т. Бонч-Осмоловская. Комбинаторное искусство
http://www.ashtray.ru/main/texts/experlit/expind.htm
Сайт Тима Скоренко
http://www.timopheus.na.by/poezia5.html
Словарь поэтических терминов на портале "РУССКИЕ РИФМЫ"
http://rifma.com.ru/Poetic-1.htm
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ представляет собой создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам. Стихи основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр.
К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, П-стихи, интерактивные тексты и т.п.
Оригинальный слоговый акростих (нотный) представил на конкурс
Константинс Ефимовс:
ЛЯ минором сожженных мостов
ДОпоёт песню память, тоскуя.
МИр застыл штилем яхт парусов.
ДОждь слезинки у тучи ворует.
РЕбус жизни загаданный, вновь
РЕдактирует старые чувства.
ДОм, сосна, сын и вера в любовь,
СИла воли - ответ безрассудствам.
МИфы прошлых забытых потерь
МИражами ошибок бездумных,
РЕквизитами судеб людей
(РЕжиссёр не раскроет задумки)
ЛЯгут нотой в его партитуры.
(http://www.stihi.ru/2007/12/11/2055)
В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию ("Подмосковные вечера"). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).
Прихожу к выводу: богата талантами человеческая природа – надо только не прозябать, но испытать себя. Как написал когда-то мой ученик Тимур Гагин:
Ищи в себе талант сегодня,
Чтоб дар природный не пропал,
Чтоб он звездою путеводной
Кому-то в жизни засиял.
И началом могут стать даже простейшие детские забавы.
ДЕТСКИЕ СТИХОТВОРНЫЕ ИГРЫ и забавы – важнейшая часть развития личности. Всем известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, смешилки, страшилки, скороговорки и даже шумелки и пыхтелки…
Без этих весёлых стишков, наполненных юмором, фантазией, звукоподражаниями, ритмом и рифмами, ребёнок не овладеет своим родным языком в совершенстве. Их сочиняли не только безвестные народные авторы, любящие своих детей родители, бабушки, дедушки или воспитатели, но и прославленные поэты
Литературные КРИЧАЛКИ, ТАРАТОРКИ, ВЕСЁЛКИ, ЗВЕНЕЛКИ – это чувства ребёнка, понятые поэтами и запечатлённые в слове:
Ой-да,
ой-да,
ой-да, ух!
Я лечу,
лечу,
как пух!
А навстречу мне лесок,
И неба тёплого кусок,
И в речке синяя вода!
Ой-да,
ой-да,
ой-да, да!
(Лев Квитко ?Качели?)
Фольклорная ПРИБАУТКА – яркая словесная картинка повседневных впечатлений ребёнка. Эти образы, не всегда реальные, иногда нелепые, помогают увидеть смешное в жизни. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предлагая слушателю самому разобраться, где правда, а где ложь.
Часто поэты обыгрывают переносное значение слова, и тогда получаются замечательные стихи, как у Ирины Токмаковой:
В одной стране, чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Ещё один любимый детский жанр – ПЕРЕВЁРТЫШИ, их содержание – заведомая нелепость, чепуха. Название придумал К.Чуковский, он считал, что в таких стихах ребёнок проверяет свои знания о мире и потому придавал им большое значение и сам был мастером их написания
Мастера современных перевёртышей: Олег Григорьев, Эдуард Успенский, Ирина Токмакова, Борис Заходер. А как не вспомнить Григория Остера с его удивительно остроумными ?Вредными советами?, написанными великолепным верлибром:
Затыкайте уши ватой
Перед первым сентября
И спокойно на уроках
Отдыхайте в тишине,
Наблюдая с интересом,
Как учитель у доски
Открывает рот беззвучно
И губами шевелит.
Как приятно будет в мае
Вынуть вату из ушей!
Как просторно будет мыслям
Кувыркаться в голове!
Фольклорные ДРАЗНИЛКИ не могут не вызвать улыбки, но это не злая насмешка. Нет, она добрая, хотя и лукавая. Одну из самых известных литературных дразнилок сочинил Эдуард Успенский, вспомните популярный мультик и улыбнитесь:
- Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой! –
- А я дедушку не бил,
А я дедушку любил!
ИГРЫ СО СЛОВАМИ, изобретение новых смешных слов – увлечение не только детей, но и взрослых. Например, у С.Маршака:
Доктор выслушал младенца,
А потом и говорит:
- Инфлюэнца-симуленца,
Притворенца, лодырнит!
Борис Заходер, виртуоз таких игр, переосмысливает не только слова, но и части слов. Например, наречие ?опять? он разделил на междометие ?О!? и числительное ?пять?, да ещё и удивляется:
Зачем мы его произносим,
Хотя мы свободно могли бы сказать:
Ошесть, и осемь, и овосемь?!
Чем дальше, тем больше раздумий:
Молчит этажерка, молчит и тахта –
У них не добьёшься ответа,
Зачем эта ХТА обязательно ТА,
А ЖЕРКА, как правило, ЭТА?
Олег Григорьев обыгрывает омонимы:
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат её, мальчик Иван,
Тоже разбил...стакан.
И, наконец, как не вспомнить ещё одну любимую детскую забаву – СТРАШИЛКИ.
Вот одна из них:
Дети на пляже в песочек играли,
Бедную Свету совсем закопали.
Вновь повстречались годков через пять:
?Может, пойти и её откопать??
От детских экспериментов и игр переходим к забавам взрослых и даже очень известных поэтов. Начало ХХ века было богато на такие забавы.
ЗАУМЬ, или ЗАУМНЫЙ СТИХ — термин, придуманный футуристом А.Кручёных. Он отказался от прежнего языка, заменив его особым, личным, не имеющим понятного всем смысла. Зачем? Чтобы передать внутренние душевные ощущения автора, как в этом стихотворении В.Хлебникова :
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Прониклись ощущениями? Или хотя бы угадали их?
КОНСТРУКТИВИСТЫ впервые заявили о себе в Москве весной 1922 года. Поэтические принципы, декларируемые (и осуществляемые) конструктивистами на практике, в отличие от многих групп того времени, отличались "лица необщим выраженьем".
Первыми членами группы конструктивистов стали поэты А.Чичерин, И.Сельвинский и критик К.Зелинский, теоретик группы: на первый план выдвигался принцип литературного произведения как конструкции.
В окружающей действительности главным провозглашался технический прогресс:"Конструктивизм как абсолютно творческая школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы, порознь, вопят: звук, ритм, образ, заумь и т.д., мы, акцентируя И, говорим: И звук, И ритм, И образ, И заумь, И всякий новый возможный приём, в котором встретится действительная необходимость при установке конструкции".
Образец поэзии конструктивистов приводит Евгений Шейнман в своём очерке "Забытые имена (сайт Проза.ру):
Илья Сельвинский.
"Ранние его произведения отличаются экспериментаторством в области поэтической формы и языка. Поэт отстаивал позиции конструктивистов... Кажется, что его стихи – это заготовки, зажатые в токарный станок, с которых резцом снимается стружка.
В качестве примера можно назвать поэму ?Улялаевщина? (1927, новый вариант 1956):
Забойщики, вагранщики, сверловщики, чеканщики,
Строгальщики, клепальщики, бойцы и маляры,
Выблескивая в лоске литье ребер и чекан щеки
Лихорадили от революционных малярий.
Хотя бы секунду, секунду хотя бы
Открыть клапана застоявшихся бурь...
А в это время Петербург
Вдребезги рухнул в Октябрь.
КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. ?contamination? - смешение) – 1)соединение текстов разных редакций одного произведения; 2)возникновение нового слова при смешении частей разных слов, а также авторское соединение двух слов в одно:
В Академии поэзии — в озерзамке беломраморном,
Ежегодно мая первого фиолетовый концерт.
(И.Северянин)
Этот приём виден в названиях сказок К.Чуковского (?Мойдодыр?, ?Доктор Айболит?).
Контаминацией называют также включение в текст строк из произведений других авторов, например в первой строке из стихотворения В.Брюсова узнаваемы лермонтовские слова:
Везде — торжественно и чудно,
Везде — сиянья красоты,
Весной стоцветно-изумрудной,
Зимой — в раздольях пустоты.
Другое название этого приёма – центон.
Продолжение рассказа о литературных забавах и развлечениях в следующей части на
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЗАБАВЫ, НОВШЕСТВА, ИГРЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ЧАСТЬ 2
Нашла в интернете интересный конкурс по теме и статью
?Экспериментальная поэзия - обзор наших достижений?. Возможно, цитаты из статьи помогут и авторам Прозы. Итак,
Первый Конкурсный Проект
В завершение Конкурса Занимательного Стихосложения обзор проектных достижений в экспериментальной (комбинаторной) поэзии, потому как в эту область практически не ступает нога большинства авторов стихиры. Авторы Проекта, конечно, охватили не все многообразие подобных поэтических упражнений, но похвастаться все-таки есть чем. А заодно и мини-ликбез провести для тех, кто не слишком в курсе этого туманного трюкачества.
В обзоре использованы материалы следующих ресурсов:
Т. Бонч-Осмоловская. Комбинаторное искусство
http://www.ashtray.ru/main/texts/experlit/expind.htm
Сайт Тима Скоренко
http://www.timopheus.na.by/poezia5.html
Словарь поэтических терминов на портале "РУССКИЕ РИФМЫ"
http://rifma.com.ru/Poetic-1.htm
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ представляет собой создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам. Стихи основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр.
К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, П-стихи, интерактивные тексты и т.п.
Оригинальный слоговый акростих (нотный) представил на конкурс
Константинс Ефимовс:
ЛЯ минором сожженных мостов
ДОпоёт песню память, тоскуя.
МИр застыл штилем яхт парусов.
ДОждь слезинки у тучи ворует.
РЕбус жизни загаданный, вновь
РЕдактирует старые чувства.
ДОм, сосна, сын и вера в любовь,
СИла воли - ответ безрассудствам.
МИфы прошлых забытых потерь
МИражами ошибок бездумных,
РЕквизитами судеб людей
(РЕжиссёр не раскроет задумки)
ЛЯгут нотой в его партитуры.
(http://www.stihi.ru/2007/12/11/2055)
В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию ("Подмосковные вечера"). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).
Прихожу к выводу: богата талантами человеческая природа – надо только не прозябать, но испытать себя. Как написал когда-то мой ученик Тимур Гагин:
Ищи в себе талант сегодня,
Чтоб дар природный не пропал,
Чтоб он звездою путеводной
Кому-то в жизни засиял.
И началом могут стать даже простейшие детские забавы.
ДЕТСКИЕ СТИХОТВОРНЫЕ ИГРЫ и забавы – важнейшая часть развития личности. Всем известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, смешилки, страшилки, скороговорки и даже шумелки и пыхтелки…
Без этих весёлых стишков, наполненных юмором, фантазией, звукоподражаниями, ритмом и рифмами, ребёнок не овладеет своим родным языком в совершенстве. Их сочиняли не только безвестные народные авторы, любящие своих детей родители, бабушки, дедушки или воспитатели, но и прославленные поэты
Литературные КРИЧАЛКИ, ТАРАТОРКИ, ВЕСЁЛКИ, ЗВЕНЕЛКИ – это чувства ребёнка, понятые поэтами и запечатлённые в слове:
Ой-да,
ой-да,
ой-да, ух!
Я лечу,
лечу,
как пух!
А навстречу мне лесок,
И неба тёплого кусок,
И в речке синяя вода!
Ой-да,
ой-да,
ой-да, да!
(Лев Квитко ?Качели?)
Фольклорная ПРИБАУТКА – яркая словесная картинка повседневных впечатлений ребёнка. Эти образы, не всегда реальные, иногда нелепые, помогают увидеть смешное в жизни. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предлагая слушателю самому разобраться, где правда, а где ложь.
Часто поэты обыгрывают переносное значение слова, и тогда получаются замечательные стихи, как у Ирины Токмаковой:
В одной стране, чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Ещё один любимый детский жанр – ПЕРЕВЁРТЫШИ, их содержание – заведомая нелепость, чепуха. Название придумал К.Чуковский, он считал, что в таких стихах ребёнок проверяет свои знания о мире и потому придавал им большое значение и сам был мастером их написания
Мастера современных перевёртышей: Олег Григорьев, Эдуард Успенский, Ирина Токмакова, Борис Заходер. А как не вспомнить Григория Остера с его удивительно остроумными ?Вредными советами?, написанными великолепным верлибром:
Затыкайте уши ватой
Перед первым сентября
И спокойно на уроках
Отдыхайте в тишине,
Наблюдая с интересом,
Как учитель у доски
Открывает рот беззвучно
И губами шевелит.
Как приятно будет в мае
Вынуть вату из ушей!
Как просторно будет мыслям
Кувыркаться в голове!
Фольклорные ДРАЗНИЛКИ не могут не вызвать улыбки, но это не злая насмешка. Нет, она добрая, хотя и лукавая. Одну из самых известных литературных дразнилок сочинил Эдуард Успенский, вспомните популярный мультик и улыбнитесь:
- Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой! –
- А я дедушку не бил,
А я дедушку любил!
ИГРЫ СО СЛОВАМИ, изобретение новых смешных слов – увлечение не только детей, но и взрослых. Например, у С.Маршака:
Доктор выслушал младенца,
А потом и говорит:
- Инфлюэнца-симуленца,
Притворенца, лодырнит!
Борис Заходер, виртуоз таких игр, переосмысливает не только слова, но и части слов. Например, наречие ?опять? он разделил на междометие ?О!? и числительное ?пять?, да ещё и удивляется:
Зачем мы его произносим,
Хотя мы свободно могли бы сказать:
Ошесть, и осемь, и овосемь?!
Чем дальше, тем больше раздумий:
Молчит этажерка, молчит и тахта –
У них не добьёшься ответа,
Зачем эта ХТА обязательно ТА,
А ЖЕРКА, как правило, ЭТА?
Олег Григорьев обыгрывает омонимы:
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат её, мальчик Иван,
Тоже разбил...стакан.
И, наконец, как не вспомнить ещё одну любимую детскую забаву – СТРАШИЛКИ.
Вот одна из них:
Дети на пляже в песочек играли,
Бедную Свету совсем закопали.
Вновь повстречались годков через пять:
?Может, пойти и её откопать??
От детских экспериментов и игр переходим к забавам взрослых и даже очень известных поэтов. Начало ХХ века было богато на такие забавы.
ЗАУМЬ, или ЗАУМНЫЙ СТИХ — термин, придуманный футуристом А.Кручёных. Он отказался от прежнего языка, заменив его особым, личным, не имеющим понятного всем смысла. Зачем? Чтобы передать внутренние душевные ощущения автора, как в этом стихотворении В.Хлебникова :
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Прониклись ощущениями? Или хотя бы угадали их?
КОНСТРУКТИВИСТЫ впервые заявили о себе в Москве весной 1922 года. Поэтические принципы, декларируемые (и осуществляемые) конструктивистами на практике, в отличие от многих групп того времени, отличались "лица необщим выраженьем".
Первыми членами группы конструктивистов стали поэты А.Чичерин, И.Сельвинский и критик К.Зелинский, теоретик группы: на первый план выдвигался принцип литературного произведения как конструкции.
В окружающей действительности главным провозглашался технический прогресс:"Конструктивизм как абсолютно творческая школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы, порознь, вопят: звук, ритм, образ, заумь и т.д., мы, акцентируя И, говорим: И звук, И ритм, И образ, И заумь, И всякий новый возможный приём, в котором встретится действительная необходимость при установке конструкции".
Образец поэзии конструктивистов приводит Евгений Шейнман в своём очерке "Забытые имена (сайт Проза.ру):
Илья Сельвинский.
"Ранние его произведения отличаются экспериментаторством в области поэтической формы и языка. Поэт отстаивал позиции конструктивистов... Кажется, что его стихи – это заготовки, зажатые в токарный станок, с которых резцом снимается стружка.
В качестве примера можно назвать поэму ?Улялаевщина? (1927, новый вариант 1956):
Забойщики, вагранщики, сверловщики, чеканщики,
Строгальщики, клепальщики, бойцы и маляры,
Выблескивая в лоске литье ребер и чекан щеки
Лихорадили от революционных малярий.
Хотя бы секунду, секунду хотя бы
Открыть клапана застоявшихся бурь...
А в это время Петербург
Вдребезги рухнул в Октябрь.
КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. ?contamination? - смешение) – 1)соединение текстов разных редакций одного произведения; 2)возникновение нового слова при смешении частей разных слов, а также авторское соединение двух слов в одно:
В Академии поэзии — в озерзамке беломраморном,
Ежегодно мая первого фиолетовый концерт.
(И.Северянин)
Этот приём виден в названиях сказок К.Чуковского (?Мойдодыр?, ?Доктор Айболит?).
Контаминацией называют также включение в текст строк из произведений других авторов, например в первой строке из стихотворения В.Брюсова узнаваемы лермонтовские слова:
Везде — торжественно и чудно,
Везде — сиянья красоты,
Весной стоцветно-изумрудной,
Зимой — в раздольях пустоты.
Другое название этого приёма – центон.
Продолжение рассказа о литературных забавах и развлечениях в следующей части на
Метки: