око за Око...
Из цикла
?Тайные вечери?... 2013.
"Искушённому читателю" | пророку Моисею
Мужчина в бедах своих не плачет...
?Всплакнёт? лишь... чуя, что счастье близко...
Привык слезу я ?томить?... иначе... –
солёной...
– сердца ?Эльбрус-ириской?!
* * *
Плодимся ?резво? – и по-простецки... – в ?зенице Ока? троятся... лица! –
подчас неймётся – задорным... нэцкэ*... – в яйца скорлупке ?отгородиться?... –
Ропща и корчась – в душевной рези! – живьём (по кости!) резьбой понурой
свой мир гигантский ?в ломбард Поэзий? я сдал бы! скромной... миниатюрой...
* I *
Под многослойно залипшим ?гримом? на древах Жизни (как облепихах!)
слепец... – известно! – мир слышит зримо... – во всём объёме... в цветах и бликах...
Во мне с рожденья – условно зрячем! – иной таилась страсть ?видеть лучше?... –
как всё – что вижу, звучит иначе? – ?охранным горном? душе заблудшей...
Пока мы – лживо – усладой живы... ничто не гложет! и не... тревожит! –
вслепую проще слететь с ?обрыва?... – до дна не всхлипнув: – спаси... О! Боже...
Не видя дальше ?мизинца?... (как-то) – дивясь началу... не знал конца я... –
Но как же гадко без ?катаракты?... – прозреть... никчемность (всю!) созерцая...
От горькой доли живя далёко... – как мне казалось... (в мирской чужбине) –
вдруг в поле зренья ?Господня Ока?... я впал в ?немилость... Любви? отныне... –
И таю... жалким ?подобьем глыбы? – по Архимеду! – в злой жизни лужу... –
взорваться б ?илом?... на ?раз-два-три? бы! – пусть душу лужа плеснёт наружу...
Одним – как Босхам! – с вином бюветы*... дворцов палаты и колоннады!
Иным – ?бараки?... а мне – ?кюветы?... – Кто чем богаты, тем (будто!) рады... –
В былом своём я все тропы смело... ?топтал? и славил всё ?даром божьим?... –
пока сознанье ?поднаторело? блуждать забытым... (по бездорожьям)...
Плотвой глушённой (на солнцепёке) мне жить постыдно с ?макухой? в брюхе... –
в ?протухшей веры? пустой мороке... – о жизни райской талдыча слухи...
Коль душу нечто трясёт и мутит... – как бормотухи* пузырь с попкорном,
не многих тешит, что Жизнь, по сути – в ?дупле Кощея? их ящик... – чёрный!
Пытливой мысли четвёртым оком ?буравлюсь? в недра вселенской бучи*... –
кто смерть замыслил (своим пороком!) – концом начала... тех дух ?летучей??
Со дна забвений ?житейской ступы? жду свыше ?exit*? – предвидя, где он... –
жаль, с плевел наших ждать всхожесть глупо! толчёт ведь ?зёрна? то Бог... то демон...
Себя ?во имя? всё ?рвём... и мечем?... Да так, что (сдуру) самим же ?кисло?!
А мне – прозревшим! – заняться нечем... – за что б ни взялся, ни в чём нет смысла!
Зря ?мысли Оком? с глубин нирваны... зрю в корень Жизни – в пустячность нашу –
?грызя кокосы... жуя бананы?... – неспешно полню ?терпенья чашу?...
* II *
В былом и жарком своём далёком пылал я (слепо!) одной из ?скважин? –
пока вдруг шлаком... ?в мгновенье ока*? не стал – нелепо – обезображен...
Всецело душу Любви вверяя... весь люд Господень я мнил богами... –
в плену иллюзий – быть может... зря! я! – коль Бог нас видит всех вверх ногами...
Ходя кругами... (войны и мира) с душой и порознь! – нутро ?дичало?... –
Но я спокоен за ?честь мундира?... – в по-пытках Бога постичь ?начало?...
Порой буравит спонтанной резью... слеза... от болей просясь наружу...
Но в ?сердце юном? (Любовью грезя...) со слёз я тромбом... морожу ?лужу?...
За уходящим в депо ?трамваем?... с извечной давкой – хоть рай далече... –
пока в ?ландшафте? путь узнаваем! – тащусь по рельсам... (не ?обилечен?!) –
Мелькают шпалы... стучат колёса... мой ?диспут? с Богом... – пока живой я! –
во встречном ветре... – многоголосом! – взмывает ?смерчем?... – как паранойя...
Сук (всех!) я знаю... по их породам... Но ?род? учтёт их кобель едва ли... –
в ?порыве страсти?... иль мимоходом – вмиг! – обесчестив ?за честь? медали...
Людской термитник немногим краше! – в нём чаще лают! но ?тем же? дышат! –
В одной лишь дельте* ?величье? наше – народ Господень... (что избран свыше?)
Влипая в катыш* с Господних дланей... жить в ?сфере веры? (прозрев) сохранней... –
коль нет у шара краёв и граней... – куда ни ткнёшься, нигде не крайний...
От агнцев* ?статус? волхвов зависим! – и что б нам хором попы не пели... –
Мы – всё! в абсциссах пространной ?выси?... – ?меридианы... и... параллели?...
В бунтарстве мысли нет больше проку... чем тот, что ересь попрать я вправе...
И... хоть Любви я всенощной – дока... ?псалтырь*? мой горше насущной яви... –
Во всё, что вижу... впишусь нескоро... – ведь мыслей шири в ?писаньях... х... уже... –
всем ураганным ветрам... (и взорам!) быть ?нараспашку? дар свыше нужен...
С рожденья Жизнью в судьбы запруду я вдаль заброшен – круги всё шире... –
Но... хоть я ?носом клевать? не буду... утихнут волны... (от ржавой гири...)
Моё пусть ?имя? – всех бед похлеще! – увязнет гордо в последней требе*... –
прискорбно... то лишь, что в смерти ве'щей не больше тайны, чем истин ?в небе?...
* III *
За ?зубик правды? отдам три зуба! – явись... мой Ангел! (душой моею)
Ответь с любовью – как есть... – не грубо... – просить за ?око? я Око смею? –
ведь (жмурясь) вижу ?отстоем*? чуши! – хоть стих библейский усвоил рано... –
забавный случай – воскресших души призвать – рабами! – на ?Суд титанов?!
Судьбой героя жить терпеливо... рвусь Дон-Кихотом я – мельниц мимо... –
Творю добро я... – но ?без отрыва? от неурядиц... (не мной творимых!)
Из касты знатной... – не маясь дурью... – сменить бы титул на Жизнь холопом... –
в упор не вижу... (души не жмуря!) – по воле Божьей... – себя ?Эзопом?...
Пока есть шансы! – противясь блуду... – святой Любовью я полню душу... –
Когда вдруг жалким... (и мёртвым) буду... в Любви сознаться ведь просто струшу...
Но! Боже сущий... ответь мне... (снова!) – плавучей щепке в ?штормах печали?... –
Подаст ли Ангел и мне ?швартовы?... когда мы в ?шлюпке души? причалим?
Отравлен взгляд мой ?прозренья ядом?... не понаслышке и корвалолом... –
Хоть в сердце Вера с Любовью рядом... свербит грустинка... в зрачке весёлом...
Но! я не фраер! – со мной всё ясно... – Душой за Веру я пасть достоин! –
Однополчане ведь... (не напрасно...) меня все ?кличут? – негласно: – Воин!
Мечтаю в страхе (как под прицелом...) что Бог и щедро... и... между прочим...
дарует вечность! душе... Но в целом? – Жизнь с каждой ночью на день короче... –
Судьбы уколы (все!) из болючих... но в свете Жизни – не лебединой... –
Любви Господней хочу... (хоть лучик!) – от смерти духа Его (!) ?вакциной?...
Коль Жизнью вечной – как в детстве – грезя... ?Любви цветастой? концы не жутки...
в ?тени плантаций? моих поэзий... сплошь фейерверки... и ?незабудки?...
В душе с тревогой молю у мощей... – когда мне Бога в природе мало... –
молю немного... – лишь то, что проще: – за око ?Око?... – чтоб всем хватало!
Познать полезно ?Любви науку?... по Ветхим ?чьим-то? лихим ?наветам*?... –
?Душа за душу... рука за руку...? – суровый ?триллер?! – для Назарета*...
Твореньем Бога – спасенья ради! – стерплю расплатой за грех ?мигрень? я... –
Коль в Бога Веру отдам (не глядя!)... за Веру Бога в Его (!) творенья!
* p.s. *
Слеза осипшей гортанью... снова...
скатилась жарко...
и леденяще...
А что-то в сердце – с последним словом... –
?воскресшей рыбкой?...
забилось...
ч а щ е...
10/11. 2013. ? Павел Светский - http://www.stihi.ru/2013/11/14/2
* В коллаже использованы работы симпатичных Мастеров: 1) Avelina De Moray! 2) Марион Болоньези (Marion Bolognesi)!
* Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ) – миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.
* Буча (ж. кур.) 1) шум, возня, крик многих голосов; ссора, драка. Буча, или быча (ж. арх.) 2) коренная вода в яроводье, быстрина и глубь, от вскрытия до межени.
* Катыш (м. разг.) 1) Круглый комок, шарик, скатанный из чего-л. мягкого, вязкого вещества. Восковой катыш. 2) Закругленный обрубок дерева, небольшой круглый чурбан, обрубок бревна (плотничье арго).
* Агнец – животное (обыкновенно - ягнёнок, иногда козлёнок (Исх.12:5)), приносившееся в жертву всесожжения (Исх.12:3, Быт.22:7, Ис.43:23).
В Библии агнец – поэтический образ, символ терпеливого, кроткого человека. Иоанн Креститель называет Спасителя "Агнцем Божиим" (Иоан. 1:29) как непорочную, чистую жертву. (1Пет.1:19; Отк.5:6; 7:9 и дал.; 12:11; 17: 14; 21:23 и дал.; 22:1.) У пророка Иеремии (50:17) еврейский народ в целом уподобляется безгласно-покорному агнцу, ведомому на заклание. У пророка Исайи агнец символизирует еврейский народ, искупивший своими страданиями грехи предков и других народов. В христианской апокалиптике агнец божий или просто агнец – название Иисуса Христа или Христа как мессии. Поклонение агнцу как апокалиптический мотив – см. Собор всех святых.
Агнец – (церк.) образ, символ терпеливого, кроткого человека; человек грешный и слабый верою, идущий за пастырем; смиренный агнец. Агнец – распространённый поэтический образ в молитвах христиан и евреев. В художественной литературе, особенно в поэзии, этот образ часто употребляется, как символ смирения и покорности ("смиренный агнец").
* Треба, -ы, ж. В православии: богослужебный обряд, совершаемый по просьбе самих верующих (например крестины, венчание, панихида, исповедь). Совершать, исполнять требу.
* Отстой (молодежный сленг) – нечто, не заслуживающее внимания; ерунда, чепуха, что-то плохое.
* Назарет (ивр., Нацерет или Нацрат; араб., ан-Насира) – город в Галилее, на севере Израиля. Это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа (из-за этого его называли ?назаретянином? или "а-ноцри", то есть "житель города Нацерет").
* Око за око. Из Библии. В Ветхом Завете (Левит, гл. 24, ст. 19—20) рассказывается, что в своде законов для евреев Бог установил и такое правило: "Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение, так и ему должно сделать". Встречается и в других местах Ветхого Завета (Второзаконие, гл. 19, ст. 21; Исход, гл. 21, ст. 24).
Хотя этот завет и находится в Библии – Священном Писании, тем не менее, к нормам собственно христианской морали, завещанной Христом, его отнести нельзя, поскольку она осуждает месть, творимую человеком. (см. Мне отмщение, и аз воздам.) Такая форма регулирования отношений между людьми (зуб за зуб) родилась в дохристианские, ветхозаветные времена. Иносказательно: символ мщения; кровной мести и т. п.
"Да не пощадит его глаз твой: душа за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу". (Второзаконие, гл. 19)
"А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб". Исход, гл. 21, ст. 23-25).
?Тайные вечери?... 2013.
"Искушённому читателю" | пророку Моисею
Мужчина в бедах своих не плачет...
?Всплакнёт? лишь... чуя, что счастье близко...
Привык слезу я ?томить?... иначе... –
солёной...
– сердца ?Эльбрус-ириской?!
* * *
Плодимся ?резво? – и по-простецки... – в ?зенице Ока? троятся... лица! –
подчас неймётся – задорным... нэцкэ*... – в яйца скорлупке ?отгородиться?... –
Ропща и корчась – в душевной рези! – живьём (по кости!) резьбой понурой
свой мир гигантский ?в ломбард Поэзий? я сдал бы! скромной... миниатюрой...
* I *
Под многослойно залипшим ?гримом? на древах Жизни (как облепихах!)
слепец... – известно! – мир слышит зримо... – во всём объёме... в цветах и бликах...
Во мне с рожденья – условно зрячем! – иной таилась страсть ?видеть лучше?... –
как всё – что вижу, звучит иначе? – ?охранным горном? душе заблудшей...
Пока мы – лживо – усладой живы... ничто не гложет! и не... тревожит! –
вслепую проще слететь с ?обрыва?... – до дна не всхлипнув: – спаси... О! Боже...
Не видя дальше ?мизинца?... (как-то) – дивясь началу... не знал конца я... –
Но как же гадко без ?катаракты?... – прозреть... никчемность (всю!) созерцая...
От горькой доли живя далёко... – как мне казалось... (в мирской чужбине) –
вдруг в поле зренья ?Господня Ока?... я впал в ?немилость... Любви? отныне... –
И таю... жалким ?подобьем глыбы? – по Архимеду! – в злой жизни лужу... –
взорваться б ?илом?... на ?раз-два-три? бы! – пусть душу лужа плеснёт наружу...
Одним – как Босхам! – с вином бюветы*... дворцов палаты и колоннады!
Иным – ?бараки?... а мне – ?кюветы?... – Кто чем богаты, тем (будто!) рады... –
В былом своём я все тропы смело... ?топтал? и славил всё ?даром божьим?... –
пока сознанье ?поднаторело? блуждать забытым... (по бездорожьям)...
Плотвой глушённой (на солнцепёке) мне жить постыдно с ?макухой? в брюхе... –
в ?протухшей веры? пустой мороке... – о жизни райской талдыча слухи...
Коль душу нечто трясёт и мутит... – как бормотухи* пузырь с попкорном,
не многих тешит, что Жизнь, по сути – в ?дупле Кощея? их ящик... – чёрный!
Пытливой мысли четвёртым оком ?буравлюсь? в недра вселенской бучи*... –
кто смерть замыслил (своим пороком!) – концом начала... тех дух ?летучей??
Со дна забвений ?житейской ступы? жду свыше ?exit*? – предвидя, где он... –
жаль, с плевел наших ждать всхожесть глупо! толчёт ведь ?зёрна? то Бог... то демон...
Себя ?во имя? всё ?рвём... и мечем?... Да так, что (сдуру) самим же ?кисло?!
А мне – прозревшим! – заняться нечем... – за что б ни взялся, ни в чём нет смысла!
Зря ?мысли Оком? с глубин нирваны... зрю в корень Жизни – в пустячность нашу –
?грызя кокосы... жуя бананы?... – неспешно полню ?терпенья чашу?...
* II *
В былом и жарком своём далёком пылал я (слепо!) одной из ?скважин? –
пока вдруг шлаком... ?в мгновенье ока*? не стал – нелепо – обезображен...
Всецело душу Любви вверяя... весь люд Господень я мнил богами... –
в плену иллюзий – быть может... зря! я! – коль Бог нас видит всех вверх ногами...
Ходя кругами... (войны и мира) с душой и порознь! – нутро ?дичало?... –
Но я спокоен за ?честь мундира?... – в по-пытках Бога постичь ?начало?...
Порой буравит спонтанной резью... слеза... от болей просясь наружу...
Но в ?сердце юном? (Любовью грезя...) со слёз я тромбом... морожу ?лужу?...
За уходящим в депо ?трамваем?... с извечной давкой – хоть рай далече... –
пока в ?ландшафте? путь узнаваем! – тащусь по рельсам... (не ?обилечен?!) –
Мелькают шпалы... стучат колёса... мой ?диспут? с Богом... – пока живой я! –
во встречном ветре... – многоголосом! – взмывает ?смерчем?... – как паранойя...
Сук (всех!) я знаю... по их породам... Но ?род? учтёт их кобель едва ли... –
в ?порыве страсти?... иль мимоходом – вмиг! – обесчестив ?за честь? медали...
Людской термитник немногим краше! – в нём чаще лают! но ?тем же? дышат! –
В одной лишь дельте* ?величье? наше – народ Господень... (что избран свыше?)
Влипая в катыш* с Господних дланей... жить в ?сфере веры? (прозрев) сохранней... –
коль нет у шара краёв и граней... – куда ни ткнёшься, нигде не крайний...
От агнцев* ?статус? волхвов зависим! – и что б нам хором попы не пели... –
Мы – всё! в абсциссах пространной ?выси?... – ?меридианы... и... параллели?...
В бунтарстве мысли нет больше проку... чем тот, что ересь попрать я вправе...
И... хоть Любви я всенощной – дока... ?псалтырь*? мой горше насущной яви... –
Во всё, что вижу... впишусь нескоро... – ведь мыслей шири в ?писаньях... х... уже... –
всем ураганным ветрам... (и взорам!) быть ?нараспашку? дар свыше нужен...
С рожденья Жизнью в судьбы запруду я вдаль заброшен – круги всё шире... –
Но... хоть я ?носом клевать? не буду... утихнут волны... (от ржавой гири...)
Моё пусть ?имя? – всех бед похлеще! – увязнет гордо в последней требе*... –
прискорбно... то лишь, что в смерти ве'щей не больше тайны, чем истин ?в небе?...
* III *
За ?зубик правды? отдам три зуба! – явись... мой Ангел! (душой моею)
Ответь с любовью – как есть... – не грубо... – просить за ?око? я Око смею? –
ведь (жмурясь) вижу ?отстоем*? чуши! – хоть стих библейский усвоил рано... –
забавный случай – воскресших души призвать – рабами! – на ?Суд титанов?!
Судьбой героя жить терпеливо... рвусь Дон-Кихотом я – мельниц мимо... –
Творю добро я... – но ?без отрыва? от неурядиц... (не мной творимых!)
Из касты знатной... – не маясь дурью... – сменить бы титул на Жизнь холопом... –
в упор не вижу... (души не жмуря!) – по воле Божьей... – себя ?Эзопом?...
Пока есть шансы! – противясь блуду... – святой Любовью я полню душу... –
Когда вдруг жалким... (и мёртвым) буду... в Любви сознаться ведь просто струшу...
Но! Боже сущий... ответь мне... (снова!) – плавучей щепке в ?штормах печали?... –
Подаст ли Ангел и мне ?швартовы?... когда мы в ?шлюпке души? причалим?
Отравлен взгляд мой ?прозренья ядом?... не понаслышке и корвалолом... –
Хоть в сердце Вера с Любовью рядом... свербит грустинка... в зрачке весёлом...
Но! я не фраер! – со мной всё ясно... – Душой за Веру я пасть достоин! –
Однополчане ведь... (не напрасно...) меня все ?кличут? – негласно: – Воин!
Мечтаю в страхе (как под прицелом...) что Бог и щедро... и... между прочим...
дарует вечность! душе... Но в целом? – Жизнь с каждой ночью на день короче... –
Судьбы уколы (все!) из болючих... но в свете Жизни – не лебединой... –
Любви Господней хочу... (хоть лучик!) – от смерти духа Его (!) ?вакциной?...
Коль Жизнью вечной – как в детстве – грезя... ?Любви цветастой? концы не жутки...
в ?тени плантаций? моих поэзий... сплошь фейерверки... и ?незабудки?...
В душе с тревогой молю у мощей... – когда мне Бога в природе мало... –
молю немного... – лишь то, что проще: – за око ?Око?... – чтоб всем хватало!
Познать полезно ?Любви науку?... по Ветхим ?чьим-то? лихим ?наветам*?... –
?Душа за душу... рука за руку...? – суровый ?триллер?! – для Назарета*...
Твореньем Бога – спасенья ради! – стерплю расплатой за грех ?мигрень? я... –
Коль в Бога Веру отдам (не глядя!)... за Веру Бога в Его (!) творенья!
* p.s. *
Слеза осипшей гортанью... снова...
скатилась жарко...
и леденяще...
А что-то в сердце – с последним словом... –
?воскресшей рыбкой?...
забилось...
ч а щ е...
10/11. 2013. ? Павел Светский - http://www.stihi.ru/2013/11/14/2
* В коллаже использованы работы симпатичных Мастеров: 1) Avelina De Moray! 2) Марион Болоньези (Marion Bolognesi)!
* Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ) – миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.
* Буча (ж. кур.) 1) шум, возня, крик многих голосов; ссора, драка. Буча, или быча (ж. арх.) 2) коренная вода в яроводье, быстрина и глубь, от вскрытия до межени.
* Катыш (м. разг.) 1) Круглый комок, шарик, скатанный из чего-л. мягкого, вязкого вещества. Восковой катыш. 2) Закругленный обрубок дерева, небольшой круглый чурбан, обрубок бревна (плотничье арго).
* Агнец – животное (обыкновенно - ягнёнок, иногда козлёнок (Исх.12:5)), приносившееся в жертву всесожжения (Исх.12:3, Быт.22:7, Ис.43:23).
В Библии агнец – поэтический образ, символ терпеливого, кроткого человека. Иоанн Креститель называет Спасителя "Агнцем Божиим" (Иоан. 1:29) как непорочную, чистую жертву. (1Пет.1:19; Отк.5:6; 7:9 и дал.; 12:11; 17: 14; 21:23 и дал.; 22:1.) У пророка Иеремии (50:17) еврейский народ в целом уподобляется безгласно-покорному агнцу, ведомому на заклание. У пророка Исайи агнец символизирует еврейский народ, искупивший своими страданиями грехи предков и других народов. В христианской апокалиптике агнец божий или просто агнец – название Иисуса Христа или Христа как мессии. Поклонение агнцу как апокалиптический мотив – см. Собор всех святых.
Агнец – (церк.) образ, символ терпеливого, кроткого человека; человек грешный и слабый верою, идущий за пастырем; смиренный агнец. Агнец – распространённый поэтический образ в молитвах христиан и евреев. В художественной литературе, особенно в поэзии, этот образ часто употребляется, как символ смирения и покорности ("смиренный агнец").
* Треба, -ы, ж. В православии: богослужебный обряд, совершаемый по просьбе самих верующих (например крестины, венчание, панихида, исповедь). Совершать, исполнять требу.
* Отстой (молодежный сленг) – нечто, не заслуживающее внимания; ерунда, чепуха, что-то плохое.
* Назарет (ивр., Нацерет или Нацрат; араб., ан-Насира) – город в Галилее, на севере Израиля. Это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа (из-за этого его называли ?назаретянином? или "а-ноцри", то есть "житель города Нацерет").
* Око за око. Из Библии. В Ветхом Завете (Левит, гл. 24, ст. 19—20) рассказывается, что в своде законов для евреев Бог установил и такое правило: "Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение, так и ему должно сделать". Встречается и в других местах Ветхого Завета (Второзаконие, гл. 19, ст. 21; Исход, гл. 21, ст. 24).
Хотя этот завет и находится в Библии – Священном Писании, тем не менее, к нормам собственно христианской морали, завещанной Христом, его отнести нельзя, поскольку она осуждает месть, творимую человеком. (см. Мне отмщение, и аз воздам.) Такая форма регулирования отношений между людьми (зуб за зуб) родилась в дохристианские, ветхозаветные времена. Иносказательно: символ мщения; кровной мести и т. п.
"Да не пощадит его глаз твой: душа за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу". (Второзаконие, гл. 19)
"А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб". Исход, гл. 21, ст. 23-25).
Метки: