Глава 15. Поэтический язык

ГЛУБИНЫ ОБРАЗНОГО ПРОСТРАНСТВА
Поэтический язык

Когда стихи сияют совершенством,
Они дарят читателя блаженством.
Абдуррахман Джами, персидский поэт, XV век

В этой главе, дорогой читатель, ты поднимаешься на самый верх той лестницы, что ведёт к постижению тайн поэзии, чтобы насладиться её совершенством.
- Каждому ли это доступно?
- Да.
- Так просто? Откроешь стихи, прочитаешь — и всё понятно?
- А вот тут мне придётся кое-что пояснить. Действительно, доступно, но при условии, что у человека развит поэтический слух.
- А это ещё что такое? Про музыкальный слух я знаю, а вот поэтический... Разве есть такой?

- Конечно, есть. Это внимание к слову, умение видеть его многослойность, понять не только верхний — прямой — смысл, но и глубинный, в котором многовековые корни.

В начале ХХ века русский филолог А.А.Потебня разработал — вернее не разработал (оно уже существовало), а углубил учение о двух типах речи: поэтической и прозаической. Он утверждал, что только для поээии характерно полное ощущение слова, в котором сохраняется память о том, по какому образному признаку оно возникло.

Странствуя в веках, слова или теряют что-то или, наоборот, покрываются, как дерево, корой, пряча сердцевину вглубь, и первоначальный их образ как бы стирается. Вот почему Давид Самойлов признался:

Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.

Задача поэта (то, что Самойлов назвал ?ремеслом?) — восстановить этот древнейший образ. Об этом же — и строки Новеллы Матвеевой:

Когда потеряют значенья
Слова и предметы,
На землю для их обновленья
Приходят поэты…

А ведь слова не только называют предмет или явление, но дополнительно (!) могут выразить оттенки чувств, авторскую оценку. В толковых словарях есть стилистические пометы: ироническое, шутливое, фамильярное, неодобрительное, бранное и т.д.
Вот пример: человека, помогающего кому-либо, называют помощником, но если дело это дурное, то помощник превращается в пособника, и этот синоним имеет явно отрицательный смысл. Одну и ту же мысль можно передать совершенно разными по эмоциональной окраске однокоренными словами, что доказал в своей ?Риторике? уже М.Ломоносов:
Робкая дева трепещет.
Трусливая девка дрожит.

К.Паустовский, много лет преподававший в Литературном институте, отмечает: ?Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть. Самые стёртые, до конца ?выговоренные? нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!?

Однако для этого не только поэт, но и читатель должен обладать воображением и, конечно, знаниями о языке, культуре.
- Опять учиться?!
- Ну, если вам так надоело учиться, то хотя бы просто медленно и внимательно перечитайте стихи классиков, прошедшие проверку временем, и задумайтесь...
- О чём думать-то?
- Например, о слове…

Исследователь поэтического языка Е.Эткинд учит: ? Слово в поэзии значит гораздо больше, чем его значение в словаре?. Истинные поэты всегда понимали это и добавляли:

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты. (Н.Рыленков)

Если у вас не было собственных переживаний, вам труднее будет понять мысли и образы поэта. Поэтому не прячьтесь, как улитка в свой домик, в уют квартиры - не бойтесь трудностей, испытаний, страстей. Живите ярко, дерзко, интересно!

Ещё одно обязательное условие: постарайтесь стать хорошим читателем. Когда-то Ин.Анненский воскликнул пророчески: ?Самое чтение поэта есть уже творчество!? По словам М.Цветаевой, оно становится и сотворчеством. Умное, правильное чтение К.Чуковский называет даже талантом.

Вот какое огромное значение придавали они чтению. Из глубины веков великий немецкий поэт И.Гёте мудро напоминает нам:
Wer den Dichter will verstehen
Muss in Dichters Lande gehen. –
Перевод этих строк: ?Кто хочет понять поэта, должен войти в его мир?. А двери в этот мир открывает Чтение.

Категоричен был О.Мандельштам: ?Только человек, любящий поэзию, имеет душу?. Можно поспорить, но, если убрать частицу ?только?, согласятся с ним, я думаю, многие, вложив в слово ?душа? самый высокий смысл.

Никто не рождается с поэтическим слухом, но его можно воспитать — я в этом уверена. Можно! И с помощью учителей, и с помощью книг, и — самому, если не просто читать или слушать, но внимать:
И слово давнее ?внимать?
Казалось мне высокопарным,
Пока не стала понимать –
Бывает слушатель бездарным,
Пока не стала различать –
Что значит слушать со вниманьем,
И слово умное ?внимать?
Вдруг озарилось пониманьем.
(Т.Невская)

Если же говорить о начинающих поэтах, то работа со словом и над словом должна быть для них постоянной и упорной. Как напоминание об этом - строки В.Брюсова:

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!

В этой метафоре отражено и удивительное своеобразие языка, и трудности овладения его богатством, и то, что каждый человек может стать хозяином в нём, однако обязан подчиняться его законам!

Ну а теперь, если я убедила вас стать внимательным читателем, познакомимся с особенностями поэтического языка, чтобы понять, в чём же покоряющая сила воздействия поэзии на людей.
В основе этой силы, этого воздействия лежит ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. О нём в следующей части.

Продолжение на

Метки:
Предыдущий: Выдох
Следующий: Вересковая пустошь