Комментарии высказываний о поэзии-19
КОММЕНТАРИИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ПОЭЗИИ
В эпиграфах сайта "Поэмбук" идут вереницей высказывания о поэзии, без всякого разграничения истинного и ложного. Видимо, организаторы "новой поэтической энциклопедии" ставят себе это в заслугу. Но подобный современный либерализм значит только одно — мешай в кучу всё без разбора, всё пригодится, всё на равных. А это далеко не так.
Попробуем разобраться в ежедневно предлагаемой нам цепочке мыслей о сути поэзии.
(Продолжение)
19. Поэт, если только он хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения.
Платон
Говоря о необходимости мифотворчества в поэзии, Платон прав в главном. Миф — это поэтический, свободный, насыщенный домыслом рассказ о событиях, когда-то
произошедших. Один из лучших философов Лосев, исследуя эту проблему, выявил закономерность — со временем жизнь в той или иной степени превращается в поэтические мифы. Подобный процесс происходит и в поэтическом творчестве. Взятую из жизни тему поэт осмысливает, дополняет художественным домыслом, приводит к нормам творчества. И из темы получается не историческая хроника, а своеобразный поэтический миф — и факт такой вроде бы в жизни свершался, и в то же время он наполняется какой-то высшей мифической силой.
Вот эпическая поэма Гомера "Одиссея". Долгое время считали, что это чистейшей воды вымысел гениального певца древности, взявшего за основу греческие мифы и создавший новый, поэтический миф. Но всё оказалось намного сложнее. Война греков с троянцами с годами стала достоянием народных мифов (сказок), а уже эти
мифы пересказал по законам высшей поэзии Гомер. Началась эпоха археологических исследований, и подтвердились не только названия городов, но и имена героев —
Одиссей, Пенелопа, Телемах, Ментор, Менелай и добрая сотня других действующих лиц. Подтвердились и сложные отношения между ними. Однако уже среди оживших под струнами Гомеровой арфы греков и троянцев мы видим и почти всех главных языческих богов Эллады (их промыслы, как бы мы сказали теперь), видим обычаи и характеры той эпохи, переживания героев, изумительно близкие нам, далёким потомкам реально-мифологических персонажей гигантской поэмы.
Но поэты превращают в мифы и события реальной жизни, только что случившиеся. Произошло что-то важное для творца (как мы уже говорили, поэт — в переводе с греческого обозначает: поэт); так вот, произошло что-то значимое для его души, и рождаются стихи, в которых правда перемешана с вымыслом, обычное возводится в степень из ряда вон выходящего, то есть возникает обаяние мифологии. Пушкин: "Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты". Более тонкие исследователи пушкинской музы вполне резонно отмечают, что этот шедевр любовной лирики посвящён не Керн, а императрице Елизавете Алексеевне, которую он любил с лицейских лет. Она была красива, умна и изящна, но, впрочем, не настолько, чтобы быть гением чистой красоты. Однако поэт образ любимой возносит до божественных высот. "И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь". Преувеличение — один их признаков мифа. Раскрепощённость в стиле и чувствах — то же самое. Высокая степень художественности — и это присутствует. Но здесь присутствует и самое главное для поэта. Святой Дух. Он даёт вдохновение. Он подсказывает безупречное расположение слов, которое создаёт ангельскую музыкальность.
Итак, мысль Платона о необходимости для поэтов творить мифы мы принимаем безусловно (в русле отмеченного нами). Но вторая половина высказывания великого мыслителя не то чтобы спорна, она — ошибочна. Уже тот же Гомер уделяет рассуждениям героев достаточно много места. Примеров уйма. Укажу только на разговоры богини Афины с Зевсом и другими обитателями Олимпа о спасении Одиссея, который непрестанно по воле враждебно настроенного к нему Нептуна то и дело попадает в опаснейшие переделки. Поэты римской эпохи без рассждений и стихов себе не представляли. И то, что размышления эти в высшей степени поэтичны, мы убедились в одном из эссе. Помните вот эти строчки? "Редким сыновьям от отцов порочных Суждено узнать, как точили предки Не на персов меч, а себе на гибель В распре гражданской". Что Платону казалось неприемлемым для поэзии, сама поэзия взяла на вооружение, потому что наделённый высокой благодатью творец по-Божественному примеру создаёт из ничего изумительное нечто. Тем более если нечто не противоречит Христовой Истине.
(Продолжение следует)
В эпиграфах сайта "Поэмбук" идут вереницей высказывания о поэзии, без всякого разграничения истинного и ложного. Видимо, организаторы "новой поэтической энциклопедии" ставят себе это в заслугу. Но подобный современный либерализм значит только одно — мешай в кучу всё без разбора, всё пригодится, всё на равных. А это далеко не так.
Попробуем разобраться в ежедневно предлагаемой нам цепочке мыслей о сути поэзии.
(Продолжение)
19. Поэт, если только он хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения.
Платон
Говоря о необходимости мифотворчества в поэзии, Платон прав в главном. Миф — это поэтический, свободный, насыщенный домыслом рассказ о событиях, когда-то
произошедших. Один из лучших философов Лосев, исследуя эту проблему, выявил закономерность — со временем жизнь в той или иной степени превращается в поэтические мифы. Подобный процесс происходит и в поэтическом творчестве. Взятую из жизни тему поэт осмысливает, дополняет художественным домыслом, приводит к нормам творчества. И из темы получается не историческая хроника, а своеобразный поэтический миф — и факт такой вроде бы в жизни свершался, и в то же время он наполняется какой-то высшей мифической силой.
Вот эпическая поэма Гомера "Одиссея". Долгое время считали, что это чистейшей воды вымысел гениального певца древности, взявшего за основу греческие мифы и создавший новый, поэтический миф. Но всё оказалось намного сложнее. Война греков с троянцами с годами стала достоянием народных мифов (сказок), а уже эти
мифы пересказал по законам высшей поэзии Гомер. Началась эпоха археологических исследований, и подтвердились не только названия городов, но и имена героев —
Одиссей, Пенелопа, Телемах, Ментор, Менелай и добрая сотня других действующих лиц. Подтвердились и сложные отношения между ними. Однако уже среди оживших под струнами Гомеровой арфы греков и троянцев мы видим и почти всех главных языческих богов Эллады (их промыслы, как бы мы сказали теперь), видим обычаи и характеры той эпохи, переживания героев, изумительно близкие нам, далёким потомкам реально-мифологических персонажей гигантской поэмы.
Но поэты превращают в мифы и события реальной жизни, только что случившиеся. Произошло что-то важное для творца (как мы уже говорили, поэт — в переводе с греческого обозначает: поэт); так вот, произошло что-то значимое для его души, и рождаются стихи, в которых правда перемешана с вымыслом, обычное возводится в степень из ряда вон выходящего, то есть возникает обаяние мифологии. Пушкин: "Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты". Более тонкие исследователи пушкинской музы вполне резонно отмечают, что этот шедевр любовной лирики посвящён не Керн, а императрице Елизавете Алексеевне, которую он любил с лицейских лет. Она была красива, умна и изящна, но, впрочем, не настолько, чтобы быть гением чистой красоты. Однако поэт образ любимой возносит до божественных высот. "И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь". Преувеличение — один их признаков мифа. Раскрепощённость в стиле и чувствах — то же самое. Высокая степень художественности — и это присутствует. Но здесь присутствует и самое главное для поэта. Святой Дух. Он даёт вдохновение. Он подсказывает безупречное расположение слов, которое создаёт ангельскую музыкальность.
Итак, мысль Платона о необходимости для поэтов творить мифы мы принимаем безусловно (в русле отмеченного нами). Но вторая половина высказывания великого мыслителя не то чтобы спорна, она — ошибочна. Уже тот же Гомер уделяет рассуждениям героев достаточно много места. Примеров уйма. Укажу только на разговоры богини Афины с Зевсом и другими обитателями Олимпа о спасении Одиссея, который непрестанно по воле враждебно настроенного к нему Нептуна то и дело попадает в опаснейшие переделки. Поэты римской эпохи без рассждений и стихов себе не представляли. И то, что размышления эти в высшей степени поэтичны, мы убедились в одном из эссе. Помните вот эти строчки? "Редким сыновьям от отцов порочных Суждено узнать, как точили предки Не на персов меч, а себе на гибель В распре гражданской". Что Платону казалось неприемлемым для поэзии, сама поэзия взяла на вооружение, потому что наделённый высокой благодатью творец по-Божественному примеру создаёт из ничего изумительное нечто. Тем более если нечто не противоречит Христовой Истине.
(Продолжение следует)
Метки: