Легенда о серебряном всаднике. Сказание третье Чел
Сказание третье
ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЕТ БОГА
Семь оттенков у зла, у добра семь цветов,
Семью на семь у истины с ложью.
Семь сомнений сойдет, семью на семь потов,
Пока сыщешь их по бездорожью.
Тело, ум и душа полны тягостных ран.
Провидение горе явило.
С голодухи и жажды поник великан
Человечка же вовсе сморило.
А вокруг край недвижен, пустынен и дик,
Только смертью, как ветром, пахнуло.
Сохнет горло и пухнет корявый язык,
И под ребра живот утянуло.
Через скрежет и скрип великанских шагов
Шелест крыльев неспешно пробился.
И с небес златоклювый посланец богов,
Белый лебедь на землю спустился.
А из глуби земной, из-под черных камней,
Преисподни угрюмой и хмурой,
Уж спешит Алганжей, уж ползет дикий змей,
Шурша черной чешуйчатой шкурой.
И спросил Белый лебедь: ?Добром или злом
Идет-тянется ваша дорога?
Что вы выбрали в мире и сердце своем
И какого вам хочется бога??
И сказал великан: ?Кто спасет от беды,
Кто облегчит нам бремя страданий,
Кто подаст нам, несчастным, воды и еды,
Станет богом всех наших желаний?.
Ангел молвил тогда: ?Шкай воздаст за труды,
Но и вы не останьтесь к нам, глухи,
Когда вкусите Божьи земные плоды?.
С тем пропали волшебные духи.
И тотчас облаков дождевые хвосты,
На бесплодные пали кочевья.
Зажурчали ручьи, потянулись кусты,
Зашумели большие деревья.
Гнутся ветви под тяжестью сладких плодов.
В лес сбежались все звери с округи.
А по крикам, по запахам, меткам следов
За самцами трусили подруги.
Как поели, попили в своей череде,
Отдохнули средь скромных укрытий.
И любовные игры в звериной среде
Круг замкнули нехитрых событий.
Божьи дети вкусили плодов благодать,
Напились из прозрачной криницы,
Отдохнули в тени и с тоской стали ждать
Появления змея и птицы.
Зашипел Алганжей, наводя жуть и дрожь
На укрывшихся в зарослях леса:
?Разделили ль вы землю на правду и ложь?
И какого вам хочется беса??
И сказал человек: "От еды кипит кровь,
И, наевшись, мы ждем наслаждений.
Кто отыщет для нас красоту и любовь,
Станет бесом всех наших стремлений?.
Красота и любовь? Здесь богини сильней.
Но творить красоту из чего же?
Из ума? из души? из деревьев? камней?
И на что это будет похоже?
То, что бес обронил, подойдет, может быть?
Тесто Шкая сгодится для дела?
А для мягкости можно нектаром полить,
Так как глина слегка затвердела.
По велению Анге, богини добра,
Рядом с Атей, нежна и лукава,
Словно дух во плоти, вся - любовь, вся- игра,
Встала первая женщина Ава1.
А по знаку Куломы. владычицы зла,
Не имевшей волшебного теста,
С великанского дерева шумно сползла
К жениху великанка-невеста2.
Пронеслась череда сладких дней и ночей,
Пролетела в любовном дурмане,
Пока снова Озаис, за ним Алганжей
На лесной не возникли поляне.
И сказали они: ?Дали пить вам и есть,
Красоту и любовь тоже дали.
Не пора ли над плотью дух вещий вознесть?
И кумира назвать, не пора ли??
А в ответ: ?За любовью приходит печаль,
Ползет скука за радостным пиром.
Вот кому для нас вечного счастья не жаль,
Лишь того мы объявим кумиром?.
В мире вечен лишь Шкай,- пояснил добрый дух,
Не питайте на вечность надежды.
Разбудите вы лучше свой дремлющий слух,
Приоткройте ленивые вежды.
Я для жизни короткой спасу вялых сонь,
Ибо мудрости Божеской внемлю.
Положу я по зернышку вам на ладонь,
Вы заройте их в теплую землю.
Даст зерно семью семь и один колосок.
Вновь и вновь сейте долгим упрягом.
Тогда роздыха час, да с половой кусок
Вам извечным покажутся благом?3.
Алганжей же сказал: ?Зачем ждать столько дней,
Да постылую делать работу?
Вот вам два топора из бесовских камней,
И ступайте-ка в лес на охоту.
Напряжение сил на короткий лишь рок,
А затем миг победы — награды,кусок,
Пир, любовь и другие услады?.
?Ты мой бог, Анамаз! - закричал великан,-
Сильным - бой, ну а слабым - работа.
Я тебе завоюю Всевышнего сан
И на небо открою ворота?.
Ложь, используя хитрость, добро риручит,
И всегда проведет и обманет
Перед силою зла правда робко смолчит.
И служанкой безропотной станет?.
Человек же сказал: ?Шкай, полей мою рожь,
Да не много, не мало, а в меру.
Выбрал правду с добром, зло отбросил и ложь
И сомненье сменил я на веру?
Великанов с людьми развели боги прочь
Тепель с холодом, а тьму со светом,
С той поры стала равной дню темная ночь
И приходит зима вслед за летом.
1 О сотворении женщины см. ?Просторы?.
Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1989.- С. 229.
2 Легенда о выходе женщины из сосны
изложена в УПТМН.- Т. 10.- С. 41-42;
3 Упряг - время работы лошади в упряжке
от отдыха до отдыха; по?лова- мякина.
ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЕТ БОГА
Семь оттенков у зла, у добра семь цветов,
Семью на семь у истины с ложью.
Семь сомнений сойдет, семью на семь потов,
Пока сыщешь их по бездорожью.
Тело, ум и душа полны тягостных ран.
Провидение горе явило.
С голодухи и жажды поник великан
Человечка же вовсе сморило.
А вокруг край недвижен, пустынен и дик,
Только смертью, как ветром, пахнуло.
Сохнет горло и пухнет корявый язык,
И под ребра живот утянуло.
Через скрежет и скрип великанских шагов
Шелест крыльев неспешно пробился.
И с небес златоклювый посланец богов,
Белый лебедь на землю спустился.
А из глуби земной, из-под черных камней,
Преисподни угрюмой и хмурой,
Уж спешит Алганжей, уж ползет дикий змей,
Шурша черной чешуйчатой шкурой.
И спросил Белый лебедь: ?Добром или злом
Идет-тянется ваша дорога?
Что вы выбрали в мире и сердце своем
И какого вам хочется бога??
И сказал великан: ?Кто спасет от беды,
Кто облегчит нам бремя страданий,
Кто подаст нам, несчастным, воды и еды,
Станет богом всех наших желаний?.
Ангел молвил тогда: ?Шкай воздаст за труды,
Но и вы не останьтесь к нам, глухи,
Когда вкусите Божьи земные плоды?.
С тем пропали волшебные духи.
И тотчас облаков дождевые хвосты,
На бесплодные пали кочевья.
Зажурчали ручьи, потянулись кусты,
Зашумели большие деревья.
Гнутся ветви под тяжестью сладких плодов.
В лес сбежались все звери с округи.
А по крикам, по запахам, меткам следов
За самцами трусили подруги.
Как поели, попили в своей череде,
Отдохнули средь скромных укрытий.
И любовные игры в звериной среде
Круг замкнули нехитрых событий.
Божьи дети вкусили плодов благодать,
Напились из прозрачной криницы,
Отдохнули в тени и с тоской стали ждать
Появления змея и птицы.
Зашипел Алганжей, наводя жуть и дрожь
На укрывшихся в зарослях леса:
?Разделили ль вы землю на правду и ложь?
И какого вам хочется беса??
И сказал человек: "От еды кипит кровь,
И, наевшись, мы ждем наслаждений.
Кто отыщет для нас красоту и любовь,
Станет бесом всех наших стремлений?.
Красота и любовь? Здесь богини сильней.
Но творить красоту из чего же?
Из ума? из души? из деревьев? камней?
И на что это будет похоже?
То, что бес обронил, подойдет, может быть?
Тесто Шкая сгодится для дела?
А для мягкости можно нектаром полить,
Так как глина слегка затвердела.
По велению Анге, богини добра,
Рядом с Атей, нежна и лукава,
Словно дух во плоти, вся - любовь, вся- игра,
Встала первая женщина Ава1.
А по знаку Куломы. владычицы зла,
Не имевшей волшебного теста,
С великанского дерева шумно сползла
К жениху великанка-невеста2.
Пронеслась череда сладких дней и ночей,
Пролетела в любовном дурмане,
Пока снова Озаис, за ним Алганжей
На лесной не возникли поляне.
И сказали они: ?Дали пить вам и есть,
Красоту и любовь тоже дали.
Не пора ли над плотью дух вещий вознесть?
И кумира назвать, не пора ли??
А в ответ: ?За любовью приходит печаль,
Ползет скука за радостным пиром.
Вот кому для нас вечного счастья не жаль,
Лишь того мы объявим кумиром?.
В мире вечен лишь Шкай,- пояснил добрый дух,
Не питайте на вечность надежды.
Разбудите вы лучше свой дремлющий слух,
Приоткройте ленивые вежды.
Я для жизни короткой спасу вялых сонь,
Ибо мудрости Божеской внемлю.
Положу я по зернышку вам на ладонь,
Вы заройте их в теплую землю.
Даст зерно семью семь и один колосок.
Вновь и вновь сейте долгим упрягом.
Тогда роздыха час, да с половой кусок
Вам извечным покажутся благом?3.
Алганжей же сказал: ?Зачем ждать столько дней,
Да постылую делать работу?
Вот вам два топора из бесовских камней,
И ступайте-ка в лес на охоту.
Напряжение сил на короткий лишь рок,
А затем миг победы — награды,кусок,
Пир, любовь и другие услады?.
?Ты мой бог, Анамаз! - закричал великан,-
Сильным - бой, ну а слабым - работа.
Я тебе завоюю Всевышнего сан
И на небо открою ворота?.
Ложь, используя хитрость, добро риручит,
И всегда проведет и обманет
Перед силою зла правда робко смолчит.
И служанкой безропотной станет?.
Человек же сказал: ?Шкай, полей мою рожь,
Да не много, не мало, а в меру.
Выбрал правду с добром, зло отбросил и ложь
И сомненье сменил я на веру?
Великанов с людьми развели боги прочь
Тепель с холодом, а тьму со светом,
С той поры стала равной дню темная ночь
И приходит зима вслед за летом.
1 О сотворении женщины см. ?Просторы?.
Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1989.- С. 229.
2 Легенда о выходе женщины из сосны
изложена в УПТМН.- Т. 10.- С. 41-42;
3 Упряг - время работы лошади в упряжке
от отдыха до отдыха; по?лова- мякина.
Метки: