вишнёвый Сад...

Из цикла
?Тайные вечери?... 2013.


"Подготовленному читателю" | * Иосифу Бродскому


Здесь снится вам не женщина в трико,
а собственный ваш адрес на конверте.
Здесь утром, видя скисшим молоко,
молочник узнает о вашей смерти. (Иосиф Бродский. Осенний вечер в скромном городке. 1972.)


* * *

Мне грустно видеть, как жизни сладость
свой вкус меняет прогоркшей ?сдобы? –
шустрей нас время, когда не в радость
всё то, что скрасить ?уход? должно... (бы!)

Как я ни прыток... как ни беспечен...
провидцы верят моим прогнозам:
мой ?Сад вишневый? – под Солнцем! – вечен ?души поэта... анабиозом*?...

* I *

На ощупь мельче обычной клюквы... в гирляндах звезды (зверьками...) свисли... –
вмиг впали в спячку без мыслей буквы... – зардели дыры... в разрядах мысли –
в безмолвный космос незваной гостьей... ввалилась осень каргою зыбкой... –
сгребла теплынь всю нещадно (горстью!) и Сад умолк мой озябшей рыбкой...

Погодка – ужас! – ?похорошела?... С утра сегодня плюс тридцать восемь! –
температура... живого тела... И хваткой мёртвой – за горло... – осень...
Штормит и крючит... но спозаранку вплываю в Сад я (что в полгектара)
вооружившись своей ?берданкой?... чью роль играет – на бис! – гитара...

Нагие вишни редеют гордо... Сад полнит (пнями...) всё чаще горе... –
под Окуджаву... я – в три аккорда... – свершу здесь мессу* им... в соль-миноре...
Былое пусто... когда в грядущем... – слезоточащим от боли в спилах... –
жива лишь Память! И жить всё пуще в раскрасках жизни претит унылых...

Не Гефсиманским... вишнёвым Садом – наследством щедрых на роскошь предков... –
мой рай здесь – рядом... – ?осенним адом? с костров соседских пропах весь! едко...
Как будто ?прихоть цвести? смиренно сквозь жерла жизней веками! с гаком –
укор живущим (мол, всё здесь тленно) являет высшим для низших знаком...

Нет у природы плохой погоды!– пора (как в образ) влюбляться... в ?слякоть?... –
пока в мой ?опыт? не вторглись годы... став (над покойным склонившись) плакать... –
Пройдусь по Саду ?противовесом?... судьбы, в которой все мы – деревья...
Нагих принежив... и не ?балбесом? в себя глубь кану... (не озверев... я...)

Стареют люди... как патефоны... – скрипя износом... фальшивят диски... –
что б я не ?каркал?... Живей вороны помётом вечным... (на обелиски...)
Бренчу... баллады под нос ?мурлыча?... – топчусь певуче по междурядьям...
отравлен жизнью... (вот так добыча!) вкушая Сад свой... противоядьем!

Поживши... с шиком в любви и лоске... мне – ?медным тазом? на табурете –
влезать не стыдно – в свои ?обноски?... – и в гимны Солнцу... и в бредни... (эти?)
По всем приметам ?зима? невинна... Но в ?клети жизни? ей томно биться...
когда напасти взлетают клином... – ?растрёпы? в перьях не синей птицы...

Возьму сигару... мундштук и Zippo... с дымком ?раздобрюсь? под крепкий кофе...
Сварганив песню... спою... – до хрипа! – что цвесть здесь Саду! – ?вишнёвым профи?!
Без состраданья к судьбе природы... ?стерплю? сезонный... (в себе!) упадок... –
Судьбой вкушая – как есть! – невзгоды... мир черно-белый не так уж гадок!

* II *

Коль ты несведущ в таком вопросе... как ?Сад вишнёвый? во мне (строптивом) –
позволь посмертно себе, Иосиф*... в эссе воскреснуть моим мотивом...
Мой Сад дрейфует не в поле чистом – от Антарктиды до Междуречья*... –
но в ?Откровеньях? от эссеиста... в которых призван свой дух сберечь я...

Тоска – бесспорно... – на то и осень! – от пят промозглость и до макушки...
Но Память рвётся на холст... (как просинь) – жаль, ты не Дюккер*... и я не Пушкин...
И всё ж... поэты ведь – все! – Колумбы* в душ океанах с материками! –
я брошу якорь у первой ?клумбы?... – слова мне важно согреть! (руками...)

В изгибах линий моих ладоней... массивы чтива! – как и в Исходе*
от Моисея... – о фараоне... и ?раболепстве? в Его народе... –
Прочесть однажды судьбу уставом... в пустых предметах увидев... – кто ты...
себя влить сплавом в ничто (кровавым!) и есть вся карма – заткнуть пусто'ты...

Писаньям* важно не стать крамолой – свет (отступая...) всё кроет тьмою... –
нет формы жизни бессмертно полой... – вмиг Память гибнет, не полнясь мною... –
свой Сад, потоком бурлящих болей... – вглубь орошая... жить не спешу я... –
не теша душу ?страной магнолий?... в библейских токах – Его! – Фэн-шуя...

В краях бескрайних всех мирозданий... планета наша – пузырь! – не боле... –
и прихоть ?чья-то? нас в ?рог бараний? согнуть (!) и выжать все души... (с голи!) –
И нет нам спасу... (во взрывах массы!) – элементарней бозонов Хиггса! –
с бездушной порчи ?людской гримасы? сочатся души... в клоаки Стикса*...

В судьбы-злодейки сплошных ?затменьях? ни зги не видно... – с кромешной гущи
как не ?ныряю?... (в свою же тень я!) – за ?Свет? в ответе перед грядущим...
О... Бред! – воскликнуть подчас охота... Мы – люди – жертвы своей ?природы?! –
всех здесь рождённых... – до ?эшафота?! – по топям жизни уводят броды...

По ?пьесе Жизни? я... – без ремарки – лелеял счастья ростки... и холил... –
зимой морозной и летом жарким... ?вишнёвый Сад? свой... спасал... от боли...
Вот если б так же любил Всевышний! всех нас как Церковь! (не как утеху) –
с раздора яблок взрастил бы (!) ?вишни?... то нам и было б страдать не к спеху...

Есть милость Божья вширь, вкось... и рядом! Но в звёзды глядя до слёз мне грустно... –
чтоб расцвести им ?вишнёвым Садом?... – им впору (будет!) ?маляр? искусный! –
Цветасто вспух мой не ?кубик-рубик? души палитры... – от жизни красок... –
пусть в каждом вздохе ?последний тюбик?... во всё ?макаюсь? я без опасок!

* III *

Во снах частенько – не ядовито... – я с мыслью вижусь своей... (украдкой) –
мол, в поднебесье... всё шито-крыто*... но жизнь не может быть только сладкой... –
Брожу по Саду с души котомкой... – поспевших ?ягод? – горят ланиты... –
звуча всё тише... судьбой негромкой... от аритмии... до Рио-Риты*...

Запретам вето! – в ?любовном ложе? – имей... (умнея... умей!) ... имея... –
мой Сад – не райский – с душой ухожен... – червивых вишен в нём нет (и змея!)
Пыльцу с тычинок... и с рыльцем пестик... ромашки... маки... и маттиолы...
в нём искушают ?сливаться? вместе... – по воле трутня! – трудяги-пчёлы...

Порой унынья – как Сад я! – гол весь... в ?лохмотьях счастья? – мажорам чуждым… –
в устройстве мира сквозной прокол здесь! – богам до фени* в дресс-кодах нужды...
Не стал бы – ?лапти? стоптав – бурчать я! Но, обнажая любви стигматы*,
не сигануть мне назад – ?в зачатья?... хоть возбуждают о них дебаты...

Неумолимо... сознанья мимо... мелькают жизней – чужих... – ?перроны?... –
движеньем ?лишь бы? всё одержимо! – опустошенно-одушевленным...
И только Сад мой в цвету изгнаний... – в ?грунты поэзий? душой врастая... –
мой дух треножит вне всяких маний! коль ?плодоножки? судьба простая...

Спешит всё (в цикле!) щипнуть с ?ковриги*? судьбы неясной свой шмат потолще... –
но – по ?рецептам?! – вкушает ?фиги?... не выделяясь из общей толщи...
И я так смог бы... Но! мне не надо... – в плену элегий – хмельных – соцветий
надел мой вписан в ?периметр Сада? и на врождённой – я в нём! – ?диете?...

По жизни прыткой скользя... улиткой... с пучин душевных (с глубин Лох-Несса*!) –
терплю всё кротко... под ?мысли пыткой?... Судьбы листая за пьесой пьесу...
И пусть эпохи ?венцов терновых?... все канут в лету... (за вехой веха...) –
своей же волей средь пней вишнёвых жить будет вечно ?садовник Чехов?...

Пройдусь по саду... аллеей длинной... по скользкой коже стволы погладив... –
на них – продрогших – растут морщины... Но рядом поросль! – и... Бога ради! –
Вернусь в коморку... (о предках Память!) Споткнусь об книги... Проверю тягу...
В сухих дровишках раздую пламя... на ?печь Емели? – как в сказке! – слягу...

Орфея мифом*... – над Эвридикой... – хрустально-звонким (пустым...) бокалом –
клонюсь к закату... – когда всё дико... и толкований жить смысла мало... –
Лишь с песнью страсти моей кифары* ... в Саду цветущем... – не одиноко! –
я упиваюсь – ?не винным даром? – Любви бессмертной ?вишнёвым соком?...

* IV *

Когтями жизни... вцепившись в небо! – с последней мочи мы – Духа силой... –
на судьбы ропщем... (души потребой) – всем тем, что было... светло... и мило...
Когда-то... – в лету... – всё канет ?э т о?... – мои поэзы вам станут лишни...
Но пусть Любовью к сердцам Поэтов хранится Память... в ?соцветьях вишни?...


09/10. 2013. ? Павел Светский - ---


* Прим.: продолжение следует...


* Анабиоз (лат. anabiosis – оживление, от др.-греч. ?вновь? и ?жизнь?) – состояние живого организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.) настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. Термин предложен в 1873 году немецким ученым Вильгельмом Прейером в его сводке по исследованию феномена временного прекращения жизнедеятельности. Анабиоз наблюдается при резком ухудшении условий существования (низкая температура, отсутствие влаги и др.). При наступлении благоприятных условий жизни происходит восстановление нормального уровня жизненных процессов.
* Месса (итал. messa, от лат. missa) – основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии, согласно учению церкви, происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.
* Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940 года, Ленинград, СССР – 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США) – русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991–1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику – на английском. Один из крупнейших русских поэтов XX века.
* Месопотамия (лат. Mesopotamia, тур. Mezopotamya; > ?Междуречье?), также Двуречье – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге доАрмянского нагорья на севере, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
* Дюккер Евгений Эдуардович (знаменитый русский пейзажист) родился 10 февраля 1841 года в Аренсбурге Эстляндской губернии (остров Эзель). В 1858 году он поступает в Петербургскую Императорскую академию художеств, где, будучи еще учащимся, неоднократно получает серебряные и золотую медали за свои холсты. Профессор пейзажной живописи Петербургской Академии художеств с 1873 года. В 1908 году он был удостоен звания академика.
Детские и юношеские впечатления от малой родины были столь велики, что сопровождали художника в течение всей его творческой жизни. Дюккер постоянно возвращался в своих работах к сюжетам, связанным с дорогим его сердцу прибалтийским пейзажем. Евгений Эдуардович Дюккер умер в Дюссельдорфе 20 декабря 1916 года.
* Христофор Колумб (итал. Cristoforo Colombo, исп. Cristоbal Colоn, лат. Christophorus Columbus; осень 1451 года, Генуэзская республика – 20 мая 1506, Вальядолид, Испания) – испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку.
* Писанье (ср. действ.) по глаг. | что написано, письмо, посланье. | Писание, по преимуществу, Священное писание, Ветхий и Новый Завет.
* Стикс (Styx). Воды в Аркадии, которые, по убеждению древних, отличались свойством разъедать все, кроме лошадиных копыт. Поэтому этим именем греки называли главную реку подземного царства, семь раз опоясывающую ад. Боги клялись Стиксом, и эта клятва считалась самой священной. Стикс (?ненавистная?), в греческой мифологии божество одноимённой реки в царстве мёртвых. Стикс – одна из старших дочерей Океана и Тефиды, по другой версии, она – дочь Ночи и Эреба.
* Шито-крыто (нар. разг.) – (всё) улажено.
* ?Для тебя, Рио-Рита? (нем. Fur dich, Rio Rita; фр. Por toi, Rio Rita; англ. For You, Rio Rita), часто название сокращается просто до ?Рио-Рита? (Rio Rita) — популярный пасодобль 1930-х годов.
* Стигматы (греч. ?знаки, меты, язвы, раны?) – болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны распятого Христа.
* Коврига (устар.) цельный хлеб округлой формы, то же, что каравай.
* Кифара (др.-греч., лат. cithаra) – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры. Кифара – один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI–V вв. до н.э. (впрочем, как и на всякой другой лире того времени) было семь струн, позднее в ?экспериментальных? инструментах их количество увеличилось до 11-12 (см. Тимофей Милетский). Применялась как сольный или аккомпанирующий инструмент. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаредом; музыканта, играющего на кифаре (без пения), – кифаристом. Кифара считалась инструментом Аполлона; в отличие от авлоса – инструмента Диониса.


* p.s. *

Глотая смачно ?познанья клёцки?... голодный неуч... – чудаковато –
три слова свяжет: – Причём здесь Бродский? (и – слава Богу! – ни слова матом!)
Ответ – доступный всем горемыкам! – в конверт уложен... жду нужный адрес –
Мой ?Сад вишнёвый? киношней ВГИКа... суть в двадцать пятом (волшебном) кадре-с...

09/10. 2013. ? Павел Светский - http://www.stihi.ru/2013/10/13/1

Метки:
Предыдущий: письмо... Хайяму...
Следующий: мой код... да Винчи