Ораниенбаум. Глава 1. Часть 2
2. Регулярный Нижний сад.
И начинался сад – особое творенье:
Огромный в пять гектаров выровненный ?плац?,
Великих мастеров произведенье,
Среди которых швед Кристо’фер Грац.
Наук садовых превосходный мастер,
Был предан делу прежде, чем врагу,
Возвёл с другими этот сад прекрасный,
На ныне русском прибалтийском берегу.
Он был спланирован трапецевидной формы,
С детальной симметричностью частей,
Геометрически раздЕленными ровно
Прямыми стрелами прочерченных аллей.
В нём соблюдалась регулярность композиций,
Боскетов, клумб, партерных цветников,
И выразительно подчёркнуты границы
Шпалерами подстриженных кустов.
При этом в средней части каждого партЕра,
Устроены площадки для скульптур,
Для сочетания с ?зелёным интерьером?,
Великолепных беломраморных фигур.
В саду их было ровно тридцать девять,
Исполненных из дерева скульптур,
Покрашенных извёсткой, чтоб поверить,
Возможно было в ?мраморный натур?.
Ещё четыре позолоченных скульптуры,
( на самом деле были из свинца )
Вокруг фонтана с ?водяной? фигурой
Перед парадной лестницей дворца.
И против павильонов было по фонтану,
На перекрестии расчерченных аллей,
Всё сочеталось стройно, без изъянов,
По моде парковых дизайнерских идей.
Ковёр узорный был спланирован умело
И красотой своею многих восхищал,
Весь комплекс сада и дворца всецело
Своим архитектурным словом удивлял.
В структуру сада вплетена ?подвижная? ограда
С продуманным чередованием высот.
Подвижность линий строго совпадала
С криволинейным абрисом всех парковых ворот.
Она архитектурно обрамляет
Великолепный парковый ландшафт
И по периметру местами выделяет
Те построения, что дополняют сад.
С востока, с запада ансамбль дополняли
?Оранжерея? и ?Картинный дом?.
И визуально панораму раздвигали,
Масштабно контрастируя притом.
Оранжерея – атрибут любого сада
Для разведенья экзотических цветов,
Растений редкостного вида, аромата,
И созревания ?диковинных? плодов.
Картинный дом – был для ?увеселений?
Хозяина и ?дорогих? гостей.
Для оперных и театральных представлений,
Для всяких ?фокусов? и цирковых затей.
В нём размещалась и библиотека,
С набором редкостей ?Кунсткамера? была,
Диковинных творений человека,
Чтоб удивлять всех зрителей могла.
Ну и, конечно же, коллекция картин –
Различных жанров живописнейших полотен.
Их собирал ?светлейший? господин
По всей Европе из того, что было в моде.
Таким был Регулярный Нижний Сад
Один из лучших образцов российских парков.
Он скроен был на современный лад,
Превосходя творенья европейских замков.
Строительство, однако, шло частями,
Всё постепенно набирало красоту.
И сад, рассаженный деревьями, кустами
Имел сперва ?скупого? вида простоту.
И начинался сад – особое творенье:
Огромный в пять гектаров выровненный ?плац?,
Великих мастеров произведенье,
Среди которых швед Кристо’фер Грац.
Наук садовых превосходный мастер,
Был предан делу прежде, чем врагу,
Возвёл с другими этот сад прекрасный,
На ныне русском прибалтийском берегу.
Он был спланирован трапецевидной формы,
С детальной симметричностью частей,
Геометрически раздЕленными ровно
Прямыми стрелами прочерченных аллей.
В нём соблюдалась регулярность композиций,
Боскетов, клумб, партерных цветников,
И выразительно подчёркнуты границы
Шпалерами подстриженных кустов.
При этом в средней части каждого партЕра,
Устроены площадки для скульптур,
Для сочетания с ?зелёным интерьером?,
Великолепных беломраморных фигур.
В саду их было ровно тридцать девять,
Исполненных из дерева скульптур,
Покрашенных извёсткой, чтоб поверить,
Возможно было в ?мраморный натур?.
Ещё четыре позолоченных скульптуры,
( на самом деле были из свинца )
Вокруг фонтана с ?водяной? фигурой
Перед парадной лестницей дворца.
И против павильонов было по фонтану,
На перекрестии расчерченных аллей,
Всё сочеталось стройно, без изъянов,
По моде парковых дизайнерских идей.
Ковёр узорный был спланирован умело
И красотой своею многих восхищал,
Весь комплекс сада и дворца всецело
Своим архитектурным словом удивлял.
В структуру сада вплетена ?подвижная? ограда
С продуманным чередованием высот.
Подвижность линий строго совпадала
С криволинейным абрисом всех парковых ворот.
Она архитектурно обрамляет
Великолепный парковый ландшафт
И по периметру местами выделяет
Те построения, что дополняют сад.
С востока, с запада ансамбль дополняли
?Оранжерея? и ?Картинный дом?.
И визуально панораму раздвигали,
Масштабно контрастируя притом.
Оранжерея – атрибут любого сада
Для разведенья экзотических цветов,
Растений редкостного вида, аромата,
И созревания ?диковинных? плодов.
Картинный дом – был для ?увеселений?
Хозяина и ?дорогих? гостей.
Для оперных и театральных представлений,
Для всяких ?фокусов? и цирковых затей.
В нём размещалась и библиотека,
С набором редкостей ?Кунсткамера? была,
Диковинных творений человека,
Чтоб удивлять всех зрителей могла.
Ну и, конечно же, коллекция картин –
Различных жанров живописнейших полотен.
Их собирал ?светлейший? господин
По всей Европе из того, что было в моде.
Таким был Регулярный Нижний Сад
Один из лучших образцов российских парков.
Он скроен был на современный лад,
Превосходя творенья европейских замков.
Строительство, однако, шло частями,
Всё постепенно набирало красоту.
И сад, рассаженный деревьями, кустами
Имел сперва ?скупого? вида простоту.
Метки: