Легенда о серебряном всаднике. Сказание второе Сот
Сказание второе
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА1
Верепаз сущий мир меж богов поделил,
Долю каждому мудро отмерил.
А небесный удел от шайтановых сил
Охранять богу Грома доверил.
Пургине молний-стрел к вратам Божьим принес,
Справил радугу-лук семислойный.
Тетиву и пращу сплел из сестриных кос
Встал на стражу воитель достойный.
Ох, не стало житья на земле Сатане,
Приуныла бесовская свита.
Чуть покажется кто, загремит Пургине,
И отбросит нечистый копыта.
Не умен, да хитер был, однако, тот бес,
Он залез на высокую гору.
И, приблизившись к спящему стражу небес,
Приступил, не спеша к разговору:
?Ты на свете сильнее и доблестней всех,
Но удел не дало тебе Время.
Уж состарился Шкай, небольшой будет грех
Скинуть власти постылое бремя.
Надо взять эту власть, утолить свою страсть,
Подчинить мир безудержной воле.
Укрепить гордый дух да внезапно напасть
И воссесть на небесном престоле?.
Вот уполз Анамаз, разбросав семена
Злобы, зависти, корысти, лести.
Пробудился тогда Пургине ото сна,
Полон ненависти, с жаждою мести.
Кто не помнит начала — не видит конца
И не в силах познать волю рока.
Сын оружие поднял на Бога-отца:
Острых молний пустил три потока.
Лишь нахмурился Шкай, увидав Пургине.
Мрак и холод беззвучно явились.
И застыли все молнии вдруг в тишине
И к безумцу назад воротились.
Расколол небеса их могучий удар,
Провалился сквозь небо бог Грома2.
От рассыпанных стрел занимался пожар,
И кричали Шайтан и Кулома:
?Даже Бог перед лестью и хитростью слаб.
Видишь сам, что добро устарело,
Рассуди, Ине Шкай, кто здесь царь, кто здесь раб
И кому продолжать твое дело?.
?Коль вы правы, сей мир не устроить добром,-
Загремели слова Менельпаза,-
Посмотрите ж, как зло исправляется злом?,-
И за хвост он поднял Анамаза.
?Свою слабость покажешь, зло силой поправ,-
Завизжал Сатана от испуга,-
Пусть нас третий рассудит: кто прав, кто не прав,
А двоим, не понять нам друг друга?.
В небе боги царят, в бездне бесы сильны.
Между ними лежит бог-калека.
И прислушался Шкай к тем словам Сатаны
И задумал создать человека.
Землю черную с илом смешав, накропил
Желтой глины да белого мела.
Замесив на морской воде тесто, слепил
Он подобие Божьего тела.
И решил подсушить плод дневного труда.
Охранять же доверил собаке,
Но лишь из виду скрылся Создатель, тогда
Анамаз появился во мраке3.
Дунул холодом зимним, мороз накурил.
И промолвил продрогшему зверю:
?Говорят, Шкай второго себя сотворил?
Не увижу пока — не поверю.
Посмотреть на создание Божеских рук,
Подари мне хотя бы надежду.
Я ж избавлю тебя от страданий и мук:
Дам из собственной шерсти одежду?.
Совершился обмен. Пес, согревшись, уснул.
Бес залез на огромную тушу,
Губы ей прираскрыв, со всей силы вдохнул
Сатанинскую подлую душу.
И изрек великану ожившему он:
?Почитай Анамаза кумиром.
Тогда он будет к небу как Бог вознесен,
Ты земным же владеть будешь миром?.
Небесам и земле посулив свою власть,
Сатана прошмыгнул с того места.
Уходя, он, конечно, не мог не украсть
Весь остаток волшебного теста.
Да проснулась собака, лай-вой подняла.
Вздрогнул бес, уронил половину.
Все же в царстве подземном взялся за дела,
Стал лепить и свою образину4.
Сляпав тело впотьмах, начал голову мять.
Тут вмешалась супруга Кулома,
Мол, пошли в небеса птичку-мышь своровать
Полотенце из Божьего дома.
Она гнездышко в том полотенце совьет,
Много деток у Анге попросит.
И тогда тяжесть их, его с крюка сорвет
Да под землю к нам в лапы и сбросит.
Там на ткани следы влажных губ, щек и ек –
Отпечатался то образ Божий.
Заверни в нее глину, и твой человек
Выйдет в свет уж на Шкая похожий.
Все проделал Шайтан, но Божественных глаз
Миновать никому не придется
Всем воздал по заслугам и мыслям Чампаз
Так с тех пор на земле и ведется
Дал Куломе, Всевышний, за хитрый совет
Мерзкий лик, но с ухмылкою гордой.
Сатану за обман воровство и навет,
Наградил господь псиною мордой,
А собаке велел служить ночью и днем
Человеку, в одежде Шайтана
Птичку-мышь обескрылил, отметил хвостом
И ни с чем отпустил великана.
В человека же Бог свою душу вложил,
Дал и ум ему, жизнь облегчая.
Чтобы думал и делал, молился и жил,
Зло с добром, как цвета различая.
1 Сотворение человека - изложение двух
мордовских легенд // Очерки мордвы. С. 53-55.
Согласно первой, человека создал Шкай по
своему подобию, но душу в него вложил Шайтан;
согласно второй, человека создал Анамаз, но
Шкай вложил в него божественную душу.
2 Здесь использована легенда ?Хромой Пургине - повелитель грома? // Легенды и предания мордвы.С. 25;
3 Далее следует изложение легенды о сотворении великана // Очерки мордвы. С. 53; УПТМН. Т. 10. С.196.
4 Далее следует изложение второй легенды о
сотворении человека // Очерки мордвы.С.54-55.
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА1
Верепаз сущий мир меж богов поделил,
Долю каждому мудро отмерил.
А небесный удел от шайтановых сил
Охранять богу Грома доверил.
Пургине молний-стрел к вратам Божьим принес,
Справил радугу-лук семислойный.
Тетиву и пращу сплел из сестриных кос
Встал на стражу воитель достойный.
Ох, не стало житья на земле Сатане,
Приуныла бесовская свита.
Чуть покажется кто, загремит Пургине,
И отбросит нечистый копыта.
Не умен, да хитер был, однако, тот бес,
Он залез на высокую гору.
И, приблизившись к спящему стражу небес,
Приступил, не спеша к разговору:
?Ты на свете сильнее и доблестней всех,
Но удел не дало тебе Время.
Уж состарился Шкай, небольшой будет грех
Скинуть власти постылое бремя.
Надо взять эту власть, утолить свою страсть,
Подчинить мир безудержной воле.
Укрепить гордый дух да внезапно напасть
И воссесть на небесном престоле?.
Вот уполз Анамаз, разбросав семена
Злобы, зависти, корысти, лести.
Пробудился тогда Пургине ото сна,
Полон ненависти, с жаждою мести.
Кто не помнит начала — не видит конца
И не в силах познать волю рока.
Сын оружие поднял на Бога-отца:
Острых молний пустил три потока.
Лишь нахмурился Шкай, увидав Пургине.
Мрак и холод беззвучно явились.
И застыли все молнии вдруг в тишине
И к безумцу назад воротились.
Расколол небеса их могучий удар,
Провалился сквозь небо бог Грома2.
От рассыпанных стрел занимался пожар,
И кричали Шайтан и Кулома:
?Даже Бог перед лестью и хитростью слаб.
Видишь сам, что добро устарело,
Рассуди, Ине Шкай, кто здесь царь, кто здесь раб
И кому продолжать твое дело?.
?Коль вы правы, сей мир не устроить добром,-
Загремели слова Менельпаза,-
Посмотрите ж, как зло исправляется злом?,-
И за хвост он поднял Анамаза.
?Свою слабость покажешь, зло силой поправ,-
Завизжал Сатана от испуга,-
Пусть нас третий рассудит: кто прав, кто не прав,
А двоим, не понять нам друг друга?.
В небе боги царят, в бездне бесы сильны.
Между ними лежит бог-калека.
И прислушался Шкай к тем словам Сатаны
И задумал создать человека.
Землю черную с илом смешав, накропил
Желтой глины да белого мела.
Замесив на морской воде тесто, слепил
Он подобие Божьего тела.
И решил подсушить плод дневного труда.
Охранять же доверил собаке,
Но лишь из виду скрылся Создатель, тогда
Анамаз появился во мраке3.
Дунул холодом зимним, мороз накурил.
И промолвил продрогшему зверю:
?Говорят, Шкай второго себя сотворил?
Не увижу пока — не поверю.
Посмотреть на создание Божеских рук,
Подари мне хотя бы надежду.
Я ж избавлю тебя от страданий и мук:
Дам из собственной шерсти одежду?.
Совершился обмен. Пес, согревшись, уснул.
Бес залез на огромную тушу,
Губы ей прираскрыв, со всей силы вдохнул
Сатанинскую подлую душу.
И изрек великану ожившему он:
?Почитай Анамаза кумиром.
Тогда он будет к небу как Бог вознесен,
Ты земным же владеть будешь миром?.
Небесам и земле посулив свою власть,
Сатана прошмыгнул с того места.
Уходя, он, конечно, не мог не украсть
Весь остаток волшебного теста.
Да проснулась собака, лай-вой подняла.
Вздрогнул бес, уронил половину.
Все же в царстве подземном взялся за дела,
Стал лепить и свою образину4.
Сляпав тело впотьмах, начал голову мять.
Тут вмешалась супруга Кулома,
Мол, пошли в небеса птичку-мышь своровать
Полотенце из Божьего дома.
Она гнездышко в том полотенце совьет,
Много деток у Анге попросит.
И тогда тяжесть их, его с крюка сорвет
Да под землю к нам в лапы и сбросит.
Там на ткани следы влажных губ, щек и ек –
Отпечатался то образ Божий.
Заверни в нее глину, и твой человек
Выйдет в свет уж на Шкая похожий.
Все проделал Шайтан, но Божественных глаз
Миновать никому не придется
Всем воздал по заслугам и мыслям Чампаз
Так с тех пор на земле и ведется
Дал Куломе, Всевышний, за хитрый совет
Мерзкий лик, но с ухмылкою гордой.
Сатану за обман воровство и навет,
Наградил господь псиною мордой,
А собаке велел служить ночью и днем
Человеку, в одежде Шайтана
Птичку-мышь обескрылил, отметил хвостом
И ни с чем отпустил великана.
В человека же Бог свою душу вложил,
Дал и ум ему, жизнь облегчая.
Чтобы думал и делал, молился и жил,
Зло с добром, как цвета различая.
1 Сотворение человека - изложение двух
мордовских легенд // Очерки мордвы. С. 53-55.
Согласно первой, человека создал Шкай по
своему подобию, но душу в него вложил Шайтан;
согласно второй, человека создал Анамаз, но
Шкай вложил в него божественную душу.
2 Здесь использована легенда ?Хромой Пургине - повелитель грома? // Легенды и предания мордвы.С. 25;
3 Далее следует изложение легенды о сотворении великана // Очерки мордвы. С. 53; УПТМН. Т. 10. С.196.
4 Далее следует изложение второй легенды о
сотворении человека // Очерки мордвы.С.54-55.
Метки: