Сказка Баба Яга
Мой друг, на суд тебе представить
Спешу я сказку о Яге,
О персонаже с детства старом —
Сварливой костяной ноге.
Веками образ Бабки-ёжки
Народом был всегда храним.
Детей пугают им немножко,
А, в общем, — весел и любим.
Но я, мой дорогой читатель,
Тебе поведаю о том:
Как ту красавицу Создатель
В старуху обратил с горбом.
1.
Ох, как давно всё это было!
Не знала Русь ещё креста,
Богов языческих любила
И жизнь славян была проста.
С небес спускались колесницы
И Боги, в облике людей,
Служили праведной десницей
Для воплощения идей.
В срединном царстве — мире мёртвых
Владыка — Вий, и он один
Следил за душами усопших.
Был царства Смерти — властелин.
Жена его — Макошь-богиня,
Одна из трёх богинь Судьбы,
Была любимей всех для Вия,
Для смертных — выбор их тропы.
Их дочь — красавица Ягиня
Блистала высшей красотой,
И как положено богиням,
Имела волос золотой
До пят, в спадающие косы
Вплетён алмаз и изумруд.
В одеждах — золотая россыпь.
Богаче всех своих подруг.
В глазах её прекрасных, томных
Смешались краски ста морей.
В густых ресницах обрамлённых,
Красивей не сыскать очей.
Фигура стройная у девы,
На ножках золотой сапог.
И пела сладкие напевы.
Всё дал ей при рожденье Бог.
Отец любил, души не чаял,
Огромной силой наделил.
Была коварна не случайно,
Имея опыт тёмных сил.
И чёрной магией владея,
Имела доступ к трём Мирам.
В железной ступе пролетая,
Могла судить о том, что там.
2.
Была капризной и строптивой,
Но в меру — доброй, в меру — злой.
Врагов своих не раз простила,
Идя всегда по мировой.
Среди славян слыла Богиней —
Хранитель рода и детей.
Все называли Берегиней
Лесов, животных и людей.
Отец, мечтая выдать замуж,
Сам выбирал ей женихов.
Она была боец отважный:
Кто схватку с ней держать готов?
Мечом владела очень ловко,
Никто не смог её сломить.
То хитрость, то свою сноровку,
В бою умела применить.
Но один раз отважный воин
Случайно заплутал в Мирах.
Велес — Ягиню был достоин,
Не испытал пред нею страх.
Три дня сражалась с ним девица,
Но спала ярость в ней и спесь.
Взлетела в небо белой птицей,
Неся отцу благую весть.
Вот он, Велес — её избранник!
Её жених и господин.
И Вий-отец тем утром ранним
Союз двоих соединил.
Велес, что родом был из Прави*,
Садил невесту на коня.
И Вий их в дальний путь отправил,
Благословляя и любя.
3.
Но мать Велеса была против
Женитьбы сына на Яге.
Богиня стала козни строить,
Роль зла сыграв в её судьбе.
Велес — из Прави благородной
Считался Богом трёх Миров
И покровитель для народа,
А люд, моля, просил даров.
Он вхож и в Явь*, и в Навь*, и в Прави
Был всех хранителем границ,
Усопших душ на переправе
Сам превращал он в белых птиц.
Однажды по делам уехал,
На мать оставил он жену.
Ягиня стала ей помехой,
Призвать пришлось той Сатану.
Обманом в баню заманила,
Где был готов уже отвар.
С проклятьем веником избила.
Смертельным был той бани пар.
И чёрной ревностью томима,
В колоду деву положив,
Свезла на реку, утопила,
Любовь их бедную убив.
Велес с отчаянья и боли
Сам на себя был не похож,
И проклиная мать и долю,
Уже посматривал на нож.
Но донесла сестра-богиня:
— Ищи любовь свою в реке,
В колоде там твоя Ягиня
Томится месяц уж на дне.
Велес все силы призывая,
Искал жену и день, и ночь.
Река его беде внимая,
Решила вдруг ему помочь.
На берег вынесла колоду.
А там: всё также хороша,
Ягиня — Вия дочь от роду,
Лежала бледной, не дыша.
4.
Велес — границ Миров хранитель
Нарушить должен был закон,
Забрав любовь в свою обитель,
Храня безбрежный её сон.
А друг ему кувшин с водою
Живой набрал из родника:
— Омой её, и со слезою
Вновь оживёт наверняка.
Хоть Бог Велес и чтил законы:
Из Нави в Прави быть нельзя.
Но у любви сильней каноны,
Чем у простого бытия.
Лишь окропил Ягу водицей,
Отца услышал грозный глас:
— Росой ты должен обратиться
И в Навь отправиться сейчас!
И никогда не быть вам вместе,
Отныне в разных вы Мирах!
Тебе мир Прави вижу тесен?!
Любовь я превращаю в прах!
Но, а ожившая Ягиня —
Ещё прекрасней, чем была.
А мать Велеса, та богиня
Проклятья на неё слала.
Загоревала без Велеса,
И жизнь Ягине не мила.
На мать обиду, злобу взвесив,
Из Прави в Навь она брела.
Но только путь не находила,
Брела неведомо куда.
Одежда вся поизносилась,
А впереди одна беда.
Ещё тогда она не знала:
Богами вынесен вердикт:
Проклятье мать, что ей наслала
Уж никогда не победить.
Ей присудили сами Боги:
Торчать всегда меж двух Миров,
И жить в избушке той убогой,
Не слышать больше нежных слов.
5.
А лес вокруг — непроходимый
Трепал за косы, бил в глаза.
Хотелось пить невыносимо,
А по лицу текла слеза.
Брела, брела и на опушке
Бежит Смородина река,
На курьих ножках там избушка —
Яга к ней шла издалека.
К реке нагнулась, чтоб водицей
Умыться, жажду утолить,
И отраженьем насладиться,
Ему улыбку подарить.
Но вмиг отпрянула со страхом.
Надеясь, что всё это сон,
Взглянула снова и как ахнет:
— Что сделалось с моим лицом?!
Смотрела страшная старуха:
Беззубый рот и нос крючком…
А где фигура? Только брюхо,
Спина прогнулась под горбом.
И поняла она — проклятье!
Нести всегда тяжёлый крест…
Искала таинство заклятья,
Сбирая травы с этих мест.
Но ничего не получалось,
Не возвратить былой красы.
И чем сильнее огорчалась,
Тем превышало зло весы.
С веками стала злобной бабой.
Творила зло для всех вокруг.
С лесною нечистью забавой
Смыкала злой и тёмный круг.
Но иногда на зорьке ранней
Вдруг вспомнит о былой красе,
И о любви той давней, давней
Слезой поведает росе.
И до сих пор в лесу дремучем
Река Смородина течёт,
В избушке древней и скрипучей
Баба Яга ещё живёт.
15-20 06.2021
______________________________
* Явь представляет для человека мир насущный, настоящий, явленный здесь и сейчас, теперь и всегда, мир земной, вещественный, плотский, осязаемый.
Навь представляет из себя мир, противоположный миру Яви – мир подземный и черный, где обитают бестелесные духи, тени прошлого, духи наших Предков.
Правь представляет из себя мир будущего, грядущего.
Спешу я сказку о Яге,
О персонаже с детства старом —
Сварливой костяной ноге.
Веками образ Бабки-ёжки
Народом был всегда храним.
Детей пугают им немножко,
А, в общем, — весел и любим.
Но я, мой дорогой читатель,
Тебе поведаю о том:
Как ту красавицу Создатель
В старуху обратил с горбом.
1.
Ох, как давно всё это было!
Не знала Русь ещё креста,
Богов языческих любила
И жизнь славян была проста.
С небес спускались колесницы
И Боги, в облике людей,
Служили праведной десницей
Для воплощения идей.
В срединном царстве — мире мёртвых
Владыка — Вий, и он один
Следил за душами усопших.
Был царства Смерти — властелин.
Жена его — Макошь-богиня,
Одна из трёх богинь Судьбы,
Была любимей всех для Вия,
Для смертных — выбор их тропы.
Их дочь — красавица Ягиня
Блистала высшей красотой,
И как положено богиням,
Имела волос золотой
До пят, в спадающие косы
Вплетён алмаз и изумруд.
В одеждах — золотая россыпь.
Богаче всех своих подруг.
В глазах её прекрасных, томных
Смешались краски ста морей.
В густых ресницах обрамлённых,
Красивей не сыскать очей.
Фигура стройная у девы,
На ножках золотой сапог.
И пела сладкие напевы.
Всё дал ей при рожденье Бог.
Отец любил, души не чаял,
Огромной силой наделил.
Была коварна не случайно,
Имея опыт тёмных сил.
И чёрной магией владея,
Имела доступ к трём Мирам.
В железной ступе пролетая,
Могла судить о том, что там.
2.
Была капризной и строптивой,
Но в меру — доброй, в меру — злой.
Врагов своих не раз простила,
Идя всегда по мировой.
Среди славян слыла Богиней —
Хранитель рода и детей.
Все называли Берегиней
Лесов, животных и людей.
Отец, мечтая выдать замуж,
Сам выбирал ей женихов.
Она была боец отважный:
Кто схватку с ней держать готов?
Мечом владела очень ловко,
Никто не смог её сломить.
То хитрость, то свою сноровку,
В бою умела применить.
Но один раз отважный воин
Случайно заплутал в Мирах.
Велес — Ягиню был достоин,
Не испытал пред нею страх.
Три дня сражалась с ним девица,
Но спала ярость в ней и спесь.
Взлетела в небо белой птицей,
Неся отцу благую весть.
Вот он, Велес — её избранник!
Её жених и господин.
И Вий-отец тем утром ранним
Союз двоих соединил.
Велес, что родом был из Прави*,
Садил невесту на коня.
И Вий их в дальний путь отправил,
Благословляя и любя.
3.
Но мать Велеса была против
Женитьбы сына на Яге.
Богиня стала козни строить,
Роль зла сыграв в её судьбе.
Велес — из Прави благородной
Считался Богом трёх Миров
И покровитель для народа,
А люд, моля, просил даров.
Он вхож и в Явь*, и в Навь*, и в Прави
Был всех хранителем границ,
Усопших душ на переправе
Сам превращал он в белых птиц.
Однажды по делам уехал,
На мать оставил он жену.
Ягиня стала ей помехой,
Призвать пришлось той Сатану.
Обманом в баню заманила,
Где был готов уже отвар.
С проклятьем веником избила.
Смертельным был той бани пар.
И чёрной ревностью томима,
В колоду деву положив,
Свезла на реку, утопила,
Любовь их бедную убив.
Велес с отчаянья и боли
Сам на себя был не похож,
И проклиная мать и долю,
Уже посматривал на нож.
Но донесла сестра-богиня:
— Ищи любовь свою в реке,
В колоде там твоя Ягиня
Томится месяц уж на дне.
Велес все силы призывая,
Искал жену и день, и ночь.
Река его беде внимая,
Решила вдруг ему помочь.
На берег вынесла колоду.
А там: всё также хороша,
Ягиня — Вия дочь от роду,
Лежала бледной, не дыша.
4.
Велес — границ Миров хранитель
Нарушить должен был закон,
Забрав любовь в свою обитель,
Храня безбрежный её сон.
А друг ему кувшин с водою
Живой набрал из родника:
— Омой её, и со слезою
Вновь оживёт наверняка.
Хоть Бог Велес и чтил законы:
Из Нави в Прави быть нельзя.
Но у любви сильней каноны,
Чем у простого бытия.
Лишь окропил Ягу водицей,
Отца услышал грозный глас:
— Росой ты должен обратиться
И в Навь отправиться сейчас!
И никогда не быть вам вместе,
Отныне в разных вы Мирах!
Тебе мир Прави вижу тесен?!
Любовь я превращаю в прах!
Но, а ожившая Ягиня —
Ещё прекрасней, чем была.
А мать Велеса, та богиня
Проклятья на неё слала.
Загоревала без Велеса,
И жизнь Ягине не мила.
На мать обиду, злобу взвесив,
Из Прави в Навь она брела.
Но только путь не находила,
Брела неведомо куда.
Одежда вся поизносилась,
А впереди одна беда.
Ещё тогда она не знала:
Богами вынесен вердикт:
Проклятье мать, что ей наслала
Уж никогда не победить.
Ей присудили сами Боги:
Торчать всегда меж двух Миров,
И жить в избушке той убогой,
Не слышать больше нежных слов.
5.
А лес вокруг — непроходимый
Трепал за косы, бил в глаза.
Хотелось пить невыносимо,
А по лицу текла слеза.
Брела, брела и на опушке
Бежит Смородина река,
На курьих ножках там избушка —
Яга к ней шла издалека.
К реке нагнулась, чтоб водицей
Умыться, жажду утолить,
И отраженьем насладиться,
Ему улыбку подарить.
Но вмиг отпрянула со страхом.
Надеясь, что всё это сон,
Взглянула снова и как ахнет:
— Что сделалось с моим лицом?!
Смотрела страшная старуха:
Беззубый рот и нос крючком…
А где фигура? Только брюхо,
Спина прогнулась под горбом.
И поняла она — проклятье!
Нести всегда тяжёлый крест…
Искала таинство заклятья,
Сбирая травы с этих мест.
Но ничего не получалось,
Не возвратить былой красы.
И чем сильнее огорчалась,
Тем превышало зло весы.
С веками стала злобной бабой.
Творила зло для всех вокруг.
С лесною нечистью забавой
Смыкала злой и тёмный круг.
Но иногда на зорьке ранней
Вдруг вспомнит о былой красе,
И о любви той давней, давней
Слезой поведает росе.
И до сих пор в лесу дремучем
Река Смородина течёт,
В избушке древней и скрипучей
Баба Яга ещё живёт.
15-20 06.2021
______________________________
* Явь представляет для человека мир насущный, настоящий, явленный здесь и сейчас, теперь и всегда, мир земной, вещественный, плотский, осязаемый.
Навь представляет из себя мир, противоположный миру Яви – мир подземный и черный, где обитают бестелесные духи, тени прошлого, духи наших Предков.
Правь представляет из себя мир будущего, грядущего.
Метки: