20 Лепесток сакуры. Монохромность в хайку
Продолжаем нашу работу по исследованию самого тонкого поэтического жанра. Тот, кто работал масляными красками в живописи, знает, что чёрную краску обычно избегают в полихромной живописи. Чёрное убивает всё. В ней, казалось бы, исчезает сама жизнь... Но если иметь в виду такое космическое понятие, как чёрная дыра, то возникает необходимость перестройки мышления, ибо здесь происходит переход к другим понятиям, энергетически насыщенным и изменённым. Не будем далеко уходить в дебри, но заметим, что в японской живописи как раз по этой причине обычно присутствует монохромность. Строгая сухая манера письма тушью имеет светлый обесцвеченный фон, раздвигающий пространство между временем и реальностью.
Мы не раз подчёркивали, что хайку - это тот же рисунок, зарисовка. Нельзя назвать её натюрмортом. Хайку - это всегда пейзаж, даже если описываются всего один, два предмета. Но за ними подразумевается гораздо больше, всё то, что в состоянии дополнить наш полёт фантазии, основанный на личном опыте. Итак, только намеченные черты, только абрис, и само слово, ёмкое и многозначное, сделает своё дело. И перед нами развернётся картина, к которой захочется возвращаться снова и снова, смакуя каждую увиденную деталь, размышляя над сиюминутностью застывшего мгновения вечности.
================
Итак, давайте поработаем над проникновением внутрь увиденной в хайку формы. Присутствие цвета будет только останавливать наше внимание на внешней оболочке и читатель не сможет достичь поставленной нами цели. Внутренняя суть будет ускользать от его внимания. Для этого мы будем писать не используя цвет, просто, но ёмко. Будем описывать знакомое многим, но в неожиданном ракурсе и сочетании. Пишем просто и непосредственно так, чтобы саму картинку понял даже ребёнок, но за увиденным должны возникать ряд ассоциаций, затрагивающие чувства, будоража мысли, наводящие на размышление. Пишите хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть Вас. Не рисуйте цветными красками, наносите штрихи - точные и конкретные так, чтобы не было ничего лишнего и не отвлекало от передаваемой сути.
Итак, в конкурсе ?МОНОХРОМНОСТЬ В ХАЙКУ?:
оценивалось НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ КРАСОК И НАСКОЛЬКО СОЧНЫМ ПОЛУЧИЛСЯ ПЕЙЗАЖ СЕЗОНА
Итак, вот достижение в конкурсе:
1-Е МЕСТО (Татьяна Янковская)
16) полёт бабочки...
в руках гейши мелькают
изгибы чашки
2-Е МЕСТО (Арина Шик)
2) стайка воробьёв
на кустах облепихи
ягоды в снегу
3-Е МЕСТО (Татьяна Янковская)
10) мороз и солнце...
расцветает на ветках
букет хризантем
4-Е МЕСТО (Шабалина Людмила)
12) иероглифы
колышутся на ветру
злаки в сугробах
Мы не раз подчёркивали, что хайку - это тот же рисунок, зарисовка. Нельзя назвать её натюрмортом. Хайку - это всегда пейзаж, даже если описываются всего один, два предмета. Но за ними подразумевается гораздо больше, всё то, что в состоянии дополнить наш полёт фантазии, основанный на личном опыте. Итак, только намеченные черты, только абрис, и само слово, ёмкое и многозначное, сделает своё дело. И перед нами развернётся картина, к которой захочется возвращаться снова и снова, смакуя каждую увиденную деталь, размышляя над сиюминутностью застывшего мгновения вечности.
================
Итак, давайте поработаем над проникновением внутрь увиденной в хайку формы. Присутствие цвета будет только останавливать наше внимание на внешней оболочке и читатель не сможет достичь поставленной нами цели. Внутренняя суть будет ускользать от его внимания. Для этого мы будем писать не используя цвет, просто, но ёмко. Будем описывать знакомое многим, но в неожиданном ракурсе и сочетании. Пишем просто и непосредственно так, чтобы саму картинку понял даже ребёнок, но за увиденным должны возникать ряд ассоциаций, затрагивающие чувства, будоража мысли, наводящие на размышление. Пишите хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть Вас. Не рисуйте цветными красками, наносите штрихи - точные и конкретные так, чтобы не было ничего лишнего и не отвлекало от передаваемой сути.
Итак, в конкурсе ?МОНОХРОМНОСТЬ В ХАЙКУ?:
оценивалось НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ КРАСОК И НАСКОЛЬКО СОЧНЫМ ПОЛУЧИЛСЯ ПЕЙЗАЖ СЕЗОНА
Итак, вот достижение в конкурсе:
1-Е МЕСТО (Татьяна Янковская)
16) полёт бабочки...
в руках гейши мелькают
изгибы чашки
2-Е МЕСТО (Арина Шик)
2) стайка воробьёв
на кустах облепихи
ягоды в снегу
3-Е МЕСТО (Татьяна Янковская)
10) мороз и солнце...
расцветает на ветках
букет хризантем
4-Е МЕСТО (Шабалина Людмила)
12) иероглифы
колышутся на ветру
злаки в сугробах
Метки: