41. Дао об изначальных противоречиях
Люди высоких материй, суть Дао узнав,
Следуют Дао уверенно, путь не меняя.
Люди обычного разума, Дао приняв,
Нить то удерживают, то внезапно теряют.
А недалёкие люди, услышав про Дао,
Громко смеются, так знанья любые встречая.
Без осмеянья бы истинным Дао не стало.
Противоречия в жизни есть Дао начала:
Ясное Дао туманно и неразличимо,
Проникновенье в него с возвращеньем сравнимо.
Стало с ним уподобленьем его поглощенье.
Словно в долину спускание, к Дэ восхожденье.
Цвет белоснежный глаз пятнами воспринимает.
Дэ расширение все недостатки вскрывает.
Распространение Дэ будто бы расхищение.
В истину вход, будто с мутной водою смешение.
Нет у Земли ни углов, ни окраин, ни крыши.
Дар уникальный позднее в себе открывают.
Звук запредельный для нашего уха не слышен.
Образ чудеснейший формами не выражают.
Дао от глаз и ушей посторонних сокрыто,
Имени нет у него и названье забыто.
Но лишь оно своей силой великой сумеет
Сделать богатым духовно того, кто созреет.
Несерьёзные замечания двух котов по поводу 41 чжана ?Дао Де Цзин?.
Тимофей:
- Ну, этот стих совсем противоречивый какой-то! Всё, что кажется белым, в нём выглядит совсем каким-то серым. Ну, прямо, как смотришь на тебя, Белый, а видишь меня Серого.
Степан:
- А что тебе, Серый, в нём показалось противоречивым? Мне кажется всё весьма логичным. Особенно если перейти к разбору его на кошачий лад.
Тимофей:
- Ну-ка, а вот с этого места поподробней: я весь – внимание. Даже могу тебе помочь начать, так как первые три пары строк вполне понятны. Кто такие кошки высоких материй - понятно, что такие же пушистомудрые, как ты. Не зря же я к тебе всегда обращаюсь со своими вопросами, потому что все эти соседские Васи и Барсики, впрочем как и я, относятся несомненно к обычным котам, которым трудно удерживать нить Дао постоянно. Недалёкие коты тоже встречаются: это те, кого жизнь выбросила на обочину, сильно раскрутив за хвост, лишив их дома и хозяев, как этого бездомного Рыжика. Он-то как раз, услышав про Дао, только громко фыркнул себе в усы. А вот в чём смысл фразы: ?Без их осмеяния не было бы оно истинным Дао??
Степан:
- Наши двуногие друзья говорят, что смех без причины – признак ?дурачины?. Так вот оценивать всех по себе невозможно. Тебя ждёт дома обед, а Рыжика на улице – только дождь, снег и ветер. У вас с ним не только среда обитания и условия жизни разные, но и ценности и интересы. Он находится в вечном поиске пропитания и борьбе за свою территорию. Поэтому задумываться над Великими учениями ему просто некогда. Вот и истины Дао для него непостижимы и недоступны.
Тимофей:
- Но дальше всё вообще перепутывается и меняется местами. Такое впечатление, что Великий Мяу-Цзы просто посмеялся над нами.
Степан:
- Нет, он и не думал смеяться. Просто древнекитайский язык даосов проще перевести на кошачий, чем на русский современный, поэтому я попробую тебе разъяснить смысл всех противоречивых выражений.
-?Ясное Дао подобно туману? - представь себе, что ты вышел ранним утром (не в 11 часов, когда ты выходишь и зеваешь, Соня, а часов так хотя бы в 8) на улицу, чтобы погреться на солнышке после вкусного завтрака, а там всё в тумане и солнца не видно. Можно, конечно, рассердившись, вернуться домой и продолжить давить мордашку где-нибудь в укромном уголке, а можно и подождать ?у-вэй?. Туман вскоре рассеется, и ты будешь вознаграждён ярким и ласковым солнышком.
-?Вхождение в Дао подобно возвращению? - для того, чтобы понять, что такое Дао, здесь Мяу-Цзы рекомендует всем котам вернуться в образ маленького котёнка, ибо, только вернувшись в детство, можно начать познавать мир заново и стереть то неправильное представление о мире, которое сложилось за прожитые годы.
-?Поглощение Дао схоже с уподоблением? - когда ты лакаешь молоко из мисочки, то, наверное, думаешь, что поглощаешь его, а ведь это не совсем так. Когда ты чувствуешь вкус молока, то оно обостряет все твои вкусовые клетки, и уже ты поглощён им. А ты прочувствуй аромат тех трав, которые кушала сестрица-коровка, представь, как они растут, набирают силушку, омываются дождём и утренними росами и свободно колыхаются на ветру, - и молоко станет ещё вкуснее. Вот что значит уподобиться тому, что поглощаешь.
-?Восхождение к Дэ подобно спуску в долину? - это сравнение Мяу-Цзы основано на его представлении о горной долине. Она у него является верхом совершенства. Поэтому восхождение к добродетели он сравнивает со спуском в долину, которая даёт саму жизнь всему, что в ней обитает, благодаря тому, что в ней собирается живительная влага с окружающих её гор. Сама долина - и есть образец высшей добродетели. Сравни её с нашим местным Нижним прудом – он находится как раз в низине и вокруг него огромное количество всякой растительности и всякой живности, несмотря на то, что влагу он собирает в себе далеко не чистую.
-?Расширение Дэ кажется недостаточным? - вот простейший пример из нашей кошачьей жизни: на твоей тарелке лежит варёная рыбина, голова и хвост которой свисают с неё, то есть рыбина фактически шире тарелки. Но одной такой рыбины тебе недостаточно, чтобы утолить голод. Вот отсюда и недостаток при большой ширине. Углублять надо, а не расширять!
-?Распространение Дэ подобно расхищению? - так бывает с любыми стоящими идеями: только кто-то идею высказал, как уже находятся те, кто готов её украсть, а потом выдать за свою, и, что ещё хуже, использовать во зло. Поэтому Дао не надо распространять среди кого попало.
-?Прикосновение к истине подобно смешению с мутной водой? - прочь от истины, товарищи с грязными лапами и неумытой душой, так её недолго и запачкать! Если бы ты мог окунуть грязные лапы в струю чистой воды, то увидел бы, что она замутилась. Вот люди могут это сделать, для сравнения. К сожалению, люди с неумытыми душами встречаются значительно чаще, чем коты.
-?Великий квадрат не имеет углов?. Конечно, не имеет, - для находящегося внутри него. Сможешь ли ты, находясь в комнате, с точностью утверждать, что её углы прямые, а комната – квадрат, а не ромб? Увидеть углы квадрата можно только, находясь вне него и глядя на него сверху. А тем более, Великого квадрата, который имел в виду Мяу-Цзы,- ведь он говорил про весь Китай! А рассмотреть границы этой страны можно было бы только из недоступного космоса.
-?Великие способности позднее открываются? - главное, чтоб не слишком поздно.
-?Запредельный звук неслышно звучит? - да он ещё имеет название ультразвука у акустиков. Зато у нас, кошек, предел слышимости значительно выше, так что мы можем общаться между собой в диапазоне, недоступном возможностям людей. Но и для нас существует предел. А если бы его не было, то для нас бы не существовало тишины.
-?Великий образ не имеет формы? - есть такие образы, которые не только рамками формы, но и словами не опишешь. Вот, к примеру, твои любимые кошачьи консервы – они ведь круглые только в консервной банке. А если их выложить в квадратную тару, они становятся квадратными. Но вкусные – просто жуть, потому и Великие!
-?Сокровенное Дао не имеет названия? - да эту мысль Мяу-Цзы очень часто повторяет.
-?Только лишь Дао способно сделать богатым созревшего?. Для Мяу-Цзы настоящим богатством была всегда душа. Личность может стать духовно богатой, только встав на Путь, ну а пушистомудрый кот не может стать таковым, не будучи богатым духовно.
Следуют Дао уверенно, путь не меняя.
Люди обычного разума, Дао приняв,
Нить то удерживают, то внезапно теряют.
А недалёкие люди, услышав про Дао,
Громко смеются, так знанья любые встречая.
Без осмеянья бы истинным Дао не стало.
Противоречия в жизни есть Дао начала:
Ясное Дао туманно и неразличимо,
Проникновенье в него с возвращеньем сравнимо.
Стало с ним уподобленьем его поглощенье.
Словно в долину спускание, к Дэ восхожденье.
Цвет белоснежный глаз пятнами воспринимает.
Дэ расширение все недостатки вскрывает.
Распространение Дэ будто бы расхищение.
В истину вход, будто с мутной водою смешение.
Нет у Земли ни углов, ни окраин, ни крыши.
Дар уникальный позднее в себе открывают.
Звук запредельный для нашего уха не слышен.
Образ чудеснейший формами не выражают.
Дао от глаз и ушей посторонних сокрыто,
Имени нет у него и названье забыто.
Но лишь оно своей силой великой сумеет
Сделать богатым духовно того, кто созреет.
Несерьёзные замечания двух котов по поводу 41 чжана ?Дао Де Цзин?.
Тимофей:
- Ну, этот стих совсем противоречивый какой-то! Всё, что кажется белым, в нём выглядит совсем каким-то серым. Ну, прямо, как смотришь на тебя, Белый, а видишь меня Серого.
Степан:
- А что тебе, Серый, в нём показалось противоречивым? Мне кажется всё весьма логичным. Особенно если перейти к разбору его на кошачий лад.
Тимофей:
- Ну-ка, а вот с этого места поподробней: я весь – внимание. Даже могу тебе помочь начать, так как первые три пары строк вполне понятны. Кто такие кошки высоких материй - понятно, что такие же пушистомудрые, как ты. Не зря же я к тебе всегда обращаюсь со своими вопросами, потому что все эти соседские Васи и Барсики, впрочем как и я, относятся несомненно к обычным котам, которым трудно удерживать нить Дао постоянно. Недалёкие коты тоже встречаются: это те, кого жизнь выбросила на обочину, сильно раскрутив за хвост, лишив их дома и хозяев, как этого бездомного Рыжика. Он-то как раз, услышав про Дао, только громко фыркнул себе в усы. А вот в чём смысл фразы: ?Без их осмеяния не было бы оно истинным Дао??
Степан:
- Наши двуногие друзья говорят, что смех без причины – признак ?дурачины?. Так вот оценивать всех по себе невозможно. Тебя ждёт дома обед, а Рыжика на улице – только дождь, снег и ветер. У вас с ним не только среда обитания и условия жизни разные, но и ценности и интересы. Он находится в вечном поиске пропитания и борьбе за свою территорию. Поэтому задумываться над Великими учениями ему просто некогда. Вот и истины Дао для него непостижимы и недоступны.
Тимофей:
- Но дальше всё вообще перепутывается и меняется местами. Такое впечатление, что Великий Мяу-Цзы просто посмеялся над нами.
Степан:
- Нет, он и не думал смеяться. Просто древнекитайский язык даосов проще перевести на кошачий, чем на русский современный, поэтому я попробую тебе разъяснить смысл всех противоречивых выражений.
-?Ясное Дао подобно туману? - представь себе, что ты вышел ранним утром (не в 11 часов, когда ты выходишь и зеваешь, Соня, а часов так хотя бы в 8) на улицу, чтобы погреться на солнышке после вкусного завтрака, а там всё в тумане и солнца не видно. Можно, конечно, рассердившись, вернуться домой и продолжить давить мордашку где-нибудь в укромном уголке, а можно и подождать ?у-вэй?. Туман вскоре рассеется, и ты будешь вознаграждён ярким и ласковым солнышком.
-?Вхождение в Дао подобно возвращению? - для того, чтобы понять, что такое Дао, здесь Мяу-Цзы рекомендует всем котам вернуться в образ маленького котёнка, ибо, только вернувшись в детство, можно начать познавать мир заново и стереть то неправильное представление о мире, которое сложилось за прожитые годы.
-?Поглощение Дао схоже с уподоблением? - когда ты лакаешь молоко из мисочки, то, наверное, думаешь, что поглощаешь его, а ведь это не совсем так. Когда ты чувствуешь вкус молока, то оно обостряет все твои вкусовые клетки, и уже ты поглощён им. А ты прочувствуй аромат тех трав, которые кушала сестрица-коровка, представь, как они растут, набирают силушку, омываются дождём и утренними росами и свободно колыхаются на ветру, - и молоко станет ещё вкуснее. Вот что значит уподобиться тому, что поглощаешь.
-?Восхождение к Дэ подобно спуску в долину? - это сравнение Мяу-Цзы основано на его представлении о горной долине. Она у него является верхом совершенства. Поэтому восхождение к добродетели он сравнивает со спуском в долину, которая даёт саму жизнь всему, что в ней обитает, благодаря тому, что в ней собирается живительная влага с окружающих её гор. Сама долина - и есть образец высшей добродетели. Сравни её с нашим местным Нижним прудом – он находится как раз в низине и вокруг него огромное количество всякой растительности и всякой живности, несмотря на то, что влагу он собирает в себе далеко не чистую.
-?Расширение Дэ кажется недостаточным? - вот простейший пример из нашей кошачьей жизни: на твоей тарелке лежит варёная рыбина, голова и хвост которой свисают с неё, то есть рыбина фактически шире тарелки. Но одной такой рыбины тебе недостаточно, чтобы утолить голод. Вот отсюда и недостаток при большой ширине. Углублять надо, а не расширять!
-?Распространение Дэ подобно расхищению? - так бывает с любыми стоящими идеями: только кто-то идею высказал, как уже находятся те, кто готов её украсть, а потом выдать за свою, и, что ещё хуже, использовать во зло. Поэтому Дао не надо распространять среди кого попало.
-?Прикосновение к истине подобно смешению с мутной водой? - прочь от истины, товарищи с грязными лапами и неумытой душой, так её недолго и запачкать! Если бы ты мог окунуть грязные лапы в струю чистой воды, то увидел бы, что она замутилась. Вот люди могут это сделать, для сравнения. К сожалению, люди с неумытыми душами встречаются значительно чаще, чем коты.
-?Великий квадрат не имеет углов?. Конечно, не имеет, - для находящегося внутри него. Сможешь ли ты, находясь в комнате, с точностью утверждать, что её углы прямые, а комната – квадрат, а не ромб? Увидеть углы квадрата можно только, находясь вне него и глядя на него сверху. А тем более, Великого квадрата, который имел в виду Мяу-Цзы,- ведь он говорил про весь Китай! А рассмотреть границы этой страны можно было бы только из недоступного космоса.
-?Великие способности позднее открываются? - главное, чтоб не слишком поздно.
-?Запредельный звук неслышно звучит? - да он ещё имеет название ультразвука у акустиков. Зато у нас, кошек, предел слышимости значительно выше, так что мы можем общаться между собой в диапазоне, недоступном возможностям людей. Но и для нас существует предел. А если бы его не было, то для нас бы не существовало тишины.
-?Великий образ не имеет формы? - есть такие образы, которые не только рамками формы, но и словами не опишешь. Вот, к примеру, твои любимые кошачьи консервы – они ведь круглые только в консервной банке. А если их выложить в квадратную тару, они становятся квадратными. Но вкусные – просто жуть, потому и Великие!
-?Сокровенное Дао не имеет названия? - да эту мысль Мяу-Цзы очень часто повторяет.
-?Только лишь Дао способно сделать богатым созревшего?. Для Мяу-Цзы настоящим богатством была всегда душа. Личность может стать духовно богатой, только встав на Путь, ну а пушистомудрый кот не может стать таковым, не будучи богатым духовно.
Метки: