Юридические сказки славян

Гуманитарные знания (как жить рядом с другим человеком) и технические знания ( как заставить машину работать лучше) неравнозначны... и ценность, на мой взгляд, первых самоочевидна.
В настоящее время возросло значение юридической культуры народа, которая закреплена в его устных преданиях и в сказках, которые учат уму - разуму, учат тому, как отстоять свои интерес в конфликтной ситуации.
Юридические знания - есть средство, которое приходится использовать в повседневной жизни. Юридическая мудрость вырабатывается живущим поколением и наследуется поколением, идущим следом.
Юридическая информация, что заложена в сказках и в комментариях к ним, работает, как библейская притча, передаёт красоту мысли для ума и образность для души и сердца, передаёт вековые истины, вековую мудрость народа. Мудрость - это и мысль в понятиях, и мысль, соединенная с волей, за которой следует поступок героя сказки.
Комментарий же к сказкам дает возможность воспринимать, осознавать и осмысливать старинные народные сказки в их современной трактовке.
Сами сказки иллюстрируют отдельные понятия и положения права, которые динамичны в силу жизненных обстоятельств, но, тем не менее, несут вечное... то, что лежит в основе права разных народов.
Понять мораль сказки, вынести нравственное правило - вот задача читающего, а для этого необходимо всего лишь усилие ума... Усилие ума и есть твой творческий труд, дорогой читатель.
Итак, творческого тебе, уважаемый читатель, прочтения древней народной мудрости - СКАЗОК.

Мастер ГОСПА А.В.Шамов

1. СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ
Ехали два мещанина на повозках по делам. Повстречались на мосту. Никто не хотел уступать дорогу, так оба и свалились в речку. Обратились к старосте деревни, что была рядом. А тот отвел их к судье. Судья спросил:
-Как случилось, что вы не уступили друг другу дорогу? Один из спорщиков отвечает:
-Я, Ваша честь, торопился на праздник, повстречался с этим человеком, но он не уступил мне дорогу. Второй спорщик сказал:
- Однажды один человек оказал мне большую услугу. Теперь он попал в беду. Я спешил к нему на помощь. Поэтому я не уступил дорогу. Судья подумал и вынес вердикт:
- Тот, кто спешил на праздник, должен возместить убытки тому, кто торопился на помощь.

Наличие четких правил исключает неопределенность и позволяет ?разъехаться? на жизненной дороге. Все мы желаем, чтобы жизнь была упорядочена. Сегодня на мостах стоят знаки права преимущественного проезда. Нужда здесь роли не играет никакой.
Если что-то запрещается, то везде, всегда и каждому. Сегодня нам это нравится, ибо этого у нас никогда не было. У нас среди равных были ?самые равные?. Им разрешалось то, что формально запрещалось всем. Строгое право лучше бесправья, но и ему можно бросить упрек в несправедливости. Скажем, врач спешит к умирающему, а знак “ЗАКОН” требует уступить дорогу. Принцип равенства перед ЗАКОНОМ игнорируют частности и обстоятельства. Судья в нашей сказке решил дело в пользу того, у кого была большая нужда. Поэтому у нас “скорая помощь” и пожарная автомашина ездят свободнее, чем другие. При бесправье принимается выгодное решение, при строгом праве -правильное, при развитой правовой культуре - справедливое.
А сюжеты этих сказок в чем-то спорные, в чем-то поучительные, а по- другому их, наверное, и не надо воспринимать.


2. ВОЛШЕБНЫЕ КАМНИ
Жил был в Чигирине богатый купец, и было у него три сына: Андрей, Александр и Алексей. Купец очень ценил образование и отправил всех троих учиться в Киев. Молодые люди не слишком утруждали себя учебой, а когда настали каникулы, все трое решили отправиться странствовать.
В пути им встретилась дряхлая старушка.
- Не купите ли, молодые люди, мою книгу?
-А что в ней особенного?
-О внучек,- отвечала старушка,- эта книга может оживлять мертвых. Стоит только раскрыть её над умершим - и человек встанет.
Андрей купил эту книгу, и братья продолжали путь.
Вскоре им встретился согнутый годами старец.
-Не купите ли, внуки, коврик, на котором можно летать по воздуху?
Александр, не задумываясь, купил предложенный коврик. Подошли братья к лесу и видят: у опушки два камня сближаются друг с другом и превращаются в один, а потом вновь разъединяются. Алексей понял, что это волшебные камни, и подобрал их. Подходя к селу, они увидели группу плачущих людей над телом прекрасной девушки.
Андрей предложил за большие деньги оживить девушку. Те согласились. Андрей раскрыл книгу - и девушка ожила. Как только братья получили деньги, Александр расстелил коврик, и братья вместе с девушкой вступили на него и улетели на берег моря.
Там они достали корабль и поплыли в другую страну. В пути их застиг жестокий шторм, и быть бы им всем на дне морском, если бы не волшебные камни Алексея. На берегу между братьями разгорелся спор: кому должна принадлежать девушка. Не придя к согласию, братья передали своё дело на суд царя. Царь вынес решение: разделить девушку на три части и выдать братьям. Так как свои части братья оставили, Алексей собрал все части вместе, и девушка вновь оказалась живой, и они зажили с Алексеем счастливо.

Странствуя, братья приобретают три чудесные вещи. Умыкают девушку, не забыв получить гонорар. В конце путешествия затевают спор, кому должна принадлежать девушка. Царь приказывает разделить девушку. Что хотел царь, вынося такое решение? Может, надеялся, что кто-то из братьев попросит сохранить девушке жизнь?
В конечном счете волшебное средство камней – исцеление( природное, не купленное) сыграло в этой сказке решающую роль. Проходит через сказку мысль о силе природы, которая исцеляет и которая выше и денег, и вещей, и писаного закона. И ещё: треть тела девушки утрачивает качество целого и не есть треть девушки... – суждение, имеющее силу природного закона.
К счастью, целостность и, стало быть, жизнь девушки восстановлены, и наступает… “хеппи энд”.


3.ЗНАНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.
В отдаленном хуторке жил со своей семьей охотник. Кормился охотой да тем, что ежегодно засевал рожью поле. Была у охотника ворона Кара, которая весь день проводила на монастырском дворе, а домой возвращалась поздно вечером и рассказывала охотнику, что услышала за день. Охотник использовал услышанное в свою пользу, и его семья жила в достатке.
И вот как-то сидит ворона на дереве и слышит, как епископ говорит писцу:
-Пиши: больше дождя не будет. Наступит засуха, а за ней придет голод, который никого не минует. Дождь выпадет только в горах.
Рассказала ворона охотнику услышанное и посоветовала засеять поле высоко в горах.
Тот постарался и сделал так, как сказала Кара. Нигде не выпало за лето дождя, зато в горах его было достаточно. Ворона же всё летала и летала на монастырский двор и как-то слышит, как монах пишет и приговаривает:
-Нынче пусть будет невиданный голод. Если где-то зазеленело поле, то пусть туда приползут сто тысяч червяков и насекомых и сожрут урожай.
Кара поспешила домой, рассказала услышанное и посоветовала позвать на помощь сто тысяч скворцов и воробьев. Так охотник и сделал. На его зов прилетели птицы и склевали вредителей, а поле зеленело по-прежнему.
Сидит ворона на дереве и слышит:
- Голод нынче будет самый жестокий. На рожь, там где она заскирдована, с неба упадут сто тысяч мышей и сожрут всё до зернышка.
Прилетела ворона домой и рассказывает:
- Завтра упадут с неба сто тысяч мышей, а ты позови сто тысяч кошек и спасёшь свой урожай. Послушался охотник Кару, а наутро сто тысяч кошек точили когти около гумна. Едва мыши спускались на землю, как на них бросались кошки. Охотник собрал хороший урожай, и у него в голодный год было достаточно хлеба для своей семьи.


Противостоять силам небесным …. и силам природы человеку всегда было непросто. При всей любви к мышам человек не может позволить портить его продукты и распространять болезни. С одной стороны, нельзя бороться с собственным домом – природой, с другой, если держаться радикального экологического мировоззрения, то человеку останется только сидеть и рисовать пейзажи, пока не закончится хлеб насущный.
Ворона в сказке - символ информации и (по большому счету) символ науки, и мы свидетели трудового общения человека с природой. Кара не только сообщает, что произойдёт, но и указывает, что надо делать. Да, информационный ресурс ворованный, но тот, кто владеет информацией, поступает правильно и за ним следует успех.
Предсказание, записанное в монастыре, сбылось – голод настал, но для того, у кого не было умного помощника. Действительно, старание… и трудолюбие - важные добродетели, но что они стоят без информации? Следовательно, как говорят в народе, - знание и труд всё перетрут.

Метки:
Предыдущий: Почему так происходит?
Следующий: В стылом воздухе морозном