1 июня - память великого князя Дмитрия Донского



Вся Россия стала полем Куликовым.
Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?
Но не слышно клича Дмитрия Донского,
Некому Отчизну нашу защитить.

На земле родимой — Родина в опале.
Разгулялась погань — и просвета нет.
Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?
Под твоей десницей каждый — Пересвет.

Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.
И за Веру, за Русь станем все, как один.
Нет ни Сергия ныне, ни князя Донского,
Только образ Пречистой, да Спас впереди.

(Г.Пономарёв — иеромонах Роман)





Князь Дмитрий Донской совершенно уникальная личность в истории России. Если бы не он, быть нам наверное под татарами ещё много лет. Но, по Воле Божией, он явился на Свет, чтобы защищать и спасти русский народ! В 1376 году впервые Великий князь всея Руси, открыто собрав народ, выступил против Золотой Орды. В то время в Орде уже начались феодальные раздоры, и она стала слабеть. Но власть Мамая по-прежнему распространялась на Русь. Вдобавок Литва создала союз с Ордой, направленный против Руси и ее княжеств, и заняла Тверь. Москва в это время отстроила новую белокаменную крепость. Продолжалась экономическая борьба с ордынцами, и благодаря усилиям Москвы была снижена дань, а также заключен династический брак между Серпуховским князем Владимиром и дочерью литовского князя Ольгерда.
Дмитрий Донской – это знаковая фигура. Он давно стал символом великого полководца. Дмитрий Донской, пришедший из глубин времен, оброс мифами, но это тот случай, когда миф и реальность совпадают. Он действительно соответствует понятию великого полководца. Годы правления это показали. Князь действительно был выдающимся, необычным деятелем своего времени. Он был человеком, который обладал огромной уверенностью в себе, в своей особой миссии. Не в себе лично, не самоуверенностью, но что свыше Господь дал ему особую задачу, особую цель среди людей. Дмитрий Донской чувствовал себя Божьим избранником. Господь поставил перед ним задачу освободить Русь, и он должен это сделать любой ценой. Когда Дмитрий поднял восстание против Золотой орды, он ощущал это, как миссию, которая дана ему свыше.
Но для окружающих это выглядело несколько иначе. Многие считали, что восстание против Золотой Орды – это авантюра, что Дмитрий Иванович Донской на свой страх и риск поднял это восстание, а теперь вот идет по степи огромная черная туча – это воины Мамая. И пусть теперь он сам с ними и разбирается. Он эту кашу заварил, пусть он её и расхлебывает. Вот такое было отношение. И поэтому летом 1380 года, когда Дмитрий узнал от своей разведки, что татары вышли в поход и что у них огромное войско, Дмитрий Донской посылает гонцов ко всем своим русским князьям, которые все когда-то собирались вместе с ним и говорили, что надо поднять восстание.
И вот он посылает к ним гонцов и пишет: приходите, вот тот самый час пришел, когда мы должны вместе подняться на эту священную войну. И вдруг он начинает получать странные ответы. Один пишет, что не может, у него кони болеют, лошади совсем голодные, другой куда-то уехал в это время, и найти его невозможно. У третьего еще какие-то причины. Русский полководец оказался почти один. Нижегородский князь, его тесть, Дмитрий Константинович, не пришел, тверской князь, Михаил Александрович, не пришел, новгородцы не пришли. Пришли лишь некоторые князья: Белозерские, Ростовские – мелкие по численности дружин. И в этой обстановке Дмитрий понимает, что его может спасти только одно – народное ополчение.
Надо убедить пойти на войну простых людей – горожан, крестьян, которые вообще-то никогда не воевали, это не их дело. Воевали профессионалы, дружинники. Народное ополчение собирали крайне редко. По каким-то чрезвычайным случаям, когда вопрос стоял не просто о войне между князем, скажем, Иваном, и князем Константином, а вопрос стоял о судьбе нашей веры, о православии, то есть эту войну с Мамаем нужно было поставить как священную войну, войну за веру. Для этого Дмитрию нужно было получить благословение от какого-то деятеля. Чтобы человек, которому доверяет народ, которого он считает действительно святым, благословил войну с Мамаем и поднял её на высоту священной войны, войны за Веру.

Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.

В то время в Северо-Восточной Руси жил только один человек, которому люди безусловно доверяли, которого люди считали живым святым, потому что жизнь его была такова, что он жил безупречно. Это был преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий Радонежский, основатель монастыря в 70 км к северо-востоку от Москвы, игумен этого монастыря. Это, конечно, великий человек для нашей церкви. Но, кроме того, преподобный Сергий в своей повседневной жизни воплотил христианский идеал монашества: монах – это человек абсолютно незлобивый, бескорыстный, готовый каждому оказать какую-то помощь, каждого поддержать, каждому дать хороший совет. И слава о преподобном Сергии распространилась очень широко. Но, разумеется, Сергий не вмешивался в политику. И вот у Дмитрия был последний шанс обратиться к преподобному Сергию. Война с ордынцами преподобному Сергию не нравилась, потому что риск был очень велик.
Но когда русский полководец 16 августа 1380 года приехал к нему в Троицкий монастырь и сказал: ?Святой отец, благослови?, то Сергий поднялся над личными отношениями, над суетными соображениями, и дал ему не просто свое благословение, а и двух своих монахов, Пересвета и Ослябю.
Зачем он дал своих иноков? Казалось бы, странное решение. Зачем он посылает монахов сражаться? Это было вообще нарушением монашеских правил, потому что монах должен сидеть в монастыре. Воин должен сражаться, а монах должен молиться, у каждого свое дело. И тут вдруг преподобный Сергий отправляет двух монахов на битву. Дело в том, что они были зримым свидетельством того, что это благословление преподобного Сергия. Ведь мир тогда был маленьким. Люди знали друг друга в лицо, как в деревне. И все знали, что Пересвет и Ослябя в прошлом были уважаемыми московскими воеводами, знатными людьми, но потом ушли в монастырь. И все понимали, что если они едут рядом с Дмитрием, то поход благословлен преподобным.
А раз это благословение преподобного, то это уже не просто княжеская драка, и это не просто какая-то авантюра, а это священная война за веру. И это значит, что каждый, кто погибнет в этой войне, получит венец мученика, и его на небесах ожидают ангелы, а тот, кто не пойдет на эту войну, – предатель веры, богоотступник. Вот зачем преподобный Сергий благословил своих иноков на этот поход. Чем прославился Дмитрий Донской? Он сумел собрать народное ополчение.
Он не стал ждать, пока татары осадят Москву, хотя у него уже была приличная каменная крепость, и некоторые советовали отсидеться в ней. И вот Дмитрий повел войска на Куликово поле. Народное ополчение пошло с ним.
А дальше он действует, как великолепный полководец, который все точно просчитывает. Он пошел навстречу врагу, в степь. Это было необычным военным приемом. Но это было правильное решение.
Затем он пришел в район Куликова поля и приказал своим войскам переправляться через Дон. На первый взгляд, они встали в совсем невыгодной позиции. С одной стороны – Дон, с другой стороны в глубоком овраге река Непрядва. То есть бежать некуда. В случае если войско дрогнет и побежит, то оно пропадет при переправе через реку. Татары их всех перебьют. Но это было правильно в тот момент. Каждому воину надо было дать такую мысль: или победить, или погибнуть. Спасения в бегстве не будет. Нужно сражаться. Это была ставка на победу. Так продумывалась Куликовская битва Дмитрия Донского.
В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года Дмитрий понял одну очень важную вещь: когда начнется битва, большой многотысячный полк ополченцев, которых он привел, может не выдержать. И Дмитрий представил себе, что такое ордынская атака: с гиканьем, криками, визгом, с воем несется черная ордынская конница. Она несется на большой полк, где стоят необученные ополченцы. И при виде этой лавины у них не выдержат нервы, они побегут. Это будет иррациональный страх, который захватит всех. Как спасти ополченцев? Как принять первый удар? И Дмитрий принимает единственно правильное решение. Он выставляет впереди хорошо обученный сторожевой полк, который состоял из отборных дружинников, закованных в железо. Тех людей, которые могли сдерживать некоторое время эту лавину примерно час. И сам Дмитрий едет в этот передовой полк. Было ясно, что этот полк обречен на гибель. Так мыслилась Куликовская битва Дмитрия Донского. Но эти воины остановят на какое-то время лавину конницы, и за это время ополченцы успеют прийти в себя, успеют преодолеть страх. И так оно и вышло.
На следующее утро Дмитрий расставил полки. Сам поехал в сторожевой полк на передовую. Лавина татарской конницы с вершины Красного холма пошла на русское войско. Весь полк, стоявший впереди, был уничтожен.куликовская битва дмитрия донского Но пока ордынцы с ним сражались, прошло, может быть, полчаса, может быть, час, и ополченцы пришли в себя. Они увидели, что можно остановить татар. Что энергия лавины она уже не та, она уже остановлена. И поэтому, когда татары добрались до большого полка, то он стоял насмерть и никуда не бежал.
И конечно, было великолепное решение – поставить в дубраве засадный полк под командованием Владимира Андреевича Серпуховского. И этот засадный полк, неожиданно ударив во фланг ничего не ожидавшей татарской конницы, уже в середине битвы решил исход сражения.
Татары дрогнули и начали отступать. Как только это произошло, Дмитрий подбросил резервы на этот фланг, и началось контрнаступление. То есть все было продумано. Вплоть до его собственной роли. Так проходила битва Дмитрия Донского. Ведь в то время правители обычно стояли в тылу. А Дмитрий поехал вперед, мимо полков, чтобы все видели, что он едет сражаться в первых рядах, что он готов отдать свою собственную жизнь для победы, что он не бросит их, не убежит. Чем прославился Дмитрий Донской? Подвигом самопожертвования.
После битвы его долго не моли найти. Он был тяжело ранен. Владимир Андреевич Серпуховской послал воинов его искать. Тяжелораненый в этой битве, Дмитрий едва уцелел. Его нашли и привели в сознание, он сел на коня и вместе с братом они поехали осматривать поле битвы. Увидели, что поле завалено трупами. Победа досталась тяжелой ценой. Военный потенциал Москвы был подорван.
После битвы войско князя прибыло сначала в Коломну, а затем в Москву. На башне кремля в Коломне установлен памятник Дмитрию Донскому.Историческое значение Куликовской битвы состоит в том, что она окончательно определила роль Москвы как центра объединения Руси. Москва на Куликовом поле доказала, что она может освободить страну. Она может добиться независимости. Надо ей помогать, надо ее поддерживать. Чем прославился Дмитрий Донской? Он не словами, а делами показал, что готов бороться за свободу. Поэтому Василий Осипович Ключевский хорошо это сформулировал, сказав, что Московское государство родилось на просторах Куликова поля. Это метафора, но она точно выражает суть дела.

Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.
И за Веру, за Русь станем все, как один.
Нет ни Сергия ныне, ни князя Донского,
Только образ Пречистой, да Спас впереди.

Литература:
Из произведений крупнейшего русского историка Д. Иловайского "О Куликовской битве"
Книга Большому Чертежу ( Под ред. К. Н. Сербиной.) — М., Изд-во АН СССР, 1950.
Отин Е. С. Топонимия поля Куликова // Русская речь. 1980. № 4. С. 56-61.
Куликово поле // Поле славы: Книга-альбом / Составитель В. И. Калугин; Предисловие И. Ф. Стаднюка;



?

Метки:
Предыдущий: Я не нашла Христа в РПЦ - но нашла его в Шумере
Следующий: Проблемы идеологии КПРФ между правыми и левыми