Магжан Жумабаев. Поэма Туркестан
Перевод с казахского.
***
Для тех, в груди чьей бьется сердце тюрка,
Ты двух миров открытые врата.
Народу с нравом львиным стал приютом,
Ты – дар Тенгри, ты – колыбель, мечта!
В седую быль Тураном* называли
Тебя, о мой прекрасный Туркестан*!
Твои просторы много повидали,
И тишину, и дикий ураган.
Турана путь – путь огненного ветра,
Здесь поднималось пламя до небес.
Согласие, единство были редки,
Войны и мира дьявольский замес.
Конца и края нет степям Турана,
И берега озер не разглядеть.
Весною с ледников твоих нежданно
Потоки селя изливались в степь.
Соперничают горы твои с небом,
А на вершинах – вечные снега.
Ручьев на склонах еле слышный лепет,
То льется гор прохладная слеза.
В пустынях жарких ветры умирают
И, как в могиле мрачной тишина.
Там злые пери, джины обитают,
О том гласит народная молва.
Озера есть, мятежные, как море,
Необозримый плещется Арал.
Встают над Иссык-Кулем синим зори,
Где издревле народ мой обитал.
Яксарт, Оксис, Джейхун, Сейхун, веками
Как только их чужак не называл.
Свои, как дарию* те реки знали,
Рождался тюрок, жил здесь, умирал…
Гряда вершин за облаками скрыта.
Величественный и седой Тянь-Шань!
И ты, небесным куполом укрытый
Пик ХанТенгрИ*, эпический титан!
Тарбагатай*, Балхаш* собой объявший,
Памир, Алтай, великих гор хребты.
И Казыгурт*, на гордый пик принявший
Ковчег святого Нуха* из воды.
О дивная земля, народ Турана,
Как много сил в тебе, каков масштаб!
Стояли во главе твоей каганы,
Воспетый в мифах хан Афрасиаб.
Не раз врагов испытывал ты ярость,
Туран - могучий, благодатный край!
Взирали алчно на тебя недаром
Когда-то Кей-Хосров* и Зулкарнай*.
Тебя Туран на свете нет прекрасней,
И равных тюрку нет на всей земле.
Отважен, стоек, ум сметливый, ясный,
Встречал опасность, сидя на коне.
Кто мог бы уподобиться Чингису?
Сын твой он плоть от плоти, мой Туран!
Размах его деяний не осмыслить,
Он наша гордость – тюрок Чингисхан!
И Шагатай*, и Укитай*, и Жошы*,
Наследник самый младший, брат Толе*.
Отца сумели славу преумножить,
Небесный волк их талисман в борьбе.
Жебе* и Супытай – два ярых тигра,
Глаза и уши хана и вожди.
Мы помним имена твоих батыров,
Туран, и знаем, что их помнишь ты!
Бий* Тарагай* рожден, Туран, тобою,
Тимур – его победоносный сын.
Хан Тамерлан стал яркою звездою,
Достигнув славы мировой вершин.
Не зря я воздаю хвалу Турану,
Народы мира память чтят о нем.
Загадки неба Улугбек* тут с жаром
Искал в ночи, поэт и астроном.
Здесь родина Абу Али ибн Сины.
Знаток великий таинств всех земли.
Он подлинных наук постиг вершины.
Все это, мой Туран, твои сыны!
Кто музыкой мог пренебречь твоею,
Когда девятиструнной* звук домбры
Извлек АльФараби*, в руках лелея,
Ее освоив многие лады.
Единым был народ мой тюркский прежде,
Воинственный, горячий, как огонь.
Но был распад на части неизбежен,
В раздорах, тяжбах меж твоих племен.
Простор степной в средине, знай дружище,
С тех пор и есть казахская земля.
Здесь отчий дом, родное пепелище
Для тюрков всех, такие вот дела…
Алты Алаш*, я к памяти взываю.
В века былые если заглянуть,
Народ наш вел, раздоры пресекая,
К единству Касым хана правый путь*.
Завет отца всем сердцем почитая,
Встал во главе Алаша* Хак-Назар*.
На Культобе* трех жузов курултаем
Себя Тауке * прославил алдияр*.
Турана сердце – родина Алаша,
Вскормившая отчаянных сынов.
В святой земле, вдали от горных кряжей
Великого Аблая вечный кров.
Сарыарку* не разделить с Тураном,
Каабой стал Алашу Туркестан*.
Навек Кене* - последнего из ханов
Объял степи безбрежный океан.
Отчизну ищет человек, тоскуя,
Тулпар найдет родной простор всегда.
Арку мы отчим домом именуем,
Но весь Туран есть Родина твоя!
Тянь-Шань, Памир, Алтай, они не сводят
С тебя, Алаш, всевидящих очей.
Кене, Аблая ты забыл, выходит,
Блуждая где-то, средь чужих огней.
Сейхун, Джейхун, есть две реки в Туране,
Их тюрки называют дариёй.
Здесь, на земле святой, обетованной
Найдешь могилы предков, родич мой!
Примечания:
Туран* - прародина тюрков Центральной Азии. По определению ЮНЕСКО регион включает Монголию, северо-западный Китай, районы азиатской России южнее таежной зоны, Казахстан и четыре бывших советских республики Средней Азии (Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан), Афганистан, северо-западную часть Индии, северную часть Пакистана, северную часть Ирана. Издревле эти земли населяли воинственные кочевые племена, предки современных тюркских народов. Понятие ?Туран? является антиподом ?Ирана? — страны, где господствует персидская культура.
Туркестан* - 1).название самобытного историко-географического региона Центральной Евразии и Центральной Азии, широко употреблявшееся в XIX веке и начале XX века. Во времена Советского Союза термин применялся в отношении четырёх республик, входивших в его состав, а ранее в состав Российской империи: Казахстан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан. С понятием Туркестан обычно связывают земли таких современных государств как Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, а также Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, тюркоязычные регионы юга Сибири, Южного Урала и Приволжья, а также север Афганистана и Ирана. В середине 1920-х годов термин ?Туркестан? постепенно вышел из употребления и был заменён согласно первоначальной русской географической традиции термином ?Средняя Азия?, затем этот термин стал употребляться в географической литературе всех 15 советских республик СССР и был канонизирован советской цензурой. В мировой географической традиции регион является частью Центральной Азии. После распада СССР было предложено отказаться от употребления термина ?Средняя Азия? в пользу общепринятого в мире термина ?Центральная Азия? (который включает, кроме бывших советских республик, также часть земель Китая и Афганистана).
2). Туркеста;н* - важная точка на сакральной карте Казахстана, один из древнейших городов и центров суфизма, столица Казахского ханства в XVI-XVIII веках. Здесь принимали иностранных послов из разных стран, избирались правители, проводились курултаи и принимались важнейшие решения о судьбе народа и государства, и именно здесь похоронены многие выдающиеся деятели казахской элиты: ханы, бии, батыры. Еще раньше древний город Яссы (старое название Туркестана) был главным торговым пунктом на Великом шелковым пути. В начале Х?? века в тогда еще Яссы приехал суфийский поэт, один из первых мистиков в тюркоязычном мире ; Ходжа Ахмед Яссауи. После его смерти над могилой был сооружен мазар, который сразу приобрел статус священного места. В Х?V веке эмир Тимур в честь победы над Золотой Ордой соорудил над могилой поэта грандиозную ханаку, которая сохранилась в первозданном виде. Вокруг священной могилы начал формироваться некрополь, куда вошли мавзолеи Рабиги Султан-Бегим, хана Есима и других. Также сохранились сооружения, связанные с суфийскими ритуалами. Кроме того, в непосредственной близости к Туркестану находятся и другие святыни — мавзолеи Айша Биби и Бабаджа Хатун в Таразе, мавзолей Арыстан Баб в Отраре. Все эти исторические объекты - памятники архитектуры и священные места вошли в популярный маршрут, который породил поверье, что "три хаджа в Туркестан равны малому хаджу в Мекку".
Сегодня Туркестан становится духовным и культурным центром всего тюркского мира. В 2000 году Туркестан отметил 1500-летний юбилей, а в 2003 году организация ЮНЕСКО исправила эту ошибку и подтвердила, что город старше почти в два раза и ему 2800 лет. Придание Туркестану статуса духовной столицы тюркского мира – один из важных шагов, способствующий солидарности народов, чья многовековая история основана на общих языке, культуре и традициях.
Яксарт, Оксис* - названия рек Амударья и Сырдарья в древнегреческих летописях.
Джейхун, Сейхун* - названия этих рек в древних арабских источниках.
Дария* - в пер. с каз. большая, обильная, обширная река.
Хан-Те;нгри* - пирамидальный пик на Тянь-Шане, на хребте Тенгри-Таг на границе Кыргызстана, Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Высота — 7010 метров. Его название в переводе с тюркского означает ?Повелитель неба?.
Казыгурт* - длинный горный кряж, растянувшийся на 20 километров к югу от Шымкента (западный хребет Тянь-Шаньских гор). Самая высшая его точка составляет 1768 метров над уровнем моря. Значимость этой горы для духовного мира Казахстана велика. По народным преданиям именно к Казыгурту причалил Ноев ковчег, и отсюда началась новая история мира.
Нух* - в исламе первый из пяти великих пророков (наби) и посланников (расуль), посланных Аллахом к людям. Тождественен библейскому Ною (Ноаху). Имя Нуха встречается во многих аятах Корана.
Афрасиа;б* - легендарный царь Турана, правитель древних кочевых народов Центральной Азии - саков.
Кей-Хосров* (Гийас ад-Дин Кей-Хосров II) - сельджукский правитель Конийского султаната (1236/1237-1246), средневекового тюркско-мусульманского государства в Малой Азии. Наследник и вероятный отравитель своего отца Кей-Кубада I.
Зулкарнай* - в переводе с арабского означает ?двурогий?, прозвище Александра Македонского.
Шагатай, Укитай, Жошы, Толе* - имена сыновей Чингисхана Чагатая, Угедея, Джучи и Толеу в казахской транскрипции.
Жебе и Супытай* – в казахской транскрипции имена Джэбэ и Субэдэя, полководцев и ближайших соратников Чингисхана.
Бий Тарагай* - бий Шахрисабза Тарагай, глава тюркского рода Барлас, отец полководца и завоевателя Тамерлана (хромого Тимура).
Улугбек* - (полное имя Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган). 22 марта 1394 - 27 октября 1449) - государственный деятель, правитель тюркской державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана. Известен, как выдающийся математик, астроном, просветитель, историк и поэт своего времени. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья. Тюркское имя Улугбек означает ?великий или старший бек?.
Аль-Фараби* - тюркский народ известен не только бесчисленными воителями-батырами, грозными и могущественными правителями, но и талантливыми поэтами и, конечно же, великими учеными, оставившими след в мировой научной мысли. Одним из самых выдающихся ученых в тюркской истории был человек, полное имя которого звучит как Абу Насыр Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлак аль-Фараби ат-Тюрки, сокращенно -Абу Насыр аль-Фараби. (870 или 872г., Фараб или Фарьяб, Хорасан (ныне - Афганистан) - между 14 декабря 950 и 12 января 951г., Дамаск, совр. Сирия) - философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Родился в тюркской семье из рода кыпчак. Аль-Фараби впитал в себя выдающиеся научные и культурные достижения стран Старого Света – Китая, Индии, Европы и, конечно, мусульманского Востока. Он перевел на арабский язык забытые Европой труды Аристотеля, Платона, Евклида, Галена, Александра Афродизийского, Порфирия и многих других древнегреческих классиков и собственноручно написал комментарии к своим переводам, которые облегчили их понимание, а также раскрыл смысл и дополнил оригинальные труды. Через несколько столетий европейские ученые эпохи Возрождения при изучении древнегреческих авторов активно пользовались именно переводами и комментариями Альфарабиуса или Аввенасра (как называли аль-Фараби в Европе), а не исходными произведениями, которые зачастую просто не сохранились к тому времени. Также известно, что именно комментарии аль-Фараби помогли другому великому тюркскому ученому Абу Али ибн Сине в понимании ?Метафизики? Аристотеля. Существует информация, что аль-Фараби владел более чем семьюдесятью языками. Даже принимая во внимание возможные преувеличения в этом вопросе, с уверенностью можно утверждать, что ученому покорились десятки языков народов Востока и Запада.
Девятиструнная домбра* - классическая домбра имеет всего две струны, но среди тюркских народов осталась память о девятиструнной домбре с большим количеством тонов. Согласно преданиям, творцом этого уникального инструмента был великий средневековый ученый и музыкант аль-Фараби. В знаменитом издании 1943 года ?История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней? под редакцией профессора Е. Бекмаханова (запрещенном по политическим причинам в советское время) об аль-Фараби приводится следующая информация: ?Являясь сам прекрасным музыкантом, аль-Фараби обогатил теорию музыки новыми идеями. Он разработал теорию ощущения тонов, физические и физиологические основы музыки. Идеи аль-Фараби оказали огромное влияние на развитие не только восточной музыки, но и музыки вообще?. Перу аль-Фараби принадлежат такие важнейшие труды, как ?Большая книга о музыке?, являющаяся фундаментальной работой по классификации и описанию музыкальных произведений, ?Слово о музыке?, а также ?Книга о классификации ритмов?. Более того, он был искушен и в литературном искусстве, о чем ярко свидетельствуют такие его работы, как ?Книга о стихе и риторике? или ?Книга об искусстве письма?.
Праведный путь Касым хана* - Касым хан (1445/55 - 1521) - казахский государственный деятель, хан чингизид, правитель Казахского ханства в 1511-1521 годах, сын Жанибек-хана. При нём Казахское ханство достигло расцвета и установило контроль над обширными территориями Восточного Дешт-и-Кипчака. Также является двоюродным братом узбекского правителя Шейбани-хана. С именем хана Касыма устные предания казахов связывают первые правовые реформы и создание свода законов (?Праведный путь Касыма?). Во времена его правления участились межродовые распри и Касым хан утвердил и обнародовал закон, требующий от людей железной дисциплины. Он состоял из пяти глав: имущественный, уголовный, военный, посольский и закон общественности. Это был первый в истории казахов закон, созданный на основе народных традиций и народной мудрости, он носил также название ?Доблестный путь Касым хана?, по другой версии - ?Чистая дорога хана Касыма?. Предшественником ?Праведного пути…? являлась ?Яса? Чингисхана, введённая в начале XIII века.
Алаш* - (древнетюркское слово - братья, двоюродные братья, родственники) - понятие, зародившееся в глубокой древности, во времена, когда тюркские народы не были разделены. Согласно средневековым и более ранним источникам, это общее название древних казахских племен до образования ханства, как отдельного государства. Имя Алаш - одно из древнейших имен в истории. В старинных летописях упоминается Алаш (Алаша) хан. Название Алаш сохранилось в памяти многих народов до нынешнего времени. Оно используется в туркменском, кыргызском, казахском, ногайском и других языках. Учитывая, что большинство древних племен, составляющих ныне казахский народ, подчинялось огузскому кагану, понятие ?Алты Алаш? можно понимать, как страну, последовавшую за шестью сыновьями огузов. С этой точки зрения общетюркское название Алаш, по-видимому, было названием объединения братских тюркских народов, которое возродилось после распада Золотой Орды (кыпчакского государства). Согласно древним родословным, имя Алаш является синонимом казахского народа. В борьбе за национальную независимость казахи вернулись к древнему понятию ?Алаш? и приняли его, как девиз свободы и единства. Доказательством этому являются понятия ?алашское движение?, ?Алаш орда?, ?Алаш?. Слово ?гражданин Алаша? обозначает единство казахского народа, целостность страны и земли.
Хак-Назар хан* - хан Казахского ханства в 1538;1580 годах, сын Касым-хана. С именем Хак-Назара связывают период возрождения Казахского ханства после междоусобиц, в его правление наблюдался подъём во внутренней и внешней политике государства.
Хан Тауке* – полное имя Т;уекел-Мухаммед Бахадур хан Казы (годы правления 1680—1715) — хан Казахского ханства. Сын Салкам-Жангир хана, внук Есим хана. Автор свода законов ?Жеты Жаргы?, составленного совместно с триумвиратом - Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Проводил реформы, укрепляя свою власть: ослаблял влияние султанов, в политике управления государством опирался на биев. Создал ханский совет и совет биев.
Культобе* - власть Тауке хана укрепилась в Присырдарье. Столицей государства стал город Туркестан. Хан Тауке сумел объединить под своей властью все три жуза, которые при прежних ханах были разобщены и их раздирали междоусобные войны. Он подавлял всевозможные распри между султанами и предпринимал меры для усиления внутренне?го порядка в ханстве. На Культобе под Ташкентом им был созван курултай трех жузов с целью объединения перед общим врагом - джунгарами.
Алдияр* – в каз. языке обращение к хану, к Его Величеству, также означает блистательный, сиятельный.
Абылай-хан (Аблай, настоящее имя Абильмансур ) - 18-й хан Казахского ханства, правивший с 1771 по 1781 год. Один из величайших ханов в истории Казахской Орды. Фамилия восходит к Ежен-хану, основателю Белой Орды. Абылай также является прямым потомком таких правителей, как Урус-хан , Барак-хан , Аз-Жанибек-хан. Похоронен в г. Туркестан, в мавзолее Хаджи Ахмета Яссауи.
Сараарка* - казахский мелкосопочник, в переводе - ?жёлтый хребет?) — обширная степь в центральном Казахстане, с небольшими, обрывистыми низкогорными массивами.
Кене (Кенесары хан) * - (1802 - 1847). Выдающийся государственный деятель, военачальник, руководитель национально-освободительного движения народа против колонизации казахских земель Российской империей в 1837-1847 годах. Последний хан Казахского ханства ( 1841-1847 ) Кенесары - 27-й потомок Чингисхана , внук Абылай-хана, был пленен кыргызами, к которым прибыл в поисках подмоги и обезглавлен ими по приказу своих правителей - манапов, желавших угодить колониальным властям. Вместе с Кенесары в плен попали и погибли его младший брат султан Наурызбай, двое сыновей и около 15 султанов. Кыргызский историк Оскон Осмонов утверждает, что погибли 32 султана, не считая простых воинов. В период колонизации степи Российской империей кочевые народы и племена особенно сильно раздирали междоусобные распри. Хан Кенесары стал жертвой предательства своих же соратников, в числе которых были вождь одного из казахских родов Сыпатай и казахский султан Рустем. Есть предположение, что тело последнего казахского хана после гибели осталось на территории современного Кыргызстана. Отсеченная голова хана Кенесары была доставлена кыргызским манапом Жантаем Карабековым в Омск в качестве трофея.
Ученые Казахстана уже много лет ищут место захоронения хана Кенесары, но пока поиски не увенчались успехом. Дополнительную информацию разыскивают в архивах Омска, Оренбурга, Москвы и Петербурга, в хранилищах Узбекистана и Кыргызстана.
Со смертью Кенесары казахский народ потерял одного из своих выдающихся сыновей, но понял цену этой потери слишком поздно. Борьба Кенесары была последней попыткой восстановления прежнего Казахского ханства. Трагедия Кенесары - это поражение всех народов перед набравшей силу военщины Российской империей. Правительство нынешнего Казахстана не раз обращалось к правительству Российской Федерации с просьбой вернуть голову хана Кенесары, однако этот вопрос не решен по сей день.
Магжан Жумабаев* (1893—1938) — поэт, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы. Активный участник создания партии ?Алаш? и правительства ?Алаш-Орда?. Окончил в Москве Высший литературно-художественный институт имени В. Брюсова. Поэта, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы. Срок отбывал в Карелии и Архангельской области, в печально знаменитом СЛОН. В 1936 году по ходатайству М. Горького и Е. Пешковой был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключённых. Но через полтора года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года.
Более 20 лет его жена Зулейха хранила на чердаке архив поэта. Наконец 8 июля 1960 года решением военного трибунала ТуркВО поэт был посмертно реабилитирован, но его стихи вернулись к народу только после обретения Казахстаном независимости.
***
Для тех, в груди чьей бьется сердце тюрка,
Ты двух миров открытые врата.
Народу с нравом львиным стал приютом,
Ты – дар Тенгри, ты – колыбель, мечта!
В седую быль Тураном* называли
Тебя, о мой прекрасный Туркестан*!
Твои просторы много повидали,
И тишину, и дикий ураган.
Турана путь – путь огненного ветра,
Здесь поднималось пламя до небес.
Согласие, единство были редки,
Войны и мира дьявольский замес.
Конца и края нет степям Турана,
И берега озер не разглядеть.
Весною с ледников твоих нежданно
Потоки селя изливались в степь.
Соперничают горы твои с небом,
А на вершинах – вечные снега.
Ручьев на склонах еле слышный лепет,
То льется гор прохладная слеза.
В пустынях жарких ветры умирают
И, как в могиле мрачной тишина.
Там злые пери, джины обитают,
О том гласит народная молва.
Озера есть, мятежные, как море,
Необозримый плещется Арал.
Встают над Иссык-Кулем синим зори,
Где издревле народ мой обитал.
Яксарт, Оксис, Джейхун, Сейхун, веками
Как только их чужак не называл.
Свои, как дарию* те реки знали,
Рождался тюрок, жил здесь, умирал…
Гряда вершин за облаками скрыта.
Величественный и седой Тянь-Шань!
И ты, небесным куполом укрытый
Пик ХанТенгрИ*, эпический титан!
Тарбагатай*, Балхаш* собой объявший,
Памир, Алтай, великих гор хребты.
И Казыгурт*, на гордый пик принявший
Ковчег святого Нуха* из воды.
О дивная земля, народ Турана,
Как много сил в тебе, каков масштаб!
Стояли во главе твоей каганы,
Воспетый в мифах хан Афрасиаб.
Не раз врагов испытывал ты ярость,
Туран - могучий, благодатный край!
Взирали алчно на тебя недаром
Когда-то Кей-Хосров* и Зулкарнай*.
Тебя Туран на свете нет прекрасней,
И равных тюрку нет на всей земле.
Отважен, стоек, ум сметливый, ясный,
Встречал опасность, сидя на коне.
Кто мог бы уподобиться Чингису?
Сын твой он плоть от плоти, мой Туран!
Размах его деяний не осмыслить,
Он наша гордость – тюрок Чингисхан!
И Шагатай*, и Укитай*, и Жошы*,
Наследник самый младший, брат Толе*.
Отца сумели славу преумножить,
Небесный волк их талисман в борьбе.
Жебе* и Супытай – два ярых тигра,
Глаза и уши хана и вожди.
Мы помним имена твоих батыров,
Туран, и знаем, что их помнишь ты!
Бий* Тарагай* рожден, Туран, тобою,
Тимур – его победоносный сын.
Хан Тамерлан стал яркою звездою,
Достигнув славы мировой вершин.
Не зря я воздаю хвалу Турану,
Народы мира память чтят о нем.
Загадки неба Улугбек* тут с жаром
Искал в ночи, поэт и астроном.
Здесь родина Абу Али ибн Сины.
Знаток великий таинств всех земли.
Он подлинных наук постиг вершины.
Все это, мой Туран, твои сыны!
Кто музыкой мог пренебречь твоею,
Когда девятиструнной* звук домбры
Извлек АльФараби*, в руках лелея,
Ее освоив многие лады.
Единым был народ мой тюркский прежде,
Воинственный, горячий, как огонь.
Но был распад на части неизбежен,
В раздорах, тяжбах меж твоих племен.
Простор степной в средине, знай дружище,
С тех пор и есть казахская земля.
Здесь отчий дом, родное пепелище
Для тюрков всех, такие вот дела…
Алты Алаш*, я к памяти взываю.
В века былые если заглянуть,
Народ наш вел, раздоры пресекая,
К единству Касым хана правый путь*.
Завет отца всем сердцем почитая,
Встал во главе Алаша* Хак-Назар*.
На Культобе* трех жузов курултаем
Себя Тауке * прославил алдияр*.
Турана сердце – родина Алаша,
Вскормившая отчаянных сынов.
В святой земле, вдали от горных кряжей
Великого Аблая вечный кров.
Сарыарку* не разделить с Тураном,
Каабой стал Алашу Туркестан*.
Навек Кене* - последнего из ханов
Объял степи безбрежный океан.
Отчизну ищет человек, тоскуя,
Тулпар найдет родной простор всегда.
Арку мы отчим домом именуем,
Но весь Туран есть Родина твоя!
Тянь-Шань, Памир, Алтай, они не сводят
С тебя, Алаш, всевидящих очей.
Кене, Аблая ты забыл, выходит,
Блуждая где-то, средь чужих огней.
Сейхун, Джейхун, есть две реки в Туране,
Их тюрки называют дариёй.
Здесь, на земле святой, обетованной
Найдешь могилы предков, родич мой!
Примечания:
Туран* - прародина тюрков Центральной Азии. По определению ЮНЕСКО регион включает Монголию, северо-западный Китай, районы азиатской России южнее таежной зоны, Казахстан и четыре бывших советских республики Средней Азии (Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан), Афганистан, северо-западную часть Индии, северную часть Пакистана, северную часть Ирана. Издревле эти земли населяли воинственные кочевые племена, предки современных тюркских народов. Понятие ?Туран? является антиподом ?Ирана? — страны, где господствует персидская культура.
Туркестан* - 1).название самобытного историко-географического региона Центральной Евразии и Центральной Азии, широко употреблявшееся в XIX веке и начале XX века. Во времена Советского Союза термин применялся в отношении четырёх республик, входивших в его состав, а ранее в состав Российской империи: Казахстан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан. С понятием Туркестан обычно связывают земли таких современных государств как Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, а также Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, тюркоязычные регионы юга Сибири, Южного Урала и Приволжья, а также север Афганистана и Ирана. В середине 1920-х годов термин ?Туркестан? постепенно вышел из употребления и был заменён согласно первоначальной русской географической традиции термином ?Средняя Азия?, затем этот термин стал употребляться в географической литературе всех 15 советских республик СССР и был канонизирован советской цензурой. В мировой географической традиции регион является частью Центральной Азии. После распада СССР было предложено отказаться от употребления термина ?Средняя Азия? в пользу общепринятого в мире термина ?Центральная Азия? (который включает, кроме бывших советских республик, также часть земель Китая и Афганистана).
2). Туркеста;н* - важная точка на сакральной карте Казахстана, один из древнейших городов и центров суфизма, столица Казахского ханства в XVI-XVIII веках. Здесь принимали иностранных послов из разных стран, избирались правители, проводились курултаи и принимались важнейшие решения о судьбе народа и государства, и именно здесь похоронены многие выдающиеся деятели казахской элиты: ханы, бии, батыры. Еще раньше древний город Яссы (старое название Туркестана) был главным торговым пунктом на Великом шелковым пути. В начале Х?? века в тогда еще Яссы приехал суфийский поэт, один из первых мистиков в тюркоязычном мире ; Ходжа Ахмед Яссауи. После его смерти над могилой был сооружен мазар, который сразу приобрел статус священного места. В Х?V веке эмир Тимур в честь победы над Золотой Ордой соорудил над могилой поэта грандиозную ханаку, которая сохранилась в первозданном виде. Вокруг священной могилы начал формироваться некрополь, куда вошли мавзолеи Рабиги Султан-Бегим, хана Есима и других. Также сохранились сооружения, связанные с суфийскими ритуалами. Кроме того, в непосредственной близости к Туркестану находятся и другие святыни — мавзолеи Айша Биби и Бабаджа Хатун в Таразе, мавзолей Арыстан Баб в Отраре. Все эти исторические объекты - памятники архитектуры и священные места вошли в популярный маршрут, который породил поверье, что "три хаджа в Туркестан равны малому хаджу в Мекку".
Сегодня Туркестан становится духовным и культурным центром всего тюркского мира. В 2000 году Туркестан отметил 1500-летний юбилей, а в 2003 году организация ЮНЕСКО исправила эту ошибку и подтвердила, что город старше почти в два раза и ему 2800 лет. Придание Туркестану статуса духовной столицы тюркского мира – один из важных шагов, способствующий солидарности народов, чья многовековая история основана на общих языке, культуре и традициях.
Яксарт, Оксис* - названия рек Амударья и Сырдарья в древнегреческих летописях.
Джейхун, Сейхун* - названия этих рек в древних арабских источниках.
Дария* - в пер. с каз. большая, обильная, обширная река.
Хан-Те;нгри* - пирамидальный пик на Тянь-Шане, на хребте Тенгри-Таг на границе Кыргызстана, Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Высота — 7010 метров. Его название в переводе с тюркского означает ?Повелитель неба?.
Казыгурт* - длинный горный кряж, растянувшийся на 20 километров к югу от Шымкента (западный хребет Тянь-Шаньских гор). Самая высшая его точка составляет 1768 метров над уровнем моря. Значимость этой горы для духовного мира Казахстана велика. По народным преданиям именно к Казыгурту причалил Ноев ковчег, и отсюда началась новая история мира.
Нух* - в исламе первый из пяти великих пророков (наби) и посланников (расуль), посланных Аллахом к людям. Тождественен библейскому Ною (Ноаху). Имя Нуха встречается во многих аятах Корана.
Афрасиа;б* - легендарный царь Турана, правитель древних кочевых народов Центральной Азии - саков.
Кей-Хосров* (Гийас ад-Дин Кей-Хосров II) - сельджукский правитель Конийского султаната (1236/1237-1246), средневекового тюркско-мусульманского государства в Малой Азии. Наследник и вероятный отравитель своего отца Кей-Кубада I.
Зулкарнай* - в переводе с арабского означает ?двурогий?, прозвище Александра Македонского.
Шагатай, Укитай, Жошы, Толе* - имена сыновей Чингисхана Чагатая, Угедея, Джучи и Толеу в казахской транскрипции.
Жебе и Супытай* – в казахской транскрипции имена Джэбэ и Субэдэя, полководцев и ближайших соратников Чингисхана.
Бий Тарагай* - бий Шахрисабза Тарагай, глава тюркского рода Барлас, отец полководца и завоевателя Тамерлана (хромого Тимура).
Улугбек* - (полное имя Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган). 22 марта 1394 - 27 октября 1449) - государственный деятель, правитель тюркской державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана. Известен, как выдающийся математик, астроном, просветитель, историк и поэт своего времени. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья. Тюркское имя Улугбек означает ?великий или старший бек?.
Аль-Фараби* - тюркский народ известен не только бесчисленными воителями-батырами, грозными и могущественными правителями, но и талантливыми поэтами и, конечно же, великими учеными, оставившими след в мировой научной мысли. Одним из самых выдающихся ученых в тюркской истории был человек, полное имя которого звучит как Абу Насыр Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлак аль-Фараби ат-Тюрки, сокращенно -Абу Насыр аль-Фараби. (870 или 872г., Фараб или Фарьяб, Хорасан (ныне - Афганистан) - между 14 декабря 950 и 12 января 951г., Дамаск, совр. Сирия) - философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Родился в тюркской семье из рода кыпчак. Аль-Фараби впитал в себя выдающиеся научные и культурные достижения стран Старого Света – Китая, Индии, Европы и, конечно, мусульманского Востока. Он перевел на арабский язык забытые Европой труды Аристотеля, Платона, Евклида, Галена, Александра Афродизийского, Порфирия и многих других древнегреческих классиков и собственноручно написал комментарии к своим переводам, которые облегчили их понимание, а также раскрыл смысл и дополнил оригинальные труды. Через несколько столетий европейские ученые эпохи Возрождения при изучении древнегреческих авторов активно пользовались именно переводами и комментариями Альфарабиуса или Аввенасра (как называли аль-Фараби в Европе), а не исходными произведениями, которые зачастую просто не сохранились к тому времени. Также известно, что именно комментарии аль-Фараби помогли другому великому тюркскому ученому Абу Али ибн Сине в понимании ?Метафизики? Аристотеля. Существует информация, что аль-Фараби владел более чем семьюдесятью языками. Даже принимая во внимание возможные преувеличения в этом вопросе, с уверенностью можно утверждать, что ученому покорились десятки языков народов Востока и Запада.
Девятиструнная домбра* - классическая домбра имеет всего две струны, но среди тюркских народов осталась память о девятиструнной домбре с большим количеством тонов. Согласно преданиям, творцом этого уникального инструмента был великий средневековый ученый и музыкант аль-Фараби. В знаменитом издании 1943 года ?История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней? под редакцией профессора Е. Бекмаханова (запрещенном по политическим причинам в советское время) об аль-Фараби приводится следующая информация: ?Являясь сам прекрасным музыкантом, аль-Фараби обогатил теорию музыки новыми идеями. Он разработал теорию ощущения тонов, физические и физиологические основы музыки. Идеи аль-Фараби оказали огромное влияние на развитие не только восточной музыки, но и музыки вообще?. Перу аль-Фараби принадлежат такие важнейшие труды, как ?Большая книга о музыке?, являющаяся фундаментальной работой по классификации и описанию музыкальных произведений, ?Слово о музыке?, а также ?Книга о классификации ритмов?. Более того, он был искушен и в литературном искусстве, о чем ярко свидетельствуют такие его работы, как ?Книга о стихе и риторике? или ?Книга об искусстве письма?.
Праведный путь Касым хана* - Касым хан (1445/55 - 1521) - казахский государственный деятель, хан чингизид, правитель Казахского ханства в 1511-1521 годах, сын Жанибек-хана. При нём Казахское ханство достигло расцвета и установило контроль над обширными территориями Восточного Дешт-и-Кипчака. Также является двоюродным братом узбекского правителя Шейбани-хана. С именем хана Касыма устные предания казахов связывают первые правовые реформы и создание свода законов (?Праведный путь Касыма?). Во времена его правления участились межродовые распри и Касым хан утвердил и обнародовал закон, требующий от людей железной дисциплины. Он состоял из пяти глав: имущественный, уголовный, военный, посольский и закон общественности. Это был первый в истории казахов закон, созданный на основе народных традиций и народной мудрости, он носил также название ?Доблестный путь Касым хана?, по другой версии - ?Чистая дорога хана Касыма?. Предшественником ?Праведного пути…? являлась ?Яса? Чингисхана, введённая в начале XIII века.
Алаш* - (древнетюркское слово - братья, двоюродные братья, родственники) - понятие, зародившееся в глубокой древности, во времена, когда тюркские народы не были разделены. Согласно средневековым и более ранним источникам, это общее название древних казахских племен до образования ханства, как отдельного государства. Имя Алаш - одно из древнейших имен в истории. В старинных летописях упоминается Алаш (Алаша) хан. Название Алаш сохранилось в памяти многих народов до нынешнего времени. Оно используется в туркменском, кыргызском, казахском, ногайском и других языках. Учитывая, что большинство древних племен, составляющих ныне казахский народ, подчинялось огузскому кагану, понятие ?Алты Алаш? можно понимать, как страну, последовавшую за шестью сыновьями огузов. С этой точки зрения общетюркское название Алаш, по-видимому, было названием объединения братских тюркских народов, которое возродилось после распада Золотой Орды (кыпчакского государства). Согласно древним родословным, имя Алаш является синонимом казахского народа. В борьбе за национальную независимость казахи вернулись к древнему понятию ?Алаш? и приняли его, как девиз свободы и единства. Доказательством этому являются понятия ?алашское движение?, ?Алаш орда?, ?Алаш?. Слово ?гражданин Алаша? обозначает единство казахского народа, целостность страны и земли.
Хак-Назар хан* - хан Казахского ханства в 1538;1580 годах, сын Касым-хана. С именем Хак-Назара связывают период возрождения Казахского ханства после междоусобиц, в его правление наблюдался подъём во внутренней и внешней политике государства.
Хан Тауке* – полное имя Т;уекел-Мухаммед Бахадур хан Казы (годы правления 1680—1715) — хан Казахского ханства. Сын Салкам-Жангир хана, внук Есим хана. Автор свода законов ?Жеты Жаргы?, составленного совместно с триумвиратом - Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Проводил реформы, укрепляя свою власть: ослаблял влияние султанов, в политике управления государством опирался на биев. Создал ханский совет и совет биев.
Культобе* - власть Тауке хана укрепилась в Присырдарье. Столицей государства стал город Туркестан. Хан Тауке сумел объединить под своей властью все три жуза, которые при прежних ханах были разобщены и их раздирали междоусобные войны. Он подавлял всевозможные распри между султанами и предпринимал меры для усиления внутренне?го порядка в ханстве. На Культобе под Ташкентом им был созван курултай трех жузов с целью объединения перед общим врагом - джунгарами.
Алдияр* – в каз. языке обращение к хану, к Его Величеству, также означает блистательный, сиятельный.
Абылай-хан (Аблай, настоящее имя Абильмансур ) - 18-й хан Казахского ханства, правивший с 1771 по 1781 год. Один из величайших ханов в истории Казахской Орды. Фамилия восходит к Ежен-хану, основателю Белой Орды. Абылай также является прямым потомком таких правителей, как Урус-хан , Барак-хан , Аз-Жанибек-хан. Похоронен в г. Туркестан, в мавзолее Хаджи Ахмета Яссауи.
Сараарка* - казахский мелкосопочник, в переводе - ?жёлтый хребет?) — обширная степь в центральном Казахстане, с небольшими, обрывистыми низкогорными массивами.
Кене (Кенесары хан) * - (1802 - 1847). Выдающийся государственный деятель, военачальник, руководитель национально-освободительного движения народа против колонизации казахских земель Российской империей в 1837-1847 годах. Последний хан Казахского ханства ( 1841-1847 ) Кенесары - 27-й потомок Чингисхана , внук Абылай-хана, был пленен кыргызами, к которым прибыл в поисках подмоги и обезглавлен ими по приказу своих правителей - манапов, желавших угодить колониальным властям. Вместе с Кенесары в плен попали и погибли его младший брат султан Наурызбай, двое сыновей и около 15 султанов. Кыргызский историк Оскон Осмонов утверждает, что погибли 32 султана, не считая простых воинов. В период колонизации степи Российской империей кочевые народы и племена особенно сильно раздирали междоусобные распри. Хан Кенесары стал жертвой предательства своих же соратников, в числе которых были вождь одного из казахских родов Сыпатай и казахский султан Рустем. Есть предположение, что тело последнего казахского хана после гибели осталось на территории современного Кыргызстана. Отсеченная голова хана Кенесары была доставлена кыргызским манапом Жантаем Карабековым в Омск в качестве трофея.
Ученые Казахстана уже много лет ищут место захоронения хана Кенесары, но пока поиски не увенчались успехом. Дополнительную информацию разыскивают в архивах Омска, Оренбурга, Москвы и Петербурга, в хранилищах Узбекистана и Кыргызстана.
Со смертью Кенесары казахский народ потерял одного из своих выдающихся сыновей, но понял цену этой потери слишком поздно. Борьба Кенесары была последней попыткой восстановления прежнего Казахского ханства. Трагедия Кенесары - это поражение всех народов перед набравшей силу военщины Российской империей. Правительство нынешнего Казахстана не раз обращалось к правительству Российской Федерации с просьбой вернуть голову хана Кенесары, однако этот вопрос не решен по сей день.
Магжан Жумабаев* (1893—1938) — поэт, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы. Активный участник создания партии ?Алаш? и правительства ?Алаш-Орда?. Окончил в Москве Высший литературно-художественный институт имени В. Брюсова. Поэта, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы. Срок отбывал в Карелии и Архангельской области, в печально знаменитом СЛОН. В 1936 году по ходатайству М. Горького и Е. Пешковой был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключённых. Но через полтора года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года.
Более 20 лет его жена Зулейха хранила на чердаке архив поэта. Наконец 8 июля 1960 года решением военного трибунала ТуркВО поэт был посмертно реабилитирован, но его стихи вернулись к народу только после обретения Казахстаном независимости.
Метки: