Реабилитация. франсуа вийон, истинная биография
В конце VIII века викинги (варяги) пришли с севера и штурмом захватили мир. Повсюду, от берегов Северной Америки до базаров Багдада, они несли с собой дух перемен - социальных, политических и экономических. Мир был жестко перестроен, во Франции, к примеру, была создана мощная империя Каролингов. Местное население, привыкшее жить вольно, по своим Обычным (традиционным) законам, впало в тоску и массовый стресс. Отсутствие воли и прежних привычных свобод так негативно повлияли на французов, что люди целыми посмелениями спадали в состояние типа летаргии, они полностью утрачивали волю и желание трудиться или вообще что-то делать. Францию на несколько десятилетий поразил голод, хотя ни эпидемий, ни природных катаклизмов в эти времена зарегистрировано не было. Но эта странная летаргия поразила не только Францию, точно так же впадали в спячку и слабоволие, ибо отсутствие личной перспективы - это сильнейший стресс, и народы других европейских стран, как только до них добирались новые реформы - по мере централизованных создания государств личное подчинялось воле верховной власти в значительной степени. Не все и не сразу могли осознать, зачем всё эт о делается, и к чему такие жертвы.
На Руси с то же время, что и в Европе, точно так же создается централизованное государство - Рюрики, всё те же варяги, его первые правители. Так сказать, гастарбайтеры у власти. Через какую-то сотню лет, в 988 году Централизованная Русь примет православие, а централизованная Европа - католицизм, это случится в 1054 году, когда в лоне христианской церкви окончательно оформится раскол.
Однако к 15-му веку "забылось" уже, кто это такие, какова их историческая миссия, оседлые варяги воспринимались всё чаще, как бандиты. А к 19-20 в.в. и вовсе история про варягов была предана забвению. А всё потому, что историю до сих пор пишут по принципу телеигры ЧТО? ГДЕ? КОГДА? А ведь правильнее было бы отвечать на совсем иные вопросы: ПОЧЕМУ? И С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
***
Так сын варяжки и варяга, ФРАНЦУЗСКИЙ поэт Франсуа Вийон (известные гг. жизни: 1 апреля 1431 - 1463, далее следы Франсуа Вийона в истории теряются), стал "сыном воров", а позже и вовсе "вором и бандитом", т.к. примкнул к "банде" таких же неприкаянных "варягов", которых принимали повсеместно за ворюг.
15-й век на дворе,господа - отовсюду веет ветер либеральных перемен.
Тут к месту будет заметить, что до 16 века вообще не было обычая писать свои имена под своими произведениями - право на имя имели только царствующие особы и аристократия. Творческие лица доселе подписывались псевдонимами, кличками или пояснениями , а получили право на имя лишь после того, как один их художников Высокого Возрождения осмелился написать "Тот который именуется ..." и далее шло его настоящее имя. Так что Франсуа Вийон всё же не имя и фамилия в современном смысле, а, вероятнее всего псевдоним, смысл которого вполне понятен - "отвязный француз", или "баламут-горожанин". Об этом подробнее чуть ниже.
***
МОЛИТВА ФРАНСУА ВИЙОНА
Я душу смутную мою,
Мою тоску, мою тревогу
По завещанию даю
Отныне и навеки Богу
И призываю на подмогу
Всех ангелов - они придут,
Сквозь облака найдут дорогу
И душу Богу отнесут.
(Из "Большого завещания" Франсуа Вийона)
****
Франсуа Вийон - поэт позднего Средневековья.
Пушкин о Вийоне: "Это первый народный певец", а по-современному бард Франсуа Вийон... возможно, ведь многие современники увековечили образ героя Вийона в многочисленных романах именно таким "бардом" из университетского студенчества. Это "Высоцкий Французского Среднивековья"...
У нас Вийона переводили В.Брюсов, Н.Гумилёв, Ф.Мендельсон, И.Эренбург, Ю.Кожевников, В.Рождественский, В. Перелешин, С. Петров, Л. Гинзбург и другие - вообще Вийон переведен на 15 языков. Илья Эренбург ещё в 1916 году выпустил небольшой сборник своих переводов и биографический очерк о поэте. О нём же в 1928 написал статью О.Мандельштам. Но по-настоящему "открытие" поэта для русского читателя ещё не произошло. О нем существует столько сплетен, выдумок, что истинный образ размыт и запятнан до неузнаваемости, и потому настоящую биографию поэта надо искать в глубинах смыслов его стихов. Бунт против нахлынувшей буржуазности, ненависть к нуворишам и мошенникам, разбогатевшим обманом и "вышедшим в люди" буквально по трупам - вот истинный смысл бунтарства Вийона. Его стихи вызывают потрясение бесхитростными исповедальными строками из "Баллады поэтического состязания в Блуа", которые цитировал Эренбург в своих мемуарах:
От жажды умираю над ручьём.
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошёл, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Я знаю всё, я ничего не знаю.
Наверное, совершенно неслучайно, что именно после публикации в "Новом мире" очередных глав мемуаров Эренбурга появится и сразу же станет знаменитой песенка Б.Окуджавы "Молитва Франсуа Вийона".
***
Здесь вскоре будет опубликован текст-расследование, посвященный истинной биографии Франсуа Вийона и его поэзии.
На Руси с то же время, что и в Европе, точно так же создается централизованное государство - Рюрики, всё те же варяги, его первые правители. Так сказать, гастарбайтеры у власти. Через какую-то сотню лет, в 988 году Централизованная Русь примет православие, а централизованная Европа - католицизм, это случится в 1054 году, когда в лоне христианской церкви окончательно оформится раскол.
Однако к 15-му веку "забылось" уже, кто это такие, какова их историческая миссия, оседлые варяги воспринимались всё чаще, как бандиты. А к 19-20 в.в. и вовсе история про варягов была предана забвению. А всё потому, что историю до сих пор пишут по принципу телеигры ЧТО? ГДЕ? КОГДА? А ведь правильнее было бы отвечать на совсем иные вопросы: ПОЧЕМУ? И С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
***
Так сын варяжки и варяга, ФРАНЦУЗСКИЙ поэт Франсуа Вийон (известные гг. жизни: 1 апреля 1431 - 1463, далее следы Франсуа Вийона в истории теряются), стал "сыном воров", а позже и вовсе "вором и бандитом", т.к. примкнул к "банде" таких же неприкаянных "варягов", которых принимали повсеместно за ворюг.
15-й век на дворе,господа - отовсюду веет ветер либеральных перемен.
Тут к месту будет заметить, что до 16 века вообще не было обычая писать свои имена под своими произведениями - право на имя имели только царствующие особы и аристократия. Творческие лица доселе подписывались псевдонимами, кличками или пояснениями , а получили право на имя лишь после того, как один их художников Высокого Возрождения осмелился написать "Тот который именуется ..." и далее шло его настоящее имя. Так что Франсуа Вийон всё же не имя и фамилия в современном смысле, а, вероятнее всего псевдоним, смысл которого вполне понятен - "отвязный француз", или "баламут-горожанин". Об этом подробнее чуть ниже.
***
МОЛИТВА ФРАНСУА ВИЙОНА
Я душу смутную мою,
Мою тоску, мою тревогу
По завещанию даю
Отныне и навеки Богу
И призываю на подмогу
Всех ангелов - они придут,
Сквозь облака найдут дорогу
И душу Богу отнесут.
(Из "Большого завещания" Франсуа Вийона)
****
Франсуа Вийон - поэт позднего Средневековья.
Пушкин о Вийоне: "Это первый народный певец", а по-современному бард Франсуа Вийон... возможно, ведь многие современники увековечили образ героя Вийона в многочисленных романах именно таким "бардом" из университетского студенчества. Это "Высоцкий Французского Среднивековья"...
У нас Вийона переводили В.Брюсов, Н.Гумилёв, Ф.Мендельсон, И.Эренбург, Ю.Кожевников, В.Рождественский, В. Перелешин, С. Петров, Л. Гинзбург и другие - вообще Вийон переведен на 15 языков. Илья Эренбург ещё в 1916 году выпустил небольшой сборник своих переводов и биографический очерк о поэте. О нём же в 1928 написал статью О.Мандельштам. Но по-настоящему "открытие" поэта для русского читателя ещё не произошло. О нем существует столько сплетен, выдумок, что истинный образ размыт и запятнан до неузнаваемости, и потому настоящую биографию поэта надо искать в глубинах смыслов его стихов. Бунт против нахлынувшей буржуазности, ненависть к нуворишам и мошенникам, разбогатевшим обманом и "вышедшим в люди" буквально по трупам - вот истинный смысл бунтарства Вийона. Его стихи вызывают потрясение бесхитростными исповедальными строками из "Баллады поэтического состязания в Блуа", которые цитировал Эренбург в своих мемуарах:
От жажды умираю над ручьём.
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошёл, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Я знаю всё, я ничего не знаю.
Наверное, совершенно неслучайно, что именно после публикации в "Новом мире" очередных глав мемуаров Эренбурга появится и сразу же станет знаменитой песенка Б.Окуджавы "Молитва Франсуа Вийона".
***
Здесь вскоре будет опубликован текст-расследование, посвященный истинной биографии Франсуа Вийона и его поэзии.
Метки: